ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТУРИЗМА……..6
§ 1. Социальное значение туризма……………………………………………….6
§ 2. Социальная характеристика российского туриста………………………..21
§ 3. Мультипликативное воздействие туризма на социально-экономические отношения в обществе…………………………………………………………..27
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА…………………………….39
§ 1. Формирование туристского рынка в России……………………………...39
§ 2. Социально-экономическое развитие рынка въездного и внутреннего туризма…………………………………………………………………………...46
§ 3. Государственная политика в сфере туризма………………………………57
Актуальность исследования. С XVIII века туризм стал одним из ключевых секторов экономической дея¬тельности в европейских государствах. Именно туризм становится источником инвестиций в сфере общественных работ, строительства, транспорта, агропро¬мышленного комплекса, сервиса. Экономическая эффективность туризма влияет на сотни тысяч предприятий и организаций всех размеров, от маленьких туристи¬ческих агентств до большой международной сети отелей класса люкс.
Продолжающееся расширение туризма есть следствие экономического и промышленного развития стран. Но экономический рост сам по себе не объясняет этот феномен. Туризм до сих пор ещё не стал социальной мерой, своего рода оп¬лачиваемым отпуском для всех слоев населения промышленно развитых стран. После второй мировой войны туризм, национальный и международный, лучше отреагировали на кризисные явления, чем многие другие сектора экономики. Се¬годня же туризм – не столько показатель уровня жизни, а, скорее, прогрессивная эволюция образа жизни.
Анализ экономического потенциала туризма является фактически исследо¬ванием места туризма в международной торговле и национальных экономиках, выявлением, изучением и оценкой факторов, лежащих в основе развития туризма, открытием основных элементов туристического бизнеса, сравнением экономиче¬ских результатов туризма с другими секторами экономики (как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах).
2014 год для туристической индустрии был одним из самых непростых. В результате произошедших событий, в частности - череды банкротств крупных российских туроператоров - россияне стали бережнее относиться к своим личным финансам.
С начала лета 2014 года с российского туристического рынка ушли сразу несколько игроков, в том числе крупных, по причине финансовой несостоятельности. 7 августа 2014 года Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел по фактам незаконных финансовых операций, которыми занимались туристические компании «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур».
С недавнего времени российские туристы все чаще планируют путешествия самостоятельно, приобретая авиабилеты и бронируя гостиницы в сети. Кроме того, российские туристы стали больше путешествовать по России. В 2014 году 54% россиян интересовались внутренними направлениями. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось только 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году таких запросов стало уже 54%. Этим летом россияне выбирали Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург. Также вырос спрос на Краснодар и Анапу. Кроме этого, в ТОП-30 летних направлений неожиданно вошли Калининград и Владивосток.
Российские туристы стали более требовательны при выборе места для отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По нашим данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.
Сказанное обусловливает актуальность, содержание и направленность настоящего исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое, методологическое и практическое обоснование эффективных методов и путей решения экономических и организационных проблем формирования и развития туристского рынка в России.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи ............................
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
- в России имеется огромный потенциал для развития не только внутреннего, но и въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности, представленные культурно-историческими объектами и территориями, а также природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий – далеко не полный перечень видов туризма, для которых имеются необходимые туристические ресурсы.
- в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
- в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
- констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
- отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
- не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
- отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
- роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
- туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
- туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
1. Александрова А.Ю.: Международный туризм. - М.: КНОРУС, 2012
2. Бабкин А.В.: Специальные виды туризма. - М.: Советский спорт, 2010
3. Барчуков И.С.: Методы научного исследования в туризме. - М.: Академия, 2010
4. Баумгартен Л.В.: Управление качеством в туризме. - М.: Академия, 2013
5. Биржаков М.Б.: Введение в туризм. - СПб.: Издательский дом Герда, 2010
6. Боголюбов В.С.: Экономика туризма. - М.: Академия, 2013
7. Боголюбова С.А.: Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов. - М.: Академия, 2012
8. Воскресенский В.Ю.: Международный туризм. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
9. Джанджугазова Е.А.: Маркетинг туристских территорий. - М.: Академия, 2011
10. Дурович А.П.: Организация туризма. - СПб.: Питер, 2011
11. Жукова М.А.: Менеджмент в туристском бизнесе. - М.: КНОРУС, 2013
12. Зайцева Н.А.: Менеджмент в сервисе и туризме. - М.: ФОРУМ, 2012
13. Ильина Л.А.: Туристское природопользование. - М.: Академия, 2011
14. Колбовский Е.Ю.: Экологический туризм и экология туризма. - М.: Академия, 2011
15. Комарова М.Е.: Методологические подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала: региональный аспект. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011
16. Косолапов А.Б.: География российского внутреннего туризма. - М.: КНОРУС, 2013
17. Косолапов А.Б.: Теория и практика экологического туризма. - М.: КноРус, 2013
18. Крутик А.Б.: Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2012
19. Лукьянова Н.С.: География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум. - М.: КНОРУС, 2012
20. Моисеева Н.К.: Маркетинг и турбизнес. - М.: Советский спорт, 2011
21. Морозов М.А.: Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. - М.: Академия, 2012
22. Новиков В.С.: Инновации в туризме . - М.: Академия, 2010
23. Осипова О.Я.: Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2010
24. Сафонова Л.В.: Социальные технологии в сфере сервиса и туризма. - М.: Академия, 2009
25. Селюков М.В.: Социально-экономические аспекты процесса формирования целеполагания в организациях туристской индустрии. - Белгород: КОНСТАНТА, 2009
26. Скобкин С.С.: Менеджмент в туризме. - М.: Магистр, 2009
27. Соколова М.В.: История туризма. - М.: Академия, 2010
28. Черникова Л.И.: Страхование и риски в туризме. - М.: Академия, 2010
29. Ягодынская Н.В.: Культурно-исторические центры России. - М.: Академия, 2009
30. Бавельский А.Д., Зорин И.В., Сеселкин А.И. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма // "Туризм: право и экономика", 2012, № 1.
31. Бандурин А.В., Шилин А.Н. Направления развития Москвы как мировой туристской дестинации // "Туризм: право и экономика", 2012, № 1.
32. Борисов А.А. Правовые коллизии в туристском законодательстве России // "Туризм: право и экономика", 2013, № 3.
33. Ванян А.Э. Изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // "Цивилист", 2012, № 3.
34. Гаранья И. Тенденции развития международного туризма // "Туризм: право и экономика", 2012, № 2.
35. Елисеев А.В. Продвижение российского туристского продукта. Специфика взаимодействия туристского бизнеса со СМИ // "Туризм: право и экономика", 2012, № 2.
36. Ефимова О.В. Безопасность туризма // "Туризм: право и экономика", 2013, № 3.
37. Золотарева И.Д. Исторический анализ государственной политики в сфере туризма в России (начало XVIII - начало XXI века) // "История государства и права", 2013, № 20.
38. Калинина Л.Е. Планирование туризма как элемент программно-целевого метода государственного управления // "Туризм: право и экономика", 2013, № 2.
39. Каримова Д.Ю. Тенденции развития медицинского туризма // "Туризм: право и экономика", 2012, № 2.
40. Каримова Д.Ю., Каримов Б.Н. Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества // "Туризм: право и экономика", 2012, № 1.
41. Кусков А.С. Новеллы в туристском законодательстве: правовая оценка и проблемы применения // "Туризм: право и экономика", 2011, № 4.
42. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта Федерального закона "О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации" // "Туризм: право и экономика", 2013, № 2.
43. Симонова М.М., Удалов Д.Э. Правовые основы социального туризма в России // "Туризм: право и экономика", 2012, № 1.
44. Сирченко А.А. О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации // "Туризм: право и экономика", 2012, № 2.