ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК
УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИЧИНАМИ
КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1. Понятие «конфликтологической компетентности» в исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2. История развития представлений о конфликтологической
компетентности в отечественной психологии 12
1.3. Степень разработанности проблемы конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 15
1.4. Представления о компонентах конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 27
2.1. Общая организация и используемые методики 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТРЕНИНГА) 39
3.1. Организация исследования и используемые методики 39
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК
УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИЧИНАМИ
КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1. Понятие «конфликтологической компетентности» в исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2. История развития представлений о конфликтологической
компетентности в отечественной психологии 12
1.3. Степень разработанности проблемы конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 15
1.4. Представления о компонентах конфликтологической
компетентности в педагогическом коллективе 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 27
2.1. Общая организация и используемые методики 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТРЕНИНГА) 39
3.1. Организация исследования и используемые методики 39
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблема исследования. В настоящее время остро стоит вопрос о профессиональной компетентности работников детских домов-интернатов, в связи с участившимися случаями нарушениями прав несовершеннолетних, а также повышением уровня смертности несовершеннолетних, вынужденных из-за своих физических недостатков и (или) умственной отсталости находится под постоянным наблюдением специалистов. Однако нарушения прав несовершеннолетних в детских домах-интернатах наблюдались и раньше, так, например, в небезызвестном, благодаря Уполномоченному по правам человека при президенте Российской Федерации Павлу Астахову, Павловском доме-интернате (ДДИ) №4 еще 10-15 назад несмотря на это системная проблема самого большого в Европе социозащитного специализированного учреждения для детей с отклонениями в развитии так и не решена. Не решена она и, в также небезызвестном, екатеринбургском детском доме-интернате для умственно отсталых детей на улице Ляпустина.
Исследования в области нарушений прав несовершеннолетних в ДДИ показали, что административное урегулирование, заключающееся в принятии мер по отстранению от замещаемых должностей должностных лиц надзорных органов, увольнению провинившихся сотрудников интернатов, ротации кадрового обеспечения интернатов, а также по реорганизации является малоэффективным способом решения системной проблемы.
Однако таким способом мог бы выступить комплекс профилактических мер направленный на повышение конлфиктологической компетентности в педагогической среде детских домов-интернатов, включающий в себя профилактику эмоционального выгорания педагогов; формирование у педагогов систематизированных представлений об основных типах конфликтов, способах предупреждения и их конструктивного разрешения; развитие, как мотивационной сферы педагогов, так и организационной культуры педагогического коллектива детских домов-интернатов.
Вышесказанные обстоятельства определили тему выпускной квалификационной работы: Предупреждение и управление социально- психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
В качестве объекта исследования была взята конфликтологическая компетентность, как вид профессиональной компетентности педагога.
Предметом исследования является динамика показателей конфликтологической компетентности в педагогической среде.
Целью исследования является разработка подходов (разработка формирующего эксперимента) к развитию конфликтологической компетентности как условия предупреждения и управления социально-психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть социально-психологические причины конфликтов в педагогическом коллективе, определить основы предупреждения и управления;
2) Проанализировать научные источники по проблеме конлфиктологической компетентности, основные социально¬ психологические и общепсихологические подходы к проблеме изучения конфликтной компетентности педагога, установить структурные характеристики конфликтной компетентности личности;
3) Провести эмпирическое исследование, проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
4) Разработать программу тренинга, направленного на формирование конлфиктологической компетентности;
5) Провести комплекс тренинговых занятий в педагогическом коллективе, проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Гипотезы: тренинг, направленный на формирование конлфиктологической компетентности будет способствовать повышению уровня конлфиктологической компетентности у педагогов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Исследования в области нарушений прав несовершеннолетних в ДДИ показали, что административное урегулирование, заключающееся в принятии мер по отстранению от замещаемых должностей должностных лиц надзорных органов, увольнению провинившихся сотрудников интернатов, ротации кадрового обеспечения интернатов, а также по реорганизации является малоэффективным способом решения системной проблемы.
Однако таким способом мог бы выступить комплекс профилактических мер направленный на повышение конлфиктологической компетентности в педагогической среде детских домов-интернатов, включающий в себя профилактику эмоционального выгорания педагогов; формирование у педагогов систематизированных представлений об основных типах конфликтов, способах предупреждения и их конструктивного разрешения; развитие, как мотивационной сферы педагогов, так и организационной культуры педагогического коллектива детских домов-интернатов.
Вышесказанные обстоятельства определили тему выпускной квалификационной работы: Предупреждение и управление социально- психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
В качестве объекта исследования была взята конфликтологическая компетентность, как вид профессиональной компетентности педагога.
Предметом исследования является динамика показателей конфликтологической компетентности в педагогической среде.
Целью исследования является разработка подходов (разработка формирующего эксперимента) к развитию конфликтологической компетентности как условия предупреждения и управления социально-психологическими причинами конфликтов в педагогическом коллективе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть социально-психологические причины конфликтов в педагогическом коллективе, определить основы предупреждения и управления;
2) Проанализировать научные источники по проблеме конлфиктологической компетентности, основные социально¬ психологические и общепсихологические подходы к проблеме изучения конфликтной компетентности педагога, установить структурные характеристики конфликтной компетентности личности;
3) Провести эмпирическое исследование, проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
4) Разработать программу тренинга, направленного на формирование конлфиктологической компетентности;
5) Провести комплекс тренинговых занятий в педагогическом коллективе, проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.
Гипотезы: тренинг, направленный на формирование конлфиктологической компетентности будет способствовать повышению уровня конлфиктологической компетентности у педагогов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или «климатические возмущения», в педагогическом коллективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.
Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
Рассмотрев историю развития представлений о конлфиктологической компетентности в отечественной и зарубежной психологии, были сделаны выводы, что широкий спектр определений конфликтологической компетентности с точки зрения различных научных направлений отражает неоднозначность позиций авторов и показывает многомерность подходов к изучению данной проблемы. Синтезировав исходные понятия и проанализировав имеющиеся исследования, под конфликологической компетентностью мы будем понимать способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.
Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует единого взгляда ученых на вопрос о функциональных характеристиках конфликтологической компетентности и отсутствует общепринятый исследователями подход к рассмотрению структурных составляющих конфликтной компетентности, нет единых критериев для выделения ее компонентов. Проведенный сравнительный анализ различных подходов позволил нам сделать вывод о необходимости четкой интеграции отдельных личностных качеств в компоненты, составляющие структуру конфликтной компетентности.
При определенной разработанности проблемы конфликтологической компетентности, в современных исследованиях не представлены работы, отражающие целостную систему формирования конфликтологической компетентности, того комплекса знаний, умений и практических навыков, которые позволяют педагогу-психологу выполнять функции профессионального труда в специфической конфликтогенной среде.
Исходя из приведенного анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что понятие конфликтологической компетентности на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных в психологии и, несмотря на свою новизну, уже имеет ряд теоретических подходов и вариантов трактовки. Но существует недостаток практико-ориентированных исследований данной проблемы, ее влияния и взаимосвязи с педагогической деятельностью. Также большую актуальность на наш взгляд имеет разработка методик, направленных на повышение конфликтной компетентности с целью увеличить эффективность межличностных и профессиональных коммуникаций, что особенно актуально для педагогической среды.
В дипломной работе разработан социально-психологический тренинг с учетом выявленных особенностей конфликтной компетентности педагога в процессе его профессиональной деятельности. Акцент в тренинге был сделан на использовании активных методов обучения. Это связано с тем, что данные методы обеспечивают возможность моделирования конфликтных ситуаций, способствуют высокой степени вовлеченности участников группы в совместную деятельность, предполагают поэтапную оценку успешности и полноты усвоения изучаемого материала.
Эффективность программы определялась по личностному, содержательному, операциональному критериям.
Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.
Рассмотрев историю развития представлений о конлфиктологической компетентности в отечественной и зарубежной психологии, были сделаны выводы, что широкий спектр определений конфликтологической компетентности с точки зрения различных научных направлений отражает неоднозначность позиций авторов и показывает многомерность подходов к изучению данной проблемы. Синтезировав исходные понятия и проанализировав имеющиеся исследования, под конфликологической компетентностью мы будем понимать способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.
Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует единого взгляда ученых на вопрос о функциональных характеристиках конфликтологической компетентности и отсутствует общепринятый исследователями подход к рассмотрению структурных составляющих конфликтной компетентности, нет единых критериев для выделения ее компонентов. Проведенный сравнительный анализ различных подходов позволил нам сделать вывод о необходимости четкой интеграции отдельных личностных качеств в компоненты, составляющие структуру конфликтной компетентности.
При определенной разработанности проблемы конфликтологической компетентности, в современных исследованиях не представлены работы, отражающие целостную систему формирования конфликтологической компетентности, того комплекса знаний, умений и практических навыков, которые позволяют педагогу-психологу выполнять функции профессионального труда в специфической конфликтогенной среде.
Исходя из приведенного анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что понятие конфликтологической компетентности на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных в психологии и, несмотря на свою новизну, уже имеет ряд теоретических подходов и вариантов трактовки. Но существует недостаток практико-ориентированных исследований данной проблемы, ее влияния и взаимосвязи с педагогической деятельностью. Также большую актуальность на наш взгляд имеет разработка методик, направленных на повышение конфликтной компетентности с целью увеличить эффективность межличностных и профессиональных коммуникаций, что особенно актуально для педагогической среды.
В дипломной работе разработан социально-психологический тренинг с учетом выявленных особенностей конфликтной компетентности педагога в процессе его профессиональной деятельности. Акцент в тренинге был сделан на использовании активных методов обучения. Это связано с тем, что данные методы обеспечивают возможность моделирования конфликтных ситуаций, способствуют высокой степени вовлеченности участников группы в совместную деятельность, предполагают поэтапную оценку успешности и полноты усвоения изучаемого материала.
Эффективность программы определялась по личностному, содержательному, операциональному критериям.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические основы управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Основы эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально - психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель-студент ВУЗа (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Развитие корпоративной культуры в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019



