Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях физической культурой

Работа №96452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ 9
1.1. Понятие «Задержка психического развития» как научный
феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 17
1.3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у старших
дошкольников с задержкой психического развития в онтогенезе 31
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Диагностики определения уровня сформированности эмоционально¬
волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития 42
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ 48
3.1. Физкультура как условие формирования эмоционально-волевой
сферы 48
3.2. Цель, задачи, организация формирующего эксперимента 52
3.3. Контрольный эксперимент 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73

Вопросом, который все чаще привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов является эмоционально - волевое развитие дощкольников.
Ускорение ритма жизни, особенности профессиональной деятельности, инновационные технологии. Это лишь небольшая часть перечня проблем, приводящих к интеллектуальному, духовному, физическому и эмоциональному напряжению. Последние исследования психологов и физиологов показывают, что как у детей, так и у взрослых наблюдается снижение уровня ответственности, повышение агрессивности, излишняя тревожность, важные перемены в межгрупповых и межличностных отношениях, изменение взглядов на различные условия жизни.
Развитие интеллектуальных и волевых качеств, усвоение нравственных норм, принятых в обществе, представляет важнейший этап развития личности. Именно поэтому эмоционально - волевое развитие детей дошкольного возраста является важнейшей темой для исследований.
Одним из множества ученых, занимавшимся исследованиями психоэмоционального развития детей был Выготский Л. С.. Характеризуя эмоции как важнейший элемент психологической жизни человека и, в первую очередь ребенка, он считал формирование эмоциональной составляющей личности ребенка важнейшим направлением работы педагогов.
Его приверженцы, опираясь на данные этих академических исследований, далее развили идею взаимодействия эмоциональных и интеллектуальных элементов человеческой психики, указывая на их особую важность в формировании психики детей, когда еще не сформированы основные механизмы нейрорегуляции. А значит этот факт является центральным в вопросе проведения образовательной работы с дошкольниками.
Известнейший педагог Сухомлинский В. А., изучая связь интеллектуального развития и эмоций, указал на значительное влияние эмоционального состояния на интеллектуальное развитие и ум человека.
Такие авторы как Головко О., Смирнова О. Е., Репина Т., Бондаренко С. М указывают на важную организующую миссию психоэмоциональных состояний в их воздействии на ум и формирование личности, ее поведение и характер в будущем. Из чего следует, что нарушения в эмоциональном развитии и отставание в становлении чувств у детей ведет к замедлению их общего развития, негативному поведению и неверному формированию эмоций.
В сфере современных научных изысканий следует обратить внимание на концепцию эмоционального развития дошкольников, основанную на работах российских педагогов и психологов.
Н. Ежова, являющаяся автором многочисленных научных трудов по формированию эмоций у детей, предполагает, что успех образования во многом обусловлен степенью вовлеченности в него психоэмоциональных реакций ребенка, на основе задаваемых природой ценностных моделей жизни. Способствует этому как специально подготовленное и насыщенное эмоционально общение ребенка и взрослого, так и эмоциональный элемент воспитательного процесса, состоящий из познавательного и действенно - практического компонентов.
Немаловажное значение в формировании психического здоровья ребенка играет физическая культура. Но в современной массовой практике ей уделяется недостаточное внимание в процессе формирования эмоциональной составляющей жизни ребенка. Тесная взаимосвязь интенсивного воздействия физкультуры на состояние не только общего, но и психического здоровья подтверждена исследованиями И. М. Сеченова, Н. А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других.
В результате экспериментов, проведенных учеными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, была доказана тесная связь психической деятельности от физической активности и внешних условий, окружающих ребенка. Увеличивая двигательную активность и развивая физические качества, можно тем самым стимулировать, как интеллектуальные и психические, так мнемические и перцептивные процессы в жизни детей.
Удовлетворение естественной потребности человека в движении, определяющая его психическую работоспособность, является одним из важнейших условий создания основных структур в деятельности организма. А в условиях роста объема учебного процесса гармоничное воспитание детей предшкольного возраста без общефизического развития просто невозможно.
Приведенные выше факты указывают на достаточную степень изученности вопроса эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста, указывая при этом на гораздо меньшую степень ее изучения в свете физической деятельности человека. Отсюда следует необходимость проведения исследований по развитию эмоционально - волевой сферы при помощи физических упражнений и поиска новых методов и форм по их внедрению в практику.
Также следует отметить, что в сфере современного образования уделяется пристальное внимание внедрению новейших образовательных технологий, внесению в учебный процесс активных методов и форм обучения, изысканию современных методов работы с дошкольниками для выработки тех или иных особенностей в их поведении.
Обращая внимание на исследование эмоций, чувств и воли дошкольников в процессе формирования личности, необходимо доказать их непосредственную связь с физическим развитием ребенка, которая не является столь очевидной. Именно поэтому изучение воздействия физических качеств на психоэмоциональное состояние детей представляется столь интересным.
Иновационность исследования заключается в создании системы занятий, где посредством физических упражнений через двигательную активность и оздоровительную работу, направленную на формирование эмоционально - волевой сферы дошкольников, проследить процесс их влияния на высшую психическую деятельность дошкольников. Система, созданная в виде игр, с постепенным увеличением их количества позволит развить не только физические качества ребенка, но и его эмоционально - волевую сферу.
Цель исследования - выявление особенностей эмоционально - волевой сферы дошкольников и возможности ее развития посредством физкультуры.
Задачи исследования:
1) Провести анализ изученности проблемы эмоционально-волевого развития дошкольников и оценку ее современного состояния;
2) Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
3) Проанализировать возможности средств и методов физкультуры, как средства развития эмоционально-волевой сферы дошкольников;
4) Разработать и апробировать программу развития эмоционально-волевой сферы дошкольников;
5) Предоставить сравнительный анализ по результатам проведенного эксперимента.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера дошкольников.
Предмет исследования - формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях физкультурой.
Гипотеза исследования - физкультура является эффективным средством развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Определена необходимость использования следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников; психолого-педагогический эксперимент; внедрение программы развития у детей с недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы и волевых качеств.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование); психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики).
Теоретическая значимость работы заключается в описании особенностей общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики, ее влияние на эмоциональную и волевую сферу дошкольников. Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях с целью внедрения программы дополнительного образования, которая будет удовлетворять потребностям дошкольников в дополнительной интеллектуальной и физической активности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задержка умственного развития - самая распространенная форма психических нарушений. Связано это с нарушением нормального темпа психологического развития. Слово «задержка» указывает на временный характер нарушения и характеризуется некоторым несоответствием уровня психофизического развития фактическому возрасту ребенка.
Конкретные признаки ЗПР у каждого ребенка зависят от времени и причин их возникновения, уровня деформации получившей повреждения функции и ее роли в системе общего психического развития.
Таким образом причины, вызывающие возникновение ЗПР можно объединить в следующие группы:
- биологические причины, замедляющие и препятствующие нормальной работе мозга;
- дефицит общения в социуме, вызывающий замедление в усвоении ребенком социального опыта;
- отсутствие полноценной, в соответствии с возрастом, полезной деятельности, которая дает ребенку возможность вовремя сформировать в себе необходимые психические действия и получить посильный общественный опыт;
- социальные ограничения, приводящие к замедлению психического развития.
Данные отклонения носят временной характер и отличаются
крайней неустойчивостью и рассеянностью в поведении. При этом имеет место обращаемость умственного дефекта, чего нельзя сказать о детях с умственной отсталостью.
Это определение включает в себя как социальные, так и биологические причины возникновения и хода становления этого состояния, когда затруднен полноценный рост организма. Происходит задержка становления всесторонне развитой и социально адаптированной личности.
Отличительная черта детей с ЗПР - мозаичность в нарушениях психических функций. По результатам проведенных исследований дошкольники с задержкой психического развития имеют следующие отличительные особенности:
- недостаточное развитие восприятия;
- неумение концентрировать внимание на главных признаках предметов;
- более сохранное логическое мышление по отношению к памяти;
- отставание речевого развития;
- отсутствие патологичной инертности психологических процессов;
- неумение переноса ментальных навыков в аналогичные ситуации;
- непринятие и неумение пользоваться посторонней помощью.
При участии взрослых дети с задержкой психического развития имеют возможность выполнять рекомендованные аналитические задания на приближенном к стандартам уровне, хотя и с уменьшенной скоростью.
При этом отмечается свойственная для них инертность действий, недостаточная целенаправленность, низкая продуктивность действий, отсутствие выраженного ориентировочного этапа.
В ходе наблюдений за детьми с ЗПР была выяснена бедность и невыразительность игровых действий, являющаяся следствием примитивности их мышления и неосведомленность о реальном окружающем мире и деятельности взрослых. Что в свою очередь приводит к замедленному развитию воображения, играющего важную роль в устройстве сюжетно - ролевых игр. Детям с задержкой психического развития присуща эмоциональная неустойчивость, трудная приспосабливаемость в детском коллективе и непредсказуемые перепады настроения. На первый план в развитии таких детей должно ставиться становление их эмоционально - личностных качеств.
Проведенные исследования подтверждают сведения о недостаточном формировании операций планирования, приводящих к недостаточной продуктивности в деятельности детей с ЗПР. Отмечающаяся у детей этой категории неустойчивость внимания и трудности в его переключении, низкая концентрация и рассеянность приводят к снижению работоспособности. Наблюдаемое у дошкольников с ЗПР ослабление познавательной активности в большей степени проявляется в отношении к явлениям и объектам, которые не были определены взрослыми. В ходе исследования была выяснена слабая эмоциональная стабильность, недостаток самоконтроля, частая изменчивость настроения, низкий уровень разделения эмоций, свидетельствующие о недостаточном развитии у детей дошкольного возраста с ЗПР социальной зрелости.
Все эти особенности детей с замедлением психического развития должны учитываться при осуществлении планирования и проведения коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально - волевой сферы в поступках детей.
Несмотря на слабую выраженность нарушений интеллектуального плана в группах дошкольников с ЗПР встречается замедленность в развитии эмоционально - волевых качеств и свободной регуляции поведения. Отличительной чертой данной группы детей являются нарушения свободной регуляции движений, отсутствие сноровки в их выполнении, скудость двигательных качеств.
Проводя коррекцию главных двигательных функций у дошкольников с ЗПР, необходимо учитывать все вышеприведенные сведения. Средствами, соответствующими поставленным задачам, в этом случае являются подводящие упражнения и упражнения для коррегирования двигательных нарушений, направленные на формирование как общей, так и мелкой моторики. Использование в комплексе данных средств направлено на исправление недостатков в выработке основных двигательных функций и повышение эффективного процесса занятий физкультурой.
В ходе проведения формирующего исследования были выбраны средства физкультуры, способствующие развитию эмоционально - волевой сферы у детей с ЗПР. Данное исследование показало, что систематическое формирование различных элементов эмоционально - волевой сферы через занятия физической культурой, позволяет получать абсолютно реальные результаты. У детей, участвовавших в эксперименте, наблюдалась более высокая степень концентрации, повышение общего эмоционального уровня и стремления довести порученное дело до конца, лучшая дифференциация эмоциональных проявлений.
На основании проведенных исследований можно с уверенностью говорить о несомненной эффективности разработанных на практике рекомендаций по коррекции ЭВС у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях физкультурой.


1. Антипина, А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития [Текст] / А. Н. Антипина // Начальная школа. — 1997.
— № 6. — С. 60—64.
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 520 с.
3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учебное пособие / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. : Аркти, 2001. — 224 с.
5. Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков [Текст] / В. В. Ковалев. — М. : Медицина, 1985. — 286 с.
6. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская // Актуальные проблемы задержки психического развития детей. — М. : Педагогика, 1982.
— С. 5—21.
7. Лубовский, В. И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1972. — № 4. — С. 10—15.
8. Лубовский, В. И. Задержка психического развития [Текст] /
B. И. Лубовский // Специальная психология : учебное пособие для студ. дефектол. фак. вузов / Под ред. В. И. Лубовского. — М. : Academia, 2003. —
C. 73—115.
9. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский [и др.]. — М. : Педагогика, 1984. — 256 с.
10. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития : Клиническая
и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И. Ф.
Марковская. - М. : Компенс—центр, 1993. - 198 с.
11. Марковская, И. Ф. Клинико—катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза [Текст] / И. Ф. Марковская, Т. М. Красильщикова // Дефектология. — 1993. — № 1. — С. 16—23.
12. Марковская, И. Ф. Клинико—нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей [Текст] // Клинико—генетическое и психолого—педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей : сборник научных трудов. — М. : АПН СССР, 1991. — С. 135—167.
13. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика : Ранний и дошкольный возраст : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
14. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : пособие для психологов и педагогов / В. Б Никишина. — М. : Владос, 2003. — 128 с.
15. Никишина, В. Б. Системный анализ взаимосвязи генетических и социально—психологических детерминант нарушений психического развития у детей [Текст] / В. Б. Никишина. — Курск: Курский ин—т соц. образования, 2003. — 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ