ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
познавательной активности детей дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 29
2.1. Организация и методики изучения особенностей мотивации
познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по речевому развитию 29
2.2. Анализ результатов обследования 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 43
3.1. Описание коррекционной программы, направленной на развитие
мотивации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по речевому развитию 43
3.2. Формирующий эксперимент 48
3.3. Контрольный эксперимент 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
Мотивация имеет важную роль в жизни человека, так как под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Вопрос о познавательной мотивации является центральным в современном образовательном учреждении, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Особенно важно изучать мотивацию у обучающихся старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Данной проблеме посвящены работы отечественных (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Д. Н. Узнадзе и др.), и зарубежных авторов (Й. Лингарт, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г. Холл и др.).
Данные, полученные в некоторых исследованиях из области педагогической психологии, свидетельствуют о том, что высокая позитивная познавательная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков. Таким образом, правильно построенная работа по коррекции и развитию познавательной мотивации обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития позволит повысить успешность их учебной деятельности.
Занятия по развитию речи являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют важную роль не только в развитии познавательных навыков обучающихся, но и в развитии коммуникативных навыков, что в целом способствует социализации обучающегося.
Проблема познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - это не только научная, но в первую очередь реально - практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.
Цель исследования - изучить особенности познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - особенности познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать методики психологической диагностики для изучения особенностей познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Подобрать методы и методики, направленные на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на изучение эффективности проведенной работы по развитию позитивной познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Вопрос о развитии познавательной мотивации у детей с задержкой психического развития является центральным в современной системе образования, так как познавательная мотивация является системой побуждений, которая определяет активность обучающихся в процессе учебной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития познавательные мотивы реализуются несвоевременно, вследствие нарушения темпа психического развития. Данная категория детей сталкивается с рядом трудностей в процессе обучения, главенствующая из которых трудности в усвоении учебного материала в связи с низкой познавательной мотивацией.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики познавательной мотивации у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Подобрать методики психологической диагностики для изучения особенностей познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Подобрать методы и методики, направленные на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на изучение эффективности проведенной работы по развитию позитивной познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «познавательная мотивация», «позитивная познавательная мотивация».
Для исследования познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. Пиктографический тест «Детский сад» (в модификации) (А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов).
2. Методика изучения познавательной мотивации по Н. Л. Белопольской.
3. Методика «Лесенка побуждений» (Н. Е. Елфимова).
По каждой методике был выявлен уровень мотивации учения, а также выбор мотивов учения.
Таким образом, по результатам исследования было выявлено:
- преобладание игровых мотивов обучения - 7 участников;
- преобладание социальных мотивов обучения - 2 участника;
- преобладание познавательных мотивов - 2 участников.
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития низкий уровень развития познавательной мотивации.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие познавательной мотивации.
Были определены методы и методики, направленные на развитие позитивной познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через занятия по развитию речи.
На формирующем этапе эксперимента были апробированы методы и приемы, направленные на развитие позитивной познавательной мотивации у детей с задержкой психического развития в рамках занятий по развитию речи. Реализация данных методов проходила в период с марта по апрель 2019 года на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №369 для детей с задержкой психического развития».
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий: «Знакомство», «Строим дом», «Парочки», «Сочинитель», «Детский сад», «Заколдованное письмо», «Любимые занятия», «Космическое настроение», «Близнецы», «Учат в детском саду».
Работа проводилась в групповых занятиях по развитию речевой сферы, что давало возможность развивать не только познавательную мотивацию у данной категории обучающихся, но и коммуникативные навыки дошкольников. Коррекционно-развивающие занятия были построены таким образом, что в процессе занятий у группы обучающихся шло воспитание уважительного отношения друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря включению обучающихся старшего дошкольного возраста в совместную деятельность. Это является благоприятным условием для развития позитивной познавательной мотивации, так как обучающийся, который верит и чувствует свои силы, а также видит поддержку группы, намного успешнее в решении умственных задач. Доверительная и доброжелательная атмосфера в группе благоприятно способствовала достижению поставленных целей и получению положительных эмоции среди участников эксперимента.
Задачи формирующего этапа эксперимента решены.
Целью контрольного этапа эксперимента являлась оценка эффективности проведения коррекционной работы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи, является отслеживание динамики развития позитивной познавательной мотивации. Выборку испытуемых данного этапа эксперимента составили 6 мальчиков, которые продемонстрировали в ходе проведения констатирующего эксперимента низкий уровень развития позитивной познавательной мотивации.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что наблюдается незначительная динамика развития позитивной познавательной мотивации.
Развитие позитивной познавательной мотивации, долгосрочный процесс, который требует систематического и комплексного подхода.
1. Аржакаева, Т. А. Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе [Текст] / Т. А. Аржакаева, И. В. Вачков,
A. Х. Попова. - Москва : Генезис, 2012. - 312 с.
2. Белопольская, Н. Л. Мотивация детей с ЗПР в условиях психического насыщения [Текст] / Н. Л. Белопольская // Дефектология. - 1975. - № 1. - С. 25-28.
3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Белопольская. - М. : Просвещение, 1985. - 370 с.
4. Блинова, Е. Р. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей - не мало ли? [Текст] / Е. Р. Блинова // Народное образование. - 2010 - № 6. - С. 210-220.
5. Бодалев, А. А. Мотивация и личность [Текст] : сборник научных трудов / А. А. Бодалев. - М. : АСТ, 2007. - 142 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - Москва : МГУ, 1990. - 283 с.
8. Дети с задержкой психического развития [Текст] : учебник / под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Смысл, 1984. - 377 с.
9. Долгова, В. И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов /
B. И. Долгова, Л. В. Иванова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. - Челябинск : АТОКСО, 2008. - 100 с.
10. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 14-27.
11. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности [Текст] /
A. Л. Журавлев. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 640 с.
12. Загорная, Е. В. Справочник школьного психолога [Текст] / Е. В. Загорная. - М. : Наука и техника, 2017. - 331 с.
13. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебник / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2004. - 432 с.
14. Зимняя, А. А. Педагогическая психология [Текст] / А. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2007. - 144 с.
15. Иванников, В. А. Волевая саморегуляция процесса мотивации [Текст] / В. А. Иванников, А. В. Монроз // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 35. - С. 38-51.
...