ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения лексике иностранного языка на основе информационно-коммуникационных технологий учащихся средней общеобразовательной школы (на примере 5 классов) 11
1.1 Обучение лексике иностранного языка в школе 11
1.2. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения лексике иностранного языка 20
1.3 Педагогические условия обучения лексике иностранного языка учащихся 5 классов на основе информационно-коммуникационных технологий 38
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. Методика обучения лексике иностранного языка школьников 5 классов на основе информационно-коммуникационных технологий 43
2.1 Характеристика методики обучения иноязычной лексике на основе
информационно-коммуникационных технологий 43
2.2 Анализ исходного уровня развития иноязычной лексики на основе
информационно-коммуникационных технологий 47
2.3 Опытно-поисковая работа по обучению иноязычной лексике учащихся средней школы на основе информационно-коммуникационных технологий 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования. В условиях стремительно меняющегося мира система образования не может оставаться неизменной. Этому способствует революция в получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить часть научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета роли и места человека в исследуемых системах.
Появляются новые требования к содержанию образования, а также требования к результатам освоения учебных программ. Это находит свое отражение и в нормативно-правовых документах.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта в систему общего образования, изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные результаты, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5 - 9 кл.), освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий», а также «2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой» [ФГОС, 2012].
В связи с этим обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий представляется, на наш взгляд, одним из важнейших направлений освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Анализ научных работ последних десятилетий, показал, что вопросы, связанные с обучением иноязычной лексике (Ю. В. Еремин, И. А. Зимняя, С. Г. Тер-Минасова, С.А. Безбородова), проблем обучения лексике (А.Н. Шамов, А.Е. Сиземина, А.А. Фетисова), разработке методик обучения иностранному языку (Л.В. Щерба, К.А. Ганшина, Е.И. Соловова, Н.Д. Гальскова, И.А. Грузинская, А.Н. Щукин, Г.А. Китайгородская), отбора лексических единиц в словарь (Л. И. Перестонина, К. В. Александров, К. А. Митрофанова) актуальны и активно разрабатываются.
Несмотря на большое количество теоретических исследований и практических разработок, проблема обучения лексике иностранного языка учащихся в условиях общеобразовательной школы остается открытой для дальнейшего рассмотрения.
Важно, что на данный момент недостаточно разработан механизм обучения лексике иностранного языка учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы на основе информационно-коммуникационных технологий, нет большого разнообразия пособий для обучения лексике для школ на основе информационно-коммуникационных технологий.
Изучение и анализ литературы по данной теме, научных исследований, наблюдение учебного процесса школьников 5 классов позволили выявить ряд существенных противоречий:
- между необходимостью повышения качества образования в связи с появлением новых требований к языковой подготовке школьников 5 классов и низкой эффективностью традиционной системы обучения;
- между потребностью в новых методических разработках в области обучения лексике иностранного языка учащихся общеобразовательной школы для дальнейшей учебной деятельности с учетом новых тенденций в развитии общества и недостаточностью разработанных теоретических аспектов этой проблемы в педагогической литературе при обучении иностранному языку.
Вышесказанное определило проблему исследования: каковы пути результативного обучения лексике иностранного языка?
Актуальность данной проблемы, потенциал использования результатов исследования на практике, явились предпосылкой для определения темы исследования «Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методику обучения лексике иностранного языка школьников 5 класса на основе информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс обучения лексике иностранного язык с применением информационно-коммуникационных технологий.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство обучения лексике иностранного языка в 5 классах общеобразовательной школы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом выдвинута гипотеза исследования: процесс обучения лексике иностранного языка в 5 классах общеобразовательной школы будет эффективным, если:
- обучение лексике будет осуществляться в соответствии с выявленными методическими возможностями повышения эффективности изучения лексики в 5 классах общеобразовательной школы на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
- принципы обучения иноязычной лексике будут перекликаться с принципами обучения на основе информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать особенности методики обучения лексике иностранного языка.
2) изучить особенности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении лексике иностранного языка.
3) определить педагогические условия развития иноязычной лексической компетенции учащихся 5 класса;
4) опытным путем проверить эффективность разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории методики обучения иностранным языкам (А. Н. Шамов, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова и др.); профессионально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в обучении иностранным языкам (В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, и др.); положения педагогики и психологии о возрастных особенностях юношества (В. С. Мухина, И. С. Кон, П. И. Пидкасистый, В. Т. Лисовский и др.); концепции применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (Е. С. Полат, М. А. Мосина и др.); теории коммуникативной и языковой компетенций (И. А. Зимняя, Е. Д. Божович, Н. Хомский и др.); концепции отбора лексического материала (А. А. Миролюбов, К. А. Митрофанова, С. Е. Рахман); теория упражнений (И. Л. Бим, Н. И. Гез, А. Н. Шамов).
Для того, чтобы достичь цель данного исследования и решить задачи, а также чтобы проверить гипотезу, использовались следующие методы:
- теоретические: изучение лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового опыта преподавателей, подбор методов и средств обучения иностранному языку в школе, изучение нормативно-правовой документации;
- эмпирические: беседы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, опытное обучение, статистическая обработка результатов данных полученных в результате эксперимента.
База исследования: МАОУ СОШ № 7 города Сухой Лог.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало три этапа:
Поисково-теоретический этап (2016 г.) - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ проблемы обучения иноязычной лексике учащихся 5 классов.
Опытно-исследовательский этап (2017-2018 гг.) - теоретическое обоснование, разработка методики обучения лексике иностранного языка на основе информационно-коммуникационных технологий. Написание рабочей программы педагога.
Обобщающий этап (2018 г.) - практическая реализация предложенной методики обучения лексике иностранного языка на основе информационно-коммуникационных технологий. Проверка результативности предложенных положений. Систематизация полученных результатов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Разработана рабочая программа педагога на основе информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС и учебно-методическим комплектом, подобраны средства, включая использование мобильных телефонов.
2. Подобрана система контроля качества обучения лексике иностранного языка (осуществляется, в том числе, при помощи BX Language acquisition);
3. Отобраны иноязычные лексические единицы, в соответствии с тематическим планированием рабочей программы педагога, которая реализуется на основе информационно-коммуникационных технологий, как одно из средств - программное обеспечение учебного процесса BX Language acquisition.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнены принципы обучения лексике на основе информационно-коммуникационных технологий: наглядности (благодаря информационно-коммуникационным технологиям приобретает все большее значение), принцип разумного распределения времени (т.к. все больше возможностей самостоятельно искать значение, озвучивание лексических единиц - электронные словари, программы-тренажеры), принцип самостоятельности - анализ проблем и самостоятельный поиск решений.
Практическая значимость:
1. Разработана методика обучения лексике в 5м классе, содержащая в себе уточненные принципы обучения лексике, пересмотрено содержание учебного материала, отобраны иноязычные лексические единицы в соответствии с тематическим планированием рабочей программы педагога, которая реализуется через комплекс упражнений; средство обучения (программное обеспечение учебного процесса - BX Language acquisition); контрольно-диагностический аппарат.
2. Разработан контрольно-диагностический аппарат уровня обученности лексике иностранного языка и проверена его эффективность в процессе обучения иностранному языку учащихся 5 классов основной общеобразовательной школы.
3. Разработана рабочая программа педагога, опирающаяся на использование информационно-коммуникационные технологии (средство контроля также BX Language acquisition).
Опорой на теоретические исследования в научной, методической литературе, применением методов, соответствующих предмету, цели, задачам, статистическую надежность полученных данных обеспечивает достоверность результатов данного исследования. Рациональная структура исследования, положительные результаты опытно-экспериментальной работы обеспечили возможность внедрения основных положений и результатов исследования в практику организации образовательного процесса в МАОУ СОШ № 7 города Сухой Лог.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования представлены в докладе «Обучение лексике на основе информационно-коммуникационных технологий», представленном на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе» (24-26 мая 2018 года) рекомендованной для публикации результатов диссертационных исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
1. обучение лексике иностранного языка возможно при наличии: проектировочного этапа, который предусматривает анализ текущего уровня владения иноязычной лексикой пятиклассников при помощи входного тестирования, целеполагания - предполагалось повышение начального уровня владения иноязычной лексикой; технологический этап, который предполагает управление учителем процессом обучения иноязычной лексике, факторы управления, методы управления (комплекс упражнений, повторение материала, использование учебных пособий), возможности управления - средства информационно-коммуникационных технологий (программное обеспечение BX Language acquisition), а также координационный этап, на котором происходит поиск методов и средств наиболее эффективных в зависимости от развития ситуации , рефлексивный этап - включает элементы контроля овладения иноязычной лексикой, анализ эффективности механизма управления ее развитием на основе результатов диагностики.
2. Повышение уровня усвоения иноязычной лексике учащихся пятых классов средней общеобразовательной школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:
- реализация содержания иноязычного обучения через тренировку и отработку лексики посредством программного обеспечения,
- применение интерактивных методов обучения,
- осуществление учащимися самоконтроля и взаимоконтроля развития иноязычной лексической компетенции на основе тестирования,
- контроль и координация процесса обучения иноязычной лексики на основе информационно-коммуникационных технологий.
3. Методика развития иноязычной профессиональной лексической компетенции учащихся 5 классов реализуется при обучении лексике английского языка и включает следующие компоненты: принципы обучения лексике с применением информационно-коммуникационных технологий (разумного распределения учебного времени между применением традиционных средств и информационно-коммуникационных технологий; независимости и доступности обучения иностранному языку от времени и места); содержание учебного материала, представленное в лексике, отобранной в соответствии с содержанием образовательной программы.
Обучение лексике реализуется через комплекс упражнений. Средство обучения - программное обеспечение учебного процесса BX Language acquisition; контрольно-диагностический аппарат (уровневая шкала оценивания в баллах, показатели оценивания, тесты и проверочные задания).
В проведенном исследовании была разработана и теоретически обоснована методика обучения лексике иностранного языка. Достижение поставленной цели, решение связанных с ней задач, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) работа с лексикой успешна, если принципы обучения лексике иностранного языка информационно-коммуникационных технологии перекликаются.
2) педагогическими условиями развития обучения лексике иностранного языка школьников 5 класса являются - разработанная в соответствии с принципами обучения лексике иностранного языка и принципами реализации информационно-коммуникационных технологий рабочая программа педагога, обучение и закрепление лексике иностранного языка при помощи программного обеспечения BX Language acquisition.
3) информационно-коммуникационные технологии придают процессу обучения лексике иностранного языка привлекательность, образность, динамичность, системность, дополнительные возможности для всех видов речевой деятельности.
4) опытно-экспериментальным путем доказана результативность обучения лексике иностранного языка на основе информационно-коммуникационных технологий (в том числе с использованием BX Language acquisition на уроке и самостоятельно дома).
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Акишина, А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] /А.А. Акишина, О.Е. Каган. - М.: Рус.яз. Курсы, 2002. - 256 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М Бим-Бад. - М.: Издательство ИКАР, 2002. - 191с.
4. Безбородова, С. А. Работа над лексикой: горное дело; учеб. пособие по английскому языку для студентов I и II курсов горно¬технологического факультета [Текст] / С. А. Безбородова. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2012. - 31 с.
5. Беляева, Л. А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам [Текст] / Л. А. Беляева, Н. В. Иванова // Иностр. языки в школе. - 2008. - №4. - С.36-40.
6. Бухаркина, М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе[Текст]: дис. .. .канд. пед. наук/ М.Ю. Бухаркина - М., 1994. - 183 с.
7. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2005. URL: http://festival.1september.ru/articles/415914(дата обращения : 15.10.17).
8. Вьюшкина, Е.Г. Использование компьютерных технологий при обучении специальной (юридической) лексике [Текст] / Е.Г. Вьюшкина // «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке»: Материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 38-39.
9. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
10. Гаврилова, Т.А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. [Текст] / Т.А.Гаврилова, К.Р. Червинская. - М.: 1992. - 200 с.
11. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика [Текст] /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.
12. Гальскова, Н.Д., Тарева, Е.Г. Ценности современного мира глобализа¬ции и межкультурное образование как ценность [Текст] / Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева// Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. - С. 3-11.
13. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения [Текст] / Е. М. Галишникова // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10.
14. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.И. Гез. - М.: МГПИИЯ им. Тореза, 1979. - 66с.
15. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. - 286 с.
16. Денисова, Ж.А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием [Текст] / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов// ИЯШ. - 2008. - № 3. - С. 20-29.
17. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка [Текст] / В.А. Ефременко// ИЯШ. - 2007. - №8. С.18-29.
18. Звегинцев, В. А Предисловие // Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / В.А. Звегинцев. - М.: 1972. - 201с.
19. Золотопуп, О.Н. Фрейм [Текст] / О.Н. Золотопуп, В.В. Колос // Компьютерная технология обучения: словарь-справочник. - Киев: Наукова думка, 1992. - С. 591
20. Зимняя, И.А., Сахарова, Т.Е. Методика обучения английскому языку [Текст] / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. -
2011. - №3. - С.73-78.
21. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография [Текст]/Под.редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
22. Дугарцыренова, В.А. Интерактивное обучение иностранным языкам в эпоху информатизации образования/ В.А. Дугарцыренова// Вестник Московского университета: сб., серия 19. - Москва, 2013. - С. 134¬142.
23. Дугарцыренова, В.А. Интерактивное обучение иностранным языкам в эпоху информатизации образования [Текст]/ В.А. Дугарцыренова// Вестник Московского университета: сборник. - М., 2013. - С. 134 - 142.
24. Дугарцыренова, В.А. К вопросу о применении авторских веб¬ресурсов в процессе обучения английскому языку [Текст] / В.А. Дугарцыренова // Вестник Московского университета: сборник. - М., 2010. - С. 94-112.
25. Ковалева, А.Г. Типология электронных образовательных платформ для обучения иностранным языкам [Текст] / А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова // В мире научных открытий. - № 11.1(71). - Красноярск. - 2015. - С. 585-594.
26. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
27. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей/ А. К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2009. - 249 с.
28. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М.: Министерство общего и профессионального образования российской Федерации, Государственный исследовательский научно- исследовательский институт системной интеграции, 1998. - С. 184-185.
29. Кочергина, И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку [Текст] / И.Г. Кочергина// Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С.87-104.
30. Копылова, Е. В. Многофункциональный учебно-игровой комплекс [Текст]/ Е. В. Копылова // Патент РФ №97239. - 2015. - С. 55 - 67.
31. Кочергина, И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку [Текст] / И.Г. Кочергина// Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С.87-99.
32. Крюкова, О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде [Текст] / О.П. Крюкова. - М: Логос, 1998. - С. 126.
33. Крюкова, О.П. О будущем сдвиге лингвистической парадигмы (к вопросу о последствиях информатизации) [Текст]/ О.П. Крюкова// Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. - 2016. - № 2. - С. 88-98.
34. Леонтьев, А.А. Основные линии развития методики преподавания иностранных языков в СССР [Текст] / А.А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991. - С. 4-7.
35. Ляховицкий, М.В. Технические средства в обучении иностранным языкам. [Текст] / М.В. Ляховицкий, И.М. Кошман. - М.: Просвещение, 1981. -143с.
36. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей [Текст] / Под. ред. В.М. Филатова. - Ростов н/Д : «Феникс», 2013. - 394с.
37. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] [Текст] / отв. ред. А.Н. Шамов. - М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток, 2008. - 250 с.
38. Миков, В. Ю. English for Sociology Students. Part 1. Учебно¬методическое пособие для студентов специальности 040100 «Социология» [Текст] / ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». - Екатеринбург, 2012. - 84с.
39. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам [Текст] / А.А. Миролюбов . - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002 . - С. 41.
40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С.Мухина- 5-е изд., стереотип. - М., 2001. - 254с.
41. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат - М., 2009. - 300 с.
42.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4¬е изд., М., 1997. - 944с.
43. Паршукова, Г.Б. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя [Текст]: Учебное пособие/ Г.Б. Паршукова, М.А. Бовтенко. - Новосибирск, 2005. - 319 с.
44. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст] / Е.Д. Патаракин. - М., 2007. -251с.
45. Писаренко, В.И. Технические средства обучения иностранным языкам в современном образовательном пространстве технического
ВУЗа [Текст] / В.И. Писаренко// Извести ЮРФУ. Технические науки.
- 2005. - №3. - С.187-196.
46. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 131с.
47. Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2, 3. - С. 67-89.
48. Полат, Е.С.. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Текст] / Е.С. Полат, А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 1999. - 239 с.
49. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др. - М., 2006. - 345с.
50. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика [Текст] / Р.К. Потапова. - М., 2002. - 236 с.
51. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И.В.Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн - Издательство: Питер, 2002. - 720 с. http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf(дата обращения: 01.12.2017).
53. Рябов, Г. Сете- или -тура? [Электронный ресурс] / Г.Рябов. URL: http://www.netslova.ru/ryabov/setetura.html(дата обращения: 10.12.2017).
54. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 543 с.
55. Сергеева, М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку [Текст] / М. Э. Сергеева // Педагог. - 2005. - № 2.
- С. 162-166.
56. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239с.
57. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст] / Е.Н. Соловова. - М., 2004. - 300 с.
58. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации[Текст]: Сборник статей международной научно¬практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим.- М.: ТЕЗАУРУС, 2013. - с. 356.
59. Титова, С.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков [Текст] : Учебное пособие / С.В. Титова, А.В. Филатова. - М., 2009. - 239 с.
60. Филатова, А.В. Характеристика трудностей, возникающие при работе над групповыми веб-проектами, и способы их преодоления [Текст] / А.В. Филатова // Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2007. №2. - С.169-180.
61. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 .
62. Шайкина, О. И. Information Technology in English Language Teaching. Podcasting in Higher Education/ О. И. Шайкина // Молодой ученый. -
2012. - №6. - С. 287-289. - URL https://moluch.ru/archive/41/5035/(дата обращения: 31.12.2017).
63. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков [Текст] / А.Н. Шамов. - М.: АСТ-Москва: Восток-Запад, 2012. - 356с.
64. Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing / Lyle Bachman. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 408 p.
65. Bailin, A. Artificial Intelligence and Computer-Assisted Language Instruction:A Perspective// CALICO Journal, 2010. - № 3. - p. 56 - 78.
66. Bower, M.A. Framework for Web 2.0 learning design // Educational Media International. - 2010. - № 47 (3). C. 177-198.
67. Brown, H.D. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press, 2001.- 89 p.
68. Handsfield, L. Becoming critical consumers and producers of text: teaching literacy with Web 1.0 and Web 2.0/ L. Handsfield, L. Dean, T. Cielocha // The Reading Teacher. - 2009. - № 63 (1). - P. 40-50.
69. Higgins, S. and Moseley, D. (2001)Teachers’ thinking about ICT and learning: Beliefs and outcomes. Teacher Development 5 (2), 191-210.
70. Graham, Stanley. Integrating technology into secondary English language teaching [Электронный ресурс] www.britishcouncil.org.
71. Jermaine, S. McDougald. The use of information and communication technology (ICT) in the EFL Classroom as a tool to promote L2 (English) among non-native pre-service English teachers. Under the Supervision of Phillip Ball. -The University of Jaen, 2009. - p.197.
72. Kevin, C. Costley. The Positive Effects of Technology on Teaching and Student Learning, Ph.D. Associate Professor of Curriculum & Instruction Arkansas Tech University kcostley@atu.edu Date of Publication: October 30, 2014. - 79 p.
73. Kuswara, A. Web 2.0 supported collaborative learning activities: towards an affordance perspective/ A. Kuswara, A. Cram, D.Richards // Proceedings of the 3rd International LAMS & Learning Design Conference: Perspectives on Learning Design. - Sydney, Australia, 2008.- 109 p.
74. Lili, L. Web 2.0 integration in information literacy instruction: an overview // Journal of Academic Librarianship. - 2010. - № 36 (1). C. 32¬40.
75. Nation, I.S.P. (2003) Vocabulary. In D. Nunan. (ed.) Practical English Language Teaching. McGraw Hill, New York: 129-152.
76.O'Reilly, T. What Is Web 2.0? Design patterns and business models for the next generation of software[3neKTpoHHbih ресурс]. - 2002
[http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/ news/2005/09/30/what-is- web-20.html] (дата обращения: 19.09.2017).
77. Solanki, D. Use of Technology in English Language Teaching and Learning: An Analysis. Shyamlee1+, M Phil.2 // International Conference on Language, Medias and Culture IPEDR: IACSIT Press. - Singapore, 2012. - 183 p.