Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и реализация программ культурно-досуговой деятельности как условие профессионального выбора старшеклассников

Работа №96445

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 8
1.2. Особенности культурно-досуговой деятельности старшеклассников.... 18
1.3. Профессиональный выбор старшеклассников как актуальная социально-педагогическая проблема 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Диагностика профессиональной направленности старшеклассников 41
2.2. Разработка программных мероприятий культурно-досуговой деятельности
для старшеклассников 48
2.3. Организация и проведение экспериментального исследования 52
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76


Актуальность исследуемой темы. В последние годы в нашей стране происходят изменения в социальной, экономической, культурной, образовательной и политической сферах, которые обуславливают необходимость совершенствования существующих традиционных форм и методов подготовки молодежи к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. Большинство молодых людей, выбирая будущую специальность, ориентируются на то, чтобы профессия была престижной и хорошо оплачиваемой, и забывают о том факте, что общественное признание профессий со временем меняется. Так же, как и меняется спрос на «престижные» специальности на рынке труда. На современном этапе развития школы в старших классах предусматривается профориентационный отбор будущей профессии.
Большим ресурсом в профессиональном выборе старшеклассников обладает сфера педагогически регулируемый досуг. Известно, что культурно-досуговая деятельность создает определенные предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников. Ведь именно в культурно-досуговой деятельности перед старшеклассниками открывается уникальная возможность в самопознании, саморазвитии и самореализации личности, в поиске применения индивидуальных способностей и возможностей на ниве профессиональной реализации личности.
Степень изученности темы. Теория и практика профессионального самоопределения представлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Г Асмолова, Л.И. Божович, Л.Н. Ботяковой, В.В. Давыдова, А.Е. Дубровиной, В.И. Журавлева, В.П. Зинченко, В.А. Крутецкого, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Л. Рубинштейна, М.С. Савиной, И.Д. Чечель, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой,
Т.И. Шалавиной и др.
Пониманию сущности профессионального
старшеклассников способствовало изучение психологами зависимости формирования и развития личностных особенностей от привлечения старших школьников различным видам деятельности (Л.В. Выготский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн и др.); влияния возрастных особенностей старших школьников на их профессиональное самоопределение (Л.И. Божович, Е.М. Борисова, И.А. Кон и др.).
Вопросы подготовки школьников к выбору профессии освещены в диссертационных исследованиях В.Ф. Афанасьева, Ж. Аскаровой, Н.Ю. Бугаковой, О.Р. Голованова, С.В. Костюкова, Е.В. Машиньян, А.В. Мордовской, Р.Г. Морозова, Н.И. Орлянской, Г.П. Петрищевой, Г.Е. Соловьева, О.М. Трифоновой, Р.И. Турхановой и др.
В вышеназванных работах рассматриваются проблемы развития у старшеклассников профессиональных интересов, общественно значимых мотивов выбора профессии, раскрыты методы, условия развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Важным ресурсом в повышении качества подготовки старшеклассников к профессиональному старту становится сфера педагогически регулируемого досуга. Именно культурно-досуговая деятельность как никакая другая открывает возможности в самопознании, саморазвитии, самореализации личности, в поиске области применения индивидуальных способностей и возможностей, в практической подготовке реализации своих интересов и профессиональных планов.
Проблемы самоутверждения и самовыражения личности в сфере культурно-досуговой деятельности нашли свое отражение в исследованиях Ф.Э. Ахмедова, Р Арона, X. Аштона, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, Т.Г. Киселевой, В.В. Нефедова, Т.В. Рябовой, Ю.А. Стрельцовой, А.А. Сукало, Б.А. Титова, М. Уайт, С. Хиллс, И.Н. Чередниченко, Н.И. Южаковой и др.
Гипотеза исследования: выявление особенностей организации и профессионального выбора старшеклассников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• если будут детально рассмотрены вопросы особенностей культурно-досуговой деятельности старшеклассников;
• если будет проведен детальный анализ профессионального выбора старшеклассников как актуальной социально-педагогической проблемы;
• если будут детально изучена специфика организации и этапы
проведения культурно-досуговых мероприятий в аспекте профессионального самоопределения старших школьников.
Объект исследования - профессиональный выбор старшеклассников.
Предметом исследования является профессиональный выбор старшеклассников в процессе реализации программ культурно-досуговой деятельности.
С учетом характера источников и степени изученности темы была сформулирована цель данного исследования - разработать и реализовать программы культурно-досуговой деятельности, способствующие осуществлению профессионального выбора старшеклассников.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику
старшеклассников;
• представить особенности культурно-досуговой деятельности старшеклассников;
• определить профессиональный выбор старшеклассников как актуальную социально-педагогическую проблему;
• представить диагностический инструментарий по оценке профессиональной направленности старшеклассников;
• разработать программные мероприятия культурно-досуговой деятельности для старшеклассников;
• обозначить этапы организации и проведение экспериментального исследования;
• представить анализ результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• представлены особенности культурно-досуговой деятельности старшеклассников;
• определена специфика организации и особенности проведения
культурно-досуговых мероприятий по определению профессионального выбора старшеклассников;
• разработаны программные мероприятия культурно-досуговой
деятельности как средства профессионального выбора старшеклассников.
Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшей работы в области социальной педагогики, культурно-досуговой деятельности, организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и т.д.
Методы исследования.
• методы анализа и синтеза. Использование этих методов позволило проследить и определить психолого-педагогическую характеристику старшего школьного возраста и их профессиональный выбор как социально-педагогическую проблему.
• методы индукции и дедукции позволили на основе анализа фактов прийти к отдельным выводам, которые легли в основу нашего исследования.
• метод сравнения. Данный метод является одним из ключевых общенаучных методов, которые использовались при написании работы. Его использование позволило дать полную и обстоятельную оценку специфики культурно-досуговой деятельности старшеклассников.
• специальный методы. Практико-ориентированный характер исследования потребовал использования таких методов как: опрос, педагогическое наблюдение, тестирование, моделирование и проектирования культурно-досуговой деятельности, опытно-экспериментальная работа.
База исследования. Муниципальное учреждение культуры «Районный Дворец культуры и искусства «Конда»». В исследованиях приняли участие 25 учащихся 9 класса (15 девушек и 10 юношей) и 25 учащихся 11 класса (10 девушек и 15 юношей) Междуреченской средней общеобразовательной школы (п. Междуреченский, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра).
Структура работы. Исходя из указанных целей и задач структура данной работы построена по проблемному принципу и состоит из следующих составляющих: введения, двух глав, семи подглав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Апробация работы представлена в следующих публикациях:
1) Миронова В.Н. Организация мероприятий культурно-досуговой деятельности старшеклассников как социально-педагогическая проблема. // Международный научно-практический электронный журнал «Форум молодых ученых. (принята к публикации 20.10.2018).
2) Миронова В.Н. Роль гендерного подхода в программах культурно-досуговых деятельности профориентационной направленности для старшеклассников. // Сборник Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. Участием «Педагогическая деятельность как творческий процесс». Грозный, 2018. С. 54-57.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональная занятость является одной из основ существования общества, осевым фактором социально-экономической стабильности, важнейшим условием социализации индивидов, повышения качества жизни социума.
Современные требования профессиональной среды формируют социальный заказ на специалистов, которые способны быстро адаптироваться к динамичному производства, легко переключаться на родственные виды деятельности, способные к непрерывному самосовершенствованию в течение жизни. Главная проблема, возникающая при вхождении молодого человека в профессиональную среду, является ее соответствие уровню требований профессиональной среды. Для решения данной проблемы существуют различные средства, среди которых видное место принадлежит культурно- досуговой деятельности.
Потенциал культурно-досуговой деятельности определяется ее культурно-созидательным характером, способностью гармонизировать процессы социализации и индивидуализации личности, оснащая ее способами корректировки жизненного стиля, ресурсами встраивания в актуальное жизненное пространство.
Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, культурно-досуговая деятельность выступает дополнительным «жизненным пространством», условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации личности, средой формирования нравственной культуры личности, развития его инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности в единстве ее ценностных и технологических компонентов.
Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воздействия на профессиональную ориентацию старшеклассников, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т.п.
Мы рассмотрели особенности психолого-педагогического развития старшеклассников. И выделили наиболее значимые из них. Старший школьный возраст охватывает период от 15 до 18 лет. В этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, выбор профессиональной деятельности. Под действием этих факторов перестраивается вся система отношений старшеклассников с окружающими его людьми, изменяется отношение к самому себе, к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессиональной деятельности, учебными интересами и мотивами поведения.
В работе дали характеристику культурно-досуговой деятельности старшеклассников, которая состоит в том, что именно в культурно-досуговой деятельности перед старшеклассниками открываются уникальные возможности в самопознании, саморазвитии, самореализации личности, в поиске области применения индивидуальных способностей и возможностей, в практической подготовке к реализации своих интересов и профессиональных планов.
Определили профессиональный выбор старшеклассников как актуальную социально-педагогическую проблему. Профессиональный выбор выступает не только одним из приоритетных направлений развития и воспитания личности, но и осуществляет значимую социальную функцию - смягчает остроту процесса социализации подростков, корректирует соответствие профессиональных личных планов старшеклассников с потребностями рынка труда.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
• Культурно-досуговая деятельность представляет собой одно из эффективнейших направлений социокультурной интеграционной деятельности. Грамотно организованная культурно-досуговая деятельность старшеклассников способна правильно и гармонично 70
воздействовать на личность. Культурно-досуговая деятельность старшеклассников способна разрешить противоречие между воспитательным воздействием на личность извне и активизации внутреннего потенциала старшеклассника. Она создает уникальные условия для всестороннего развития каждого старшеклассника и его профессионального самоопределения.
• Профессиональный выбор старшеклассника рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. Определено, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность.
• Основной задачей создания и разработки культурно-досуговых программ как важного условия профессионального выбора старшеклассников является помощь в сформировании у старшеклассников (в неформальной обстановке) эффективного решения, которое повлияет на выбор профессии и будет отражать как индивидуальные так и общественные потребности. Поскольку выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии, культурно-досуговая деятельность должна проводится на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
• Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что у старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя, конечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальных перспектив.
• Отслеживая результаты по этапам эксперимента и определяя уровень осознанного профессионального выбора старшеклассника, можно отметить, что культурно-досуговые мероприятия способны активизировать процесс самоопределения и подготовки к взрослой жизни; в практической и творческой деятельности высвободить внутренний потенциал; создать условия для осознанного выбора профессии; понимания социальной значимости, четких представлений о возможных трудностях в профессиональной деятельности.



2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
3. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
4. Антонова Л.Ю. Ценностные аспекты досуговой культуры старшеклассника [Электронный ресурс] / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т 4. № 3. С. 69 - 73. URL.: http:ZZelibrary.ru/download/11267220.pdf _(дата обращения 1.02.2018).
5. Асмолов А.Г. Мир образования // Культурно- историческая психология и конструирование миров. М., 1999. 424 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд., стереотип./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 349 с.
7. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 36 с.
8. Буева Л.П. Самоопределение и самовоспитание юношества. М., 2000. 320 с.
9. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М., 1996. 161 с.
10. Голуб Г.Б. Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е.А. Когана. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 160 с.
11. Грецов А.Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога. М.: Питер, 2007. 224 с.
12. Жукова Т.В. Досуговые социальные институты в социализации подростков / Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: М111У. 2006. Вып. 24. 195 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Московський психолого-социальный институт, Воронеж: НВО "МОДЕК", 2002. 736 с.
15. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МГУКИ, 1999.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 256 с.
17. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
18. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Рос- тов н/Д : Изд-во Ростов. пед. ун-та, 1994. 64 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
20. Кыштымова Т.В. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в процессе культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Кыштымова, И.Ю. Блясова, А.Г
Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 40-42. - URL.:
http://elibrary.ru/download/65245797.pdf.(дата обращения 15.01.2018).
21.Орлянская Н.И. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в культурно-досуговой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.06: Москва, 1999. 24 с.
22. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб.пособ. для вузов. М.: Академпроект: Альма Матер, 2005. 256 с.
23. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 36-64.
24. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. М.: Академия,
2013. 256 с.
25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
26. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель
выпускника. 2-е изд. М.: Генезис, 2007. 140 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 585 с.
28. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. М.: ВАКО, 2008. 240 с.
29. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности / И. Н. Семенов, И. А. Савенкова // Мир психологии. 2007. № 2. С. 203-216.
30. Стрельцов Ю.А. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. СПб., 2002. 185 с.
31. Стрельцова Ю. А. Свободное время. Клуб, 2000. № 1. С. 29-35.
32. Темербекова А.А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. 165 с.
33. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень, 1980. 87 с.
34. Шаповаленко И.П. Возрастная психология (Психология развития и воз-растная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
35.Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. М., 2005. 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ