Взаимосвязь в работе логопеда и родителей дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Становления звуковой стороны речи у детей в норме 8
1.2. Особенности речевого развития детей с псевдобульбарной
дизартрией 14
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 18
1.4. Логопедическая работа с семьей ребенка, имеющего нарушения
речи 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 33
2.1. Организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Результаты обследования моторной сферы 35
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 48
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 51
2.5. Результаты обследования фонематического восприятия 54
2.6. Методика изучения готовности родителей к взаимодействию с
логопедом 57
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 66
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления
логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 66
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
псевдобульбарной дизартрии в условиях семьи 68
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
1.1. Становления звуковой стороны речи у детей в норме 8
1.2. Особенности речевого развития детей с псевдобульбарной
дизартрией 14
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 18
1.4. Логопедическая работа с семьей ребенка, имеющего нарушения
речи 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 33
2.1. Организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Результаты обследования моторной сферы 35
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 48
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 51
2.5. Результаты обследования фонематического восприятия 54
2.6. Методика изучения готовности родителей к взаимодействию с
логопедом 57
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 66
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления
логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 66
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
псевдобульбарной дизартрии в условиях семьи 68
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
В современном мире всё больше детей, испытывающих различные речевые нарушения. В том числе дети, с дизартрическими расстройствами. Широкое распространение имеет форма псевдобульбарной дизартрии (96 %) (Г. В. Чиркина). Псевдобульбарная дизартрия считается следствием перенесенного во внутриутробном периоде, во время родов, либо в раннем детстве органического поражения головного мозга как следствия энцефалита, опухолей, родовых травм, интоксикации и так далее. По итогу, у детей нарушается общая и речевая моторика, что усугубляет речевое нарушение.
Нарушенное произношение представленной категории детей трудно поддается коррекции, достижения коррекционного эффекта в системе специальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения само по себе не является залогом успеха коррекционной работы. Без сомнений, одно из самых важнейших условий достижения результата и его закрепления является сотрудничество не только логопеда и ребенка, но и родителя и логопеда. В ходе коррекционного процесса, большое значение уделяется семейной поддержке.
Но зачастую, родители устраняются от работы по исправлению речевых недостатков у своих детей. Потому что не обладают необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они не в состоянии найти свободного времени для занятий с детьми дома, из-за этого встают определенные трудности.
Подключение семьи в объединенный коррекционный процесс с логопедом, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяет существенно улучшить результативность работы. Создание целостного пространства речевого развития ребенка не под силу, если усилия логопеда и родных будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Если рассмотреть Закон РФ «Об образовании» то он гласит, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и остальные отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями и учителя- логопеда.
Нынешним семьям необходима помощь и поддержка логопеда для ре-шения проблем речевого развития детей, а именно сотрудничество.
Взаимодействие с родителями приобретает очень важное значение и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией: (Л. С. Волкова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
В психолого-педагогической литературе достаточно разработано методов и методик по изучению, диагностике, консультированию семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Многие родители недооценивают значимость оказания логопедической помощи в семье. Отсюда зарождается проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
При согласии родителей соблюдения рекомендаций логопеда, есть вероятность намного быстрее достичь положительного результата в работе с данной категорией детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования заключается в широкой распространенности псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста, в длительности протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей и в том, что рекомендации совместной деятельности логопеда и родителей должны нести индивидуальный характер.
Тема исследования: «Взаимосвязь в работе логопеда и родителей дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии».
Цель: определить основные теоретические и практические аспекты взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Объект: определение готовности логопеда и родителей к
взаимодействию при коррекции нарушений речи у детей.
Предмет: определить направления и формы взаимодействие логопеда и родителей дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
3. Осуществить планирование и содержание коррекционной работы по коррекции речевых нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией совместно с родителями.
4. Провести обучающий эксперимент направленный на информационное и практическое обучение родителей в выполнении рекомендаций логопеда.
5. Оценить эффективность совместной работы логопеда и родителей при коррекции речевых нарушений у детей.
Гипотеза: предполагается, что правильно организованное участие родителей в коррекционном процессе будет способствовать преодолению речевых нарушений у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методологические основы исследования:
- взаимодействие логопеда с семьями родителей детей, имеющих речевые нарушения (О. В. Бачина, Л. Н. Самородова, В. В. Ткачева и др.);
- методология педагогики и методы психолого-педагогического исследования (А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, З. А. Репина, и др.);
- современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, З. А. Репина и др.).
Чтобы реализовать поставленные задачи исследования,
использовались такие методы как: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической
литературы по проблеме исследования, обобщение материала,
констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент; статистическая работа результатов исследования.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 86» города Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Нарушенное произношение представленной категории детей трудно поддается коррекции, достижения коррекционного эффекта в системе специальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения само по себе не является залогом успеха коррекционной работы. Без сомнений, одно из самых важнейших условий достижения результата и его закрепления является сотрудничество не только логопеда и ребенка, но и родителя и логопеда. В ходе коррекционного процесса, большое значение уделяется семейной поддержке.
Но зачастую, родители устраняются от работы по исправлению речевых недостатков у своих детей. Потому что не обладают необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они не в состоянии найти свободного времени для занятий с детьми дома, из-за этого встают определенные трудности.
Подключение семьи в объединенный коррекционный процесс с логопедом, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяет существенно улучшить результативность работы. Создание целостного пространства речевого развития ребенка не под силу, если усилия логопеда и родных будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Если рассмотреть Закон РФ «Об образовании» то он гласит, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и остальные отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы дошкольного образовательного учреждения с родителями и учителя- логопеда.
Нынешним семьям необходима помощь и поддержка логопеда для ре-шения проблем речевого развития детей, а именно сотрудничество.
Взаимодействие с родителями приобретает очень важное значение и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией: (Л. С. Волкова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
В психолого-педагогической литературе достаточно разработано методов и методик по изучению, диагностике, консультированию семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Многие родители недооценивают значимость оказания логопедической помощи в семье. Отсюда зарождается проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
При согласии родителей соблюдения рекомендаций логопеда, есть вероятность намного быстрее достичь положительного результата в работе с данной категорией детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность исследования заключается в широкой распространенности псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста, в длительности протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей и в том, что рекомендации совместной деятельности логопеда и родителей должны нести индивидуальный характер.
Тема исследования: «Взаимосвязь в работе логопеда и родителей дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии».
Цель: определить основные теоретические и практические аспекты взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Объект: определение готовности логопеда и родителей к
взаимодействию при коррекции нарушений речи у детей.
Предмет: определить направления и формы взаимодействие логопеда и родителей дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
3. Осуществить планирование и содержание коррекционной работы по коррекции речевых нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией совместно с родителями.
4. Провести обучающий эксперимент направленный на информационное и практическое обучение родителей в выполнении рекомендаций логопеда.
5. Оценить эффективность совместной работы логопеда и родителей при коррекции речевых нарушений у детей.
Гипотеза: предполагается, что правильно организованное участие родителей в коррекционном процессе будет способствовать преодолению речевых нарушений у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методологические основы исследования:
- взаимодействие логопеда с семьями родителей детей, имеющих речевые нарушения (О. В. Бачина, Л. Н. Самородова, В. В. Ткачева и др.);
- методология педагогики и методы психолого-педагогического исследования (А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, З. А. Репина, и др.);
- современные представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, З. А. Репина и др.).
Чтобы реализовать поставленные задачи исследования,
использовались такие методы как: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической
литературы по проблеме исследования, обобщение материала,
констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент; статистическая работа результатов исследования.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 86» города Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Важным этапом речевого развития ребёнка является период дошкольного детства. Система речи в этом возрасте очень ранима, поэтому главную роль в становлении речи играют ряд факторов. Огромную роль в процессе речевого воспитания играет семья. Они способны создать дома благоприятную речевую среду для своего ребёнка, которая станет частью единого речевого пространства. Именно поэтому важнейшим звеном в коррекционной работе является взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. На этапе констатирующего эксперимента были определены направления исследования - изучение уровня развития речи детей, изучение условий речевого воспитания детей в семье, обработка и анализ результатов обследования. Изучение уровня развития речи детей показало, что у всех детей наблюдаются нарушения всех компонентов речи. Анализируя результаты с заключением ПМПК, уровень речевого развития данной группы детей был определён как общее недоразвитие речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Взаимодействие с родителями детей, имеющих нарушения речи - на низком уровне и ограничивается индивидуальными беседами по инициативе заинтересованных родителей, а так же формальными встречами. Изучение семьи показало, что 70 % родителей не осознают, либо отрицают проблемы с речью своих детей, они так же ничего не представляют о структуре дефекта своего ребёнка. Готовы к активному сотрудничеству с логопедом лишь 30 % родителей. Результаты констатирующего эксперимента позволили грамотно спланировать работу по коррекции речевых нарушений. Вся коррекционная работа имела два между собой тесно переплетающихся направления: работа над преодолением общего недоразвития речи III уровня и взаимодействие семьями детей, имеющих нарушения речи. В коррекционной работе применялись различные формы взаимодействия с семьями детей, имеющих нарушения речи, с учётом детско-родительских отношений. Результаты контрольного эксперимента подтвердили предположение о том, что проведение качественной работы логопеда по привлечению родителей к коррекционному процессу, приводит к сокращению количества времени работы логопеда с ребёнком, то есть достижение положительной динамики наблюдается в более ранние сроки, чем без проведения этой работы.
Взаимодействие с родителями детей, имеющих нарушения речи - на низком уровне и ограничивается индивидуальными беседами по инициативе заинтересованных родителей, а так же формальными встречами. Изучение семьи показало, что 70 % родителей не осознают, либо отрицают проблемы с речью своих детей, они так же ничего не представляют о структуре дефекта своего ребёнка. Готовы к активному сотрудничеству с логопедом лишь 30 % родителей. Результаты констатирующего эксперимента позволили грамотно спланировать работу по коррекции речевых нарушений. Вся коррекционная работа имела два между собой тесно переплетающихся направления: работа над преодолением общего недоразвития речи III уровня и взаимодействие семьями детей, имеющих нарушения речи. В коррекционной работе применялись различные формы взаимодействия с семьями детей, имеющих нарушения речи, с учётом детско-родительских отношений. Результаты контрольного эксперимента подтвердили предположение о том, что проведение качественной работы логопеда по привлечению родителей к коррекционному процессу, приводит к сокращению количества времени работы логопеда с ребёнком, то есть достижение положительной динамики наблюдается в более ранние сроки, чем без проведения этой работы.
Подобные работы
- Коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр
в условиях логопункта ДОУ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022





