Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие слухового восприятия у обучающихся дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игровой деятельности

Работа №96442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Развитие слухового восприятия в обучении и воспитании 5
дошкольников с нарушением слуха
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха 17
1.3 Игровая деятельность как условие формирования слухового
восприятия у детей с нарушением слуха 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Характеристика участников эксперимента 33
2.2 Организация констатирующего эксперимента 42
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУЧАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Содержание развития слухового восприятия у дошкольников с 53
нарушением слуха (анализ программы)
3.2 Обучающий эксперимент 54
3.3 Контрольный эксперимент 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83


Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития детей, поэтому эффективность занятий с ребенком зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем, важнейшей из них является слуховая система. Благодаря слуховому восприятию развиваются речь и мышление, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Аналогичного мнения придерживались отечественные и зарубежные педагоги и ученые, такие как Л. И. Божович, Л.А. Венгер, Л. А. Головчиц, Т. В. Кинах и другие, также, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман, придерживались такого мнения, что Развитие слухового восприятия (далее - РСВ) у обучающихся обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, а также, ориентирование на звук как один из главных характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Актуальность исследования. Современный этап развития общества требует от системы специального образования создания условий для оптимального развития и обучения детей, так как в настоящее время возросло количество лиц, имеющих устойчивые нарушения здоровья, которые влекут за собой существенные ограничения в жизнедеятельности и приводят к процессу инвалидизации. К этому также относится создание условий для развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха с целью подготовки их к активной и самостоятельной социальной жизни. Для этого необходимо придать данному процессу организованный характер и обеспечить каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития систему обучения и воспитания.
Объект исследования-слуховое восприятие дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования - процесс развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза: развитие слухового восприятия у дошкольников с
нарушением слуха будет эффективным, если в процессе его формирования и коррекции целенаправленно использовать игровую деятельность.
Цель работы - развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
• изучение научной литературы по исследуемой теме;
• анализ особенностей нарушения слуха у дошкольников;
• определение методик диагностики слухового восприятия
посредством игровой деятельности;
• проведение констатирующего эксперимента;
• по результатам констатирующего эксперимента, проведение
формирующей работы по проблеме исследования с участниками эксперимента;
• проведение и анализ контрольного исследования.
Для решения поставленных задач, будут использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, проведение психолого - педагогической диагностики, педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха на занятиях посредством игровой деятельности является актуальной, так как на данный момент существуют трудности в правильности организации коррекционной работы слухового восприятия дошкольников, поскольку от верно организованной работы зависит, как будет подготовлен ребенок к дальнейшей активной и самостоятельной социальной жизни.
Анализ литературных источников позволил определить базовые понятия исследуемого вопроса:
1. Нарушение слуха — это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки.
2. Виды нарушений слуха: кондуктивная тугоухость, нейросенсорная тугоухость (сенсоневральную тугоухость,слуховую нейропатию,центральные расстройства слуха).
3. Слуховое восприятие — форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
4. К основным классификациям нарушения слуха относятся: классификация Л. В. Неймана (1977), международная классификация нарушений слуха, педагогическая классификация Р. М. Боскис.
Был проведен анализ программы, реализуемой в образовательной организации, в которой предоставлен полный план пятилетнего обучения с учетом всех сензитивных периодов развития дошкольников с нарушениями слуха, именно на их основе было организовано научное исследование.
Следует отметить, что исследования в области сурдопедагогики позволили выделить особенности в РСВ: развитие остаточного слуха в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевых и неречевых звучаний; создание новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи; обогащение представлений детей с нарушением слуха о звуках окружающего мира; обучение произношению, а именно, формирование внятной, членораздельной и естественной речи.
С целью развития слухового восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха нами была составлена и апробирована диагностическая и коррекционная программа, проведено исследование сформированности слухового восприятия.
Для проведения экспериментального исследования РВС использовались разные дидактические игры, в которых идёт целенаправленное развитие слухового восприятия, а именно:
- выработка условно-двигательной реакции на звук (обучение ощущению неречевых и речевых сигналов при постоянном увеличению расстоянии от источника звука);
- восприятие звуков окружающего мира (сначала бытовых, потом природных);
- различение на слух речевого материала (это звукоподражания, слоги и слогосочетания, слова и словосочетания, тексты).
Данные направления в РВС помогли определиться в выборе и адаптации следующих дидактических игр, связанных с развитием неречевого слуха (обучение реагировать на начало и конец звучания: «Разбуди Машу», «Покажи-ка»); обучением различению на слух звучащих игрушек («Барабан или гармошка?», «Что звучало?»); обучением различению на слух длительности звучания («Поезд едет», «Звучащее солнышко»); различением на слух слитных и прерывистых звучаний («Топайте -идите», «Кораблики»); обучением определению направления источника звука («Кто играл - где играл?»); развитием речевого слуха («Уберём игрушки», «Это кто?», «У кого?», «Лото», «Съедобное-несъедобное»).
Все эти игры можно использовать для развития слухового восприятия у детей на третьем году обучения из в дошкольном образовательном учреждении.
Анализ исследования слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха выявил, что для дошкольников обследованной группы характерными являются сложности, связанные со слабой детализированностью и недостаточной дифференциацией звуков, трудностью в различении на слух и в воспроизведении темпа и громкости звучания, различении и воспроизведении количества звучаний в указанных пределах. Дети с нарушениями слуха запоминают звуки и их предназначение ошибочно или смешивают их с похожими звучаниями.
В результате педагогического эксперимента удалось не только уточнить, но повысить уровень РСВ у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, что, с нашей точки зрения, в дальнейшем позволит определить основные направления в коррекции и развитии слухового и речевого развития детей данной группы. Проведенное исследование доказало выдвинутую гипотезу: эффективность процесса развития слухового восприятия зависит от активизации игровой деятельности у дошкольников с нарушением слуха.
Дошкольный возраст - это самое благоприятное время для вхождения ребёнка с ОВЗ в образовательную систему, для чего необходимо соблюдать не только специальные условия воспитания и обучения, но и правильную организацию безбарьерной среды для жизнедеятельности обучающихся с нарушением слуха. Особенно важно помочь ребенку в ходе коррекционной работы различать и воспринимать звуки окружающего мира, правильно сочетая индивидуальный и дифференцированный подход для того, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива и социума.
Данные экспериментального исследования апробированы в статье «Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности» на Всероссийской научно-практической конференции памяти В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Сертификат, подтверждающий участие в конференции, представлен в Приложении. (см. Приложение 3)



1. Актуальные вопросы современной генетики [Текст] : Сборник статей / Под ред. С. И. Алиханян. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1966. — 604 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
3. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин- тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова ; под ред. М. И. Никитиной — М. : Просвещение, 1989. — 384 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] : (В норме и патологии) / В. И. Бельтюков; НИИ дефектологии АПН СССР. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.
5. Бельтюков, В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 424 с.
6. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Г. Богданова. — М. : Академия, 2002. — 222 с.
7. Боскис, Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха [Текст] / Р. М. Боскис // Дефектология. — 1972. — №1. — С. 10 - 19.
8. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст] : программы для специальных дошкольных учреждений / Л. А. Головчиц [и др.]. — М. : Просвещение, 1991. — 156 с.
9. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
10. Дьячков, А. И. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. пособие /А. И. Дьячков — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 334 с.
11. Иванова, Е. А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! Книга для логопеда [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Иванова. — М. : Сфера, 2007. — 176 с.
12. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Карпова. — Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. — 354 с.
13. Кожевникова, Е. В. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве [Текст] / Е. В. Кожевникова. — СПб. : Каро, 2007— 352 с.
14. Козорез, Е. С. Лор заболевания [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Е. С. Козорез. — М. : Владос-Пресс, 2005 — 224 с.
15. Кондаков, И. М. Психологический словарь [Электронный ресурс] /
И. М. Кондаков. — М. : Столичный Гуманитарный Институт, 2000. -
1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ