Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры

Работа №96443

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы184
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ 13
1.1. Понятие управления качеством образования детей с ОВЗ 13
1.2. Современные модели управления качеством обучения
детей с ОВЗ на уроках физкультуры 31
1.3. Факторы, оказывающие влияние на качество обучения
детей с ОВЗ на уроках физкультуры 52
Выводы по первой главе 59
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ
ФИЗКУЛЬТУРЫ ВМАОУ «СОШ № 21» 65
2.1. Система управления качеством обучения детей с ОВЗ на
уроках физкультуры в МАОУ «СОШ № 21» 65
2.2. Результаты внедрения модели управления качеством
обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры МАОУ «СОШ №21» 85
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Актуальность работы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения, в том числе и детей с ограниченными возможностями, которое во многом зависит от управления качеством обучения по все предметам, включая физическую культуру, является важнейшим направлением государственной политики. В первую очередь это продиктовано увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
К детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относятся дети, чье состояние здоровья создает препятствия для полноценного освоения образовательных программ без специально организованных условий обучения и воспитания. Учащиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную группу, в которую могут быть включены школьники, у которых наблюдаются различные нарушения: слуха, зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, с задержкой и комплексными нарушениями развития. На сегодняшний можно наблюдать качественное изменение структуры дефекта, и, комплексный характер нарушений в каждом отдельном случае.
Образовательный процесс детей с ОВЗ и инвалидов предполагает организацию специальной коррекционно-развивающей среды, которая позволяет обеспечить оптимальные условия и равные с другими детьми возможности для того, чтобы получить образование специального образовательного стандарта. Также для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия, благоприятствующие их лечению и оздоровлению, коррекции нарушений в развитии, адекватному воспитанию и полноценному обучению, а также успешной социальной адаптации .
Управление качеством образования представляет собой целенаправленный, организующий, контролирующий и регулирующий процесс взаимодействия субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов. Управление качеством образования в школе предполагает организацию новых форм, введение новых субъектов управления, новых функций этих субъектов, связей и их взаимоотношений. Физическая культура предполагает не только работу с телом, но способствует физической подготовке ребенка к жизни, является средством и способом самосовершенствования, а прежде всего это работа с внутренним миром ребенка, направленная на формирование ценностного отношения к телу. Ведущим в процессе обучения физической культуре является принцип природосообразности - максимальное развитие природных задатков детей, не нарушая законов природы в соответствии с основными принципами педагогики. Особым направлением в работе с детьми с ОВЗ считается ее коррекционно-компенсаторная часть. Соответственно, на сегодняшний день является актуальным поиск новых, оптимальных форм и методов педагогической и управленческой деятельности для обеспечения качества обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры с учетом специфики их психики и здоровья.
Степень разработанности проблемы исследования. Евсеев С.П. и другие авторы доказывают, что существующие сегодня формы физического воспитания, созданные для людей с ОВЗ и инвалидов, следует причислять к формам адаптивного физического воспитания. Поэтому они получили соответствующее название: занятия по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре (далее АФК). В ее основе лежат принципы опоры на сохраненные возможности и зоны ближайшего развития, предложенные Л.С. Выготским. Наиболее перспективным в обучении детей с ОВЗ является деятельностный подход, включающий деловые игры, коллективный способ обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, предполагающий личностно развивающее образование. Следовательно, с помощью АФК возможно добиться существенных улучшений психического и физического здоровья детей с ОВЗ, научить управлять своим психофизиологическим состоянием, а также способствовать их приобщению к физической культуре и спорту с учетом индивидуальных возможностей здоровья .
Диагностирование и последующий учет изначальных двигательных способностей ребенка, характера его двигательных нарушений дает возможность исследовать и формулировать научно-методические основы для обучения АФК. Особая значимость данного положения связана с существенной ролью, которую играет двигательный анализатор в развитии высшей нервной деятельности и психических функций индивида. О роли определенных движений для укрепления здоровья и развития ума говорили такие великие ученые-мыслители как Асклепиад, Гиппократ, Конфуций и др. Научные труды В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, И.М. Сеченова и др. указывали на положительное влияние движений рук на деятельность высшей нервной деятельности. Современные авторы кинезиологических упражнений для детей А.Л. Сиротюк и Е.А. Подольская подчеркивают их важность для гармоничного физического и психического развития.
Недостаточное развитие и нарушения в тонкой моторике связаны в первую очередь с нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. С этим связывается первичность двигательных нарушений, наблюдаемая в структуре заторможенного умственного развития. Соответственно, развитие и совершенствование нарушенных движений будет в свою очередь содействовать более эффективному развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга и как следствие, интеллекта ребенка. При помощи мышечного чувства моторика оказывает влияние не только на развитие психики, но и на совершенствование вегетативных функций. Следовательно, изменяя физическое состояние моторного анализатора и его локомоторного аппарата, возможно, положительно изменять деятельность разнообразных систем организма, его высшие психические функции, на функции анализаторов. Соответственно, процесс физического воспитания необходимо организовать таким образом, чтобы дети с ОВЗ осознанно делали все упражнения, анализируя и опосредуя, самостоятельно задавая, регулируя темп, ритм, координацию движений и пр. Важно развивать у учащихся эффективные способы контроля и самоконтроля за собственными движениями, используя мотивацию. Надо целенаправленно и доходчиво объяснять детям сущность и необходимость физического саморазвития и самосовершенствования, формулируя это как значимую ценность и жизненную необходимость.
Теория оптимизации образовательного процесса рассмотрена в работах Архангельского Л.М., Бабанского Ю.К., Поташника М.М. и других ученых. Значимость занятий физическими упражнениями для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития описывается в научных трудах Павлова П.П., Ториневского В.В., Запорожца Л.В. и др.
Таким образом, проблема получения качественного образования детьми с ОВЗ является достаточно актуальной, но недостаточно разработанной.
На сегодняшний день в педагогической науке и практике имеются лишь отдельные, не всегда связанные между собой исследования в этой области. Например, работы О.А.Барабаш о качестве обучения учащихся с умственной отсталостью. Есть также интересные исследования об особенностях адаптивного физического воспитания детей с определенными сенсорными отклонениями. Например, о воспитании учащихся с патологией слуха в монографиях Е.Ю. Овсянниковой; зрения - в трудах Маллаева Д.М.; речи - в исследованиях Усаенко А.И., Холодо Ж.К.
Теоретический обзор научно-методической литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что, на сегодняшний день недостаточно изучены вопросы управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры, способствующие улучшению психического и физического состояния учащихся, их полноценному развитию. Следовательно, можно сформулировать ряд противоречий между: необходимостью решения стоящей перед образовательными организациями задачей физического развития и самосовершенствования детей с ОВЗ и стандартными методами и формами организации управления качеством их обучения; практической необходимостью и возможностью решения задачи повышения качества обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры посредством совершенствования системы управления на основе современных управленческих подходов и технологий и недостаточностью их применения в широкой практике образовательных организаций; потребностью в новых эффективных моделях управлениякачеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры и недостаточной разработанностью вопросов моделирования современного управления образовательной организацией и внедрения их в практику образовательных организаций.
Таким образом, мы выделяем проблему исследования: каким образом должно быть организовано управление качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры.
Тема исследования: управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры.
Объект исследования: процесс обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры.
Предмет исследования: управление качеством процесса обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры.
Итак, целью исследования является изучение управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие управления качеством образования детей с ОВЗ на уроках физкультуры, и описать особенности детей с НОДА, обучающихся в общеобразовательной школе.
2. Изучить современные модели управления качеством образования детей с ОВЗ.
3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на качество обучения у детей с ОВЗ на уроках физкультуры.
4. Проанализировать существующую систему управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры в МАОУ «СОШ № 21» г. Асбеста.
5. Разработать и апробировать модель управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры в МАОУ «СОШ № 21» г. Асбеста.
В теоретико-методологическую основу исследования включены ведущие положения теорий: управления Тейлора Ф.У.; управления физической культурой учащихся средней школы Филиппова С.С.; адаптивной физической культуры Евсеева С.П., а также особенности подходов: процессного в управлении образованием Лазарева В.С. и Поташника М.М. Наше исследование опирается на результаты исследований в области качества обучения, Шишова С.Е., Селитрениковой Т.А.; создание средств контроля знаний В.С. Аванесова; особенностей адаптивного физического воспитания детей с ОВЗ Бычковой Н.В., Усаенко А.И., Холодо Ж.К.
Гипотеза исследования. Эффективное управление качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры возможно на основе двухуровневой системы управления при условии комплексного изучения: мотивации учащихся, их подготовки в теории и практике, особенностей физического здоровья и развития; состояния материально-технической базы 9
(далее МТБ) и учебно-методического оснащения, необходимого для образовательного процесса (далее УМК); существующей системы наращивания квалификации учителей; особенностей и возможностей организации дополнительного образования.
Новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Разработана и апробирована модель управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры в условиях общеобразовательной школы.
2. Подобраны методический инструментарий для обеспечения мониторинга качества обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры.
Практическая значимость исследования:
1. Разработанная модель управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры может быть использована как в условиях общеобразовательной школы, так и в специализированных школах для детей с ОВЗ.
2. Апробированные методики для изучения мониторинга качества обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры могут применяться как в условиях общеобразовательной школы, так и в специализированных школах для детей с ОВЗ.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных материалов психологическая и педагогическая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе начальной школы МАОУ «СОШ №21» г. Асбест, с учащимися ОВЗ имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), возраст 8-10 лет.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На защиту выносится модель управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры. Она является двухуровневой: первый уровень обуславливает общую организацию образовательного процесса, определенную воздействием на него внешних и внутренних факторов; второй уровень показывает взаимовлияние образовательного процесса на учащегося, его родителей, учителя. Первый уровень системы управления призван отслеживать состояние: материально -технической базы учебного заведения, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, уровня квалификации учителей физкультуры и специалистов ЛФК, развития системы дополнительного образования в области физической культуры. Руководство ОУ отвечает за обеспечение необходимым оборудованием для проведения физкультуры с детьми с ОВЗ, за рациональное расписание, управление персоналом, обеспечение условий труда, внешние связи, использование ресурсов, внутри школьный контроль за качеством обучения. Для улучшения данного направления в школе создается Совет управления качеством образования ОУ, с привлечением представителей администрации, учителей, специалистов ОУ, родителей. Второй уровень направлен н а координирование действий педагогов физкультуры, специалистов ЛФК и других лиц в отношении непосредственного их воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью совершенствования его самочувствия. Он обеспечивает обратную связь между учеником, родителями и учителем. Учащиеся - активные участники образовательного процесса и могут проявлять инициативу и творчество, вносить предложения по улучшению качества обучения и внеурочной деятельности как непосредственно учителю, так и с помощью родителей и через Совет УКОУ - любыми доступными средствами. Родители тесно взаимодействуют с ребенком, оказывая ему необходимую поддержку и с учителем физкультуры, выполняя предложенные специалистами рекомендации.
2. Для повышения качества обучения, учащихся с ОВЗ на уроке
физкультуры важными являются следующие составляющие: повышение профессиональной компетентности учителя физкультуры; тщательная подготовка учителя к занятиям с применением эффективных технологий, учитывающих особенности детей с ОВЗ; повышение мотивации учащихся за счет качественной теоретической подготовки, с учетом стремления детей к самосовершенствованию; подготовка и внедрение в образовательный процесс дополнительных программ для реабилитации детей с ОВЗ; организация мониторинга индивидуальных достижений учащихся; определение четких критериев выставления отметок по физкультуре и ознакомления с ними детей и родителей ; организация внеурочной деятельности, направленной на повышение двигательной активности детей ; способствование объединению всех участников образовательного процесса за счет организации систематической и целенаправленной работы с семьями воспитанников; привлечение учащихся с ОВЗ к параолимпийскому движению; привлечение внимание администрации к необходимости своевременного пополнения МТБ организации для эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
3. Эффективность разработанной модели можно определить с помощью положительной динамики результатов процесса адаптивного физического воспитания: физического развития учащихся, функционального состояния их организма, их мотивации к занятиям физкультурой, уровня теоретической и физической подготовленности.
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования являлось изучение управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры.
За основу исследовательской работы были взяты ведущие положения теорий: управления Тейлора Ф.У.; управления физической культурой учащихся средней школы Филиппова С.С.; развития детей и подростков Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Моровой Н.С.; построения движений Бернштейна Н.А.; физической культуры Ашмарина Б.А., Бальсевич В.К., Ж.К. Холодова, Кузнецова В.С.; адаптивной физической культуры Евсеева С.П., Шапковой Л.В.. А также особенности подходов: процессного в управлении образованием Лазарева В.С. и Поташника М.М.; личностно-деятельностного Ананьева Б.Г., Божович Л.И. Серикова В.В.
Наше исследование опирается на результаты исследований в области качества обучения Барабаш О.А., Кальней В.А., Шишова С.Е., Селитрениковой Т.А.; разработки средств контроля знаний В.С. Аванесова; особенностей адаптивного физического воспитания детей с ОВЗ Бычковой Н.В., Усаенко А.И..
Управление качеством образования - это целенаправленный, организующий, контролирующий и регулирующий процесс взаимодействия субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов. Управление качеством образования в школе предполагает организацию новых форм, введение новых субъектов управления, новых функций этих субъектов, связей и их взаимоотношений.
К детям с ограниченными возможностями относятся дети, которые имеют отклонения психического или физического плана различной этимологии, обусловливающие нарушения общего развития, не позволяющие им жить полноценной жизнью. В нашем исследовании мы рассмотрели особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) 1 и 2 групп в соответствии с классификацией, предложенной в примерной основной образовательной программе начального общего образования для детей с НОДА. Для первой группы характерны нарушения функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, возможности относительно самостоятельного передвижения, нормальное психическое развитие и достаточно хорошая внятная речь. Во вторую группу входят дети с легким дефицитом познавательных и социальных способностей, которые могут передвигаться с помощью ортопедических средств или совсем лишены возможности самостоятельно двигаться, имеют нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. При организации соответствующей коррекционно-педагогической работе дети этой группы достаточно быстро наверстывают упущенное в умственном развитии. Детям и 1 и 2 группы свойственна недостаточная уверенность в себе, повышенная внушаемость, ограниченная самостоятельность, личностная незрелость.
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может происходить как с помощью АОП, разработанной для отдельного ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса .Модель управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры включает следующие взаимосвязанные этапы: постановка проблемы - анализ сложившейся ситуации с применением диагностических процедур - целеполагание - разработка программы обучения - мониторинг качества обучения - оценивание качества - анализ полученных результатов - формулирование новой проблемы.
Оценивание качества образования - это определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Следовательно, должны улучшиться и результирующие показатели качества образовательной услуги: физическое развитие и функциональное состояние организма детей с ОВЗ, уровень их мотивации к занятиям физической культурой, теоретическая обученность и практическая подготовленность. Управление качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры подразумевает влияние трех важных факторов: качества образования и деятельности учителей и администрации; особых личностных особенностей педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; степени материального оснащения образовательного учреждения, оборудования помещений и средств работы; уровне организации образовательной деятельности. Важным также является тесное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Управление качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры предполагает этапы: постановка проблемы - анализ сложившейся ситуации с применением диагностических процедур - целеполагание - разработка программы обучения - мониторинг качества обучения - оценивание качества - анализ полученных результатов - формулирование новой проблемы.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа на базе начальной школы МАОУ «СОШ № 21» г. Асбест, с учащимися ОВЗ имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата 1 и 2 группы (далее НОДА) в количестве 18 человек (8 мальчиков и 10 девочек), возраст 8-10 лет
По результатам первичного изучения можно считать организованную в школе систему обеспечения качества обучения для учащихся с ОВЗ на уроке физкультуры недостаточной. В образовательном учреждении есть программа по для обучения детей с ОВЗ, составленная в соответствии с ФГОС. В школе имеется план физкультурно-оздоровительной работы, действуют программы внеурочной деятельности, присутствуют индивидуальные карты здоровья детей с ОВЗ. Основной целью процесса обучения является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся, выявление и развитие способностей, обучающихся через систему физкультурно-спортивной деятельности, посещение секций и через использование возможностей физкультурно-спортивных организаций.
Система качества обучения детей с ОВЗ в данном образовательном учреждении представлена линейно-вертикальной системой управления: директор ОУ - завучи по учебно-воспитательной работе - учитель физкультуры - дети с ОВЗ. Недостатками данной системы управления качеством обучения являются следующие: жесткое разделение функций; отсутствие учета образовательных потребностей заказчика образовательных услуг; отношение к ребенку как к «объекту обучения»; оценка качества обучения с помощью бальных оценок за урок. Ведущая проблема, выявленная в ходе исследования: недостаточный уровень управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры. В школе не используется мониторинг качества обучения, мотивации детей с ОВЗ к занятиям физкультурой, физического развития и функционального состояния организма детей с ОВЗ, уровень их мотивации к занятиям физической культурой. Отметки, выставляемые учителем за урок «Физическая культура» не соответствуют критериям оценивания детей с ОВЗ. Недостаточным также является уровень организации образовательной деятельности на уроке физкультуры для детей с ОВЗ, так как не в полной мере учитываются особенности детей с НОДА и применяются соответствующие технологии. Не достаточно организована система повышения профессионального мастерства педагога, работающего с этими детьми, а также продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Материально-техническое оснащение спортивного зала и наполняемость оборудования также является недостаточной для работы с детьми, имеющими нарушения ОДА. Соответственно, система управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроке физкультуры нуждается в корректировании.
Система управления качеством обучением детей с ОВЗ на уроке физкультуры должна быть двухуровневая: первый - обуславливает общую организацию образовательного процесса, определенную воздействием на него внешних и внутренних факторов; второй - показывает взаимовлияние образовательного процесса на учащегося и учителя. Первый уровень системы управления направлен на планирование и анализ общей организации процесса физического воспитания детей с ОВЗ и призван отслеживать состояние: материально-технической базы учебного заведения, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, уровня квалификации учителей физкультуры и специалистов ЛФК, развития системы дополнительного образования в области физической культуры. Для улучшения данного направления в школе существует необходимость создания Совета управления качеством образования ОУ, с привлечением представителей администрации, учителей, специалистов ОУ, родителей. Курируя деятельность данного уровня, руководитель через Совет управления качеством образования образовательного учреждения может получать детальную информацию о профессиональной деятельности преподавателей и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на уроке физкультуры. Обратная связь позволяет осуществлять влияние результатов действия на его ход, а также воздействие управляемого процесса на управляющий орган.
В ходе опытно-поисковой деятельности в рамках запланированного исследования мы апробировали систему управления качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры в начальной школе. В образовательном учреждении начал работу Совет по управлению качеством образования ОУ. Мы использовали мониторинг качества обучения детей с НОДА, включающий изучение мотивации детей с ОВЗ к занятиям физкультурой, физического развития и технику освоения основных движений, успеваемость по предмету физкультура, отношение учащихся и родителей к занятиям физической культурой. Также отслеживали качество оказываемых услуг по физическому воспитанию учителем физкультуры, материально-техническое оснащение спортивного зала и наполняемость оборудования по предмету.
Была организована большая работа с родителями детей с НОДА, включающая общие и групповые родительские собрания; консультации; уроки физкультуры с участием родителей; выставки нестандартного оборудования для занятий адаптивной физкультурой и ЛФК, изготовленного родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; беседы с детьми и родителями; проектную деятельность - «Спортсмены-параолимпийцы Урала - наша гордость», «Российские спортсмены - наша гордость», «Семья - школа здоровья».; группы в социальных сетях; Журнал ЗОЖ для детей и их родителей; родительский клуб «Будь здоров!». Много мероприятий было проведено в области досуговой деятельности: совместные занятия с родителями - «Мой веселый мяч», «Играем в теннис», «Корригирующая гимнастика», и др; встречи со спортсменами участниками параолимпийского движения города и их родителями ;спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Защитники Отечества», «Мы со спортом дружим», «Минута Славы», «Параолимпийские игры» и пр.; конкурс фотографий в социальных сетях «Символ года»; флешмобы «День Победы», «Мы вместе».
Для учащихся были организованы дополнительные занятия по физкультуре и ЛФК с использованием суставной гимнастики, кинетических упражнений, игровых технологий и пр. Для учащихся были организованы дополнительные занятия по физкультуре и ЛФК с использованием суставной гимнастики, кинетических упражнений, игровых технологий и пр. В школе была усовершенствована модель оказания психолого-педагогической поддержки детям с ОВЗ и их родителям. Большая работа по совершенствованию педагогического мастерства на уроке физкультуры для учащихся с НОДА была проведена на уроках физкультуры, благодаря чему появилась положительная динамика в мотивации, физическом развитии и успеваемости учащихся.
Результаты повторного исследования свидетельствуют о положительной динамике по всем изучаемым показателям, что позволяет сделать вывод о результативности системы управления качеством на уроке физкультура в начальной школе у детей с НОДА.
Таким образом гипотеза исследования о том, что эффективное управление качеством обучения детей с ОВЗ на уроках физкультуры возможно на основе двухуровневой системы управления при условии комплексного изучения: мотивации учащихся, их подготовки в теории и практике, особенностей физического здоровья и развития; состояния материально-технической базы (далее МТБ) и учебно-методического оснащения, необходимого для образовательного процесса (далее УМК); существующей системы повышения квалификации учителей; особенностей и возможностей системы дополнительного образования, нашла свое подтверждение в результатах исследования.



1. Авторская программа «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. - М., «Просвещение», 2011 г. - 203с.
2. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) методическое пособие / под ред. А.А. Потапчук. - СПб.:СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.
3. Аксенова, О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / О.Э.Аксенова; ред. С.П. Евсеев. - СПб.:СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2003. - 240 с.
4. Актуальные направления и методы научных исследований по
физической культуре и спорту / Д.Н. Давыденко, Б.Г. Тихонов, А.Г. Ширяев, В.А. Щеголев, Л.Г. Яценко. - СПб.: Олимп-СПб, 2005.
5. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А.Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
6. Афанасьева, Л.М. Идентификация механизмов управления
персоналом при внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества предприятия / Л.М. Афанасьева // «Перспективы науки». - 2011. - № 2(12). - С. 97-101.
7. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры : учебное
пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 1999.
8. Барабаш, О.А. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / О. А. Барабаш . - С-Пб., 2008. - 397 с.
9. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении
VIII вида: учебное пособие : О.А. Барабаш; ред. Евсеев С.П.-
СПб.:СПбНИИ физической культуры, 2007. - 172 с.
10. Безверхняя, Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом /Г.В.Безверхняя. - М.,Астрель, 2004. - 453с.
11. Безуглов, Ю.И. Управление качеством образования ./Ю.И. Безуглов/Сборник научных статей ОИПКРО. - Оренбург, 1999. - 123с.
12. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство
управления образованием /В.П.Беспалько. - М., «Просвещение», 1996. -
302с.
13. Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / В.А. Болотов//Вопросы образования, 2004. - № 3. - С.23-29.
14. Варченко, Е. И. Управление качеством образования в
образовательном учреждении // Молодой ученый. 2013. - №3. -С. 471- 474.[Электронный ресурс]иВЕ:й11рз://шо1исй.ги/агсй1уе/50/6384/ (дата
обращения: 23.10.2018).
15. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под редакцией Т.И.Шамовой. - М., «Педагогика», 1991. - 123с.
16. Гибсон, Д.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Д.Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Д.Х. Донелли. - М.: [б. и.], 2000. - 302с.
17. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов. - М.: Академия; 2004. - 205с.
18. Голубева Л.М. Управление качеством образования на диагностической основе. RL:http://vesnet.purpe.ru/seminar/upkchob/step.htm(дата обращения: 23.08.2017)
19. Громова, Т. Критерии и оценки качества образования.
[Текст]//Научно-методический журнал «Директор школы». - ИФ
«Сентябрь», № 5. - 2006.
20. Гузеев,В. В. Школьные технологии./ В. В. Гузеев. //
Инструментарий и алгоритмы. - 2004, № 2. - С. 117-133.
21. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном
образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.А.Дмитриев. - М.: Академия, 2002. - 175 с.
22. Дьякова, Т.М. Проблемы перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты / Т.М. Дьякова // Методист. - 2011. - №6. - С.51-54.
23. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст] / Под редакцией С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт. - Том 1; 2005.
24. Иванова, В.Н. Юридическая конструкция налога как фактор
совершенствования налогового законодательства/В.Н. Иванова. -
Ульяновск: изд-во Тухтаров В.Н., 2009. - 360 с.
25. Ильенкова, С.Д. Управление качеством. Учебник / С. Д.
Ильенкова, Н. Д.Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.// Под ред. доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. - М.: Банки и биржи,
Юнити, 1998. — 199 с.
26. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. [Текст]- М., Издательский дом Паганель, 2011.
27. Ипполитова, М.В., Воспитание детей с церебральным параличом в семье[Текст]./ М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1993. - 342с.
28. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских
церебральных параличах/Э.С.Калижнюк.- М., Просвещение, 1990. - 235с.
29. Ковалько, В. И. В помощь школьному учителю.Поурочные разработки по физкультуре /В. И. Ковалько.- Москва. «ВАКО». 2006.
30. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
31. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс].НКЬ: (дата обращения: 23.12.2017)
32. Крайнова, Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения/ Э.Б.Крайнова. - М.,Издательский дом Паганель, 2005. - 302с.
33. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин. - М.: Издательство дело АНХ, 2010. - 205с.
34. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В. Лаврентьев. - М.: Издательство дело АНХ, 2005г. - 256с.
35. Лоутон, А. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. - М.: [б. и.], 1993. - 341с.
36. Лях В.И., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. /В.И. Лях, А.А.Зданевич. - М., Просвещение, 2005. - 345с.
37. Манукян, С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и
«мотив». / С.П. Манукян. - М., 2004. 342с.
38. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.: Изд-во СП6ГЭТУ, 2006. - 408 с.
39. Мильнер,Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер.- М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
40. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата /под ред. Т.В. Власовой. -М.,Просвещение, 1985. - 342с.
41. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в
школе / В.П. Панасюк.- СПб.,Питер, 2000. - 58с.
42. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»). URL: (дата обращения: 15.12.2017)
43. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07«О сохранении системы специализированного коррекционного образования».URL: (дата обращения: 15.12.2017)
44. Полонский, В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании /В. М. Полонский. -М. :Моск. ин-т развития образоват. систем, 1995. - 78,[1] с.; 20 см.; ISBN 5-7084-0107-9 : Б. ц.
45. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления/ М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др.- М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
46. Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ»- статья. URL: (дата обращения: 15.12.2017)
47. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».URL: (дата обращения: 06.01.2018)
48. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».URL: (дата обращения:06.01.2018)
49. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015.URL: (дата обращения: 06.01.2018)
50. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015). URL: (дата обращения: 06.01.2018)
51. Розова, Н.К. Управление качеством /Н.К.Розова. -Санкт- Петербург: Питер, 2003. - 224 с.
52. Самоаттестация школы [Текст] / В. И. Зверева; Гл. ред. В. М.
Лизинский. - М. : Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
53. Селитреникова, Т.А. Управление процессом адаптивного
физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Селитренникова
Татьяна Анатольевна. - С-Пб., 2015. - 297 с.
54. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. /К.А. Семенова, Е.М.Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972. - 456с.
55. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об
образовании - М.: Мирос, 1995. - 80 с. ISBN 5-7084-0107-9.
56. Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей /В.Л.Страковская. - М.: Медицина, 1987 г. - 301с.
57. Третьяков, П.И. Управление качеством образования- основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы / П.И. Третьяков, Т.И.Шамова.//Завуч, №7, 2002. - С. 69.
58. Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника. -М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006.
59. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниям опорно-двигательного аппарата / под ред. М.В. Ипполитовой. - М., Проосвещение, 1988. - 245с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - Москва, 2010.
61. Холодо, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/Ж.К. Холодо, В.С.Кузнецов. - М.: Просвещение, 2003. - 345с.
62. Хуторской, А.В. Личностно ориентированное направление модернизации образования в российской школе. Сборник научных трудов /А.В.Хуторской. - М., «Просвещение», 2002. - 341с.
63. Шапкова, Л.В.Адаптивная физическая культура: Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Шапкова Людмила Васильевна. - С-Пб., 2003. - 448 с.
64. Шапкова, Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. /Л.В. Шапкова. - СПб, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001г. - 234с.
65. Шилов, Д.С. Основы управления специальным образованием /Д.С.Шилов. - М., 2001ACADEMA, 2001. - 431с.
66. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе С. Е.
Шишов, В.А. Кальней. — М., 1998.М.1999. - С.175.
67. Щербо, И.Н. Управление системой коррекционно¬
развивающего образования общеобразовательной школе : дис. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 213 с.
68. Эффективный школьный менеджмент. Пособие для директоров школ. / Под редакцией О.И.Тавгеня, Н.И.Запрудского, Н.Н.Кошель. Мн.: Тонпик, 2006, с. 312 - 331.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ