Развитие эмоционально - волевой сферы у детей с задержкой
психического развития старшего дошкольного возраста на
занятиях по изобразительной деятельности
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Понятие эмоционально-волевой сферы 6
1.2. Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников 14
1.3. Эмоциональная сфера у детей с задержкой психического
развития 23
1.4. Изобразительная деятельность ребенка и его эмоционально-волевое
развитие 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой
психического развития 33
2.2. Организация и проведение психолого-педагогического исследования
эмоционально-волевой сферы 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 52
3.1. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у
детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности 52
3.2. Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по
развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 89
Одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии, на сегодняшний день, являются вопросы, связанные с особенностями эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития (далее по тексту ЗПР). Над изучением и решением данной проблемы работали такие известные ученные как: Л. С. Выготский, М. С. Лебединский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, И. М. Соловьев, А. П. Усанова, С. Л. Рубинштейн, Э. Клапаред, В. Франкл и др.
Так, к примеру, Л. С. Выготский в своих трудах отмечал решающую зависимость качества усвоения знаний и умений, полученных в процессе воспитания и обучения субъекта, от его эмоционального отношения к людям и окружающей предметной среде [14].
Широта эмоциональных переживаний помогает человеку более чутко понимать происходящее и сопереживать другим людям, понимать их межличностные отношения, осознавать самого себя, понимать свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Становление личности ребенка зависит от формирования его эмоционально-волевой сферы и личного опыта.
Нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, неумение различать и определять эмоции, чувства и эмоциональные состояния других людей, сниженный уровень развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом снижение социального интеллекта и компетентности - все это является примерами проявления несформированности эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Эмоциональное благополучие нормализует развитие личности ребенка, обеспечивает выработку положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, повышает самооценку, улучшает самообладание, ориентирует ребенка на успех в достижении целей, создает эмоциональный комфорт.
Эмоциональная возбудимость и частая смена настроения, неадекватное выражение эмоций приводят к нарушению общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому вовремя проведенная коррекция эмоциональной сферы ребенка снижает уровень агрессивности, негативизма, боязни и способствует положительному развитию личности ребенка с ЗПР.
Таким образом, актуальность проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР является неизменно острой на протяжении всего развития науки и практической деятельности. Исходя из этого, мы решили более подробно изучить данную тему и раскрыть ее в нашей работе.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: роль изобразительной деятельности в развитии ЭВС детей с ЗПР
Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера старших
дошкольников с задержкой психического развития изменится, вследствие реализации разработанной коррекционной программы с включением изобразительной деятельности.
Цель: изобразительная деятельность как средство коррекции
эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования эмоционально-волевой сферы
2. Подбор диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов
3. Проведение коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
4. Анализ результатов коррекционной работы
Проделанная нами работа в изучении теоретической части и исследование способов развития эмоционально - волевой сферы детей с ЗПР, с последующей для них реализацией коррекционной работы на занятиях по изобразительной деятельности, показала нам актуальность данной проблемы и позволила прийти к следующим выводам.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, гиперактивность,
нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ - детского сада компенсирующего вида № 466, города Екатеринбурга. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ЗПР (6-7 лет) в составе 8 человек, из которых 7 мальчиков, 1 девочка.
В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, целеполагание), эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент). Для решения задач исследования применялись следующие методики: «Лесенка» В. Г. Щур, «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Аменн, методика «Контурный С.А.Т.-Н» Н. Я. Семаго, «Не подглядывай» И. В. Дубровина и анкетирование.
По итогам психодиагностического исследования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на констатирующем этапе, данные оказались следующими: у большинства детей наблюдалась повышенная тревожность, низкий уровень сформированности волевых процессов, отрицательные взаимоотношения с окружающими, а также у детей преобладало общее неблагоприятное эмоционально-волевое состояние. Это проявлялось в повышенной раздражительности детей, конфликтности со сверстниками и взрослыми, неумении выразить свои эмоции, договориться между собой, проявлении агрессивности или наоборот, плаксивости, повышенной тревожности и безынициативности в общих играх, так как у 2 из 8 детей наблюдался низкий уровень самооценки.
Проведенное нами исследование показало, что у детей с ЗПР имеются особенности эмоционально-волевой сферы, а уровень общего эмоционального развития значительно снижен. Для улучшения состояния эмоционально-волевой сферы детей была составлена программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.
Целью коррекционной программы была - коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, используя методы и приёмы нетрадиционных техник рисования.
В процессе коррекционной программы были реализованы следующие задачи:
1. Развитие у дошкольников с ЗПР позитивных качеств личности (уверенность в себе, чувство значимости себя в обществе, доверия к людям);
2. Снижение эмоционального напряжения у детей с ЗПР;
3. Развитие умения у детей с ЗПР выражать свое эмоциональное состояние;
4. Развитие способности у детей с ЗПР к саморегуляции.
По итогу завершения коррекционной работы, проводилось контрольное исследование с помощью тех же психодиагностических методик, которые использовались при первичном исследовании. Результаты контрольного этапа исследования оказались следующими: общее
эмоционально-волевое состояние детей улучшилось, агрессивность и раздражительность детей стали проявляться реже, уровень тревожности детей стал значительно ниже, их взаимоотношения с окружающими улучшились. Дети стали больше прислушиваться друг к другу, стараются договориться и спокойно выражать свои эмоции. На занятиях, дети проявляют внимательность друг к другу и терпимость. У детей с низким уровнем самооценки наблюдается положительная динамика, они присоединяются к общим активным играм, редко, но начали поднимать руку, дети почувствовали свою значимость и успешность в коллективе.
Таким образом, по результатам контрольного исследования, эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с ЗПР будет иметь положительную динамику, вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы с включением изобразительной деятельности, что говорит о том, что предложенная нами гипотеза получила свое неполное подтверждение. Следовательно, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
1. Бельская, И. Л. Тесты для подготовки ребенка к школе [Текст] / И. Л. Бельская, Л. В. Елкина, С. А. Атейба. - Минск : Юнипресс, 2004.
- 128 с.
2. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] : детская психология / В. М. Бехтерев. - М. : МОДЭК, 2010. - 416 с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова.
- М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 215 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 56 с.
6. Борякова, Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
7. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Бутко. - М. : [б. и.], 2002. - 144 с.
8. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] /
Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. - Ленинград. : Наука, Ленинградское
отделение, 1989. - 144 с.
9. Вимонас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вимонас. - М. : Просвещение, 2006. - 132 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1995. - 341 с.
11. Волков, Б. С. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Кноракс, 2008. - 189 с.
12. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. - М. : Школа-ПРЕСС, 1994. - 416 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 276 с.
14. Выготский, Л. С. Лекция по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 260 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1988. - 500 с.
...