Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ 10
1.1. Определение понятия информационно-образовательная среда 10
1.2. Функции и структура информационно-образовательной среды 21
1.3. Теоретическая модель управления информационно -
образовательной средой 33
1.4. Критерии эффективности управления информационно-
образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования 45
Выводы по первой главе 54
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФИЛИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ 56
2.1. Специфика информационно-образовательной среды в учреждении
среднего профессионального образования 56
2.2. Характеристика управления информационно-образовательной
средой Асбестовско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК» 62
2.3. Анализ состояния информационно-образовательной среды
Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК» 73
Выводы по второй главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ 10
1.1. Определение понятия информационно-образовательная среда 10
1.2. Функции и структура информационно-образовательной среды 21
1.3. Теоретическая модель управления информационно -
образовательной средой 33
1.4. Критерии эффективности управления информационно-
образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования 45
Выводы по первой главе 54
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФИЛИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ 56
2.1. Специфика информационно-образовательной среды в учреждении
среднего профессионального образования 56
2.2. Характеристика управления информационно-образовательной
средой Асбестовско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК» 62
2.3. Анализ состояния информационно-образовательной среды
Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК» 73
Выводы по второй главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования обусловлена происходящими социально-экономическими переменами в России, когда существенную роль в сохранении и развитии экономики страны играют квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием. В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны».
Для системы профессионального образования наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией организаций среднего профессионального образования, безусловно, большую роль в развитии среднего профессионального образования играет возросшая роль социального партнерства в деятельности организаций. Перевод организаций среднего профессионального образования на региональный (федеральный) уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование и профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных организаций должны актуализировать поиск моделей управления информационно-образовательной средой для организации эффективной подготовки специалистов среднего профессионального образования. Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели управления информационно-образовательной средой, которая будет способствовать эффективному управлению организации, реализующей программы подготовки среднего профессионального образования.
В процессе данного исследования изучались работы связанные с построением моделей управления информационно-образовательной средой направленных на организацию деятельности организаций среднего профессионального образования (Г.Д. Бухарова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, З.С. Сазонова, П.И. Третьяков и др.); внедрением инструментов стратегического планирования и управления в современных образовательных организациях (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, В.М. Демин, A. Н. Лейбович, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов и др.); использованием маркетинговых механизмов в системе управления образовательными организациями среднего профессионального образования (З.Г. Данилова, Л.М. Наумова и др.); а также построение системы управления качеством в образовательных организациях (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, B. В. Кондратьев, А.М. Новиков и др.).
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации управленческой системы профессиональных организаций (З.Г. Данилова, Р.И. Исаев), вопросам переосмысления отдельных аспектов, функций, принципов или компонентов управления или организационных структур профессиональных организаций (В.М. Демин, В.В. Кондратьев). Несмотря на это, незатронутыми остаются вопросы, которые связаны с обоснованием модели управления образовательным процессом в профессиональных организациях, основанных на использовании кадровых, методических, материальных возможностях, которыми располагает организация, с целью повышения эффективности подготовки специалистов.
В процессе анализа практики деятельности организаций системы среднего профессионального образования выявлено, что одной из причин, которая не дают в полной мере развиваться профессиональным организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего управления информационно-образовательной средой. Несомненно, руководители профессиональных организаций совершают попытки активизировать отдельные элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, и не способствуют повышению эффективности подготовки кадров. Директора образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Просматривается потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия:
- между требованиями повышения доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны, и между низкой эффективности внутреннего управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования;
- между актуализацией процесса поиска моделей управления информационно-образовательной средой в среднем профессиональном образовании, повышающих эффективность подготовки специалистов, и между не рациональным подходом к выбору управленческих решений по организации управления информационно-образовательной средой не способствующих не только к развитию этого процесса управления, но и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных рекомендациях
по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и между отсутствием обоснованных моделей управления информационно-образовательной средой в системе среднего профессионального образования, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей.
Из обозначенных противоречий следует проблема исследования: каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе среднего профессионального образования, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Цель исследования - на основе анализа компонентов информационно - образовательной среды разработать модель управления информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования - управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования - механизмы управления информационно - образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ результативности использования управления информационно¬ образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- Анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- Изучить возможные методики оценки качества информационно-образовательной среды среднего профессионального образования;
- Рассмотреть функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой;
- Определить критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями среднего профессионального образования, работ в области технологий, проектирования, моделирования; анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению информационно-образовательной средой.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период с 2016-2018 г.г.:
На первом этапе (2016-2017 г.г.) анализировались философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) рассмотрены функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой, определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
На третьем этапе (2018 г.) осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
База проведения анализа деятельности среднего профессионального образования: Асбестовско-Сухоложского филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж», г. Сухой Лог, пер. Фрунзе, д. 11-А.
Научная новизна исследования:
1) проведен анализ особенностей функционирования и управления
информационно-образовательной средой в Асбестовско-Сухоложском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж»;
2) определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы в системе среднего профессионального образования как объекта управления информационно-образовательной средой, решение которых позволили обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе исследования выдвинута гипотеза: анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
2. В ходе исследования выявлены проблемы в системе среднего профессионального образования как объекта управления информационно - образовательной средой.
3. Определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
4. Проведен SWOT-анализ состояния информационно-
образовательной среды Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК».
5. Проведено анкетирование административно-управленческого аппарата, педагогов, обучающихся и родителей Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК».
Результаты выпускной квалификационной работы представлены в публикациях: статья «Создание информационно - образовательной среды в образовательных организациях, как условие достижения нового качества образования» в печатном сборнике II Международной научно-практической конференции «Научные исследования и современное образование»; статья «Организация управления образовательным процессом в учреждении среднего профессионального образования» в печатном сборнике III Международной научно-практической конференции «Современная образовательная среда: теория и практика».
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.
Для системы профессионального образования наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией организаций среднего профессионального образования, безусловно, большую роль в развитии среднего профессионального образования играет возросшая роль социального партнерства в деятельности организаций. Перевод организаций среднего профессионального образования на региональный (федеральный) уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование и профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных организаций должны актуализировать поиск моделей управления информационно-образовательной средой для организации эффективной подготовки специалистов среднего профессионального образования. Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели управления информационно-образовательной средой, которая будет способствовать эффективному управлению организации, реализующей программы подготовки среднего профессионального образования.
В процессе данного исследования изучались работы связанные с построением моделей управления информационно-образовательной средой направленных на организацию деятельности организаций среднего профессионального образования (Г.Д. Бухарова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, З.С. Сазонова, П.И. Третьяков и др.); внедрением инструментов стратегического планирования и управления в современных образовательных организациях (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, В.М. Демин, A. Н. Лейбович, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов и др.); использованием маркетинговых механизмов в системе управления образовательными организациями среднего профессионального образования (З.Г. Данилова, Л.М. Наумова и др.); а также построение системы управления качеством в образовательных организациях (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, B. В. Кондратьев, А.М. Новиков и др.).
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации управленческой системы профессиональных организаций (З.Г. Данилова, Р.И. Исаев), вопросам переосмысления отдельных аспектов, функций, принципов или компонентов управления или организационных структур профессиональных организаций (В.М. Демин, В.В. Кондратьев). Несмотря на это, незатронутыми остаются вопросы, которые связаны с обоснованием модели управления образовательным процессом в профессиональных организациях, основанных на использовании кадровых, методических, материальных возможностях, которыми располагает организация, с целью повышения эффективности подготовки специалистов.
В процессе анализа практики деятельности организаций системы среднего профессионального образования выявлено, что одной из причин, которая не дают в полной мере развиваться профессиональным организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего управления информационно-образовательной средой. Несомненно, руководители профессиональных организаций совершают попытки активизировать отдельные элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, и не способствуют повышению эффективности подготовки кадров. Директора образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Просматривается потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия:
- между требованиями повышения доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны, и между низкой эффективности внутреннего управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования;
- между актуализацией процесса поиска моделей управления информационно-образовательной средой в среднем профессиональном образовании, повышающих эффективность подготовки специалистов, и между не рациональным подходом к выбору управленческих решений по организации управления информационно-образовательной средой не способствующих не только к развитию этого процесса управления, но и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных рекомендациях
по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и между отсутствием обоснованных моделей управления информационно-образовательной средой в системе среднего профессионального образования, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей.
Из обозначенных противоречий следует проблема исследования: каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе среднего профессионального образования, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Цель исследования - на основе анализа компонентов информационно - образовательной среды разработать модель управления информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования - управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования - механизмы управления информационно - образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ результативности использования управления информационно¬ образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- Анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- Изучить возможные методики оценки качества информационно-образовательной среды среднего профессионального образования;
- Рассмотреть функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой;
- Определить критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями среднего профессионального образования, работ в области технологий, проектирования, моделирования; анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению информационно-образовательной средой.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в три этапа в период с 2016-2018 г.г.:
На первом этапе (2016-2017 г.г.) анализировались философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) рассмотрены функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой, определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
На третьем этапе (2018 г.) осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
База проведения анализа деятельности среднего профессионального образования: Асбестовско-Сухоложского филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж», г. Сухой Лог, пер. Фрунзе, д. 11-А.
Научная новизна исследования:
1) проведен анализ особенностей функционирования и управления
информационно-образовательной средой в Асбестовско-Сухоложском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж»;
2) определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы в системе среднего профессионального образования как объекта управления информационно-образовательной средой, решение которых позволили обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе исследования выдвинута гипотеза: анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
2. В ходе исследования выявлены проблемы в системе среднего профессионального образования как объекта управления информационно - образовательной средой.
3. Определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры.
4. Проведен SWOT-анализ состояния информационно-
образовательной среды Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК».
5. Проведено анкетирование административно-управленческого аппарата, педагогов, обучающихся и родителей Асбестоско-Сухоложского филиала ГБПОУ «СОМК».
Результаты выпускной квалификационной работы представлены в публикациях: статья «Создание информационно - образовательной среды в образовательных организациях, как условие достижения нового качества образования» в печатном сборнике II Международной научно-практической конференции «Научные исследования и современное образование»; статья «Организация управления образовательным процессом в учреждении среднего профессионального образования» в печатном сборнике III Международной научно-практической конференции «Современная образовательная среда: теория и практика».
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.
Целью работы являлось на основе анализа компонентов информационно-образовательной среды разработать модель управления информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования, которая позволит найти результативные механизмы управления данной средой. Определить, каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе среднего профессионального образования, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
В работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда», определены теоретические аспекты возможной структуры организации ИОС, исходя из задач, которые должна решать ИОС образовательной организации, рассмотрены мировые тенденции в подходах к оценке качества информационно-образовательной среды колледжа и проблемы, которые возникают при оценке ее результативности.
В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические основы технологий жестких и мягких изменений, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания. Для оценки информационно-технического аспекта состояния ИОС филиала, был проведен SWOT-анализ. Для оценки организационного и педагогического аспектов состояния информационно-образовательной среды проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИКТ в организационной, методической и образовательной практике филиала. Кроме того, проведено анкетирование родителей и обучающихся филиала для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным (проектное обучение) формам обучения.
Основные выводы исследования:
1. Создание информационно-образовательной среды, выступая с одной стороны как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации филиала.
2. Компоненты информационно-образовательной среды взаимосвязаны: изменение в содержании в одном компоненте, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
3. Оснащение филиала компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ИКТ-технологий.
4. Повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
5. Для достижения новых образовательных результатов обучающихся в филиале необходимо создать особую культуру, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие социального капитала образовательной организации.
6. Наиболее адекватно отвечает целям управления развитием информационно-образовательной среды в контексте модернизации образования модель ИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ИКТ на совершенствование филиала;
- рассматривает воздействие ИКТ на учение и обучение, связанная с результатами обучения и стратегией обучения.
7. Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Основные результаты исследования:
1. Изучены возможные методики оценки качества информационно-образовательной среды среднего профессионального образования;
2. Рассмотрены функции, структура и проблемы управления информационно-образовательной средой;
3. Проведен анализ особенностей функционирования и управления
информационно-образовательной средой в Асбестовско-Сухоложском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж»;
4. Определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры;
5. Представлена модель информационно-образовательной среды филиала.
В заключение хочется отметить, что создание и реализация модели информационно-образовательной среды возможна при условии наращивания профессионального капитала, который в свою очередь состоит из человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений.
Педагог должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, «он должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей с применением ИКТ-технологий.
В работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда», определены теоретические аспекты возможной структуры организации ИОС, исходя из задач, которые должна решать ИОС образовательной организации, рассмотрены мировые тенденции в подходах к оценке качества информационно-образовательной среды колледжа и проблемы, которые возникают при оценке ее результативности.
В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические основы технологий жестких и мягких изменений, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания. Для оценки информационно-технического аспекта состояния ИОС филиала, был проведен SWOT-анализ. Для оценки организационного и педагогического аспектов состояния информационно-образовательной среды проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИКТ в организационной, методической и образовательной практике филиала. Кроме того, проведено анкетирование родителей и обучающихся филиала для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным (проектное обучение) формам обучения.
Основные выводы исследования:
1. Создание информационно-образовательной среды, выступая с одной стороны как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации филиала.
2. Компоненты информационно-образовательной среды взаимосвязаны: изменение в содержании в одном компоненте, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
3. Оснащение филиала компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ИКТ-технологий.
4. Повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
5. Для достижения новых образовательных результатов обучающихся в филиале необходимо создать особую культуру, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие социального капитала образовательной организации.
6. Наиболее адекватно отвечает целям управления развитием информационно-образовательной среды в контексте модернизации образования модель ИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ИКТ на совершенствование филиала;
- рассматривает воздействие ИКТ на учение и обучение, связанная с результатами обучения и стратегией обучения.
7. Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Основные результаты исследования:
1. Изучены возможные методики оценки качества информационно-образовательной среды среднего профессионального образования;
2. Рассмотрены функции, структура и проблемы управления информационно-образовательной средой;
3. Проведен анализ особенностей функционирования и управления
информационно-образовательной средой в Асбестовско-Сухоложском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж»;
4. Определены критерии эффективности системы управления среднего профессионального образования в рамках филиальной структуры;
5. Представлена модель информационно-образовательной среды филиала.
В заключение хочется отметить, что создание и реализация модели информационно-образовательной среды возможна при условии наращивания профессионального капитала, который в свою очередь состоит из человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений.
Педагог должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, «он должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей с применением ИКТ-технологий.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Разработка учебно-дидактических материалов но теме «Конденсаторы» для профильных учреждений среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ АВТОМЕХАНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование системы управления информационно-образовательной средой в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Разработка проекта «Фонд оценочных средств» по дисциплине «Муниципальное право» для студентов учреждений среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



