ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА 9
1.1. Сущность и структура понятия «профессиональное здоровье
педагога» 9
1.2. Механизмы управления профессиональным здоровьем педагога 20
1.3. Модель управления профессиональным здоровьем педагогов 34
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГОВ 42
2.1. Анализ результатов констатирующего этапа 42
2.2. Рекомендации по использованию модели управления
профессиональным здоровьем педагога 53
Выводы по 2 главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «Профессиональное здоровье педагога» 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Ценностные ориентации» 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Уровень субъективного контроля» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Опросник поведения и переживания 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Опросник «Профессиональная востребованность» .... 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рисуночный тест 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Содержание лекции о синдроме эмоционального выгорания
Актуальность исследования. Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства.
Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.
Особое значение исследователями уделяется профессионально - личностному здоровью педагога, так как от него зависит во многом и психологическое здоровье его учеников.
В силу специфики профессии, ее социальной значимости, высокого уровня ожиданий государства и общества от результатов труда педагога, высокий уровень стрессогенности именно у педагогов возникает риск накопления тяжелых неврозов, синдрома профессионального выгорания, жесткого ролевого поведения.
Сохранение профессионального здоровья учителя можно рассматривать как процесс развития осознания и осмысления себя, своей жизни, стремление к реализации своих потенциалов, самоактуализации, активному развитию профессиональных качеств и личностных характеристик, что позволяет делать работу наиболее эффективно, творчески, сохранять высокий уровень работоспособности и эмоциональное равновесие.
Профессионально-личностное здоровье учителя - это комплексная характеристика личности, определяемая:
- направленностью на духовно-нравственное развитие;
- способностью к саморегуляции, самоконтролю;
- осознанию смысла жизни и профессиональной деятельности;
- способностью эффективного взаимодействия.
Эффективность модернизации образования в направлении повышения его здоровьясберегающего воздействия на школьников в значительной степени зависит от профессиональных и личных качеств современного учителя.
Это обусловлено устойчивой взаимосвязью между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в ведении здорового образа жизни, уровнем его грамотности в вопросах восстановления и развития всех аспектов здоровья и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на учеников.
Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни, к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на школьников.
В связи с этим вопросы профессионально-личностного здоровья учителя приобретают особую актуальность.
Рассматривая степень научной разработанности проблемы, отметим, что она изучалась в работах Н.П. Абаскалова, М.М. Безруких, Т.Г. Глуховой, Ф. Зеера и др., ими определяется понятие «профессиональное здоровье», описываются последствия его нарушения.
Проблемы профессионального и личностного развития педагога рассматривались Л.И. Анциферовой, Л.М. Митиной, И.В. Гебер и др. В.М. Бехтерев изучал вопросы рационального использования человеческой энергии в труде.
Исследователи, изучая здоровье педагогов, называют условия оптимизации профессионально-личностного развития, средства сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов.
Акмеологический аспект в контексте проблемы развития личности учителя следует отметить в работах О.А. Анисимовой, Л.И. Вассерман, Т.Г. Глуховой, Г.В. Митина и др. Культура сохранения здоровья педагога как личностного и профессионального феномена, ее возникновение и развитие в условиях образовательной организации отражены в исследованиях Е.В. Волынской, Н.Н. Малярчук, О.Н. Шкитырь и др.
Методика сохранения профессионального здоровья педагога разнообразными средствами описана в работах Л.И. Алешиной, П.А. Кислякова, А.В. Левченко и др.
Несмотря на то, что степень научной разработанности проблемы достаточна, но существует необходимость исследований, в которых создается и апробируется модель работы по управлению профессиональным здоровьем педагога в образовательном учреждении, указываются условия успешности этого процесса.
Исследования ряда авторов позволяют говорить о том, что выделяются противоречия между:
- необходимостью в сохранении профессионального здоровья педагога и существующей системой теоретико -методологических и технологических основ, которые не позволяют ее удовлетворить;
- большими возможностями в направлении формирования и развития у педагогов мотивации к здоровьеохранительному поведению, навыков здорового образа жизни, и традиционными подходами, сложившимися стереотипами в подготовке педагогических кадров и др.
Имеющийся опыт, описанный рядом исследователей, свидетельствует об узкой направленности и низкой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий.
Они осуществляются без учета роли и потенциальных ресурсов самих педагогов, образовательных учреждений, в которых они работают, возможностей работы по совершенствованию профессионального здоровья учителя и повышению его компетентности в этом вопросе.
Все это указывает на то, что в современных условиях, характеризующихся ухудшением здоровья учителей, падением престижа профессии педагога.
Для сохранения и развития профессионального здоровья учителя необходимо исследование его показателей, условий осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях, разработка и внедрение модели управления профессиональным здоровьем педагога с использованием новейших достижений психолого-педагогического менеджмента.
Важным составляющим этой модели должны стать основополагающие принципы, комплекс педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление, управление профессиональным здоровьем педагога.
Объект исследования: профессиональное здоровье педагога.
Предмет исследования: моделирование процесса управления профессиональным здоровьем педагога.
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы управления профессиональным здоровьем педагога, разработка модели управления профессиональным здоровье педагога.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной педагогической, психологической, методической литературы определить сущность и структуру ключевых понятий.
2. Уточнить и выявить механизмы управления профессиональным здоровьем педагога.
3. Разработать модель управления профессиональным здоровьем педагога.
4. Провести опытно-поисковую работу по апробации модели управления профессиональным здоровьем педагога.
5. Провести сравнительный анализ результатов опытно -поисковой работы.
6. Сформулировать выводы и рекомендации по использованию модели управления профессиональным здоровьем педагога.
Гипотеза исследования: управление профессиональным здоровьем педагога будет эффективным, если:
1. Определена сущность понятия профессиональное здоровье педагога и принципы управления профессиональным здоровьем педагога.
2. Создана модель управления профессиональным здоровьем педагога.
3. Определены показатели и подобраны методики, которые отражают показатели управления профессиональным здоровьем педагога.
Методологические основы исследования. В квалификационном исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
- теоретические (сравнение, анализ, синтез, моделирование, анкетирование, теоретический анализ научной литературы);
- эмпирические (тестирование, константирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы);
- математико-статистическое (количественный и качественный анализ).
Научная новизна: разработана модель управления профессиональным здоровьем педагога, которая состоит из: ориентационно - целевого, организационно - управленческого, содержательно - технологического и оценочно - рефлексивного блоков; уточняет механизм управления профессиональным здоровьем педагога.
Практическая значимость исследования в том, что апробирована модель системы управления профессиональным здоровьем педагогов в образовательном учреждении.
Положения, выносимые на защиту:
1. С учётом специфики педагогической деятельности разработана и апробирована модель системы управления профессиональным здоровьем педагога, имеющая три основных блока: ориентационно - целевой, организационно - управленческий, содержательно - технологический, оценочно - рефлексивный, содержание которых определяется планируемым результатом - сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов. База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУСОШ № 49. Выборка составила 30 человек.
2. Условиями управления профессиональным здоровьем педагогов являются: механизм осознания его, как личностно и социально значимой ценности и актуализации восприятия его составляющих, профессиональной идентичности.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения .
Сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов - это одна социально значимых задач. В связи с возрастанием требований к профессиональной компетентности, увеличения психоэмоциональной нагрузки на педагога, это профессиональная группа подвергается серьезным рискам, связанным с накоплением тяжелых форм неврозов, синдрома эмоционального выгорания, репродукцией профессиональных обязанностей, учащением конфликтов в образовательной среде.
Формула «здоровый учитель - здоровое подрастающее поколение» перестает восприниматься декларативной, приобретая все большее значение. В нормативных документах, посвященных российскому образованию, подчеркивается необходимость бережного и внимательного отношения к педагогу.
Проблема профессионального здоровья изучалась в работах Н.П. Абаскалова, Н.А. Аминова, Л.И. Анциферовой, О.А. Анисимовой, Л.И. Алешиной, М.М. Безруких, Л.И. Боровиковым, И. Вассерманом, Л.П. Вашлаевым, С.Г. Вершловским, Е.В. Волынской, И.В. Габер, Т.И. Гореловой, Т.Г. Глуховой, Е.Н.Дзятковской, З.Ф. Дудченко, Ф. Зеера, П.А. Кислякова, Н.Е. Кузьминой, С.Ю. Лебедченко, А.В. Левченко, Л.М. Митиной, О.Н. Шкитыря, Т.С. Яценко и др.
В то же время существует необходимость исследований, в которых создается и апробируется модель работы по управлению профессиональным здоровьем педагога в образовательном учреждении, указываются условия успешности этого процесса. Этому и посвящена квалификационная работа. Во введении обоснована актуальность темы, показана степень научной разработанности проблемы, указаны объект, предмет, цели и задачи, сформулирована гипотеза, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, методы и база опытно - экспериментальной работы, ее структура.
В первой главе дипломной работы представлен теоретический анализ исследований по проблеме управления профессиональным здоровьем педагогов, выделены ключевые понятия, описана их структура и содержание: описаны механизмы управления профессиональным здоровьем педагогов, модель управления профессиональным здоровьем педагогов.
Модель системы управления профессиональным здоровьем педагогов представлена такими структурными элементами, как субъекты деятельности, принципы, направления, формы.
Во второй главе дипломной работы анализируются результаты опытно - поисковой работы: описана выборка исследования, диагностический инструментарий, выделены показатели профессионального здоровья педагогов, результаты констатирующего и формирующего эксперимента.
Опытно - поисковая работа проводилась на базе МБОУ СОШ №49 г. Екатеринбург. Выборка составила 30 человек.
Использование диагностического инструментария на констатирующем и формирующем этапах, сравнительный анализ полученных результатов позволил доказать гипотезу. Разработанная модель системы управления профессиональным здоровьем педагогов оказалась эффективной.
В ходе исследования была выявлена положительная динамика.
На 10% снизилось число педагогов, имеющих низкий уровень удовлетворенности реализацией профессионального потенциала, в два с лишним раза уменьшилось число педагогов с низким уровнем ощущения принадлежности к профессиональному сообществу, осталось неизменным число педагогов, переживающих профессиональную востребованность, снизилось на 10% число педагогов, которые оценивают сою профессиональную компетентность как низкую, осталось неизменным число педагогов, имеющих низкую оценку результатов профессиональной деятельности, несколько снизилось число педагогов, имеющих низкий уровень самоотношения.
Снизилось число педагогов типов А, В, т.е. уменьшилось число
педагогов с высоким показателем значимости профессиональной деятельности, высоким уровнем готовности к высоким физическим и эмоциональным затратам, низким уровнем толерантности к ситуациям неопределенности, низкий уровень стрессоустойчивости.
Психическая перегрузка, выраженные отрицательные эмоции, высокий уровень притязаний в сочетании с неудовлетворенностью своей деятельностью. Этих педагогов нужно отнести к группе риска по быстрому развитию профессиональных деформаций.
Снизилось и число педагогов, которые имеют низкий уровень стрессоустойчивости, отказом от деятельности в сложных ситуациях, постоянно проявляющимися чувством необъяснимого страха, психические нагрузки переживаются крайне тяжело, что ведет к недовольству собой, низкой психической устойчивостью.
После проведения мероприятий системы результаты изменились, так, на 20% увеличилось количество педагогов, имеющих высокую степень сопротивляемости стрессу, на 30% уменьшилось число тех, у кого низкая степень, пороговая степень изменилась также на 10 %, таким образом, выявлена положительная динамика.
Личностными достижениями работы в рамках системы педагоги называют осознание собственных внутренних ресурсов по сохранению профессионального здоровья, необходимость изменения отношения к нему (51% опрошенных).
Таким образом, разработанная модель системы управления профессиональным здоровьем педагогов оказалась эффективной, задачи, поставленные в квалификационной работе, решены, гипотеза доказана. Подводя итоги, отметим, что выполненное нами исследование проблемы управления профессиональным здоровьем педагогов внесло определенный вклад в ее решение.
В то же время мы осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно, это объясняется сложностью и деликатностью самого феномена профессионального здоровья педагогов. Вместе с тем, проведенное исследование выявляет целый ряд проблем, изучение которых может быть продолжено.
Научно перспективным направление исследований следует назвать изучение возможностей использование комплекса здоровьесберегающих технологий, совершенствованием содержания разработанной системы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 03.08.2018).//Закон об образовании РФ. .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. // Федеральные государственные образовательные стандарты. .
3. Стандарт основного общего образования. // КонсультантПлюс. .
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 год. //Министерство образования и науки РФ. .
5. Концепция модернизации российского образования на период до
2020 года. //Министерство образования и науки РФ. .
6. Профессиональный стандарт педагогаот 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293). //Министерство образования и науки РФ. .
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) //.
8. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)// Законы, кодексы, нормативные и судебные акты. .
9. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека. Казань: КГУ, 1987.-240 с.
10. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / Психологический журнал. 2001. № 4. С. 56-72.
11. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр информационных технологий, 2000. - 608 с.
12. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические
предпосылки педагогических способностей: Вопросы психологии .
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1988. №5. С.32-40.
13. Андреева Г.М. Личность в поисках идентичности в глобальном
мире / Социальная психология сегодня: поиски и размышления.
М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2009. №5. С. 18-23.
14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии.
СПб.: Питер, 2001. -288 с.
15. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск: Интеллектика, 1992. -215 с.
16. Апанасенко Г. Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. М.: Наука, 1988. № 4. С. 29-31.
17. Ахмерова С.Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие учителя /Педагогика и психология. Уфа: БашГПУ, 2000. № 1. С. 10-16.
18. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.
СПб: Речь, 2004.-272 с.
19. Белоусова Н.А. и др. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования / Н.А. Белоусова, В.П. Мальцев / Современные проблемы науки и образования. 2016. №6..
20. Бехтерев В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде /Сборник трудов I Всероссийской конференции по НОТ и производству. М., 1991.№ 1. C. 471-473.
21. Борневассер М. Стресс в условиях труда: Хрестоматия /Психические состояния. СПб.: Питер, 2000. С.195-214.
22. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых /Мир психологии. М., 1999.№2.С.6-11.
23. Бойко В.В. Синдром «эмоционального профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999.С.99-105.
24. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1997. С.115-154.
25. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-105.
26. Большой психологический словарь/ сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм -Еврознак, 2003.- 381 с.
27. Васильева О.С. и др. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, В.Р.Филатов. М.: Академия, 2001. -352 с.
28. Водопьянова Н.Е. и др. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб.: Питер, 2005. - 212 с.
29. Водопьянова Н.Е. и др. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков / Практикум по психологии менеджмента. СПб.: Речь, 2003. -448 с.
30. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Психология здоровья. СПб., 2000. С.443-463.
31. Водопьянова Н.Е. и др. «Психическое выгорание» и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова/ Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2002. С.424.
32. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / Психология здоровья. СПб., 2003. С.13.
33. Варламова Е.П. и др. Рефлексивные методы диагностики в системе образования/ Варламова Е.П. Степанов С.Ю. / Вопросы психологии. 1997. №5.С.26-44.
34. Вяткин Б.А. и др. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя /Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. / Вопросы
психологии. 1994.№4. С.52-57
35. Глухова Т.Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья педагогов средствами арт-терапии: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. психол. наук. Самара, 2003. -180 с.
36. Глухова Т.Г. Адаптивные и неадаптивные стратегии поведения педагогов в ситуациях профессиональной деятельности / Педагогические процесс как культурная деятельность. Самара: СИПКРО, 2000. С. 49-62.
37. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. / Учебное пособие. Тюмень: ИздательствоТюмГУ, 1988. - 88 с.
38. Грицевский И.М. и др. От учебника - к творческому замыслу урока / И.М. Грицевский, С.Э. Грицевская.М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
39. Головей Л.А и др. Профессиональное развитие личности: начало
пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В.Данилова, Л.В.Рыкман, М.Д. Петраш, В.Р. Манукян, М.Ю.Леонтьева,
Н.А. Александрова. СПб.: Нестор-История, 2015. - 336 с.
40. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой / Психологические проблемы самореализации личности.СПб., 1997. С. 237-245.
41. Гнездилова О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. -159 с.
42. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. -342 с.
43. Диагностика творческого развития личности / И.В. Хромова, М.С. Коган / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. Новосибирск, 2003. - 44 с.
44. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала.
Воронеж, 2004. -752 с.
45. Ермолаева Е. П. Оценка реализации профессионала в системе «человек-профессия-общество». М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 176 с.
46.Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 330 с.
47. Иванова А.Ю. Управление процессом формирования системы ценностей топ-менеджеров: социологический анализ: дис. ... к.соц.н. СПб, 2016. -C.17
48. Казин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию/ Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова / Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 192 с.
49. Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990. -382 с.
50. Короленко Ц.П. и др. Социодинамическая психиатрия /
Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. М.: Академический проект, 2000. -460 с.
51. Круженин А. Л. И др. Эффективный учитель /А. Л.Круженин, И. М.Крохина / Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995. - 472 с.
52. Кутковая Е. С. Сравнительный анализ дискурсивного и нарративного подходов к исследованию идентичности. дис. ... к.психол .н. СПб, 2000. -272с.
53. Лободин В.Т. и др. Как сохранить здоровье учителя / В.Т.Лободин, Г.В. Лавренова, С.В. Лободина.М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. -136 с.
54. МарсиаДж. и др. Подход уровня идентичности к личности человека / Дж. Марсиа, А.С. Ветерман, Д.Р. Маттерсон, С.Л. Ачер / Пер. с англ. под ред. Д.Л. Орловский // Хрестоматия для психосоциальных исследований. N.Y.,
1993. С. 1-21. .
55. Марищук Л.В., Даукина В.С. К вопросу о терминологии: здоровье психическое или психологическое? / Материалы международной научно- практ. конф. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 175-176.
56. Маркова А.К.. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 312 с.
57. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Знание, 1993. - 438 с.
58. Митина Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое
обеспечение личностно-профессионального развития субъектов
образовательного пространства в условиях полисубъектного взаимодействия. Национальный психологический журнал. 2013.С. 279-280.
59. Митина Л. М.Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
60. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.: Академия, 2004. -320 с.
61. Митина Л.М. и др. Профессиональная деятельность и здоровье
педагога / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А. Анисимова.М.: Академия,2005. -368 с.
62. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы/ Учебное пособие. М.: ПИ РАО МГППУ, 2010. - 386 с.
63. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
64. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003. Т.5.
65. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования
психологического здоровья / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой // Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 480
c ..
66. Москвина Н.Б. Риск возникновения и закрепления личностно-профессиональных деформаций педагогов. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2004. - 21 с.
67. Москвина Н.Б. Концепция профессионально важных качеств как теоретическое основание изучения личностно-профессиональных деформаций педагогов: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. -346 с.
68. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации в контексте ролевой теории: автореферат. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. -42 с.
69. Методика диагностики мотивации к достижению успеха
Т. Элерса / Розанова В.А. / Психология управления. М., 1999. С.105-106.
70. Незамайкин И.В. Формирование ценностного управления в
корпорациях: дис. ... к-та экон.наук.М., 2011.-С.11
71. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. -276 с.
72. Набиуллина Р.Р. и др. Механизмы психологической защиты и
совладания со стрессом / НабиуллинаР.Р., Тухтарова И.В./ Учебное пособие. Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.-83 с.
73. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. - 138 с.
74.Ожегов С.И. Толковый словарь. //
75. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. СПб.: Серебряный век, 2004. -384 c.
76. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов/ Под редакцией Л.М. Митиной. М.: Обнинск, 2008. - 109 с.
77. Онишина В.В. Курс лекций «Здоровьесберегающие технологии в
процессе обучения школьников». М.: ПАПО, 2006. // .
78. Опросник уровня субъективного контроля — УСК/ Е.Ф. Бажин,
Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления». 1984. .
79. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
80. Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост.
Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
81. Реан А.А. и др. Факторы стерессоустойчивости учителей / А.А.Реан, А.А. Баранов / Вопросы психологии. 1997. №1. С. 45-55.
82. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб.пособ. СПб., 2001. 224 с.
83. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях//Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85-95.
84. Синякова М. Г. И др. Профессиональное здоровье педагога в условиях развития поликультурного образования / М. Г. Синякова, Е. Л. Умникова / Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. трудов по материалам международной междисциплинарной научно - практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире». Екатеринбург: Урал, 2015. С. 216-224.
85. Сокорев В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009. - 123с.
86. Соложенкин В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия /Вестник гипнологии и психотерапии. 1992. №2. С. 56-57.
87. Ступницкая М.А. и др. Критериальное оценивание как
здоровьесберегающий фактор школьной среды / М.А.Ступницкая, А.В.Белов, В.А. Родионов / Школа здоровья. 2011. №3. С.64.
88. Сыманюк Э.Э. и др. Противодействие профессиональным деформациям / Э.Э.Сыманюк, А.А. Печеркина/ Народное образование. 2010. № 9. С. 23-27.
89. Тентилов С.В. Идеалы педагога в образовательном процессе // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 38-43.
90. Третьякова Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. ... кан. пед. наук. Екатеринбург, 2011.- 245 с.
91. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. СПб.,2012. - 99 с.
92. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Вопросы психологии.
1994. №6. С. 46-59.
93. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998. -375 с.
94. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции //.
95. Цыцарев С.В. Мотивы обращения к психотерапевту //
Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995, -C.174.
96. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. М., 1995. -538 с.
97. Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная
востребованность личности»: методическое руководство. Краснодар:
Кубанский гос. ун-т, 2009. - 132 с.
98. Экономический словарь.// КонсультантПлюс. .
99.Эверли Д.Ж. и др. Стресс: природа и лечение / Д.Ж.Эверли, Р.М.Розенфельд, 1985. -224 с.
100. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2003. -365 с.