Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №96480

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК
УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИЧИНАМИ
КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1. Понятие «конфликтологической компетентности» в исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2. История развития представлений о конфликтологической
компетентности в отечественной психологии 12
1.3. Степень разработанности проблемы конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 15
1.4. Представления о компонентах конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 27
2.1. Общая организация и используемые методики 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТРЕНИНГА) 39
3.1. Организация исследования и используемые методики 39
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Проблема исследования. В настоящее время остро стоит вопрос о профессиональной компетентности работников детских домов-интернатов, в связи с участившимися случаями нарушениями прав несовершеннолетних, а также повышением уровня смертности несовершеннолетних, вынужденных из-за своих физических недостатков и (или) умственной отсталости находится под постоянным наблюдением специалистов. Однако нарушения прав несовершеннолетних в детских домах-интернатах наблюдались и раньше, так, например, в небезызвестном, благодаря Уполномоченному по правам человека при президенте Российской Федерации Павлу Астахову, Павловском доме-интернате (ДДИ) №4 еще 10-15 назад несмотря на это системная проблема самого большого в Европе социозащитного специализированного учреждения для детей с отклонениями в развитии так и не решена. Не решена она и, в также небезызвестном, екатеринбургском детском доме-интернате для умственно отсталых детей на улице Ляпустина.
Исследования в области нарушений прав несовершеннолетних в ДДИ показали, что административное урегулирование, заключающееся в принятии мер по отстранению от замещаемых должностей должностных лиц надзорных органов, увольнению провинившихся сотрудников интернатов, ротации кадрового обеспечения интернатов, а также по реорганизации является малоэффективным способом решения системной проблемы.
Однако таким способом мог бы выступить комплекс профилактических мер направленный на повышение конлфиктологической компетентности в педагогической среде детских домов-интернатов, включающий в себя профилактику эмоционального выгорания педагогов; формирование у педагогов систематизированных представлений об основных типах конфликтов, способах предупреждения и их конструктивного разрешения; развитие, как мотивационной сферы педагогов, так и организационной культуры педагогического коллектива детских домов-интернатов.
Вышесказанные обстоятельства определили тему выпускной квалификационной работы: Предупреждение и управление социально- психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
В качестве объекта исследования была взята конфликтологическая компетентность, как вид профессиональной компетентности педагога.
Предметом исследования является динамика показателей конфликтологической компетентности в педагогической среде.
Целью исследования является разработка подходов (разработка формирующего эксперимента) к развитию конфликтологической компетентности как условия предупреждения и управления социально-психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть социально-психологические причины конфликтов в педагогическом коллективе, определить основы предупреждения и управления;
2) Проанализировать научные источники по проблеме конлфиктологической компетентности, основные социально¬ психологические и общепсихологические подходы к проблеме изучения конфликтной компетентности педагога, установить структурные характеристики конфликтной компетентности личности;
3) Провести эмпирическое исследование, проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
4) Разработать программу тренинга, направленного на формирование конлфиктологической компетентности;
5) Провести комплекс тренинговых занятий в педагогическом коллективе, проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Гипотезы: тренинг, направленный на формирование конлфиктологической компетентности будет способствовать повышению уровня конлфиктологической компетентности у педагогов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или «климатические возмущения», в педагогическом коллективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.
Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
Рассмотрев историю развития представлений о конлфиктологической компетентности в отечественной и зарубежной психологии, были сделаны выводы, что широкий спектр определений конфликтологической компетентности с точки зрения различных научных направлений отражает неоднозначность позиций авторов и показывает многомерность подходов к изучению данной проблемы. Синтезировав исходные понятия и проанализировав имеющиеся исследования, под конфликологической компетентностью мы будем понимать способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.
Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует единого взгляда ученых на вопрос о функциональных характеристиках конфликтологической компетентности и отсутствует общепринятый исследователями подход к рассмотрению структурных составляющих конфликтной компетентности, нет единых критериев для выделения ее компонентов. Проведенный сравнительный анализ различных подходов позволил нам сделать вывод о необходимости четкой интеграции отдельных личностных качеств в компоненты, составляющие структуру конфликтной компетентности.
При определенной разработанности проблемы конфликтологической компетентности, в современных исследованиях не представлены работы, отражающие целостную систему формирования конфликтологической компетентности, того комплекса знаний, умений и практических навыков, которые позволяют педагогу-психологу выполнять функции профессионального труда в специфической конфликтогенной среде.
Исходя из приведенного анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что понятие конфликтологической компетентности на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных в психологии и, несмотря на свою новизну, уже имеет ряд теоретических подходов и вариантов трактовки. Но существует недостаток практико-ориентированных исследований данной проблемы, ее влияния и взаимосвязи с педагогической деятельностью. Также большую актуальность на наш взгляд имеет разработка методик, направленных на повышение конфликтной компетентности с целью увеличить эффективность межличностных и профессиональных коммуникаций, что особенно актуально для педагогической среды.
В дипломной работе разработан социально-психологический тренинг с учетом выявленных особенностей конфликтной компетентности педагога в процессе его профессиональной деятельности. Акцент в тренинге был сделан на использовании активных методов обучения. Это связано с тем, что данные методы обеспечивают возможность моделирования конфликтных ситуаций, способствуют высокой степени вовлеченности участников группы в совместную деятельность, предполагают поэтапную оценку успешности и полноты усвоения изучаемого материала.
Эффективность программы определялась по личностному, содержательному, операциональному критериям.



1. Акимова, Е.Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном конфликте : дис. канд. пед. наук. Н. Новгород.: 1999. - 226 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2012.- 254 с.
3. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2016. - 528 с.
4. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я Анцупов, А.Я. Шипилов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
5. Бекмаганбетова, Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте / Г.Г. Бекмаганбетова // Начальная школа плюс До и После, 2013. - 383 с.
6. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. д-ра пед. наук. Калининград, 2009. - 260 с.
7. Вяккерев, Ф.Ф. Философия конфликта. Философские основания конфликтологии / Ф.Ф. Вяккерев. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - 300 с.
8. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2012. - 528 с.
9. Дорохова, А.В., Юдина Ю.Г. Современные образовательные технологии - есть ли выбор? / А.В. Дорохова // Наука Красноярья, 2012. - 230 с.
10. Дринка, З.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: дис. канд. пед. наук. Калининград, 2000. - 110 с.
11. Ефимова Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. - 24 с.
12. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев - М., 1995. - 183 с.
13. Зазыкин, В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих / В.Г. Зазыкин // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Материалы НПК. - М.: РАГС,2008. - 296 с.
14. Ивченко, Д.В. Формирование конфликтологической
компетентности специалиста таможенной службы: дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2000 - 167 с.
15. Комалова, Л.Р. Лингвистический аспект конфликтологической компетентности / Л.Р. Комалова. - автореф. Дисс. канд. филол. Наук. - Москва, 2010. - 24 с.
16. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / Ин-т «Открытое о-во», Междунар. акад. психол. наук, Яросл. регион. отделение РПО. - М.; Ярославль: Ремдер, 2003. - 183.
17. Конфликтология : учебник / под ред. В.П. Ратников. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 120 с.
18. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4¬е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
19. Кузина, А.А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2007. - 21 с.
20. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 229 с.
21. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин . - СПб.: Речь, 2014. - 408 с.
22. Ликсон, Ч. Конфликт: семь шагов к миру / Ч. Ликсон. - СПб.: Питер, 2007. - 59 с.
23. Лукашонок, Л.А. Профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед.
наук. М., 1998. - 157 с.
24. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. - М.: ВЛАДОС., 2004. - 288 с.
25. Митюк, В.И. Типология конфликтов между учителем и учащимся и система работы по предупреждению и разрешению конфликтов в школе: дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. - 154 с.
26. Основы конфликтологии / под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997. - 254 с.
27. Петровская, Л. А. Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. К. М. Жукова, Л. Д. Петровской, О. В. Соловьевой. - М.: Смысл, 2006. - 167 с.
28. Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / Л.А. Петровская // Вестн. Моск. ун-та. Психология. - 2007. - 56 с.
29. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. / Л.А. Петровская - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 145с.
30. Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста / Т.П. Петухова Вестник Оренбургского государственного университета. 2005., - 325 с.
31. Пилипец, И.С. Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников: дис. канд. пед. наук. Самара, 1998.- 206 с.
32. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
33. Разуваева, Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ/ Т.А. Разуева //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. - 569 с.
34. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом
процессе / М.М. Рыбакова - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
35. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста/ Н.В. Самсонова // Высш. образование в России., 2003. - 246 с.
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2000. - 430 с.
37. Саралиева, Т. Р. Система педагогического содействия повышению конфликтологической компетентности учителя: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.emissia.org/offline/2011/1653
38. Теплоухов, А. П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза / А.П. Теплоухов // Школа будущего - М.: 2011. - 131 с.
39. Трушина, Е.В. Актуальность дисциплины «Конфликтология» как отрасли науки, преподаваемой в высшей школе: монография. / Е.В. Трушина - Тула: ТулГу, 2011. - 420 с.
40. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин - М.: «Тандем» ЭК-МОСА, 2015. - 103 с.
41. Харханова, Г.С. Конфликтологическая составляющая
профессиональной подготовки // Г.С. Харханова Профессиональное образование. - М.: «Столица». 2005. - 250 с.
42. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие./ Б.И.Хасан.- М.: Академия, 1996. - 192 с.
43. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М.: Academia, 2013. - 192 с.
44. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 2012. - 157 с.
45. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар: КубГТУ, 2013. - 166 с.
46. Худаева, М.Ю. Психологические условия развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. дис:
канд.псих-х. наук. - Белгород, 2007. - 148 с.
47. Царан, А.А. Формирование нравственных отношений будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного самоопределения / А.А. Царан // Современные проблемы науки и образования. - М.: 2014. - 20 с.
48. Шемятихин, В.А. Проблема изучения конфликтологической компетентности преподавателя в области безопасности жизнедеятельности /В.А. Шемятихин//Культура безопасности: проблемы и перспективы: мате-риалы 1-й Междунар. науч.- практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. -169 с.
49. Шумилова, Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе: монография. Челябинск: Дитрих, 2011. - 258 с.
50. Щербакова, О. В. О технологическом обеспечении формирования конфликтологической компетентности у будущих государственных служащих / О.В. Щербакова // Известия Саратов. ун-та. Новая сер., 2014. Т. 11. -103 с
51. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 250 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ