ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ 13
1.1. Процесс обучения: сущность, функции, закономерности и принципы ... 13
1.2. Сущность процесса управления обучением 26
1.3. Управление учебной деятельностью на уроках иностранного языка 34
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 45
2.1. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса
при использовании моделей онлайн обучения 45
2.2. Реализация внедрения модели онлайн взаимодействия на примере
обучения иностранному языку в МАОУ СОШ «Новая школа» №184 62
2.3. Анализ опытно-поисковой работы по внедрению модели обучения в
условиях онлайн взаимодействия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В настоящее время становится очевидным, что одной из главных задач реформы школы является процесс совершенствования, существенного повышения качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки обучающихся. Чтобы решить данные задачи, необходимо повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочно овладеть основами наук; улучшить идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие. Кроме этого, следует совершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранять перегрузки обучающихся, чрезмерную усложненность учебного материала [17].
Разработка теоретических проблем управления процессом обучения по конкретным учебным предметам приобретает особое значение в современных условиях, так как прежде всего обучение должно способствовать формированию социально активной личности каждого обучающегося.
Достижение цели в успешности процессов обучения и воспитания обучающихся в условиях средней школы требует определенного совершенствования задач, содержания, приемов и средств образовательного процесса. Всеобщее среднее образование включает разнообразные условия обучения, сложность и масштабность задач обучающихся, постоянные увеличения и усложнения информационных потоков, которые обусловливают особый интерес и актуальность разработки теоретических и практических вопросов управления процессом обучения применительно к средней школе [3].
В этих условиях в Концепции развития образования 2016-2020 года и Государственной программе развития образования 2013-2020 актуальным становится повышение качества подготовки высококвалифицированных и
конкурентоспособных кадров, обладающих широкими фундаментальными знаниями, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты [3].
Проблемы управления процессом обучения рассматриваются на пересечении исследовательских наук, таких как педагогика, психология, социология, философия. Теоретическую основа исследования составили результаты психолого-педагогических и философских работ, раскрывающие: сущность управления процессом обучения, характеристику основных его компонентов (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, А.А. Орлов и др.); закономерности педагогического процесса (И.Ф. Исаев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, А.Н. Орлов, Н.Д. Хмель); принципы управления педагогическими системами (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Орлов, Н.С. Сунцов, и др.).
Следует отметить, что в настоящее время растет число исследований, посвященных организации учебного процесса и управлению им
(В.П. Елютин, М.С. Дмитриева, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин), совершенствованию форм и методов учебного процесса в средней школе (А.Б. Кюппер, Н.Д. Никандров), технологии обучения в системе высшего образования (Ф. Янушкевич), формированию учебной деятельности школьников (В.В. Давыдов), ее средствам (Т.В. Габай).
Многие работы освещают вопросы, связанные с отбором содержания образования по иностранному языку и выявлением педагогических условий организации обучения в рамках социокультурного, коммуникативного, компетентностного подходов (Д.В. Булатова, И.А. Зимняя, И.Л. Плужник, В.В. Сафонова, М.А. Суворова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева и др.).
Теоретические основы построения организационно-методического обеспечения обучения иностранному языку рассмотрены в работах И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Т.В. Марковой, E.H. Солововой и др.
Управление процессом обучения иностранному языку относится к актуальным проблемам научных исследований. И большинство из указанных исследователей отмечают, что вопрос об управлении учебной деятельностью в научных трудах разработан слабо. Это отражается, прежде всего, в наличии управленческих возможностей и ведении управленческой деятельности учителя.
На текущий момент в мире, в том числе и в России, накоплен большой теоретический и практический опыт реализации дистанционного обучения в школе. Значительный вклад в разработку методологии и дидактики дистанционного обучения внесли зарубежные исследователи А.А. Андреев, В.П. Демкин, А.М. Долгоруков, М.П. Карпенко, О.П. Околелов и многие другие. Однако ежегодно расширяется список возможностей использования современных технологий для организации взаимодействия с обучающимися, что выходит за рамки дистанционного обучения и требует нового подхода к осуществлению и контролю подобных форм работы. Прежде всего, это касается онлайн взаимодействия между участниками образовательного процесса [5].
Инновации позволяют значительно расширить представления о возможностях обучении с применением сети Интернет как востребованной и современной форме получения образования. Для онлайн взаимодействия создаются не только учебные пособия и программы, но и более совершенные способы получения информации образовательного и исследовательского характера. Использование данной формы работы обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе образования и предоставляет обучающимся современные средства и методы поиска необходимой информации, усвоения и управления знаниями и навыками [7].
В настоящее время отсутствуют масштабные исследования по проблемам обучения будущих учителей организации и управлении учебной деятельностью в условиях онлайн взаимодействия, в частности учителей иностранного языка. Большой проблемой развития онлайн обучения остается создание благоприятных условий образовательного процесса.
Отечественными школами в развитии онлайн обучения пройден немалый путь и достигнуты определенные результаты. Однако существует ряд проблем, решение которых в значительной степени способствовало бы дальнейшему развитию форм онлайн взаимодействия.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия».
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью дидактического обеспечения, методики и технологии ведения учебного процесса в условиях онлайн взаимодействия. При организации учебного процесса не уделяется должного внимания его информационной и технологической составляющей, а онлайн обучение сводится к применению в образовательном процессе тех или иных технических средств и информационных технологий.
Цель диссертации: разработать и определить условия для внедрения модели эффективного управления процессом обучения иностранному языку.
Объект исследования - образовательный процесс в условиях онлайн взаимодействия.
Предмет исследования - управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Анализ теории и практики использования компьютерных технологий показывает противоречие между широчайшими возможностями онлайн обучения в эффективном управлении процессом обучения и незначительном их использовании в реальном процессе обучения.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические основания управления процессом обучения в школе на основе онлайн взаимодействия.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии еще ряда объективно сложившихся противоречий между:
- необходимостью использования технологии онлайн обучения, обеспечивающей гарантированное достижение дидактических целей, и существующих в школах подходах преимущественного использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
- потребностью организации и развития процесса обучения в школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования и управления на основе онлайн взаимодействия;
- опытом реализации процесса обучения в отечественных школах и необходимостью повышения качества профессиональной подготовки педагогов в условиях онлайн взаимодействия с обучающимися.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия повышается при следующих условиях:
- управление учебной деятельностью обучающихся рассматривается с позиций системного подхода, что позволяет разработать принципы управления обучением;
- сформированы потребности преподавателей по овладению знаниями и умениями по управлению учебной деятельностью обучающихся;
- освоена технология управления учебной деятельностью обучающихся в условиях онлайн взаимодействия;
- в совокупности принципов управления учебной деятельностью обучающихся ведущими являются принципы координации, диалогичности и единства управления и самоуправления;
- созданы педагогические условия - практическая и профессиональная направленность, дифференциация, интегративность учебного материала, личностная значимость обучения.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности понятий «обучение» и «управление», их особенности, принципы, закономерности.
По данной задаче необходимо проанализировать теоретические исследования об изучаемой проблеме в истории философии образования и менеджмента. На основе данных исследований определить содержание «обучение» и «управление», выявить их структурные компоненты, проанализировать и уточнить показатели и уровни развития каждого их компонентов.
2. Выявить особенности управления процессом обучения иностранному языку.
В ходе этой задачи предстоит проанализировать данный феномен с точки зрения образования, дидактики и менеджмента.
3. Разработать и определить условия для внедрения модели по управлению процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
4. Провести опытно-поисковую работу по внедрению модели обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия.
В ходе решения данных задач предстоит провести компонентный и структурный анализы и проанализировать образовательную практику конкретной общеобразовательной организации с точки зрения организации обучения в условиях онлайн взаимодействия; провести эксперимент и на основании проведенного теоретического анализа и анализа практической образовательной деятельности разработать модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
База исследования: в опытно-поисковой работе принимают участие педагоги и обучающиеся Муниципального общеобразовательного учреждения «Новая школа» № 184 города Екатеринбург, Свердловской области.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ, дидактической, методической литературы, диагностические и коррекционные методы.
Этапы исследования. Исследование проводится с 2015-2016 по 2018-2019 учебный год в три этапа:
1-й этап (2015-2016 учебный год): анализ основных аспектов проблемы исследования с точки зрения ее разработанности в научных трудах и составление библиографии; осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился методологический анализ философских, педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы;
2-й этап (2016-2017 учебный год): обоснование основной проблемы, цели и конкретных задач исследования, разработка плана исследования, проведение анализа процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3-й этап (2017-2018 учебный год): осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы; определялись подходы к проведению констатирующего эксперимента;
4-й этап (2018-2019 учебный год): разработка опытно-экспериментальной программы исследования, осуществлялось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) систематизированы модели, на которые опирается процесс обучения в условиях онлайн взаимодействия;
2) разработана модель процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3) апробирована и внедрена разработанная модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются использованием педагогической теории, практического опыта; применением комплекса теоретических и эмпирических методов; публикацией выводов, обсуждением выводов в педагогической среде.
Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в разработке и описании модели «Управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия».
Практическая значимость результатов диссертационной работы состоит во внедрении и апробации модели «Управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия» и реализации онлайн взаимодействие субъектов для общеобразовательной организации. Это проект носит универсальный характер и может применяться в любых образовательных учреждениях, которые сталкиваются с этими проблемами. Более того, исследование может использоваться в качестве методического обеспечения деятельности методических объединений учителей-предметников, а также в качестве учебного материала для системы повышения квалификации учителей по заявленной проблематике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Технология организации образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении разрабатывается на основе: теории управления процессом обучения, теории и практике оценивания педагогической деятельности, теории и практике построения модели деятельности специалистов и требований к организации педагогического мониторинга.
2. Изученная технология управления образовательной деятельностью педагогов, представленная в виде научно-обоснованной, рационально организованной и оптимально оснащенной, последовательности операций, позволяет сформировать готовность педагога к личностному и профессиональному развитию педагога, успешному освоению и применению педагогических технологий.
3. Проектирование и успешная реализация онлайн взаимодействия в общеобразовательном учреждении предполагает разработку модели взаимодействия участников образовательного процесса онлайн в средней школе, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Исследования по теме вошли в материалы Международных научно-практических конференций на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2015 года «Образование взрослых в современном образовательном пространстве» и 2017 года «Управление инновационным образованием» круглого стола Института кадрового развития, а также научно-методических и методических семинаров, педагогических чтений и конференций училища.
Публикации.
1. Прибыткова Н.В. Использование технологии веб-квест как средства повышения познавательной активности взрослых, Международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы», 5-6 ноября 2015 года; Урал. гос. пед. ун-т, 2015, 215 с.
2. Прибыткова Н.В. Использование интерактивной системы VOTUM как одного из средств информационно-коммуникационных технологий, реализующее требования ФГОС ООО на уроках иностранного языка, Всероссийской научно-практической конференции «Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство», 13 января 2017 года, г. Москва, МГОУ, http://edu.mgou.ru/news/sostoyalas konferenciya 125/.
3. Прибыткова Н.В., Земсков А.М., Истомина Е.А. Внедрение методики смешанного обучения на основе учебной платформы MOODLE в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Минобороны России, III Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании», 8 апреля 2017 года; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург: [б.м.]. 2017, 272 с.
4. Прибыткова Н.В. Внедрение методики смешанного обучения на
основе облачных технологий в МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»,
Методическая конференция Верх-Исетского района, апрель 2018 года, публикация в сборнике (подготовка к печати).
Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из 11
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 114 наименования, и 5 приложений.
Текст диссертации содержит 2 таблицы, 10 рисунков. Полный объём работы в страницах - 109, в том числе объём, занимаемый приложениями - 17, списком источников и литературы - 13 страниц.
Результаты проведенного исследования указывают на необходимость рассмотрения проблемы управления учебной деятельностью обучающихся в процессе обучения. Проектирование и внедрение новых технологий управления остается приоритетным направлением развития современной педагогики. По определению ЮНЕСКО это в общем смысле системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следует особо отметить, что современная парадигма образования ставит во главу угла человеко-центристскую концепцию формирования личности учащегося. Реализация этого процесса потребовала новых способов управления учебной деятельностью учеников.
В основу управления учебной деятельностью положен синтез общей теории управления и адекватных ей требований психолого-педагогической теории учебной деятельности.
Решение задач данного исследования позволяет сделать следующие выводы.
Выявление сущности управления учебной деятельностью являлось первой задачей исследования. В современных концепциях научное управление понимается как сознательное, целенаправленное воздействие людей на образовательную систему и ее компоненты для достижения поставленной цели на основе изучения и использования объективных закономерностей. Применительно к учебному процессу управление в его динамическом значении рассматривается как комплекс практических мер целенаправленного воздействия на систему учебно-познавательной деятельности учебников, имея в вид) улучшение конечных результатов ее функционирования, следовательно, управление учебной деятельностью
обучающихся это целенаправленная деятельность, в результате которой происходит изменение и обогащение самого обучаемого, а главным содержанием является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии человека. В процессе управления учебной деятельностью происходит становление субъекта деятельности, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и направлено на целостное развитие и совершенствование всех его сущностных сил.
Основными свойствами модели управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку является целостность, которая достигается в ходе органической взаимосвязи и взаимодействии целей, задач, принципов, функций, методов, средств, и педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
В управлении учебной деятельностью обучающихся ведущую роль играют такие принципы, как координация, диалогичность, единство управления и самоуправления.
Условием совершенствования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения онлайн является реализация субъект-субъектных отношений в ходе педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, основанных на принципе диалогичности.
В процессе реализации технологии координационного управления значительно улучшается согласованность действий субъектов педагогического процесса. Координация позволяет усилить взаимосвязь дисциплин учебного плана, обеспечить преемственность содержания обучения на протяжении всего периода обучения. Координационное управление также повышает эффективность взаимосвязи между всеми аспектами деятельности обучающихся, ведет к их слиянию в целостный процесс развития личности будущего выпускника.
Важным источником повышения эффективности управления учебной 77
деятельностью в процессе обучения является реализация принципа управления и самоуправления. Управление и самоуправление дополняют друг друга и тем самым создают благоприятные условия для развития учебной деятельности обучающихся.
Совокупность целей, задач, средств и методов обучения, скоординированное со специалистами профилирующих дисциплин содержание обучения, использование проблемных, активных и интерактивных методов обучения, создание положительной мотивации, соблюдение учителем технологии управления учебной деятельностью учеников способствует эффективному управлению учебной деятельностью, становлению личности, ее развитию и совершенствованию.
Сконструированная на основе принципов управления и с учетом выше упомянутых психолого-педагогических условий повышения эффективности процесса управления учебной деятельностью учеников модель представляет собой такое структурирование содержательной, процессуальной и мотивационной сторон, при котором обеспечивается успешное усвоение содержания учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку, самоконтроль и контроль за его качеством, за формированием качеств личности обучающихся, ее развитием.
Таким образом, полученные результаты исследования проблемы управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.
В то же время проведенное исследование не раскрывает всех вопросов, связанных с управлением учебной деятельностью обучающихся. Оно позволило наметить ряд важнейших проблем фундаментального и прикладного характера, которые требуют дальнейшей теоретической и практической проработки. К ним относятся:
1) методологические проблемы повышения эффективности исследований в области педагогического управления онлайн обучением;
78
2) проблемы психолого-педагогического прогнозирования дальнейшего развития и углубления содержательных аспектов теории и практики педагогического управления, критериев отбора наиболее перспективных из них;
3) выявление путей и возможных форм оптимизации управленческих воздействий на обучаемых в процессе онлайн обучения;
4) критерии выбора новых методов, организационных форм и содержания онлайн взаимодействия;
5) разработка объективных доступных педагогу критериев и способов оценки процесса и результатов учения, эффективности управленческих воздействий в процессе онлайн обучения.
С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.
1. ГОСТ Р52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. № 419-ст) из информационного банка «Отраслевые
технические нормы» [Электронный ресурс]/ URL:
http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006(дата обращения: 18.05.2018).
2. Использование информационных и коммуникационных технологий в
общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования» [Электронный ресурс] / URL:
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html(дата обращения: 10.06.18).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020
года. Раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36); Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008
№ 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]/ URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 18.09.2017).
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. - М.: Гос. НИИ системной интеграции, 1998. - 322 с.
5. Концепции создания и развития единой системы дистанционного
образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. №6 [Электронный ресурс] / URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=294814(дата обращения: 10.05.18).
6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект. Рос. акад. образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
7. Концепция формирования и развития единого информационного
пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [Электронный ресурс] / URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=24069(дата обращения 14.09.18).
8. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. Сборник нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2014. 152 с.
9. Президентская инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4(дата обращения: 18.09.18).
10. Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О
направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме») [Электронный ресурс] / URL: http://xn--
80abucj iibhv9a.xnp 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D 0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1%8B/6250 (дата обращения: 18.09.2018).
11. Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ») [Электронный ресурс] / URL: http://pstu.ru/files/file/adm/dpo/pismo_monrf_10_04_2014
_06_381_mr_po_ispolzovaniyu_eo_dot_pri_realizacii_dpp.pdf (дата обращения: 18.08.2018).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
81
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс] / URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin- dok.html. (дата обращения: 18.08.2018).
13. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] / URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/6045(дата обращения: 18.08.2018).
14. Приказ Минобрнауки России № 22 от 20 января 2014 г. «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] / URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/6065(дата обращения: 10.05.2018).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Консультант Плюс: версия проф. [Электронный ресурс] // АО «Консультант Плюс». - М., 2014.
17. Федеральный закон «Об индустрии электронного обучения» (проект концепции) [Электронный ресурс] / URL: https://ido.tsu.ru/files/pub2013/12- mozhaeva.pdf(дата обращения: 14.08.18).
18. Федеральный закон № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
19. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Трудовой кодекс (ТК РФ). Часть четвертая. Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 17.06.2018).
20. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». [Электронный ресурс] / URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/(дата обращения: 10.05.18).
21. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М.: Наука, 1994. - 188 с.
22. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
23. Антонова, А.М. Субъек-субъектное взаимодействие в образовательном процессе колледжа как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащегося // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. - 2011, Выпуск 9, - С.137-144.
24. Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин / Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.
25. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. - 526 с.
26. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем. Ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 26-46.
27. Бабинская, П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пос. Изд. 2¬е, стер. Минск: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
28. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / Беспалько В.П. - Москва: «Народное образование» 2008. - 512 с.
29. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2000. - 401 с.
30. Боровских, А.В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
31. Босова, Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения / Л.Л, Босова // Школьные технологии. - 2007.
- № 5. - С. 179-184.
32. Вербицкий. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1999. - 282 с.
33. Веснин, В.Р. Менеджмент. - М.: ИЦ АРТ, 2015. - 446 с.
34. Витченко, О.В. Интегративно-креативная модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя / О.В. Витченко // Образование. Наука. Инновации. - 2010. - №4. - С. 73-78.
35. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.
36. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Кн. Для учителя / А.С Границкая. - М.: Просвещение, 1991.
- 175 с.
37. Грузкова, С.Ю., Камалеева, А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). - С. 346-348.
38. Джакупов, С.М. Психологическая структура процесса обучения - 2 изд.
- Алматы: К, Азак, университет, 2009. - 308 с.
39. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении [Текст]. - М.: Просвещение.
- 1991.
40. Дьяченко, И.И. Оптимизация управления учебным познанием (вопросы
84
системного исследования, направленного на практическую реализацию идей оптимального педагогического управления) - М.: Просвещение, 1970.
- 340 с.
41. Евдокимова, М.Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения ИЯ : метод. пособие. М.: МИЭТ, 2010. - 96 с.
42. Журавлева, О.Б. Управление Интернет-обучением в высшей школе / О.Б. Журавлева. - М.: Горячая линия, 2007. - 223 с.
43. Заичкина, О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий / О.И. Заичкина // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования». - М.: ИИО РАО, 2009. - С. 19-24.
44. Захарова, Г.И. Формирование информационной образовательной среды
высшего учебного заведения: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: /
Г.И.Захарова. - Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2003. - 46 с.
45. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Изд-во «Академия», 2008. - 192 с.
46. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: просвещение, 1984. - 496 с.
47. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 200 с.
48. Игна, О.Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 20-23.
49. Игна, О.Н. Имитационная (моделирующая) технология в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 9 (111). С. 186-189.
50. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
- ISBN 5-7695-0901-5.
51. Калачикова, О.Н. Исследование содержания и опыта использования понятия «управленческая поддержка» в управлении образованием // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 149-152.
52. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]. - М.: Арена, 1994.
53. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.
54. Коротяев, Б.И., Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение,1989.
- 160 с.
55. Кочергин, И.Г. Философско-методологические и исторические аспекты глобальной информатизации современного обществ // Вестник ТГУ. - Выпуск 12. - 2012. - С. 82-29.
56. Краевский, В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001. - 230 с.
57. Латынина, Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России / Д.Н. Латынина. - М.: ИД Форум, 2008. - 315 с.
58. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия,
2001. - 272 с.
59. Леонтьев, А. А. Управление усвоением иностранного языка // Из архива «ИЯШ». Методическая мозаика (Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»). 2009. № 8. С. 22-27.
60. Лихачев, Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б.Т. Лихачев. - Педагогика. - 2001. - № 6.
61. Лобанова, Е.В. Дидактическое проектирование информационно - образовательной среды высшего учебного заведения: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Лобанова. - М. : Моск. гос. ун-т., 2005. - 314 с.
62. Маклаков, Е.С. Применение технологии FTTH в современных городских сетях доступа / Е.С. Маклаков, А.А. Гуламов // Инфокоммуникации и
86
информационная безопасность: состояние, проблемы и пути решения: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 206-210.
63. Маклаков, Е.С. Варианты модернизации пассивных оптических сетей
доступа в городских районах / Е.С. Маклаков, А.А. Гуламов // Инфокоммуникации и информационная безопасность: состояние, проблемы и пути решения: Материалы II Всероссийской научно-практической
конференции. - 2015. - С. 134-138.
64. Маклаков, Е. С. Философские и исторические аспекты развития
инфокоммуникационных технологий / Е. С. Маклаков // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II
Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 295-298.
65. Манюкова, Н. В. Повышение эффективности управления учебной деятельностью учащихся на уроках разного типа: дис. канд. пед. наук. Омск,
2002. - 194 с.
66. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996. - 144 с.
67. Морозова, Э.Г. Комплексная оценка эффективности системы управления. - Томск: ИЦ Южный, 2013. - 132 с.
68. Мухин, В.И. Исследование систем управления. Учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2006. - 480 с.
69. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.
70. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
71. Обдалова, О.А., Шульгин,а Е.М. Организация управляемой самостоятельной деятельности студентов посредством технологии веб-квест как условие успешности формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 162-167.
72. Орлов, А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / Орлов А.А. - М.: Прометей,1991. - 184 с.
73. Орлов А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика. 2001. № 10. С. 48-56.
74. Основы открытого образования // Отв. ред. В.И. Солдаткин. - Т. 1. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2012. - 680 с.
75. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. - 640 с.
76. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного школьного образования / А.В. Перевозный. - Минск: Изд-во МГПИ им. А.М. Горького, 1989. - 69 с.
77. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
78. Поташник, М.М., Соложнин, А.В / Редактор: Кисарова Т.С. Издательство: Педагогическое общество России, 2014 г. - 480 с.
79. Сайков, Б.П. «Курс «Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы» / Б.П. Сайков [Электронный ресурс] / URL: http://www.lyceum88.ru/IOS_M1_Cont_1_1_01.pdf(дата обращения: 10.05.17).
80. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления [Текст] / Н.Л. Селиванова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
81. Сехомлин, В.А. ИТ-образование / В.А. Сехомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2005. - 175 с.
82. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. - Минск: Жасскон, 2008. - 192 с.
83. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Школа-Пресс, 2009.
- 512 с.
84. Смирнов, Д.В. Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» [Электронный ресурс] / Д.В.Смирнов. - URL: http://portalus.ru.(дата обращения: 18.08.2017).
85. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- 541 с.
86. Сурдина, Е. В. Управление учебной деятельностью студентов в процессе обучения иностранному языку: на материале медицинского вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2009. - 21 с.
87. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский; сост. С. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
88. Трайнев, В.А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2007. - 292 с.
89. Тубельский, А.Н. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / А.Н. Тубельский, М.Е. Кукушкин, М.В. Старостенникова // Директор школы: библиотека журнала. - 2001. - №5. - С. 27.
90. Уланов, В.В. Российская школа в европейском контексте / В.В.Уланов // Директор школы. - 1996. - № 3. - С. 24.
91. Уланов, В.В. Логика управления школой / В.В. Уланов // Директор школы. - 1996. - № 6. - С. 25-26.
92. Универсальный словарь по русскому языку. - СПб: ИЦ Весь, 2010. - 1184 с.
93. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]: в 6 т. / К.Д.Ушинский; сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 1: О народности в общественном воспитании. - 540 с.
94. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Наука, 2004. - 207 с.
95. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: ЗАО
89
Бизнес-школа, 2000. - 624 с.
96. Фишман, Л.И. Искусство управления / Л.И.Фишман // Директор школы.
- 2004. - № 10. - С. 23.
97. Хадиуллина, Р.Р., Мухаметшин Р.Р. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, Р.Р. Мухаметшин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 8-3 (15). - С. 123-125.
98. Хапаева, С.С. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения / С.С. Хапаева, О.И. Заичкина // Ученые записки ИСГЗ.
- Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. - № 2. - С. 99-104.
99. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2000.
- 356 с.
100. Хортон, У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. - М.: Кудиц-образ, 2005. - 640 с.
101. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
102. Чаурина, О.В. Современные образовательные технологии как основное средство мотивации учащихся в географическом образовании // Сборник ГАОУ ДПО СО ИРО «Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды в организации», 2014 г.
103. Ширшов, В.Е. Организация учебной деятельности вузе на основе информационно-коммуникативных технологий / В.Е. Ширшов. - М.: Логос, 2006. - 269 с.
104. Штофф, В. Роль моделей в познании. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1983.
- 28 с.
105. Васильев, В.Н., Стафеев, С.К. Компьютерные информационные технологии - основа образования XXI века [Электронный ресурс]. - URL: http://coolreferat.com (дата обращения: 30.09.2017).
106. Дистанционный курс «Подготовка к ГИА по английскому языку» в
системе Elearning [Электронный ресурс]. URL:
http://eleam.irro.ru/lesson/list/my/subject_id/2670 (дата обращения: 25.12.2017).
107. Ерофеева, Е.Л. Информационные технологии в профессиональном
образовании. [Электронный ресурс]. - URL:
http://novokik.ning.Com/page/6459902:Page:25358 (дата обращения: 02.10.2017).
108. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю.Г. Коротенков. - М.: Академия АйТи, 2013. [Электронный ресурс] / URL: http://eor.it.rU/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (дата обращения: 13.06.18).
109. Лобачев, С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: дис. докт. техн. наук. - Москва, 2005. - 350 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-printsipy-postroeniya-informatsionno-obrazovatelnoi-sredy-otkrytogo(дата обращения: 05.10.2017).
110. Методология проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы Э.Н. Ильясова - М.: Академия Естествознания, 2014 [Электронный ресурс] / URL: http://www.monographies.ru/244 (дата обращения: 30.05.18).
111. Платформы дистанционного обучения // Мир науки и техники (от 15.06.2012). [Электронный ресурс] / URL: http://mirnt.ru/statji/platformy-distancionnogo-obuchenia (дата обращения: 05.10.2015).
112. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации // Российская газета. - 2008. - 16 февр. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. [Электронный ресурс]/ URL:
http://uralmsk.ru/files/document/file/43ed653eea17a74a814c160d10187b57e19649 b1.pdf (дата обращения: 30.07.2018).
113. Словарь по технологиям обучения [Электронный ресурс]. URL: http: //didacts. ru/dictionary/1031 /word/informacionokomunikacionaj a-predmetnaj a-sreda (дата обращения 15.06.18).
114. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru (дата обращения: 14.06.18).