Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ 13
1.1. Процесс обучения: сущность, функции, закономерности и принципы ... 13
1.2. Сущность процесса управления обучением 26
1.3. Управление учебной деятельностью на уроках иностранного языка 34
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 45
2.1. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса
при использовании моделей онлайн обучения 45
2.2. Реализация внедрения модели онлайн взаимодействия на примере
обучения иностранному языку в МАОУ СОШ «Новая школа» №184 62
2.3. Анализ опытно-поисковой работы по внедрению модели обучения в
условиях онлайн взаимодействия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ 13
1.1. Процесс обучения: сущность, функции, закономерности и принципы ... 13
1.2. Сущность процесса управления обучением 26
1.3. Управление учебной деятельностью на уроках иностранного языка 34
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 45
2.1. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса
при использовании моделей онлайн обучения 45
2.2. Реализация внедрения модели онлайн взаимодействия на примере
обучения иностранному языку в МАОУ СОШ «Новая школа» №184 62
2.3. Анализ опытно-поисковой работы по внедрению модели обучения в
условиях онлайн взаимодействия 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В настоящее время становится очевидным, что одной из главных задач реформы школы является процесс совершенствования, существенного повышения качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки обучающихся. Чтобы решить данные задачи, необходимо повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочно овладеть основами наук; улучшить идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие. Кроме этого, следует совершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранять перегрузки обучающихся, чрезмерную усложненность учебного материала [17].
Разработка теоретических проблем управления процессом обучения по конкретным учебным предметам приобретает особое значение в современных условиях, так как прежде всего обучение должно способствовать формированию социально активной личности каждого обучающегося.
Достижение цели в успешности процессов обучения и воспитания обучающихся в условиях средней школы требует определенного совершенствования задач, содержания, приемов и средств образовательного процесса. Всеобщее среднее образование включает разнообразные условия обучения, сложность и масштабность задач обучающихся, постоянные увеличения и усложнения информационных потоков, которые обусловливают особый интерес и актуальность разработки теоретических и практических вопросов управления процессом обучения применительно к средней школе [3].
В этих условиях в Концепции развития образования 2016-2020 года и Государственной программе развития образования 2013-2020 актуальным становится повышение качества подготовки высококвалифицированных и
конкурентоспособных кадров, обладающих широкими фундаментальными знаниями, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты [3].
Проблемы управления процессом обучения рассматриваются на пересечении исследовательских наук, таких как педагогика, психология, социология, философия. Теоретическую основа исследования составили результаты психолого-педагогических и философских работ, раскрывающие: сущность управления процессом обучения, характеристику основных его компонентов (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, А.А. Орлов и др.); закономерности педагогического процесса (И.Ф. Исаев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, А.Н. Орлов, Н.Д. Хмель); принципы управления педагогическими системами (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Орлов, Н.С. Сунцов, и др.).
Следует отметить, что в настоящее время растет число исследований, посвященных организации учебного процесса и управлению им
(В.П. Елютин, М.С. Дмитриева, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин), совершенствованию форм и методов учебного процесса в средней школе (А.Б. Кюппер, Н.Д. Никандров), технологии обучения в системе высшего образования (Ф. Янушкевич), формированию учебной деятельности школьников (В.В. Давыдов), ее средствам (Т.В. Габай).
Многие работы освещают вопросы, связанные с отбором содержания образования по иностранному языку и выявлением педагогических условий организации обучения в рамках социокультурного, коммуникативного, компетентностного подходов (Д.В. Булатова, И.А. Зимняя, И.Л. Плужник, В.В. Сафонова, М.А. Суворова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева и др.).
Теоретические основы построения организационно-методического обеспечения обучения иностранному языку рассмотрены в работах И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Т.В. Марковой, E.H. Солововой и др.
Управление процессом обучения иностранному языку относится к актуальным проблемам научных исследований. И большинство из указанных исследователей отмечают, что вопрос об управлении учебной деятельностью в научных трудах разработан слабо. Это отражается, прежде всего, в наличии управленческих возможностей и ведении управленческой деятельности учителя.
На текущий момент в мире, в том числе и в России, накоплен большой теоретический и практический опыт реализации дистанционного обучения в школе. Значительный вклад в разработку методологии и дидактики дистанционного обучения внесли зарубежные исследователи А.А. Андреев, В.П. Демкин, А.М. Долгоруков, М.П. Карпенко, О.П. Околелов и многие другие. Однако ежегодно расширяется список возможностей использования современных технологий для организации взаимодействия с обучающимися, что выходит за рамки дистанционного обучения и требует нового подхода к осуществлению и контролю подобных форм работы. Прежде всего, это касается онлайн взаимодействия между участниками образовательного процесса [5].
Инновации позволяют значительно расширить представления о возможностях обучении с применением сети Интернет как востребованной и современной форме получения образования. Для онлайн взаимодействия создаются не только учебные пособия и программы, но и более совершенные способы получения информации образовательного и исследовательского характера. Использование данной формы работы обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе образования и предоставляет обучающимся современные средства и методы поиска необходимой информации, усвоения и управления знаниями и навыками [7].
В настоящее время отсутствуют масштабные исследования по проблемам обучения будущих учителей организации и управлении учебной деятельностью в условиях онлайн взаимодействия, в частности учителей иностранного языка. Большой проблемой развития онлайн обучения остается создание благоприятных условий образовательного процесса.
Отечественными школами в развитии онлайн обучения пройден немалый путь и достигнуты определенные результаты. Однако существует ряд проблем, решение которых в значительной степени способствовало бы дальнейшему развитию форм онлайн взаимодействия.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия».
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью дидактического обеспечения, методики и технологии ведения учебного процесса в условиях онлайн взаимодействия. При организации учебного процесса не уделяется должного внимания его информационной и технологической составляющей, а онлайн обучение сводится к применению в образовательном процессе тех или иных технических средств и информационных технологий.
Цель диссертации: разработать и определить условия для внедрения модели эффективного управления процессом обучения иностранному языку.
Объект исследования - образовательный процесс в условиях онлайн взаимодействия.
Предмет исследования - управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Анализ теории и практики использования компьютерных технологий показывает противоречие между широчайшими возможностями онлайн обучения в эффективном управлении процессом обучения и незначительном их использовании в реальном процессе обучения.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические основания управления процессом обучения в школе на основе онлайн взаимодействия.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии еще ряда объективно сложившихся противоречий между:
- необходимостью использования технологии онлайн обучения, обеспечивающей гарантированное достижение дидактических целей, и существующих в школах подходах преимущественного использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
- потребностью организации и развития процесса обучения в школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования и управления на основе онлайн взаимодействия;
- опытом реализации процесса обучения в отечественных школах и необходимостью повышения качества профессиональной подготовки педагогов в условиях онлайн взаимодействия с обучающимися.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия повышается при следующих условиях:
- управление учебной деятельностью обучающихся рассматривается с позиций системного подхода, что позволяет разработать принципы управления обучением;
- сформированы потребности преподавателей по овладению знаниями и умениями по управлению учебной деятельностью обучающихся;
- освоена технология управления учебной деятельностью обучающихся в условиях онлайн взаимодействия;
- в совокупности принципов управления учебной деятельностью обучающихся ведущими являются принципы координации, диалогичности и единства управления и самоуправления;
- созданы педагогические условия - практическая и профессиональная направленность, дифференциация, интегративность учебного материала, личностная значимость обучения.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности понятий «обучение» и «управление», их особенности, принципы, закономерности.
По данной задаче необходимо проанализировать теоретические исследования об изучаемой проблеме в истории философии образования и менеджмента. На основе данных исследований определить содержание «обучение» и «управление», выявить их структурные компоненты, проанализировать и уточнить показатели и уровни развития каждого их компонентов.
2. Выявить особенности управления процессом обучения иностранному языку.
В ходе этой задачи предстоит проанализировать данный феномен с точки зрения образования, дидактики и менеджмента.
3. Разработать и определить условия для внедрения модели по управлению процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
4. Провести опытно-поисковую работу по внедрению модели обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия.
В ходе решения данных задач предстоит провести компонентный и структурный анализы и проанализировать образовательную практику конкретной общеобразовательной организации с точки зрения организации обучения в условиях онлайн взаимодействия; провести эксперимент и на основании проведенного теоретического анализа и анализа практической образовательной деятельности разработать модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
База исследования: в опытно-поисковой работе принимают участие педагоги и обучающиеся Муниципального общеобразовательного учреждения «Новая школа» № 184 города Екатеринбург, Свердловской области.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ, дидактической, методической литературы, диагностические и коррекционные методы.
Этапы исследования. Исследование проводится с 2015-2016 по 2018-2019 учебный год в три этапа:
1-й этап (2015-2016 учебный год): анализ основных аспектов проблемы исследования с точки зрения ее разработанности в научных трудах и составление библиографии; осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился методологический анализ философских, педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы;
2-й этап (2016-2017 учебный год): обоснование основной проблемы, цели и конкретных задач исследования, разработка плана исследования, проведение анализа процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3-й этап (2017-2018 учебный год): осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы; определялись подходы к проведению констатирующего эксперимента;
4-й этап (2018-2019 учебный год): разработка опытно-экспериментальной программы исследования, осуществлялось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) систематизированы модели, на которые опирается процесс обучения в условиях онлайн взаимодействия;
2) разработана модель процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3) апробирована и внедрена разработанная модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются использованием педагогической теории, практического опыта; применением комплекса теоретических и эмпирических методов; публикацией выводов, обсуждением выводов в педагогической среде.
Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в разработке и описании модели «Управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия».
Практическая значимость результатов диссертационной работы состоит во внедрении и апробации модели «Управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия» и реализации онлайн взаимодействие субъектов для общеобразовательной организации. Это проект носит универсальный характер и может применяться в любых образовательных учреждениях, которые сталкиваются с этими проблемами. Более того, исследование может использоваться в качестве методического обеспечения деятельности методических объединений учителей-предметников, а также в качестве учебного материала для системы повышения квалификации учителей по заявленной проблематике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Технология организации образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении разрабатывается на основе: теории управления процессом обучения, теории и практике оценивания педагогической деятельности, теории и практике построения модели деятельности специалистов и требований к организации педагогического мониторинга.
2. Изученная технология управления образовательной деятельностью педагогов, представленная в виде научно-обоснованной, рационально организованной и оптимально оснащенной, последовательности операций, позволяет сформировать готовность педагога к личностному и профессиональному развитию педагога, успешному освоению и применению педагогических технологий.
3. Проектирование и успешная реализация онлайн взаимодействия в общеобразовательном учреждении предполагает разработку модели взаимодействия участников образовательного процесса онлайн в средней школе, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Исследования по теме вошли в материалы Международных научно-практических конференций на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2015 года «Образование взрослых в современном образовательном пространстве» и 2017 года «Управление инновационным образованием» круглого стола Института кадрового развития, а также научно-методических и методических семинаров, педагогических чтений и конференций училища.
Публикации.
1. Прибыткова Н.В. Использование технологии веб-квест как средства повышения познавательной активности взрослых, Международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы», 5-6 ноября 2015 года; Урал. гос. пед. ун-т, 2015, 215 с.
2. Прибыткова Н.В. Использование интерактивной системы VOTUM как одного из средств информационно-коммуникационных технологий, реализующее требования ФГОС ООО на уроках иностранного языка, Всероссийской научно-практической конференции «Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство», 13 января 2017 года, г. Москва, МГОУ, http://edu.mgou.ru/news/sostoyalas konferenciya 125/.
3. Прибыткова Н.В., Земсков А.М., Истомина Е.А. Внедрение методики смешанного обучения на основе учебной платформы MOODLE в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Минобороны России, III Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании», 8 апреля 2017 года; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург: [б.м.]. 2017, 272 с.
4. Прибыткова Н.В. Внедрение методики смешанного обучения на
основе облачных технологий в МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»,
Методическая конференция Верх-Исетского района, апрель 2018 года, публикация в сборнике (подготовка к печати).
Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из 11
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 114 наименования, и 5 приложений.
Текст диссертации содержит 2 таблицы, 10 рисунков. Полный объём работы в страницах - 109, в том числе объём, занимаемый приложениями - 17, списком источников и литературы - 13 страниц.
Разработка теоретических проблем управления процессом обучения по конкретным учебным предметам приобретает особое значение в современных условиях, так как прежде всего обучение должно способствовать формированию социально активной личности каждого обучающегося.
Достижение цели в успешности процессов обучения и воспитания обучающихся в условиях средней школы требует определенного совершенствования задач, содержания, приемов и средств образовательного процесса. Всеобщее среднее образование включает разнообразные условия обучения, сложность и масштабность задач обучающихся, постоянные увеличения и усложнения информационных потоков, которые обусловливают особый интерес и актуальность разработки теоретических и практических вопросов управления процессом обучения применительно к средней школе [3].
В этих условиях в Концепции развития образования 2016-2020 года и Государственной программе развития образования 2013-2020 актуальным становится повышение качества подготовки высококвалифицированных и
конкурентоспособных кадров, обладающих широкими фундаментальными знаниями, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты [3].
Проблемы управления процессом обучения рассматриваются на пересечении исследовательских наук, таких как педагогика, психология, социология, философия. Теоретическую основа исследования составили результаты психолого-педагогических и философских работ, раскрывающие: сущность управления процессом обучения, характеристику основных его компонентов (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, В.А. Сластенин, А.А. Орлов и др.); закономерности педагогического процесса (И.Ф. Исаев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, А.Н. Орлов, Н.Д. Хмель); принципы управления педагогическими системами (С.И. Архангельский, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Орлов, Н.С. Сунцов, и др.).
Следует отметить, что в настоящее время растет число исследований, посвященных организации учебного процесса и управлению им
(В.П. Елютин, М.С. Дмитриева, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин), совершенствованию форм и методов учебного процесса в средней школе (А.Б. Кюппер, Н.Д. Никандров), технологии обучения в системе высшего образования (Ф. Янушкевич), формированию учебной деятельности школьников (В.В. Давыдов), ее средствам (Т.В. Габай).
Многие работы освещают вопросы, связанные с отбором содержания образования по иностранному языку и выявлением педагогических условий организации обучения в рамках социокультурного, коммуникативного, компетентностного подходов (Д.В. Булатова, И.А. Зимняя, И.Л. Плужник, В.В. Сафонова, М.А. Суворова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева и др.).
Теоретические основы построения организационно-методического обеспечения обучения иностранному языку рассмотрены в работах И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Т.В. Марковой, E.H. Солововой и др.
Управление процессом обучения иностранному языку относится к актуальным проблемам научных исследований. И большинство из указанных исследователей отмечают, что вопрос об управлении учебной деятельностью в научных трудах разработан слабо. Это отражается, прежде всего, в наличии управленческих возможностей и ведении управленческой деятельности учителя.
На текущий момент в мире, в том числе и в России, накоплен большой теоретический и практический опыт реализации дистанционного обучения в школе. Значительный вклад в разработку методологии и дидактики дистанционного обучения внесли зарубежные исследователи А.А. Андреев, В.П. Демкин, А.М. Долгоруков, М.П. Карпенко, О.П. Околелов и многие другие. Однако ежегодно расширяется список возможностей использования современных технологий для организации взаимодействия с обучающимися, что выходит за рамки дистанционного обучения и требует нового подхода к осуществлению и контролю подобных форм работы. Прежде всего, это касается онлайн взаимодействия между участниками образовательного процесса [5].
Инновации позволяют значительно расширить представления о возможностях обучении с применением сети Интернет как востребованной и современной форме получения образования. Для онлайн взаимодействия создаются не только учебные пособия и программы, но и более совершенные способы получения информации образовательного и исследовательского характера. Использование данной формы работы обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе образования и предоставляет обучающимся современные средства и методы поиска необходимой информации, усвоения и управления знаниями и навыками [7].
В настоящее время отсутствуют масштабные исследования по проблемам обучения будущих учителей организации и управлении учебной деятельностью в условиях онлайн взаимодействия, в частности учителей иностранного языка. Большой проблемой развития онлайн обучения остается создание благоприятных условий образовательного процесса.
Отечественными школами в развитии онлайн обучения пройден немалый путь и достигнуты определенные результаты. Однако существует ряд проблем, решение которых в значительной степени способствовало бы дальнейшему развитию форм онлайн взаимодействия.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Управление процессом обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия».
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью дидактического обеспечения, методики и технологии ведения учебного процесса в условиях онлайн взаимодействия. При организации учебного процесса не уделяется должного внимания его информационной и технологической составляющей, а онлайн обучение сводится к применению в образовательном процессе тех или иных технических средств и информационных технологий.
Цель диссертации: разработать и определить условия для внедрения модели эффективного управления процессом обучения иностранному языку.
Объект исследования - образовательный процесс в условиях онлайн взаимодействия.
Предмет исследования - управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Анализ теории и практики использования компьютерных технологий показывает противоречие между широчайшими возможностями онлайн обучения в эффективном управлении процессом обучения и незначительном их использовании в реальном процессе обучения.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические основания управления процессом обучения в школе на основе онлайн взаимодействия.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии еще ряда объективно сложившихся противоречий между:
- необходимостью использования технологии онлайн обучения, обеспечивающей гарантированное достижение дидактических целей, и существующих в школах подходах преимущественного использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
- потребностью организации и развития процесса обучения в школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования и управления на основе онлайн взаимодействия;
- опытом реализации процесса обучения в отечественных школах и необходимостью повышения качества профессиональной подготовки педагогов в условиях онлайн взаимодействия с обучающимися.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия повышается при следующих условиях:
- управление учебной деятельностью обучающихся рассматривается с позиций системного подхода, что позволяет разработать принципы управления обучением;
- сформированы потребности преподавателей по овладению знаниями и умениями по управлению учебной деятельностью обучающихся;
- освоена технология управления учебной деятельностью обучающихся в условиях онлайн взаимодействия;
- в совокупности принципов управления учебной деятельностью обучающихся ведущими являются принципы координации, диалогичности и единства управления и самоуправления;
- созданы педагогические условия - практическая и профессиональная направленность, дифференциация, интегративность учебного материала, личностная значимость обучения.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности понятий «обучение» и «управление», их особенности, принципы, закономерности.
По данной задаче необходимо проанализировать теоретические исследования об изучаемой проблеме в истории философии образования и менеджмента. На основе данных исследований определить содержание «обучение» и «управление», выявить их структурные компоненты, проанализировать и уточнить показатели и уровни развития каждого их компонентов.
2. Выявить особенности управления процессом обучения иностранному языку.
В ходе этой задачи предстоит проанализировать данный феномен с точки зрения образования, дидактики и менеджмента.
3. Разработать и определить условия для внедрения модели по управлению процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия.
4. Провести опытно-поисковую работу по внедрению модели обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия.
В ходе решения данных задач предстоит провести компонентный и структурный анализы и проанализировать образовательную практику конкретной общеобразовательной организации с точки зрения организации обучения в условиях онлайн взаимодействия; провести эксперимент и на основании проведенного теоретического анализа и анализа практической образовательной деятельности разработать модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
База исследования: в опытно-поисковой работе принимают участие педагоги и обучающиеся Муниципального общеобразовательного учреждения «Новая школа» № 184 города Екатеринбург, Свердловской области.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ, дидактической, методической литературы, диагностические и коррекционные методы.
Этапы исследования. Исследование проводится с 2015-2016 по 2018-2019 учебный год в три этапа:
1-й этап (2015-2016 учебный год): анализ основных аспектов проблемы исследования с точки зрения ее разработанности в научных трудах и составление библиографии; осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился методологический анализ философских, педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы;
2-й этап (2016-2017 учебный год): обоснование основной проблемы, цели и конкретных задач исследования, разработка плана исследования, проведение анализа процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3-й этап (2017-2018 учебный год): осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы; определялись подходы к проведению констатирующего эксперимента;
4-й этап (2018-2019 учебный год): разработка опытно-экспериментальной программы исследования, осуществлялось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) систематизированы модели, на которые опирается процесс обучения в условиях онлайн взаимодействия;
2) разработана модель процесса обучения в условиях онлайн взаимодействия;
3) апробирована и внедрена разработанная модель обучения в условиях онлайн взаимодействия.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются использованием педагогической теории, практического опыта; применением комплекса теоретических и эмпирических методов; публикацией выводов, обсуждением выводов в педагогической среде.
Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в разработке и описании модели «Управления процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия».
Практическая значимость результатов диссертационной работы состоит во внедрении и апробации модели «Управление процессом обучения в условиях онлайн взаимодействия» и реализации онлайн взаимодействие субъектов для общеобразовательной организации. Это проект носит универсальный характер и может применяться в любых образовательных учреждениях, которые сталкиваются с этими проблемами. Более того, исследование может использоваться в качестве методического обеспечения деятельности методических объединений учителей-предметников, а также в качестве учебного материала для системы повышения квалификации учителей по заявленной проблематике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Технология организации образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении разрабатывается на основе: теории управления процессом обучения, теории и практике оценивания педагогической деятельности, теории и практике построения модели деятельности специалистов и требований к организации педагогического мониторинга.
2. Изученная технология управления образовательной деятельностью педагогов, представленная в виде научно-обоснованной, рационально организованной и оптимально оснащенной, последовательности операций, позволяет сформировать готовность педагога к личностному и профессиональному развитию педагога, успешному освоению и применению педагогических технологий.
3. Проектирование и успешная реализация онлайн взаимодействия в общеобразовательном учреждении предполагает разработку модели взаимодействия участников образовательного процесса онлайн в средней школе, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Исследования по теме вошли в материалы Международных научно-практических конференций на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2015 года «Образование взрослых в современном образовательном пространстве» и 2017 года «Управление инновационным образованием» круглого стола Института кадрового развития, а также научно-методических и методических семинаров, педагогических чтений и конференций училища.
Публикации.
1. Прибыткова Н.В. Использование технологии веб-квест как средства повышения познавательной активности взрослых, Международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы», 5-6 ноября 2015 года; Урал. гос. пед. ун-т, 2015, 215 с.
2. Прибыткова Н.В. Использование интерактивной системы VOTUM как одного из средств информационно-коммуникационных технологий, реализующее требования ФГОС ООО на уроках иностранного языка, Всероссийской научно-практической конференции «Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательное пространство», 13 января 2017 года, г. Москва, МГОУ, http://edu.mgou.ru/news/sostoyalas konferenciya 125/.
3. Прибыткова Н.В., Земсков А.М., Истомина Е.А. Внедрение методики смешанного обучения на основе учебной платформы MOODLE в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Минобороны России, III Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании», 8 апреля 2017 года; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург: [б.м.]. 2017, 272 с.
4. Прибыткова Н.В. Внедрение методики смешанного обучения на
основе облачных технологий в МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»,
Методическая конференция Верх-Исетского района, апрель 2018 года, публикация в сборнике (подготовка к печати).
Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из 11
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 114 наименования, и 5 приложений.
Текст диссертации содержит 2 таблицы, 10 рисунков. Полный объём работы в страницах - 109, в том числе объём, занимаемый приложениями - 17, списком источников и литературы - 13 страниц.
Результаты проведенного исследования указывают на необходимость рассмотрения проблемы управления учебной деятельностью обучающихся в процессе обучения. Проектирование и внедрение новых технологий управления остается приоритетным направлением развития современной педагогики. По определению ЮНЕСКО это в общем смысле системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следует особо отметить, что современная парадигма образования ставит во главу угла человеко-центристскую концепцию формирования личности учащегося. Реализация этого процесса потребовала новых способов управления учебной деятельностью учеников.
В основу управления учебной деятельностью положен синтез общей теории управления и адекватных ей требований психолого-педагогической теории учебной деятельности.
Решение задач данного исследования позволяет сделать следующие выводы.
Выявление сущности управления учебной деятельностью являлось первой задачей исследования. В современных концепциях научное управление понимается как сознательное, целенаправленное воздействие людей на образовательную систему и ее компоненты для достижения поставленной цели на основе изучения и использования объективных закономерностей. Применительно к учебному процессу управление в его динамическом значении рассматривается как комплекс практических мер целенаправленного воздействия на систему учебно-познавательной деятельности учебников, имея в вид) улучшение конечных результатов ее функционирования, следовательно, управление учебной деятельностью
обучающихся это целенаправленная деятельность, в результате которой происходит изменение и обогащение самого обучаемого, а главным содержанием является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии человека. В процессе управления учебной деятельностью происходит становление субъекта деятельности, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и направлено на целостное развитие и совершенствование всех его сущностных сил.
Основными свойствами модели управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку является целостность, которая достигается в ходе органической взаимосвязи и взаимодействии целей, задач, принципов, функций, методов, средств, и педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
В управлении учебной деятельностью обучающихся ведущую роль играют такие принципы, как координация, диалогичность, единство управления и самоуправления.
Условием совершенствования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения онлайн является реализация субъект-субъектных отношений в ходе педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, основанных на принципе диалогичности.
В процессе реализации технологии координационного управления значительно улучшается согласованность действий субъектов педагогического процесса. Координация позволяет усилить взаимосвязь дисциплин учебного плана, обеспечить преемственность содержания обучения на протяжении всего периода обучения. Координационное управление также повышает эффективность взаимосвязи между всеми аспектами деятельности обучающихся, ведет к их слиянию в целостный процесс развития личности будущего выпускника.
Важным источником повышения эффективности управления учебной 77
деятельностью в процессе обучения является реализация принципа управления и самоуправления. Управление и самоуправление дополняют друг друга и тем самым создают благоприятные условия для развития учебной деятельности обучающихся.
Совокупность целей, задач, средств и методов обучения, скоординированное со специалистами профилирующих дисциплин содержание обучения, использование проблемных, активных и интерактивных методов обучения, создание положительной мотивации, соблюдение учителем технологии управления учебной деятельностью учеников способствует эффективному управлению учебной деятельностью, становлению личности, ее развитию и совершенствованию.
Сконструированная на основе принципов управления и с учетом выше упомянутых психолого-педагогических условий повышения эффективности процесса управления учебной деятельностью учеников модель представляет собой такое структурирование содержательной, процессуальной и мотивационной сторон, при котором обеспечивается успешное усвоение содержания учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку, самоконтроль и контроль за его качеством, за формированием качеств личности обучающихся, ее развитием.
Таким образом, полученные результаты исследования проблемы управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.
В то же время проведенное исследование не раскрывает всех вопросов, связанных с управлением учебной деятельностью обучающихся. Оно позволило наметить ряд важнейших проблем фундаментального и прикладного характера, которые требуют дальнейшей теоретической и практической проработки. К ним относятся:
1) методологические проблемы повышения эффективности исследований в области педагогического управления онлайн обучением;
78
2) проблемы психолого-педагогического прогнозирования дальнейшего развития и углубления содержательных аспектов теории и практики педагогического управления, критериев отбора наиболее перспективных из них;
3) выявление путей и возможных форм оптимизации управленческих воздействий на обучаемых в процессе онлайн обучения;
4) критерии выбора новых методов, организационных форм и содержания онлайн взаимодействия;
5) разработка объективных доступных педагогу критериев и способов оценки процесса и результатов учения, эффективности управленческих воздействий в процессе онлайн обучения.
С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.
В основу управления учебной деятельностью положен синтез общей теории управления и адекватных ей требований психолого-педагогической теории учебной деятельности.
Решение задач данного исследования позволяет сделать следующие выводы.
Выявление сущности управления учебной деятельностью являлось первой задачей исследования. В современных концепциях научное управление понимается как сознательное, целенаправленное воздействие людей на образовательную систему и ее компоненты для достижения поставленной цели на основе изучения и использования объективных закономерностей. Применительно к учебному процессу управление в его динамическом значении рассматривается как комплекс практических мер целенаправленного воздействия на систему учебно-познавательной деятельности учебников, имея в вид) улучшение конечных результатов ее функционирования, следовательно, управление учебной деятельностью
обучающихся это целенаправленная деятельность, в результате которой происходит изменение и обогащение самого обучаемого, а главным содержанием является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии человека. В процессе управления учебной деятельностью происходит становление субъекта деятельности, что в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и направлено на целостное развитие и совершенствование всех его сущностных сил.
Основными свойствами модели управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку является целостность, которая достигается в ходе органической взаимосвязи и взаимодействии целей, задач, принципов, функций, методов, средств, и педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
В управлении учебной деятельностью обучающихся ведущую роль играют такие принципы, как координация, диалогичность, единство управления и самоуправления.
Условием совершенствования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения онлайн является реализация субъект-субъектных отношений в ходе педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, основанных на принципе диалогичности.
В процессе реализации технологии координационного управления значительно улучшается согласованность действий субъектов педагогического процесса. Координация позволяет усилить взаимосвязь дисциплин учебного плана, обеспечить преемственность содержания обучения на протяжении всего периода обучения. Координационное управление также повышает эффективность взаимосвязи между всеми аспектами деятельности обучающихся, ведет к их слиянию в целостный процесс развития личности будущего выпускника.
Важным источником повышения эффективности управления учебной 77
деятельностью в процессе обучения является реализация принципа управления и самоуправления. Управление и самоуправление дополняют друг друга и тем самым создают благоприятные условия для развития учебной деятельности обучающихся.
Совокупность целей, задач, средств и методов обучения, скоординированное со специалистами профилирующих дисциплин содержание обучения, использование проблемных, активных и интерактивных методов обучения, создание положительной мотивации, соблюдение учителем технологии управления учебной деятельностью учеников способствует эффективному управлению учебной деятельностью, становлению личности, ее развитию и совершенствованию.
Сконструированная на основе принципов управления и с учетом выше упомянутых психолого-педагогических условий повышения эффективности процесса управления учебной деятельностью учеников модель представляет собой такое структурирование содержательной, процессуальной и мотивационной сторон, при котором обеспечивается успешное усвоение содержания учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку, самоконтроль и контроль за его качеством, за формированием качеств личности обучающихся, ее развитием.
Таким образом, полученные результаты исследования проблемы управления учебной деятельностью в процессе обучения иностранному языку в условиях онлайн взаимодействия позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.
В то же время проведенное исследование не раскрывает всех вопросов, связанных с управлением учебной деятельностью обучающихся. Оно позволило наметить ряд важнейших проблем фундаментального и прикладного характера, которые требуют дальнейшей теоретической и практической проработки. К ним относятся:
1) методологические проблемы повышения эффективности исследований в области педагогического управления онлайн обучением;
78
2) проблемы психолого-педагогического прогнозирования дальнейшего развития и углубления содержательных аспектов теории и практики педагогического управления, критериев отбора наиболее перспективных из них;
3) выявление путей и возможных форм оптимизации управленческих воздействий на обучаемых в процессе онлайн обучения;
4) критерии выбора новых методов, организационных форм и содержания онлайн взаимодействия;
5) разработка объективных доступных педагогу критериев и способов оценки процесса и результатов учения, эффективности управленческих воздействий в процессе онлайн обучения.
С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Оптимизация обучения иностранному языку учащихся средней школы на основе интегрированного курса «Петербурговедение на английском языке»
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Амбивалентная система обучения английскому языку на основе
данных функциональной классификации языковых единиц
Магистерская диссертация, математическое моделирование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Мультимедиа-технологии в обучении иностранному языку на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОД ТРЕНИНГА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Особенности тестового контроля при обучении иностранному языку (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Возможности проектной деятельности при обучении английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2023 - Применение программ-тренажеров для развития лексического навыка на
уроках немецкого языка в 9 классе в условиях создания информационно -
образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



