ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 8
1.1. Коммуникативные навыки в речевом развитии дошкольника 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 12
1.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у
обучающихся с задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Методы диагностики коммуникативных навыков у обучающихся
дошкольного возраста 28
2.2. Организация констатирующего эксперимента 34
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
3.1. Игровая деятельность как метод формирования коммуникативных
навыков у обучающихся 49
3.2. Констатирующий (формирующий) эксперимент 59
3.3. Контрольный эксперимент 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
В своих научных трудах Л. С. Выготский представил принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков. В своём подходе учёный рассматривал общение в качестве наиболее важного условия личностного развития и воспитания обучающихся [5].
Созданная Л. С. Выготским [5] концепция говорит о том, что формирование коммуникативных навыков и умений у обучающихся - это одна из важнейших задач, так как эффективность и качество процесса общения в значительной степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Дети обучаются удовлетворять собственные физические и духовные потребности теми способами, которые допустимы для них самих и для тех, с кем дети коммуницируют. Проблемы в усвоении новых норм и правил поведения могут привести к неоправданным самоограничениям и сверхнеобходимому самоконтролю.
Можно утверждать, что степень развития коммуникативных навыков оказывает непосредственное влияние на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения, а также на социализацию. По этой причине коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации обучающегося в плане учета особенностей общения со взрослыми и сверстниками, а также учёта особенностей общей ситуации социального развития.
Большое количество обучающихся испытывают значительные трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Причины возникновения проблем в общении у обучающихся дошкольного возраста - высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус обучающегося, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, разнообразные виды детской нервозности (невропатии, страхи и так далее).
Проблемы, связанные с недостаточным развитием коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития пытаются решить и психологи, и педагоги, и детские психиатры. Оказываемая помощь в преодолении коммуникативного барьера у обучающихся с задержкой психического развития должна осуществляться как на уровне семьи, так и на уровне общества в целом. Необходимо разъяснять родителям (законным представителям) особенности таких обучающихся, нужно научить родителей (законных представителей) учитывать эти особенности, помимо этого требуется обучать их адекватным стилям воспитания. Со стороны общества требуется толерантное и уважительное отношение к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обществу также требуется быть информированным об особенностях таких детей. Помимо этого общество должно быть готовым к инклюзивному образованию. Выделение средств и возможностей в дошкольных образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации детей с задержкой психического развития также представляется необходимым для решения проблемы формирования и развития коммуникативных навыков у данной категории детей.
Умение вступать в контакты с окружающими, навыки общения с людьми - это необходимая составляющая самореализации человека, его роста и развития в разнообразных видах деятельности, расположенности и уважительного отношения к нему со стороны окружающих людей. Формирование и развитие подобных навыков - это достаточно важное условие нормального психологического развития обучающегося, а также одна из важнейших задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Одним из важнейших звеньев общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование - это этап обучения, на котором формируются и развиваются основные умения и навыки, нужные в последующем обучении. Зачастую методы направлены на количество усваиваемого материала, а вовсе не на его качество. Данный подход, разумеется, не позволяет эффективно и успешно усваивать программный материал и не даёт возможности повышать уровень и качество образования. Наоборот, материал, недостаточно усвоенный обучающимися с задержкой психического развития, не может быть крепкой базой для усвоения и закрепления новых знаний, умений и навыков. Решение данной проблемы лежит в применении методов обучения обучающимися с задержкой психического развития на уровне дошкольного образования, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь педагогам должна прийти игра, как один из наиболее распространённых и эффективных, а также актуальных методов обучения. Именно это определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучение особенностей развития коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования явилась коммуникативная деятельность обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно, если будут учтены следующие условия:
1) использование разнообразных форм организации образовательного процесса, влияющие на развитие коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР;
2) использование игровой деятельности как средства развития коммуникативных навыков обучающихся дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей развития коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
3. Подобрать игровые методы и методики, направленные на формирование коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на исследование эффективности проведенной коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся дошкольного возраста с ЗПР.
Для исследования коммуникативных навыков обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, изучение и подбор методик для исследования уровня коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР;
2) эмпирические: изучение психолого-педагогической документации детей, изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью специально подобранных методик, а также подбор игр, необходимых для повышения уровня коммуникативных навыков.
Кроме того были задействованы следующие методики исследования:
1) методика «Проблемная ситуация. Мозаика» (Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой);
2) методика диагностики способностей детей к партнёрскому диалогу (А. М. Щетининой);
3) методика «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (А. М. Щетининой);
4) методика вербального выбора «День рождения» (М. А. Панфиловой).
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Задержка психического развития это одна из самых часто встречающихся психических патологий детского возраста. Обучающиеся с задержкой психического развития составляют на сегодняшний момент почти четвертую часть детской популяции.
Большому количеству обучающихся с задержкой психического развития характерны трудности в коммуникативной сфере, таким детям тяжело общаться со сверстниками и взрослыми. Такие обучающиеся начинают говорить позже, чем их нейротипичные (нормально развивающиеся) сверстники, у таких детей отмечается отставание в развитии словарного запаса, развитии грамматического строя речи в дошкольном возрасте. Стоит отметить, что развитие общения - это необходимое условие для общего развития обучающегося дошкольного возраста, развитие общения является одним из важнейших факторов. Указывающих на готовность обучающегося обучению в школе.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе работы был произведён анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Проведённый анализ даёт нам возможность сделать следующие выводы.
Задержка психического развития отражается на развитии всех высших психических функций обучающегося, и, по существу, задержку психического развития можно назвать системным дефектом. По этой причине процесс обучения и воспитания должен проводиться с позиций системного подхода. Нужно сформировать полноценный базис для развития высших психических функций (мышления, речи, памяти, восприятия и внимания) и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, которые нужны для их формирования.
Также следует учитывать, что при задержке психического развития нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной. Могут встречаться разные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений задержки психического развития в дошкольном возрасте.
Если нейротипичный обучающийся усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (одновременно с этим у него активно работают механизмы саморазвития), то при задержке психического развития каждый шаг может реализовываться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.
У обучающихся с задержкой психического развития общение с взрослыми находится на более низком уровне, чем у их нейротипичных (нормально развивающихся) сверстников. У обучающихся с задержкой психического развития, несмотря на крайне низкие средние показатели, которые также говорят о сниженной потребности в общении, сохраняется поступательный характер развития деятельности общения от низших форм к более высшим формам. Общение обучающихся с задержкой психического развития со своими сверстниками также отличается от нейротипичных обучающихся. У обучающихся с задержкой психического развития общение со сверстниками имеет эпизодический характер. Как правило, такие обучающиеся играют в одиночестве. Тогда, когда обучающиеся играют совместно, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Какие-либо коммуникации по поводу игры наблюдается в редких случаях.
Для проведения опытно-поисковой работы нами на основе теоретической работы были выбраны методики, критерии и показатели определения уровня формирования коммуникативных умений. Выделенные умения и их показатели позволили оценить уровень и проследить динамику формирования коммуникативных умений у обучающихся.
На начальном этапе исследования был выявлен уровень сформированности коммуникативных умений, оказавшийся недостаточным для обучающихся дошкольного возраста. Дети практически не учитывали особенности друг друга и характер коммуникативной ситуации. При проведении игр у обучающихся отмечалось отсутствие слаженности действий, слабая ориентация на партнера, отсутствие адекватной самооценки. На низком уровне были культура и нормы поведения в различных коммуникативных ситуациях.
Комплекс игровых занятий разрабатывался с целью формирования у обучающихся представлений об умении и необходимости общения друг с другом; о различных способах и средствах общения; для развития умений замечать и оценивать личностные качества, эмоциональное состояние и поступки своих сверстников; о различных ситуациях общения, которые позволять ребенку проявить и развить свои индивидуальные коммуникативные умения.
Результаты контрольного этапа подтверждают позитивные изменения в повышении уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся. Количество детей, обладающих высоким уровнем развития коммуникативных умений, увеличилось на 20%, а обучающихся с низким уровнем не стало вовсе.
Таким образом, проведенная исследовательская работа доказывает, что в игре процессом формирования коммуникативных умений можно управлять. Целенаправленное внедрение комплекса, специально разработанных игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений у обучающихся, способствует быстрому достижению позитивных изменений в развитии уровня этих умений.
1. Абашева, Е. Л. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр [Электронный ресурс] // Сайт Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко. - URL : http://ggpi.org/files/abashevael.pdf (дата обращения: 10.04.18).
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева . — М. : Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
3. Арушанова, А. Г. Образовательная область «Коммуникация» : формы организации психолого-педагогической работы [Текст] / А. Г. Арушанова // Современный детский сад. - 2011. - № 2. - С.19-26.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика- Синтез, 2010. - 272с.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : АСТ, 2009. - 209 с.
6. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. - М. : Скрипторий, 2008. - 136 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. : Культура, 2015. - 240 с.
8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 2013. - 192с.
9. Бучковская, И. В. Воспитательные возможности
театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного [Электронный ресурс] // Пермский пед.журнал.
2013. - URL :https://cyberleninka.ru (дата обращения 12.04.18).
10. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях [Текст] / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 1986. - 78с.
11. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1984. - 433 с. Т. 4 : Детская психология /п. ред. Д. Б. Эльконина. - 1984.- 433 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
14. Гаспарова, Е. М. Режиссерские игры дошкольника [Текст] / Е. М. Гаспарова; под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. - 145 с.
15. Горюнова, Л. А. Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативной культуры дошкольников [Электронный ресурс] / Л. А. Горюнова. - URL : http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 15.04.18).
...