ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности формирования моторной сферы у дошкольников в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью дизартрии 12
1.3. Особенности развития моторной сферы у дошкольников с легкой
степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 19
2.2. Результаты обследования моторной сферы у дошкольников с легкой
степенью дизартрии 21
2.3. Результаты обследования звукопроизношения у дошкольников с
легкой степенью дизартрии 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 40
3.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития
моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии 40
3.2. Планирование и выбор содержания обучающего эксперимента 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 102
Моторная сфера играет важную роль в формировании и развитии, как психики ребенка, так и его речи. С помощью двигательной функции осуществляется психическая регуляция не только учебно-познавательной, но и речевой деятельности ребенка [14]. Стоит отметить, что показателем готовности дошкольника к обучению в школе, а также важным условием для становления полноценной личности ребенка является своевременное овладение правильной речью.
Проблемой исследования является развитие моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии. Научной разработкой этого вопроса занимались такие исследователи как Е. Ф. Архипова [3], Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [27], Е. М. Мастюкова [33] и другие. Е. Ф. Архипова приводит данные о том, что дизартрия среди дошкольников наблюдается от 3 до 6 % случаев, а среди дошкольников, имеющих речевые нарушения - от 40 до 60 % [2].
Актуальность темы объясняется преобладанием псевдобульбарной дизартрии легкой степени над другими формами дизартрии, что отмечается в работах Л. В. Лопатиной [27] и Е. М. Мастюковой [33]. Они подчеркивают, что основным расстройством при дизартрии, которое влечет за собой нарушение произношения звуков и фонематических процессов, трудности овладения письмом и чтением, является недоразвитие моторной сферы. Эти нарушения имеют стойкий и трудно исправимый характер, чем объясняется необходимость их раннего выявления и длительный период коррекционной работы.
Объектом исследования является моторная сфера у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предметом исследования является содержание работы по преодолению нарушений моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное изучение недостатков развития моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и определение системы коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной теме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии, и проанализировать его результаты.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и провести обучающий эксперимент.
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Обучающий эксперимент.
4. Контрольный эксперимент.
5. Количественный и качественный анализ результатов,
полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
• положение об уровневой организации построения движений (Н. А. Бернштейн);
• положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
• положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
• теория системного подхода в решении коррекционных задач (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия);
• положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с дизартрией (Л. B. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова).
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Моторная функция играет значительную роль при регуляции речевой деятельности. Е. Н. Винарская [9], Е. М. Мастюкова [35] отмечают, что при дизартрии первичным дефектом является недоразвитие двигательной сферы, что, впоследствии, влечет появление нарушений звукопроизношения, фонематических процессов, а в дальнейшем ребенок имеет трудности при овладении письмом и чтением.
Целью исследования было теоретическое и экспериментальное изучение недостатков развития моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии и определение системы коррекционной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В первой главе был осуществлен анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. На основе работ Т. В. Визель [8], М. М. Кольцовой [20], Е. М. Мастюковой [35], О. Г. Приходько [45] и других авторов был изучен онтогенез моторной сферы. Кроме этого были проанализированы психолого-педагогические особенности дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Было установлено, что для этой группы детей характерна истощаемость высших психических процессов. Отмечено, что у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Подчеркивается, что сформированность мелкой моторики является основой для последующего формирования речи [20]. Все это позволило теоретически обосновать необходимость своевременной системной работы по развитию моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
С целью изучения состояния моторной сферы дошкольников с легкой степенью дизартрии был осуществлен констатирующий эксперимент в МДОУ компенсирующего вида № 452 в городе Екатеринбурге, в котором приняли участие 10 дошкольников в возрасте 6-7 лет. В ходе эксперимента было изучено состояние общей и мелкой моторики, органов артикуляции, а также звукопроизношение у этой группы детей. При анализе данных констатирующего эксперимента было зафиксировано, что моторные функции нарушены у 100 % испытуемых. Таким образом, была выделена зависимость между уровнями развития неречевых и речевых функций.
С учетом анализа изученной научно-методической литературы и полученных данных констатирующего эксперимента был спланирован и проведен обучающий эксперимент, направленный на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а также звукопроизношения.
Для оценивания эффективности проведенного коррекционного воздействия был осуществлен контрольный эксперимент. Проанализировав сведения, полученные в ходе этого эксперимента, можно отметить незначительную положительную динамику в состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, что объясняется стойкостью дефекта. При коррекции звукопроизношения отмечаются следующие изменения: устранена замена звуков по признаку твердости-мягкости, поставлены отсутствующие звуки. Этап автоматизации звуков не был завершен, что можно объяснить особенностью при логопедической работе с дошкольниками с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Кроме того, у части дошкольников еще наблюдается антропофонический дефект произношения звуков.
Итак, можно подытожить, что проведенная коррекционная работа доказала свою эффективность - в состоянии моторной сферы отмечаются улучшения. Но, времени на полную коррекцию присутствующих нарушений оказалось недостаточно, что объясняется стойким и трудно исправимым характером этих нарушений. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 61 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами [Текст] / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М. : АРКТИ, 2006. - 88 с.
5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] : методическое пособие / Т. В. Буденная. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
7. Верясова, Т. В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / Т. В. Верясова. - Екатеринбург, 2000. - 36 с.
8. Визель, Т. Е. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студ. вузов / Т. Е. Визель. - М. : АСТ, 2009. - 384 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
10. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 72 с.
11. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 68 с.
12. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] : метод. пособие / А. Е. Воронова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - СПб. : ПИТЕР, 2009. - 160 с.
15. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. - Л. : Медицина, 1977. - 95 с.
...