Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях

Работа №96462

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Понятие о пространственных представлениях 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
задержкой психического развития 9
1.3. Особенности развития пространственных представлений у
дошкольников с задержкой психического развития 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 18
2.1. Методика экспериментального исследования пространственных
представлений обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 42
3.1. Анализ программы обучения и развития дошкольников с ЗПР 42
3.2. Организация и проведение обучающего эксперимента 48
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71


Ориентировка в пространстве важна для всех сторон деятельности каждого человека, поскольку охватывает разные стороны его взаимодействия с окружающим миром и представляет собой одно из главных свойств человеческой психики. В психолого-педагогических и философских исследованиях раскрывается роль освоения социального и предметного пространства в построении ребенком единой картины мира, а также в осознании своего места в нем. Распространяясь на все сферы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, ориентация в пространстве оказывает большое влияние на развитие его личности и самосознания. Полноценное развитие невозможно без развития способностей к пространственным представлениям.
Актуальность исследования. У обучающихся дошкольного возрастного с задержкой психического развития (ЗПР) восприятие пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается ограниченная восприимчивость, недифференцированность восприятий и ощущений затрудняют у них формирование пространственных представлений. Именно сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением.
Важным компонентом для овладения школьными навыками, по мнению ученых таких как: Б. Г Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.А. Столяр,Т.А. Мусейбова, А.М. Леушина, Т.А. Павлова. Р.И Лалаева является сформированность пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста.
Объектом исследования являются пространственные представления у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - процесс формирования пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: систематическая и спланированная
коррекционная работа на индивидуальных занятиях будет способствовать наиболее успешному формированию пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Целью данной работы является изучение и формирование пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях .
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
2. Подобрать комплекс методик диагностики пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
3. Провести анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ЗПР по ФГОС.
4. Определить и апробировать содержания коррекционной работы по формированию пространственных преставлений у дошкольников с задержкой психического развития.
В соответствии целью и задачами исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); теоретические (анализ литературы).
Этапы исследования:
1. Диагностическое обследование экспериментальной и контрольной группы с целью выявления уровня сформированности пространственных представлений;
2. Обработка и анализ полученных результатов;
3. Разработка программы коррекционной работы с данной категорией детей;
4. Апробация программы, контрольная диагностика.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования пространственных представлений обучающимися дошкольного возраста с задержкой психического развития был продемонстрирован очень низкий исходный уровень сформированности данных представлений. Трудности дети демонстрируют во всех блоках заданий. Это показатель того, что у них наблюдается недоразвитие пространственного анализа и синтеза. Были выявлены затруднения в выполнении таких блоках как: ориентировка в «схеме собственного тела», здесь дети не смогли определить и назвать левую и правую стоны у своего тела; употребление предлогов «из-за», «перед», «от», «из-под», «к»; представления о понятиях «сегодня», «вчера», «завтра», в этом блоке все дети продемонстрировали низкие результаты развития; представления о месяцах года, у детей возникли большие сложности при назывании месяцев по порядку, они не смогли назвать какой месяц следует за названным.
Коррекционная работа нашего исследования была направлена на формирование у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР следующих пространственных представлений:
- направления в пространстве;
- пространственные отношении между предметами;
- ориентировка в схеме собственного тела;
- понятие о временных единицах.
Формирование пространственных представлений проводилось в игровой форме, осуществлялись наблюдения за предметами и явлениями на прогулках, в детском саду. Так дети учились определять пространственные признаки и устанавливать сходства и различия между ними.
В результате проведенных коррекционных индивидуальных занятий у детей экспериментальной группы с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка:
- обучающиеся с задержкой психического развития стали лучше ориентироваться в схеме собственного тела и человека стоящего напротив (стали называть правую и левую стороны);
- стали уметь определять по словесной инструкции направления движения на листе, который перевернут на 180*;
- стали определять стороны на изображениях.
- слали ориентироваться, где находятся углы у листа бумаги, в каком углу находится заданный предмет.
Выдвинутая гипотеза доказана: систематическая и планомерная коррекционная работа на индивидуальных занятиях способствует успешному формированию пространственных представлений у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Хотелось бы отметить то, что уровень результатов экспериментальной группы не достиг уровня нормы. Коррекционная работа должны быть более длительной и интенсивной и необходимо начинать ее на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития к усвоению школьной программы.



1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1974. - 122 с.
2. Борякова, Н. Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М. : Сфера, 1994. - 253 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2000. - 273 с.
4. Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2010.
- № 2. - С. 45-50.
5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 391 с.
6. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. [Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина,
А. Е. Соболева. - СПб. : Питер, 2008. - 80с.
7. Горбачевская, Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: Формирование представлений о
пространстве и времени [Текст] : методическое пособие/ Н. Ю. Горбачевская.
- СПб. : "Речь", 2006. - 288 с.
8. Дунаева, З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. - М. : Педагогика, 1985. - С. 229-231.
9. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / З. М. Дунаева. - М. : Советский спорт, 2006. - 191 с.
10. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространству [Текст] /
O. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
11. Елецкая, О. В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 400 с.
12. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г. И. Жаренкова // Дефектология, 1972. - №4. - С. 20-26.
13. Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 264-266.
14. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов психологии/ О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 365 с.
15. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004. - 146 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ