Деятельность педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Программа развития образовательной организации: значение,
понятие, современные требования 9
1.2. Теоретические подходы и технологии разработки Программы
развития образовательной организации 19
1.3. Участие педагогического коллектива в деятельности по разработке
Программы развития образовательной организации 31
1.4. Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Опыт образовательной организации «ЕкСВУ» в разработке
Программы развития ОО 45
2.2. Этапы и содержание деятельности педагогического коллектива при
разработке Программы развития «ЕкСВУ 62
2.3. Выводы по Главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Программа развития образовательной организации: значение,
понятие, современные требования 9
1.2. Теоретические подходы и технологии разработки Программы
развития образовательной организации 19
1.3. Участие педагогического коллектива в деятельности по разработке
Программы развития образовательной организации 31
1.4. Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Опыт образовательной организации «ЕкСВУ» в разработке
Программы развития ОО 45
2.2. Этапы и содержание деятельности педагогического коллектива при
разработке Программы развития «ЕкСВУ 62
2.3. Выводы по Главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) модернизация системы образования ставится основная задача образовательной системы. Через обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования эта система должна в большей степени соответствовать перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повыситься практическая ориентация отрасли, ее инвестиционная привлекательность [29].
В этих условиях многие педагогические коллективы стали приходить к пониманию того, что необходимо создавать условия для развития образовательного учреждения, обеспечивающие требуемый уровень профессиональной готовности кадров в соответствии с социальным заказом общества.
Проблемы развития общеобразовательных учреждений всегда были предметом многочисленных философских, социологических и психолого - педагогических исследований.
Теоретическим исследованиям общих проблем управления посвящены работы Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Дейнеко О.А., Тихомировой Ю.А. и др. Различные аспекты педагогического управления рассматривались в работах Архангельского С.И., Бабанского Ю.К., Талызиной Н.Ф. и др. Сухомлинский исследовал содержание труда директора школы как организатора учебно-воспитательного процесса.
Созданию системы управления развитием общеобразовательных учреждений посвящены исследования Алферова Ю.С., Зверевой В.И., Лазарева В.С., Лоренсова А.В., Пташника М.М., Полякова С.Д., Титовича С.П., Худоминского П.В., Шамовой Т.И., Ямбурга Е.А.. В этих же работах описаны и возможные формы привлечения педагогического коллектива к разработке стратегических документов образовательного учреждения. Однако большинство этих работ было написано до 2000 г.
Вместе с тем за последние пятнадцать лет появились новые нормативные документы, определяющие модернизацию как всей системы образования РФ, так и конкретной образовательной организации. Среди таких документов: Федеральный Закон «Об образовании РФ» (2012 год), Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт.
Реализация Федерального национального проекта «Образование» позволила использовать механизмы привлечения дополнительных средств (как государственных, так и муниципальных) для развития образовательной организации. В свою очередь это заставило многих руководителей освоить технологии бизнес-планирования, которые предприниматели используют для привлечения инвестиций. Вместе с тем, все эти изменения не нашли еще полного отражения в современных исследованиях, определяющих деятельность педагогического коллектива по разработке программы развития образовательных организаций с учетом современных изменений и тенденций.
В практике управления образовательной организацией сложилось противоречие между необходимостью эффективного использования возможностей педагогического коллектива в процессе разработки программы развития образовательных организаций и отсутствием обоснованного современного алгоритма привлечения к этой деятельности педагогического коллектива.
Исходя из вышеизложенного, была обозначена проблема исследования,, которая состоит в невозможности эффективного использования педагогического коллектива в процессе разработки программы развития образовательных организаций без теоретического и аналитического обоснования алгоритма привлечения педагогического коллектива к деятельности такого рода.
С учетом выявленных противоречия и проблемы был сделан выбор темы исследования: «Деятельность педагогического коллектива по разработке
программы развития образовательной организации».
Объект исследования: процесс разработки программы развития образовательной организации.
Предмет исследования: алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации.
Цель исследования: разработать и обосновать для внедрения в практику алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс разработки педагогическим
коллективом программы развития образовательной организации будет эффективным, если:
- выявлены основные теоретические подходы к разработке программы развития в общеобразовательной организации;
- определена сущность Программы развития образовательной организации;
- разработан алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов.
Цель, предмет и объект исследования определили следующие задачи:
1. Определить сущность Программы развития на современном этапе.
2. Выделить актуальные теоретические подходы и технологии разработки Программы развития образовательной организации.
3. Обосновать алгоритм участия педагогического коллектива в деятельности по разработке Программы развития образовательной организации.
4. Раскрыть содержание этапов деятельности педагогического коллектива при разработке Программы развития «ЕкСВУ».
Теоретико-методологические основы данного исследования являются:
- положения акмеологического подхода (Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Реан А.А. и др.);
- концептуальные основы управления школой (Алферов Ю.С., Лазарев В.С., Поташник М.М. и др.);
- теоретические положения по внедрению инноваций (Гаврилов А.И., Городнов А.Г., Дылян Г.Д., Коршунова Е.М., Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Морозов Ю.П., Разуваева Т.Н. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; изучение законодательных документов по вопросам образования; моделирование процесса развития образовательной организации.
- эмпирические: опрос, наблюдение, анализ практической деятельности образовательной организации, проектирование.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа:
На первом этапе поисково-аналитическом (2016 г.) изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялось осмысление исходных теоретических положений исследования.
Осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился анализ теоретических подходов к проектированию Программы развития образовательной организации, определяющих как развития самой организации, так и педагогического коллектива.
В результате проделанной работы были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2017 г.) осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы. Определялись технологии к проектированию Программы развития образовательной организации.
На третьем этапе (2018 г.) разработка педагогического проекта, осуществлялось теоретическое обобщение результатов проектирования, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что:
разработан и теоретически обоснован алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов, который одновременно решает две задачи: мотивационную подготовку педагогов к инновационному развитию школы и их профессиональному развитию в этом процессе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный алгоритм деятельности педагогического коллектива по проектированию Программы развития образовательной организации может быть использован в работе другими образовательными организациями.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
- Программа развития образовательной организации, на сегодняшний день, рассматривается, как нормативно-управленческий документ, имеющий стратегическое значение для развития образовательной организации и включающий элементы бизнес-планирования важнейших нововведений, связанных с расширением рынка предоставления образовательных услуг или с внедрением инноваций;
- алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов, который одновременно решает две задачи: мотивационную подготовку педагогов к инновационному развитию школы и их профессиональному развитию в этом процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
- через публикацию материалов: Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Симоновой А.А., Фоменко С.Л.; общ. ред. Воробьёвой М.А.. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 1 CD-ROM.
- через обсуждение материалов работы на научно-методическом семинаре ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» по теме «Механизмы совершенствования развивающей среды».
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 90 наименований.
В этих условиях многие педагогические коллективы стали приходить к пониманию того, что необходимо создавать условия для развития образовательного учреждения, обеспечивающие требуемый уровень профессиональной готовности кадров в соответствии с социальным заказом общества.
Проблемы развития общеобразовательных учреждений всегда были предметом многочисленных философских, социологических и психолого - педагогических исследований.
Теоретическим исследованиям общих проблем управления посвящены работы Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Дейнеко О.А., Тихомировой Ю.А. и др. Различные аспекты педагогического управления рассматривались в работах Архангельского С.И., Бабанского Ю.К., Талызиной Н.Ф. и др. Сухомлинский исследовал содержание труда директора школы как организатора учебно-воспитательного процесса.
Созданию системы управления развитием общеобразовательных учреждений посвящены исследования Алферова Ю.С., Зверевой В.И., Лазарева В.С., Лоренсова А.В., Пташника М.М., Полякова С.Д., Титовича С.П., Худоминского П.В., Шамовой Т.И., Ямбурга Е.А.. В этих же работах описаны и возможные формы привлечения педагогического коллектива к разработке стратегических документов образовательного учреждения. Однако большинство этих работ было написано до 2000 г.
Вместе с тем за последние пятнадцать лет появились новые нормативные документы, определяющие модернизацию как всей системы образования РФ, так и конкретной образовательной организации. Среди таких документов: Федеральный Закон «Об образовании РФ» (2012 год), Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт.
Реализация Федерального национального проекта «Образование» позволила использовать механизмы привлечения дополнительных средств (как государственных, так и муниципальных) для развития образовательной организации. В свою очередь это заставило многих руководителей освоить технологии бизнес-планирования, которые предприниматели используют для привлечения инвестиций. Вместе с тем, все эти изменения не нашли еще полного отражения в современных исследованиях, определяющих деятельность педагогического коллектива по разработке программы развития образовательных организаций с учетом современных изменений и тенденций.
В практике управления образовательной организацией сложилось противоречие между необходимостью эффективного использования возможностей педагогического коллектива в процессе разработки программы развития образовательных организаций и отсутствием обоснованного современного алгоритма привлечения к этой деятельности педагогического коллектива.
Исходя из вышеизложенного, была обозначена проблема исследования,, которая состоит в невозможности эффективного использования педагогического коллектива в процессе разработки программы развития образовательных организаций без теоретического и аналитического обоснования алгоритма привлечения педагогического коллектива к деятельности такого рода.
С учетом выявленных противоречия и проблемы был сделан выбор темы исследования: «Деятельность педагогического коллектива по разработке
программы развития образовательной организации».
Объект исследования: процесс разработки программы развития образовательной организации.
Предмет исследования: алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации.
Цель исследования: разработать и обосновать для внедрения в практику алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс разработки педагогическим
коллективом программы развития образовательной организации будет эффективным, если:
- выявлены основные теоретические подходы к разработке программы развития в общеобразовательной организации;
- определена сущность Программы развития образовательной организации;
- разработан алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов.
Цель, предмет и объект исследования определили следующие задачи:
1. Определить сущность Программы развития на современном этапе.
2. Выделить актуальные теоретические подходы и технологии разработки Программы развития образовательной организации.
3. Обосновать алгоритм участия педагогического коллектива в деятельности по разработке Программы развития образовательной организации.
4. Раскрыть содержание этапов деятельности педагогического коллектива при разработке Программы развития «ЕкСВУ».
Теоретико-методологические основы данного исследования являются:
- положения акмеологического подхода (Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Реан А.А. и др.);
- концептуальные основы управления школой (Алферов Ю.С., Лазарев В.С., Поташник М.М. и др.);
- теоретические положения по внедрению инноваций (Гаврилов А.И., Городнов А.Г., Дылян Г.Д., Коршунова Е.М., Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Морозов Ю.П., Разуваева Т.Н. и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; изучение законодательных документов по вопросам образования; моделирование процесса развития образовательной организации.
- эмпирические: опрос, наблюдение, анализ практической деятельности образовательной организации, проектирование.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа:
На первом этапе поисково-аналитическом (2016 г.) изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялось осмысление исходных теоретических положений исследования.
Осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился анализ теоретических подходов к проектированию Программы развития образовательной организации, определяющих как развития самой организации, так и педагогического коллектива.
В результате проделанной работы были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2017 г.) осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы. Определялись технологии к проектированию Программы развития образовательной организации.
На третьем этапе (2018 г.) разработка педагогического проекта, осуществлялось теоретическое обобщение результатов проектирования, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что:
разработан и теоретически обоснован алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов, который одновременно решает две задачи: мотивационную подготовку педагогов к инновационному развитию школы и их профессиональному развитию в этом процессе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный алгоритм деятельности педагогического коллектива по проектированию Программы развития образовательной организации может быть использован в работе другими образовательными организациями.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
- Программа развития образовательной организации, на сегодняшний день, рассматривается, как нормативно-управленческий документ, имеющий стратегическое значение для развития образовательной организации и включающий элементы бизнес-планирования важнейших нововведений, связанных с расширением рынка предоставления образовательных услуг или с внедрением инноваций;
- алгоритм деятельности педагогического коллектива по разработке программы развития общеобразовательной организации на основе программно-целевого и акмеологического подходов, который одновременно решает две задачи: мотивационную подготовку педагогов к инновационному развитию школы и их профессиональному развитию в этом процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
- через публикацию материалов: Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Симоновой А.А., Фоменко С.Л.; общ. ред. Воробьёвой М.А.. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 1 CD-ROM.
- через обсуждение материалов работы на научно-методическом семинаре ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» по теме «Механизмы совершенствования развивающей среды».
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 90 наименований.
В ходе проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Программа развития образовательной организации, на сегодняшний день, рассматривается, как нормативно-управленческий документ, имеющий стратегическое значение для развития образовательной организации и включающий элементы бизнес-планирования важнейших нововведений в ключевых областях жизнедеятельности образовательной организации.
Проектирование Программы развития ОО на современном этапе должно осуществляться учетом программно-целевого и акмеологического подходов к управлению общеобразовательной организацией.
Опыт проектирования Программ развития без учета акмеологического подхода показывает, что педагоги, даже при наличии достаточно высокого инновационного потенциала, не проявляют заинтересованности для участия в инновационной деятельности.
В этой связи нами был предложен алгоритм деятельности по разработке Программы развития с участием педагогического коллектива, направленный на объединение усилий администрации и педагогического коллектива по введению общеобразовательной организации в режим развития с созданием необходимых условий и привлечением новых ресурсов. Этот алгоритм представляет из себя несколько последовательных этапов:
1. Определить группы разработчиков Программы.
2. Определить основные права и обязанности участников разработки программы.
3. Проведение первичных диагностических процедур по оценке степени готовности к внедрению инноваций и развития научно-педагогическая компетентность педагога.
4. Определить этапы совместной работы и содержание обсуждаемых проблем на каждом из них.
5. Подготовка проекта Программы развития как документа.
6. Внутренняя и внешняя экспертиза Программы развития.
7. Утверждение Программы развития.
8. Проведение повторных диагностических процедур по оценке степени готовности к внедрению инноваций и развития научно-педагогическая компетентность педагога.
Нами также было конкретизировано содержание каждого из указанных этапов для реализации в условиях подготовки новой Программы развития ЕкСВУ в течение 2019 года.
Представленный алгоритм привлечения педагогического коллектива к проектированию Программы развития Училища стимулирует также создание благоприятных морально-психологических, организационно-управленческих и материально-технических условий для последующей ее реализации.
Программа развития образовательной организации, на сегодняшний день, рассматривается, как нормативно-управленческий документ, имеющий стратегическое значение для развития образовательной организации и включающий элементы бизнес-планирования важнейших нововведений в ключевых областях жизнедеятельности образовательной организации.
Проектирование Программы развития ОО на современном этапе должно осуществляться учетом программно-целевого и акмеологического подходов к управлению общеобразовательной организацией.
Опыт проектирования Программ развития без учета акмеологического подхода показывает, что педагоги, даже при наличии достаточно высокого инновационного потенциала, не проявляют заинтересованности для участия в инновационной деятельности.
В этой связи нами был предложен алгоритм деятельности по разработке Программы развития с участием педагогического коллектива, направленный на объединение усилий администрации и педагогического коллектива по введению общеобразовательной организации в режим развития с созданием необходимых условий и привлечением новых ресурсов. Этот алгоритм представляет из себя несколько последовательных этапов:
1. Определить группы разработчиков Программы.
2. Определить основные права и обязанности участников разработки программы.
3. Проведение первичных диагностических процедур по оценке степени готовности к внедрению инноваций и развития научно-педагогическая компетентность педагога.
4. Определить этапы совместной работы и содержание обсуждаемых проблем на каждом из них.
5. Подготовка проекта Программы развития как документа.
6. Внутренняя и внешняя экспертиза Программы развития.
7. Утверждение Программы развития.
8. Проведение повторных диагностических процедур по оценке степени готовности к внедрению инноваций и развития научно-педагогическая компетентность педагога.
Нами также было конкретизировано содержание каждого из указанных этапов для реализации в условиях подготовки новой Программы развития ЕкСВУ в течение 2019 года.
Представленный алгоритм привлечения педагогического коллектива к проектированию Программы развития Училища стимулирует также создание благоприятных морально-психологических, организационно-управленческих и материально-технических условий для последующей ее реализации.
Подобные работы
- Программа развития школы как стратегический инструмент управления
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Разработка предложений по развитию образовательных учреждений
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 172»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЫ ЮГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ИМ.
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Н.ЕПАНЕШНИКОВА»
ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Инновации как фактор развития профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Образовательная программа дошкольной образовательной организации как модель организации инновационного образовательного процесса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



