Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие критического мышления старшеклассников в контексте системно-деятельностного подхода

Работа №96468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Проблема мышления в научной литературе 6
1.2. Общая характеристика развития мышления старшеклассников 13
1.3. Развитие критического мышления старшеклассников:
системно-деятельностный подход к решению проблемы 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОХОДА 36
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ
первичных результатов исследования 36
2.2. Описание технологии развития критического мышления
старшеклассников с позиции системно-деятельностного подхода 53
2.3. Анализ результатов исследования развития критического
мышления старшеклассников в контексте системно¬деятельностного подхода 62
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85


Актуальность темы исследования. На этапе реализации ФГОС среднего (полного) общего образования, разработанного на основе системно-деятельностного подхода, в поле исследовательского внимания попадает вопрос, связанный с качественным образованием, которое должно быть нацелено на подготовку активных, творческих, способных к познавательной деятельности, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности - мыслящих выпускников.
Вопросы, касающиеся психологии высшего психического познавательного процесса - мышления интересовали исследователей в разные исторические периоды, актуальными они остаются и на современном этапе развития науки и практики, где оно трактуется как процесс, свойственный только высокоорганизованной материи, то есть человеку. Его сущностной характеристикой является порождение нового знания на основе творческого, нестандартного отражения и преобразования субъектом окружающей действительности без непосредственного контакта с ней. Исходя из этого, можно утверждать, что мышление опирается на прошлый опыт, однако, оно предполагает и выход за его пределы. Это преимущество дает возможность личности усложнять свою деятельность и способствует решению задач на более высоком уровне сложности.
В последнее время среди видов мышления все чаще стали говорить о критическом мышлении как способности человека подвергать информацию анализу с позиции логики, различных научных подходов и личностного понимания, что обуславливает обоснованность его суждений и успешность действий в нестандартных ситуациях. Министерством просвещения определяется важность развития критического мышления на всех уровнях получаемых образовательных результатов (предметном, метапредметном и личностном).
Степень разработанности проблемы. Современные представления о критическом мышлении базируются на исследованиях в психологии, логике, философии, а также на теориях Д. Дьюи о рефлекторном мышлении, Д. Брунера о конструктивизме в образовании, Л. С. Выготского о высших психических функциях, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о приоритете мышления в обучении. Широко представлены труды, рассматривающие условия развития критического мышления (Е. Н. Волков, О. К. Тихомиров, А. Н. Шуман), идеи системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Научный интерес представляют работы И. О. Загашева, С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской, И. А. Низовской, раскрывающие приемы развития критического мышления.
Несмотря на запрос общества и государства на критически мыслящую личность, достаточную теоретическую разработанность проблемы исследования до сих пор недостаточно разработаны и описаны технологические пути решения рассматриваемой проблемы - развития критического мышления старшеклассников с позиции системно-деятельностного подхода.
Вышесказанное актуализирует проблему поиска технологий развития критического мышления в системе среднего (полного) общего образования.
Указанное противоречие и актуальность проблемы определили тему исследования «Развитие критического мышления старшеклассников в контексте системно-деятельностного подхода».
Объект исследования: развитие критического мышления старшеклассников.
Предмет исследования: технология развития критического мышления старшеклассников с учетом позиций системно-деятельностного подхода.
Цель исследования: теоретически и эмпирически обосновать технологию развития критического мышления старшеклассников с учетом позиций системно-деятельностного подхода.
Гипотеза: технология развития критического мышления старшеклассников, включающая направленность на когнитивный компонент и личностную составляющую критического мышления, будет эффективна, если обеспечит реализацию механизмов регуляции их мыслительной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Провести феноменологический анализ основных понятий исследования в научной литературе.
2. Описать общую характеристику развития критического мышления старшеклассников.
3. Раскрыть развитие критического мышления старшеклассников с позиции системно-деятельностного подхода.
4. Эмпирическим путем выявить характеристики сформированности критического мышления старшеклассников и на их основе разработать технологию его развития.
5. Апробировать разработанную с учетом положений системно-деятельностного подхода технологию развития критического мышления старшеклассников, обосновать ее эффективность.
Для реализации целей и задач исследования были использованы методы исследования: теоретические - анализ, синтез, систематизация; эмпирические - проективные и тестовые методики, а также математико-статистические методы обработки полученных данных исследования, включающие в себя описательную статистику, критерий Колмогорова- Смирнова, для анализа эквивалентности контрольной и экспериментальной групп U - критерий Манна Уитни, для оценки сдвига был использован критерий Т-Вилкоксона.
Практическая значимость исследования: представленная технология, направленная на развитие критического мышления старшеклассников, разработанная с учетом основных положений системно-деятельностного подхода, может быть использована в практике школьного образования с целью усвоения старшеклассниками предметного содержания и достижения метапредметного результата - развития критического мышления.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность обращения к проблеме развития критического мышления старшеклассников обусловлена, во-первых, требованиями и потребностями общества в критически мыслящей личности, которая способна к высокому уровню аналитико-синтетического мышления, применению полученных знаний на практике, что обеспечит ее готовность к выдвижению гипотез, прогнозированию, оцениванию и саморазвитию.
Во-вторых, требованиями нормативно-правовых документов (Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС), регламентирующих деятельность образовательных организаций, определяющими развитие критического мышления как обязательный фактор при обучении и в дальнейшем при овладении определенными видами профессий, для чего в образовательных организациях ведется поиск различных педагогических технологий его развития.
Проблема мышления достаточно подробно была изучена на разных этапах развития психолого-педагогической науки (М. Вертгеймер, В. Вундт, У. Джемс, О. Кюльпе, А. Ньюэлл, Дж. Уотсон), где мышление рассматривалось как мыслительная деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже); психический познавательный процесс (П. Я. Гальперин, Г. Линдсей); вариативные составляющие и условия, способствующие формированию высших и низших мыслительных операций (П. П. Блонский, Е. Н. Волков, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарев).
Впервые в лабораторных условиях мышление стало изучаться благодаря В. Вундту, который определял его как наивысшую форму психического синтеза - произвольно осуществляющую интеграцию образов, ощущений, идей, представлений и других составляющих душевной жизни.
Развитие мышления рассматривается как сложный многоступенчатый (пошаговый, поэтапный) процесс:
- теория Ж. Пиаже - стадии сенсомоторного интеллекта, операционального мышления, конкретных операций, формальных операций;
- общенаучная теория (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление).
Качественное и количественное развитие мышления происходит на протяжении всей жизни, так как С. Л. Рубинштейн утверждал, что высшая стадия или форма мышления, развиваясь и становясь господствующей, не вытесняет, а перестраивает ранее резвившиеся и между ними образуются многообразные, сложнейшие изменяющиеся соотношения.
Среди видов мышления все чаще стали говорить о критическом мышлении как способности человека подвергать информацию анализу с позиции логики, различных научных подходов и личностного понимания, что обуславливает обоснованность его суждений и успешность действий в нестандартных ситуациях.
На современном этапе развития науки представления о критическом мышлении базируются на исследованиях в психологии, логике, философии, а также на теориях:
- Д. Дьюи о рефлекторном мышлении;
- Д. Брунера о конструктивизме в образовании;
- Л. С. Выготского о высших психических функциях;
- А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о приоритете мышления в обучении.
Синонимический ряд понятия «критическое мышление» дополняют понятия: «научное мышление»; «умелое мышление»; «организованное мышление»; «мышление высокого порядка». Антонимами выступают «обыденное мышление», «случайное мышление», «магическое мышление».
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить критическое мышление как вид мышления, основанный на сложном мыслительном процессе комбинирования и интегрирования идей, ресурсов, переосмысления и понимания, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием решения (И. А. Низовская). Данное определение позволяет отразить процессуальную сторону критического мышления, без игнорирования результата этого процесса, и указывает на его деятельностный характер.
В структуре критического мышления выделяют 2 компонента:
- когнитивный - мыслительные операции: способность к анализу, синтезу, обобщению, выявление аналогий, выделение существенных признаков и гибкость мышления;
- личностный - познавательные потребности, сензитивность (восприимчивость), уровень самоактуализации, сопричастность к происходящему, сенергичность мышления (восприятие мира, способность выстраивать целостный образ, установление взаимосвязи между предметами, сформированность прогностических способностей).
Процесс развития критического мышления представляет собой количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивной и личностной подструктурах. Этот процесс технологичный, представляющий пошаговое, поэтапное движение.
Наряду с отвечающими современным вызовам концепциями, определяющим алгоритм развития критического мышления у старшеклассников, системно-деятельностный подход к его развитию является наиболее перспективным. Он позволяет выстраивать систему деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, обучающихся, родителей (идеи системного подхода) и развивать критического мышления у них на основе активного включения их в деятельность (идеи деятельностного подхода).
Существует некоторое множество педагогических современных технологий, основанных на идеях и принципах системно-деятельностного подхода, в том числе и технологий развития критического мышления. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является технология развития критического мышления, рассматриваемая как совместная деятельность педагога, обучающегося и родителей, где сама деятельность представляется процедурно, то есть как определенная система последовательных действий, обеспечивающая гарантированный результат.
Для подтверждения эффективности и результативности разработанной и реализованной педагогической технологии развития критического мышления старшеклассников была проведена опытно-поисковая работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего этапа нами был использован ряд методик: методика «Выделение существенных признаков» С. Я. Рубинштейна; методика «Сложные аналогии» Э. А. Коробковой; методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса; опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинда; самоактуализационный тест Э. Шострома в модификации Л. Я. Гозман, М. В. Кроз.
Представленные методики направлены на изучение отдельных компонентов критического мышления: когнитивного (первые три методики) или личностного (4 и 5 методики).
В результате первичного обследования нами было установлено, что:
- по методике «Выделение существенных признаков» С. Я. Рубинштейна наибольшее количество респондентов оказалось на среднем уровне сформированности способности выделять существенные признаки - 65% выборочной совокупности. 15% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности способности выделять существенные признаки. Очень низкий и низкий уровень представлены 10% респондентов каждый;
- по методике «Сложные аналогии» Э. А. Коробковой наибольшее количество респондентов оказалось на среднем уровне сформированности сложных логических отношений и способности выделять абстрактные связи - 70% выборочной совокупности. 11% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности сложных логических отношений и способности выделять абстрактные связи. Очень низкий уровень зафиксирован у 8% испытуемых и низкий уровень имеют 11% респондентов;
- методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса позволила выявить, что более 50% старшеклассников при решении задач опирались на свой опыт, более рациональные решения не были найдены ими; 11 старшеклассников предложили решение без учета исходных данных задачи, так как ими не была понята инструкция и смысл заданий; 7 старшеклассниками была нарушена инструкция, они выполняли задачи, не соблюдая порядок, пропуская часть из первых пяти задач, приступили к выполнению второй части, у данных респондентов присутствуют рационально решенные задачи в обеих частях; 4 человека столкнулись с трудностями вычислительного характера, даже уже полученные решения предыдущих задач не были перенесены на последующие, что говорит о невозможности применения полученного опыта на тот же тип задач, только с другими условиями; 1 старшеклассник справился конструктивно с большинством заданий, последовательно выполнял, не пропускал предложенных задач.
Изучая личностный компонент критического мышления у старшеклассников, было установлено, что уровень интернальности (локус контроля) старшеклассников (опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинда) выше в сфере достижений, чем в производственных отношениях. Данный факт свидетельствует о том, что в коллективной работе старшеклассники склонны снимать с себя ответственность, перекладывая ее на других. У старшеклассников, имеющих низкие показатели по уровню интернальности, слабо развит самоконтроль и критичность по отношению к своим действиям и продуктам труда. В коллективе сверстников они проявляют социальную ленность, есть и те, кто берет на себя роль «социального зайца», который во время работы не включается в активную деятельность, не защищает свою работу, но остается в числе выполнивших задание, пользуясь заслугами всей группы;
По самоактуализационному тесту (САТ) Э. Шострома в адаптации и модификации Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, позволяющему выявить общий личностный потенциал, способности старшеклассника к саморазвитию, самореализации сильных сторон личности было выявлено, что по шкале
«Сензитивность» преобладает низкий и очень низкий уровни развития по сравнению с высоким, что указывает на то, что старшеклассники обладают низкой самочувствительностью, плохо дифференцируют свои потребности, возможности, слабо осознают и рассчитывают имеющиеся ресурсы, некритично относятся к собственным переживаниям.
По шкале «Познавательные потребности» было выявлено, что у старшеклассников отсутствует стремление к получению новых знаний, познанию окружающей действительности, изучению и раскрытию законов существования человека.
Низкие результаты были зафиксированы и по шкале «Синергичность». Это указывает на то, что старшеклассники фрагментарно воспринимают мир, не способны выстраивать целостный образ, не могут установить взаимосвязи между предметами, видят мир антагонизмами, не способными к сосуществованию, слабо выявляют закономерности, имеют низкий уровень сформированности прогностических способностей.
По шкале «Взгляд на природу человека» большинство респондентов показали средний уровень. Они в целом способны воспринимать человека во всем его многообразии, учитывать сложность структуры человека и приписываемых ему качеств, индивидуальность каждого, что, несомненно, важно при обучении.
По шкале «Гибкость поведения» респонденты продемонстрировали средние значения. Это говорит о том, что они способны чаще всего принимать рациональные решения, частично имеют альтернативные формы действия и определенного множества выборов.
По шкале «Контактность» старшеклассники продемонстрировали усредненные значения, что свидетельствует о достаточно хорошем владении навыками аргументации и способности четко, лаконично и понятно донести до реципиента возникшую мысль и идею.
На формирующем этапе была реализована технология развития критического мышления старшеклассников как интеллектуально организованное поэтапное движение от умственных действий к умственным действиям высшего порядка (от ознакомления к пониманию, применению, анализу, синтезу информации), способствующее качественным личностным изменениям старшеклассников.
На контрольном этапе с помощью методов математико-статистической обработки эмпирических данных (Т-критерий Вилкоксона) была подтверждена эффективность и результативность предложенной технологии развития критического мышления старшеклассников. Они подтверждаются изменившимся распределением данных в экспериментальной группе и статистически значимыми сдвигами в значениях изучаемых переменных.
Так, количество респондентов, обладающих очень низким уровнем развития критического мышления, сократилось до 0%, а также возросло число обучающихся, продемонстрировавших высокий уровень сформированности изучаемых мыслительных действий.
Показатели контрольной выборочной совокупности в большинстве своем остались без значимых изменений.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется разработка и реализация долгосрочных педагогических технологий развития критического мышления старшеклассников.



1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. - 3-е изд., - М.: МПСИ, 2009. - 384 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения /А.Г.Асмолов // Педагогика, - 2009. - №4. - С. 18-22.
3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Системно - деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно- метод. пособие / А.Г.Асмолов. - М.:МГУ, 1985. - 104 с.
4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы компетентностного подхода в образовании / А.Г.Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
5. Блонский П.П. Память и мышление: Психология - классические труды / П.П.Блонский. - М.: Директ-медиа, 2008. - 479 с.
6. Блонский П.П. Психология как наука о поведении / П.П.Блонский // Избранные психологические произведения в 2 т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.2. - 399 с.
7. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. -79 с.
8. Болотов В., Спиро, Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. - N 1. - C. 67-73.
9. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - 85 с.
10. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. - 122 с.
11. Бутенко А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. - 135 с.
12. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. - 113 с.
13. Вербицкий А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике / А.А.Вербицкий. - М.: Логос, 2010. - 298 с.
14. Вишнякова Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. // Бибилиотека в школе. - 2004. - № 17. - С.14-18.
15. Водяха Ю.Е. Психодиагностика личности: возможности и ограничения: учеб.-метод. пособие / Ю.Е.Водяха. - Екатеринбург: УрГПУ,
2010. - Ч.1. - 196 с.
16. Волков Е. Н. Базовые научно-инженерные компоненты современного бизнес-образования: .критическое мышление, онтография, социальная инженерия / Е.Н.Волков // Материалы Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород, 2012. - С. 44-52.
17. Выготский Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции / Л.С.Выгосткий, Л.С.Сахаров // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 145-152.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: АСТ,
2011. — 637 с.
19. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. Вузов / П.Я.Гальперин. - М.:КдУ, 2011. - 400 с.
20. Грифоцова И.Н. Идеи критического мышления сквозь призму историко-философской мысли / И.Н.Грифцова, Г.В.Сорина // Демократия в России и Европе: философское измерение: материалы междунар. конф., / под ред. В.Н.Брюшинина. - К.: КГУ Калининград, 2003. - 232 с.
21. Джемс У. Мышление / У.Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 2-9.
22. Долговых О.Г. Формирование критического мышления в профессиональном самоопределении студентов. Ижевск: Изд-во Ижевской гос. с.-х. академии, 2004. - 115 с.
23. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления / К.Дункер // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 22-31.
24. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев // Библиотека в школе. - 2004. - № 17. - С. 56-61
25. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей
мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с
издательством «Речь», 2003. - 192 с.
26. Загашев И. О., Заир-Бек, С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
27. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. - № 4. - C. 66-72.
28. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - № 4. - С. 60-72.
29. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
30. Заир-Бек С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004.
31. Зейгарник Б.В. Патология мышления : избранные психологические труды / Б.В.Зейгарник // Психология личности: норма и патология / гл. ред. М.Р. Гинзбург. - М.: МПСУ, 2007. - 416 с.
32. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. - N 3. - C. 21-23.
33. Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» / Е. Е. Ивунина // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 170-174.
34. Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в ВУЗе / Е.Ю.Игнатьева // Вестник Ногородского государственного университета. - 2013. - №74. - Т.2 . - С. 27-30.
35. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном ВУЗе: монография / Е.Ю.Игнатьева.
- СПб.: «Лема», 2012. - 300 с.
36. История развития образования взрослых в России : в 4 т. / под ред. Е.П.Тонконоговой. - Т.1. - СПб.: ИОВ РАО, 2000 . - 114 с.
37. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения / Пер. с англ. - Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии, «Гуманитарный Центр», 2005. - 87 с.
38. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. - № 2. - C. 3-10.
39. Клустер Д. Что такое критическое мышление?/ Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5¬13.
40. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. - N 5. - C. 55-58.
41. Косарев В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н.Косарев, М.Ю.Рыков // Вестник ВолГУ. -
2007. - сер. 6 вып. 10. - С. 89-94.
42. Крайг Г. Психология развития : серия мастера психологии / Д.Бокум, Г.Крайг. - 9-е изд., - СПб.: Питер, 2006. - 940 с.
43. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Варшавер. - М.: ЦГЛ, 2005.
44. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н. Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.
- 113 с. 

профессиональной компетентности (на примере программистов) : автореф.дис. . ..канд. психол. наук / Ю.А.Кукушкина. - Москва: [б.и.], 2008. - 26 с.
46. Кюльпе О. Психология мышления / О.Кюльпе // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ,
2008. - С. 10-15.
47. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей : учебное пособие для студентов / Н.С.Лейтес // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 26-33.
48. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. /
А.Н.Леонтьев; ред. В.П.Зинченко. - М.: Оникс, 2012 Т. 2 : Избранные
психологические труды. - 2012. - 320 с.
49. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Смысл : Академия, 2007. - 511 с.
50. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г.Линдсей, Р.Ф.Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 111-114.
51. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности : монография / А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. -142 с.
52. Лобок А.М. Вероятностное образование в вопросах и ответах / А.М.Лобок // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №1. - С. 42¬50
53. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в разных психологических школах / Н.А.Логинова. - СПб.: издательство С.-Петерб. у-та, 2005. - 285 с.
54. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р.Лурия. - М.: Оникс, 2012. - 432 с.
55. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.
56. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001.
57. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. -154 с.
58. Мурюкина Е.В., Челышева, И.В. Развитие критического мышления
студентов педагогического вуза в рамках специализации
«Медиаобразование»: Учеб. пособие для вузов/ Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 162 с.
59. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. - N 2. - C. 30-35.
60. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. - Бишкек: ОФЦИР, 2003. - 148 с.
61. Новая философская энциклопедия : энциклопедия в 4 томах / под ред. М.С.Ковалева, Е.И.Лакироева, М.М.Новоселов [и др.] - М.: Мысль, 2010 Т. 3. - С. 288-289.
62. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления / С.Л.Новоселова. - М.: МПСИ, 2010. - 352 с.
63. Ньюэлл А. Моделирование мышления человека с помощью
электронно-вычислительной машины / А.Ньюэлл, Г.А.Саймон, Дж.С.Шоу // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.
Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 238-248.
64. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования : приказ министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г., № 413-1111. - 2012. - 83 с.
65. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пос. 1 -8. М., 1997-1999.
66. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе. -
2007. - № 8. - С. 11-15.
67. Пиаже Ж. Природа интеллекта / Ж.Пиаже // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ,
2008. - С. 32-40.
68. Питер А.Ф. Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения : дельфи - доклад / А.Ф.Питер; пер. с англ. Е.Н.Волкова. - Калифорния-пресс, 2002. - Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html
69. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 45 с.
70. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. : новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н.Поддьяков. - СПб.: Речь, 2010. - 144 с.
71. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 165 с.
72. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. - 166 с.
73. Поппер К.Р. Логика научного исследования : мыслители XX века / К.Р. Поппер; пер. с англ.; под общ. ред. В. Н. Садовского. - М.: Республика, 2004. - 447 с.
74. Психология человека от рождения до смерти /под ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2009. - 639 с.
75. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс, К.Долджин. - 12-е изд., - СПб.: Питер, 2012. - 628 с.
76. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе / О.Зельц //
Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост.
Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 49-55.
77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
78. Русских Г.А. Технология развития критического мышления // Биология в школе. 2004. - №2. - C. 28-33.
79. Савинова С.Ю. Развитие критического мышления : программа
дисциплины для направления 080500.62«Менеджмент» / С.Ю.Савинова. - Н. Новгород.: НИУ ВШЭ, 2012. - Режим доступа: http://mognovse.ru/ttl-
programma-disciplini-razvitie-kriticheskogo-mishleniya.html.
80. Саяпин Н.В. Профессиональная подготовка студентов педагогического ВУЗа к развитию критического мышления школьников : автореф.дис. ...канд. пед. наук / Н.В.Саяпин. - Пенза: [б.и.], 2006.- 31 с.
81. Семенова О.М. Формирование критического мышление студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : автореф.дис. ...канд. пед. наук / О.М.Семенова. - Самара: [б.и.], 2009.- 44 с.
82. Смирнов А.А. Избранные психологические труды / А.А.Смирнов. - М.: Педагогика, 2007. - 344 с.
83. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. - 2003. - С. 97-110. 463
84. Столбникова Е.А. Медиаобразование: проблема воспитания
критического мышления // Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе/ Ред. Р.М. Чумичева. Волгодонск: Волгодонск.
Полиграфобъединение, 2001. - С.150-155.
85. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
86. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». - 2005. - № 18. - С. 5-11; № 19. - С.10-18.
87. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность/ Ч. Темпл// Перемена. - 2005. - № 2. - С.15-20.
88. Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы /
Б.М.Теплов. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства Просвещения РСФСР, 1954 г. - 256 с.
89. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. ( Материалы конференции). Н.Новгород: Арабеск, 2001.
90. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие / О.К.Тихомиров. - 3-е изд.,- М.: Академия, 2005. - 272 с.
91. Турчин В.Ф. Феномен науки: кибернетический подход к эволюции [Электронный ресурс] / В.Ф.Турчин. - 2-е изд., М.:ЭТС. - 2000. - 368 с.
92. Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. М., 2003. С. 282-291.
93. Фомин А.Е. Психология критического мышления : программа
дисциплины для направления 38.03.03 «Управление персоналом» / А.Е.Фомин. - Калуга.: КГУ им. Циолковского, 2014. - Режим доступа:
й11р://1кзи.ги/Ебиса1юп/ВосЕ1Ь16/Управление%20персоналом%20080505.62% 20(38.03.03)/Б3.%20В.%20ДВ.%2011%20Психология%20критического%20м ышления/pdf
94. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. - 2004. - № 4. - С. 38-43.
95. Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
96. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.
97. Хохлова Л.В. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии : автореф.дис. ... канд. пед. наук / Л.В.Хохлова; Урал. Гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2004. - 33 с.
98. Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика / А.Н.Шуман. - Мн.: Экономпресс. - 2004. - 416 с.
99. Эльконин Д.Б. Психология развития : учебное пособие / Д.Б.Эльконин. - 3-е изд., М.: Академия. - 2007. - 170 с.
100. Яковлева Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры / Е.В.Яковлева // Общественные науки. Педагогика. - 2007. - №1. - С. 69-74.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ