ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Развитие слухового восприятия в обучении и воспитании 5
дошкольников с нарушением слуха
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха 17
1.3 Игровая деятельность как условие формирования слухового
восприятия у детей с нарушением слуха 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Характеристика участников эксперимента 33
2.2 Организация констатирующего эксперимента 42
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУЧАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Содержание развития слухового восприятия у дошкольников с 53
нарушением слуха (анализ программы)
3.2 Обучающий эксперимент 54
3.3 Контрольный эксперимент 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития детей, поэтому эффективность занятий с ребенком зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем, важнейшей из них является слуховая система. Благодаря слуховому восприятию развиваются речь и мышление, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Аналогичного мнения придерживались отечественные и зарубежные педагоги и ученые, такие как Л. И. Божович, Л.А. Венгер, Л. А. Головчиц, Т. В. Кинах и другие, также, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман, придерживались такого мнения, что Развитие слухового восприятия (далее - РСВ) у обучающихся обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, а также, ориентирование на звук как один из главных характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Актуальность исследования. Современный этап развития общества требует от системы специального образования создания условий для оптимального развития и обучения детей, так как в настоящее время возросло количество лиц, имеющих устойчивые нарушения здоровья, которые влекут за собой существенные ограничения в жизнедеятельности и приводят к процессу инвалидизации. К этому также относится создание условий для развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха с целью подготовки их к активной и самостоятельной социальной жизни. Для этого необходимо придать данному процессу организованный характер и обеспечить каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития систему обучения и воспитания.
Объект исследования-слуховое восприятие дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования - процесс развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза: развитие слухового восприятия у дошкольников с
нарушением слуха будет эффективным, если в процессе его формирования и коррекции целенаправленно использовать игровую деятельность.
Цель работы - развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
• изучение научной литературы по исследуемой теме;
• анализ особенностей нарушения слуха у дошкольников;
• определение методик диагностики слухового восприятия
посредством игровой деятельности;
• проведение констатирующего эксперимента;
• по результатам констатирующего эксперимента, проведение
формирующей работы по проблеме исследования с участниками эксперимента;
• проведение и анализ контрольного исследования.
Для решения поставленных задач, будут использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, проведение психолого - педагогической диагностики, педагогический эксперимент.
Проблема развития слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха на занятиях посредством игровой деятельности является актуальной, так как на данный момент существуют трудности в правильности организации коррекционной работы слухового восприятия дошкольников, поскольку от верно организованной работы зависит, как будет подготовлен ребенок к дальнейшей активной и самостоятельной социальной жизни.
Анализ литературных источников позволил определить базовые понятия исследуемого вопроса:
1. Нарушение слуха — это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки.
2. Виды нарушений слуха: кондуктивная тугоухость, нейросенсорная тугоухость (сенсоневральную тугоухость,слуховую нейропатию,центральные расстройства слуха).
3. Слуховое восприятие — форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
4. К основным классификациям нарушения слуха относятся: классификация Л. В. Неймана (1977), международная классификация нарушений слуха, педагогическая классификация Р. М. Боскис.
Был проведен анализ программы, реализуемой в образовательной организации, в которой предоставлен полный план пятилетнего обучения с учетом всех сензитивных периодов развития дошкольников с нарушениями слуха, именно на их основе было организовано научное исследование.
Следует отметить, что исследования в области сурдопедагогики позволили выделить особенности в РСВ: развитие остаточного слуха в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевых и неречевых звучаний; создание новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи; обогащение представлений детей с нарушением слуха о звуках окружающего мира; обучение произношению, а именно, формирование внятной, членораздельной и естественной речи.
С целью развития слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха нами была составлена и апробирована диагностическая и коррекционная программа, проведено исследование сформированности слухового восприятия.
Для проведения экспериментального исследования РВС использовались разные дидактические игры, в которых идёт целенаправленное развитие слухового восприятия, а именно:
- выработка условно-двигательной реакции на звук (обучение ощущению неречевых и речевых сигналов при постоянном увеличению расстоянии от источника звука);
- восприятие звуков окружающего мира (сначала бытовых, потом природных);
- различение на слух речевого материала (это звукоподражания, слоги и слогосочетания, слова и словосочетания, тексты).
Данные направления в РВС помогли определиться в выборе и адаптации следующих дидактических игр, связанных с развитием неречевого слуха (обучение реагировать на начало и конец звучания: «Разбуди Машу», «Покажи-ка»); обучением различению на слух звучащих игрушек («Барабан или гармошка?», «Что звучало?»); обучением различению на слух длительности звучания («Поезд едет», «Звучащее солнышко»); различением на слух слитных и прерывистых звучаний («Топайте -идите», «Кораблики»); обучением определению направления источника звука («Кто играл - где играл?»); развитием речевого слуха («Уберём игрушки», «Это кто?», «У кого?», «Лото», «Съедобное-несъедобное»).
Все эти игры можно использовать для развития слухового восприятия у детей на третьем году обучения из в дошкольном образовательном учреждении.
Анализ исследования слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха выявил, что для дошкольников обследованной группы характерными являются сложности, связанные со слабой детализированностью и недостаточной дифференциацией звуков, трудностью в различении на слух и в воспроизведении темпа и громкости звучания, различении и воспроизведении количества звучаний в указанных пределах. Дети с нарушениями слуха запоминают звуки и их предназначение ошибочно или смешивают их с похожими звучаниями.
В результате педагогического эксперимента удалось не только уточнить, но повысить уровень РСВ у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, что, с нашей точки зрения, в дальнейшем позволит определить основные направления в коррекции и развитии слухового и речевого развития детей данной группы. Проведенное исследование доказало выдвинутую гипотезу: эффективность процесса развития слухового восприятия зависит от активизации игровой деятельности у дошкольников с нарушением слуха.
Дошкольный возраст - это самое благоприятное время для вхождения ребёнка с ОВЗ в образовательную систему, для чего необходимо соблюдать не только специальные условия воспитания и обучения, но и правильную организацию безбарьерной среды для жизнедеятельности обучающихся с нарушением слуха. Особенно важно помочь ребенку в ходе коррекционной работы различать и воспринимать звуки окружающего мира, правильно сочетая индивидуальный и дифференцированный подход для того, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива и социума.
Данные экспериментального исследования апробированы в статье «Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности» на Всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Сертификат, подтверждающий участие в конференции, представлен в Приложении. (см. Приложение 3)
1. Актуальные вопросы современной генетики [Текст] : Сборник статей / Под ред. С. И. Алиханян. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1966. — 604 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
3. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин- тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова ; под ред. М. И. Никитиной — М. : Просвещение, 1989. — 384 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] : (В норме и патологии) / В. И. Бельтюков; НИИ дефектологии АПН СССР. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.
5. Бельтюков, В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 424 с.
6. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Г. Богданова. — М. : Академия, 2002. — 222 с.
7. Боскис, Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха [Текст] / Р. М. Боскис // Дефектология. — 1972. — №1. — С. 10 - 19.
8. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст] : программы для специальных дошкольных учреждений / Л. А. Головчиц [и др.]. — М. : Просвещение, 1991. — 156 с.
9. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
10. Дьячков, А. И. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие /А. И. Дьячков — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 334 с.
11. Иванова, Е. А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Иванова. — М. : Сфера, 2007. — 176 с.
12. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Карпова. — Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. — 354 с.
13. Кожевникова, Е. В. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве [Текст] / Е. В. Кожевникова. — СПб. : Каро, 2007— 352 с.
14. Козорез, Е. С. Лор заболевания [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Е. С. Козорез. — М. : Владос-Пресс, 2005 — 224 с.
15. Кондаков, И. М. Психологический словарь [Электронный ресурс] /
И. М. Кондаков. — М. : Столичный Гуманитарный Институт, 2000. -
1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
...