Туризм как элемент рыночной экономики современной России
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТУРИЗМА……..6
§ 1. Социальное значение туризма……………………………………………….6
§ 2. Социальная характеристика российского туриста………………………..21
§ 3. Мультипликативное воздействие туризма на социально-экономические отношения в обществе…………………………………………………………..27
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА…………………………….39
§ 1. Формирование туристского рынка в России……………………………...39
§ 2. Социально-экономическое развитие рынка въездного и внутреннего туризма…………………………………………………………………………...46
§ 3. Государственная политика в сфере туризма………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...65
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТУРИЗМА……..6
§ 1. Социальное значение туризма……………………………………………….6
§ 2. Социальная характеристика российского туриста………………………..21
§ 3. Мультипликативное воздействие туризма на социально-экономические отношения в обществе…………………………………………………………..27
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА…………………………….39
§ 1. Формирование туристского рынка в России……………………………...39
§ 2. Социально-экономическое развитие рынка въездного и внутреннего туризма…………………………………………………………………………...46
§ 3. Государственная политика в сфере туризма………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...65
Актуальность исследования. С XVIII века туризм стал одним из ключевых секторов экономической дея¬тельности в европейских государствах. Именно туризм становится источником инвестиций в сфере общественных работ, строительства, транспорта, агропро¬мышленного комплекса, сервиса. Экономическая эффективность туризма влияет на сотни тысяч предприятий и организаций всех размеров, от маленьких туристи¬ческих агентств до большой международной сети отелей класса люкс.
Продолжающееся расширение туризма есть следствие экономического и промышленного развития стран. Но экономический рост сам по себе не объясняет этот феномен. Туризм до сих пор ещё не стал социальной мерой, своего рода оп¬лачиваемым отпуском для всех слоев населения промышленно развитых стран. После второй мировой войны туризм, национальный и международный, лучше отреагировали на кризисные явления, чем многие другие сектора экономики. Се¬годня же туризм – не столько показатель уровня жизни, а, скорее, прогрессивная эволюция образа жизни.
Анализ экономического потенциала туризма является фактически исследо¬ванием места туризма в международной торговле и национальных экономиках, выявлением, изучением и оценкой факторов, лежащих в основе развития туризма, открытием основных элементов туристического бизнеса, сравнением экономиче¬ских результатов туризма с другими секторами экономики (как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах).
2014 год для туристической индустрии был одним из самых непростых. В результате произошедших событий, в частности - череды банкротств крупных российских туроператоров - россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам.
С начала лета 2014 года с российского туристического рынка ушли сразу несколько игроков, в том числе крупных, по причине финансовой несостоятельности. 7 августа 2014 года Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел по фактам незаконных финансовых операций, которыми занимались туристические компании «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур».
С недавнего времени российские туристы все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России. В 2014 году 54% россиян интересовались внутренними направлениями. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось только 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году таких запросов стало уже 54%. Этим летом россияне выбирали Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург. Также вырос спрос на Краснодар и Анапу. Кроме этого, в ТОП-30 летних направлений неожиданно вошли Калининград и Владивосток.
Российские туристы стали более требовательны при выборе места для отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По нашим данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.
Сказанное обусловливает актуальность, содержание и направленность настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое, методологическое и практическое обоснование эффективных методов и путей решения экономических и организационных проблем формирования и развития туристского рынка в России.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи ............................
Продолжающееся расширение туризма есть следствие экономического и промышленного развития стран. Но экономический рост сам по себе не объясняет этот феномен. Туризм до сих пор ещё не стал социальной мерой, своего рода оп¬лачиваемым отпуском для всех слоев населения промышленно развитых стран. После второй мировой войны туризм, национальный и международный, лучше отреагировали на кризисные явления, чем многие другие сектора экономики. Се¬годня же туризм – не столько показатель уровня жизни, а, скорее, прогрессивная эволюция образа жизни.
Анализ экономического потенциала туризма является фактически исследо¬ванием места туризма в международной торговле и национальных экономиках, выявлением, изучением и оценкой факторов, лежащих в основе развития туризма, открытием основных элементов туристического бизнеса, сравнением экономиче¬ских результатов туризма с другими секторами экономики (как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах).
2014 год для туристической индустрии был одним из самых непростых. В результате произошедших событий, в частности - череды банкротств крупных российских туроператоров - россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам.
С начала лета 2014 года с российского туристического рынка ушли сразу несколько игроков, в том числе крупных, по причине финансовой несостоятельности. 7 августа 2014 года Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел по фактам незаконных финансовых операций, которыми занимались туристические компании «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур».
С недавнего времени российские туристы все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России. В 2014 году 54% россиян интересовались внутренними направлениями. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось только 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году таких запросов стало уже 54%. Этим летом россияне выбирали Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург. Также вырос спрос на Краснодар и Анапу. Кроме этого, в ТОП-30 летних направлений неожиданно вошли Калининград и Владивосток.
Российские туристы стали более требовательны при выборе места для отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По нашим данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.
Сказанное обусловливает актуальность, содержание и направленность настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое, методологическое и практическое обоснование эффективных методов и путей решения экономических и организационных проблем формирования и развития туристского рынка в России.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи ............................
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
- в России имеется огромный потенциал для развития не только внутреннего, но и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности, представленные культурно-историческими объектами и территориями, а также природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий – далеко не полный перечень видов туризма, для которых имеются необходимые туристические ресурсы.
- в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
- в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
- констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
- отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
- не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
- отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
- роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
- туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
- туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
- туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
- в России имеется огромный потенциал для развития не только внутреннего, но и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности, представленные культурно-историческими объектами и территориями, а также природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий – далеко не полный перечень видов туризма, для которых имеются необходимые туристические ресурсы.
- в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
- в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
- констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
- отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
- не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
- отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
- роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
- туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
- туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
Подобные работы
- Туризм как элемент рыночной экономики современной России
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2015 - Влияние туризма на развитие экономики (Кубанский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной политики по развитию экономической системы малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального Округа
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Обоснование Байкала как перспективного туристского центра
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2011 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МЕХАНИЗМЫ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



