Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии

Работа №96396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности формирования моторной сферы у дошкольников в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью дизартрии 12
1.3. Особенности развития моторной сферы у дошкольников с легкой
степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 19
2.2. Результаты обследования моторной сферы у дошкольников с легкой
степенью дизартрии 21
2.3. Результаты обследования звукопроизношения у дошкольников с
легкой степенью дизартрии 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 40
3.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития
моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии 40
3.2. Планирование и выбор содержания обучающего эксперимента 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 102


Моторная сфера играет важную роль в формировании и развитии, как психики ребенка, так и его речи. С помощью двигательной функции осуществляется психическая регуляция не только учебно-познавательной, но и речевой деятельности ребенка [14]. Стоит отметить, что показателем готовности дошкольника к обучению в школе, а также важным условием для становления полноценной личности ребенка является своевременное овладение правильной речью.
Проблемой исследования является развитие моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии. Научной разработкой этого вопроса занимались такие исследователи как Е. Ф. Архипова [3], Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [27], Е. М. Мастюкова [33] и другие. Е. Ф. Архипова приводит данные о том, что дизартрия среди дошкольников наблюдается от 3 до 6 % случаев, а среди дошкольников, имеющих речевые нарушения - от 40 до 60 % [2].
Актуальность темы объясняется преобладанием псевдобульбарной дизартрии легкой степени над другими формами дизартрии, что отмечается в работах Л. В. Лопатиной [27] и Е. М. Мастюковой [33]. Они подчеркивают, что основным расстройством при дизартрии, которое влечет за собой нарушение произношения звуков и фонематических процессов, трудности овладения письмом и чтением, является недоразвитие моторной сферы. Эти нарушения имеют стойкий и трудно исправимый характер, чем объясняется необходимость их раннего выявления и длительный период коррекционной работы.
Объектом исследования является моторная сфера у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предметом исследования является содержание работы по преодолению нарушений моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное изучение недостатков развития моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и определение системы коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной теме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии, и проанализировать его результаты.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и провести обучающий эксперимент.
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Обучающий эксперимент.
4. Контрольный эксперимент.
5. Количественный и качественный анализ результатов,
полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
• положение об уровневой организации построения движений (Н. А. Бернштейн);
• положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
• положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
• теория системного подхода в решении коррекционных задач (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия);
• положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с дизартрией (Л. B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова).
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Моторная функция играет значительную роль при регуляции речевой деятельности. Е. Н. Винарская [9], Е. М. Мастюкова [35] отмечают, что при дизартрии первичным дефектом является недоразвитие двигательной сферы, что, впоследствии, влечет появление нарушений звукопроизношения, фонематических процессов, а в дальнейшем ребенок имеет трудности при овладении письмом и чтением.
Целью исследования было теоретическое и экспериментальное изучение недостатков развития моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и определение системы коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В первой главе был осуществлен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. На основе работ Т. В. Визель [8], М. М. Кольцовой [20], Е. М. Мастюковой [35], О. Г. Приходько [45] и других авторов был изучен онтогенез моторной сферы. Кроме этого были проанализированы психолого-педагогические особенности дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было установлено, что для этой группы детей характерна истощаемость высших психических процессов. Отмечено, что у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Подчеркивается, что сформированность мелкой моторики является основой для последующего формирования речи [20]. Все это позволило теоретически обосновать необходимость своевременной системной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
С целью изучения состояния моторной сферы дошкольников с легкой степенью дизартрии был осуществлен констатирующий эксперимент в МДОУ компенсирующего вида № 452 в городе Екатеринбурге, в котором приняли участие 10 дошкольников в возрасте 6-7 лет. В ходе эксперимента было изучено состояние общей и мелкой моторики, органов артикуляции, а также звукопроизношение у этой группы детей. При анализе данных констатирующего эксперимента было зафиксировано, что моторные функции нарушены у 100 % испытуемых. Таким образом, была выделена зависимость между уровнями развития неречевых и речевых функций.
С учетом анализа изученной научно-методической литературы и полученных данных констатирующего эксперимента был спланирован и проведен обучающий эксперимент, направленный на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а также звукопроизношения.
Для оценивания эффективности проведенного коррекционного воздействия был осуществлен контрольный эксперимент. Проанализировав сведения, полученные в ходе этого эксперимента, можно отметить незначительную положительную динамику в состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, что объясняется стойкостью дефекта. При коррекции звукопроизношения отмечаются следующие изменения: устранена замена звуков по признаку твердости-мягкости, поставлены отсутствующие звуки. Этап автоматизации звуков не был завершен, что можно объяснить особенностью при логопедической работе с дошкольниками с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Кроме того, у части дошкольников еще наблюдается антропофонический дефект произношения звуков.
Итак, можно подытожить, что проведенная коррекционная работа доказала свою эффективность - в состоянии моторной сферы отмечаются улучшения. Но, времени на полную коррекцию присутствующих нарушений оказалось недостаточно, что объясняется стойким и трудно исправимым характером этих нарушений. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.



1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 61 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами [Текст] / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М. : АРКТИ, 2006. - 88 с.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] : методическое пособие / Т. В. Буденная. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
7. Верясова, Т. В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / Т. В. Верясова. - Екатеринбург, 2000. - 36 с.
8. Визель, Т. Е. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студ. вузов / Т. Е. Визель. - М. : АСТ, 2009. - 384 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
10. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 72 с.
11. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 68 с.
12. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] : метод. пособие / А. Е. Воронова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - СПб. : ПИТЕР, 2009. - 160 с.
15. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. - Л. : Медицина, 1977. - 95 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ