ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Понятие о пространственных представлениях 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
задержкой психического развития 9
1.3. Особенности развития пространственных представлений у
дошкольников с задержкой психического развития 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 18
2.1. Методика экспериментального исследования пространственных
представлений обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 42
3.1. Анализ программы обучения и развития дошкольников с ЗПР 42
3.2. Организация и проведение обучающего эксперимента 48
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Ориентировка в пространстве важна для всех сторон деятельности каждого человека, поскольку охватывает разные стороны его взаимодействия с окружающим миром и представляет собой одно из главных свойств человеческой психики. В психолого-педагогических и философских исследованиях раскрывается роль освоения социального и предметного пространства в построении ребенком единой картины мира, а также в осознании своего места в нем. Распространяясь на все сферы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, ориентация в пространстве оказывает большое влияние на развитие его личности и самосознания. Полноценное развитие невозможно без развития способностей к пространственным представлениям.
Актуальность исследования. У обучающихся дошкольного возрастного с задержкой психического развития (ЗПР) восприятие пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается ограниченная восприимчивость, недифференцированность восприятий и ощущений затрудняют у них формирование пространственных представлений. Именно сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением.
Важным компонентом для овладения школьными навыками, по мнению ученых таких как: Б. Г Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.А. Столяр,Т.А. Мусейбова, А.М. Леушина, Т.А. Павлова. Р.И Лалаева является сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста.
Объектом исследования являются пространственные представления у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - процесс формирования пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: систематическая и спланированная
коррекционная работа на индивидуальных занятиях будет способствовать наиболее успешному формированию пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Целью данной работы является изучение и формирование пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях .
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
2. Подобрать комплекс методик диагностики пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
3. Провести анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ЗПР по ФГОС.
4. Определить и апробировать содержания коррекционной работы по формированию пространственных преставлений у дошкольников с задержкой психического развития.
В соответствии целью и задачами исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); теоретические (анализ литературы).
Этапы исследования:
1. Диагностическое обследование экспериментальной и контрольной группы с целью выявления уровня сформированности пространственных представлений;
2. Обработка и анализ полученных результатов;
3. Разработка программы коррекционной работы с данной категорией детей;
4. Апробация программы, контрольная диагностика.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений.
По результатам исследования пространственных представлений обучающимися дошкольного возраста с задержкой психического развития был продемонстрирован очень низкий исходный уровень сформированности данных представлений. Трудности дети демонстрируют во всех блоках заданий. Это показатель того, что у них наблюдается недоразвитие пространственного анализа и синтеза. Были выявлены затруднения в выполнении таких блоках как: ориентировка в «схеме собственного тела», здесь дети не смогли определить и назвать левую и правую стоны у своего тела; употребление предлогов «из-за», «перед», «от», «из-под», «к»; представления о понятиях «сегодня», «вчера», «завтра», в этом блоке все дети продемонстрировали низкие результаты развития; представления о месяцах года, у детей возникли большие сложности при назывании месяцев по порядку, они не смогли назвать какой месяц следует за названным.
Коррекционная работа нашего исследования была направлена на формирование у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР следующих пространственных представлений:
- направления в пространстве;
- пространственные отношении между предметами;
- ориентировка в схеме собственного тела;
- понятие о временных единицах.
Формирование пространственных представлений проводилось в игровой форме, осуществлялись наблюдения за предметами и явлениями на прогулках, в детском саду. Так дети учились определять пространственные признаки и устанавливать сходства и различия между ними.
В результате проведенных коррекционных индивидуальных занятий у детей экспериментальной группы с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка:
- обучающиеся с задержкой психического развития стали лучше ориентироваться в схеме собственного тела и человека стоящего напротив (стали называть правую и левую стороны);
- стали уметь определять по словесной инструкции направления движения на листе, который перевернут на 180*;
- стали определять стороны на изображениях.
- слали ориентироваться, где находятся углы у листа бумаги, в каком углу находится заданный предмет.
Выдвинутая гипотеза доказана: систематическая и планомерная коррекционная работа на индивидуальных занятиях способствует успешному формированию пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Хотелось бы отметить то, что уровень результатов экспериментальной группы не достиг уровня нормы. Коррекционная работа должны быть более длительной и интенсивной и необходимо начинать ее на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития к усвоению школьной программы.
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1974. - 122 с.
2. Борякова, Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М. : Сфера, 1994. - 253 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2000. - 273 с.
4. Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2010.
- № 2. - С. 45-50.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 391 с.
6. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. [Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина,
А. Е. Соболева. - СПб. : Питер, 2008. - 80с.
7. Горбачевская, Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени [Текст] : методическое пособие/ Н. Ю. Горбачевская.
- СПб. : "Речь", 2006. - 288 с.
8. Дунаева, З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. - М. : Педагогика, 1985. - С. 229-231.
9. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева. - М. : Советский спорт, 2006. - 191 с.
10. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространству [Текст] /
O. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
11. Елецкая, О. В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 400 с.
12. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г. И. Жаренкова // Дефектология, 1972. - №4. - С. 20-26.
13. Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 264-266.
14. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов психологии/ О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 365 с.
15. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004. - 146 с.
...