ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМ
ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной
дизартрией 7
1.2. Развитие речи у детей в норме 10
1.3 Характеристика фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 15
1.4. Взаимодействие в работе логопеда и педагогов образовательной организации, его значение 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 22
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 22
2.2. Методика логопедического обследования детей дошкольного
возраста 24
2.3. Анализ результатов логопедического обследования 27
2.4. Методика изучения готовности педагогов образовательно
организации к взаимодействию с логопедом 35
2.5. Анализ результатов изучения готовности педагогов к
взаимодействию с логопедом 36
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 42
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления
логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 42
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речевых
нарушений у детей экспериментальной группы 44
3.3. Взаимодействие логопеда и педагогов образовательной организации,
работе по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 50
3.4. Контрольный эксперимент и его анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 152
Актуальность. В современном мире, становится острой проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Причины возникновения нарушений речи часто связывают с перинатальной патологией. По данным исследования Т. В. Волосовец, около 70% новорожденных детей имеют перинатальную патологию ЦНС, а отсутствие ранней коррекционной работы приводит к стойким речевым нарушениям.
Самой распространённой речевой патологией у детей является дизартрия. Наиболее частая форма данного речевого нарушения, которую диагностируют в раннем детском возрасте - псевдобульбарная дизартрия.
Изучением дизартрии занимались О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архипова, И. И. Мамайчук, Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько и другие специалисты. По результатам исследований данных специалистов, отмечается значительный рост числа детей с псевдобульбарной дизартрией [2, 3, 10, 34, 35, 36].
Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение моторной сферы и фонетической стороны речи. У детей страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, наблюдаются нарушения звукопроизношения разной тяжести, а также возникают трудности при формировании просодической стороны речи [2, 3].
Нарушения при псевдобульбарной дизартрии отрицательно влияют на развитие фонематических процессов, развития лексико-грамматической стороны речи, а также на состояние высших психических функций. Все отклонения речи являются стойкими, трудно поддающимися коррекции, требуют длительного времени для их устранения и комплексного коррекционного воздействия со стороны логопеда, семьи и педагогов образовательной организации (ОО) [2, 3, 13].
Следовательно, ранее диагностирования псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста и дальнейшая комплексная коррекционная работа (совместно с педагогами ОО и родителями) по преодолению данного нарушения приобретает особую актуальность [31].
Объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, компетентность педагогов ОО по вопросам коррекции нарушений речи у дошкольников.
Предмет - содержание комплексной логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии с педагогами ОО.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Отобрать методики исследования всех речевых компонентов, провести констатирующий и контрольный эксперименты и проанализировать полученные данные.
3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность содержания логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей экспериментальной группы, активно включая педагогов ОО в коррекционный процесс.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) теории нарушения речи Р. Е. Левиной, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Ф. А. Рау, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и других [29, 36, 37, 38, 63, 66, 67];
2) положения об особенностях развития речи в онтогенезе и возможных речевых нарушений Е. А. Лариной, С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной [28, 41, 51];
3) методические рекомендации к логопедической работе по обследованию и коррекции нарушений речи у детей с псевдобульбарной дизартрией: Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Ф. А. Сохин, Н. М. Трубникова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие [32, 49, 58, 61, 62, 67, 69].
Методы реализации поставленных задач:
1) теоретические: изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала;
2) эмпирические: изучение и анализ анамнестических данных, педагогический эксперимент.
В качестве теоретической базы исследования были использованы учебные пособия, статьи, публикации, посвященные теме коррекции псевдобульбарной дизартрии.
Практической базой исследования послужила старшая группа бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 392 г. Екатеринбурга.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
В процессе работы была проанализирована литература по теме исследования и сделаны следующие выводы: для успешной коррекции речевых нарушений необходим комплексный подход.
Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерны нарушения множественные нарушения моторной сферы, просодической стороны речи, что влияет на неправильное формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Следовательно, дети с псевдобульбарной дизартрией, нуждаются в своевременной, коррекционной помощи, как со стороны логопеда, так и педагогов ОО и семьи ребёнка.
Для проведения педагогического эксперимента был выбран детский сад № 392 города Екатеринбурга.
В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет. Для проведения исследования использовались методические рекомендации Н. М. Трубниковой и Е. Ф. Архиповой.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у всех детей выявлены нарушения общей, произвольной моторики пальцев рук, моторики артикуляционного аппарата, мимической моторики, фонематического слуха и восприятия, навыков словообразования и словоизменения, а также бедный активный словарь. Так же у детей были выявлены нарушения голоса, такие как нарушение модуляции голоса по силе, высоте, нарушения темпа и тембра голоса, интонации.
На базе ОО был проведен формирующий эксперимент, в период с 01.10.18 по 09.12.18.
По результатам обследования детей и исходя из структуры дефекта и клинического диагноза для каждого ребёнка был составлен перспективный план индивидуальной коррекционной работы, а также план фронтальных занятий и содержание работы с воспитателем по повышению компетентности в области преодоления речевого недоразвития детей и активного их включения в коррекционный процесс.
В ходе разработки логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии было выявлено, что для достижения эффективных результатов необходимо взаимодействовать с педагогами ОО, с семьями воспитанников, для организации эффективного коррекционного процесса.
Для выстраивания взаимодействия с педагогами ОО были выбраны наиболее продуктивные формы: индивидуальные и групповые консультации, буклеты, папки-передвижки, домашние задания и рекомендации.
Данные формы работы проводятся с целью обогащения педагогически знаний и умений педагогов, просвещение их в сфере логопедической работы, а также создание комфортных условий для системного и комплексного коррекционного процесса.
Контрольный эксперимент показал, что положительная динамика наблюдается у всех десяти участвовавших в формирующем эксперименте детей по всем показателям. У всех испытуемых улучшилось состояние всех аспектов обследования. Результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проведённой коррекционной работы.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артемова. - М, 2005. - 139 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 331 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. -400 с.
5. Бачина О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - М. : Тц «Сфера», 2009. - 64 с.
6. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб. для учащихся индустриал.-пед. техникумов и учеб. пособие для студентов инженер.-пед. спец. / В. С. Безрукова. - Екатеринбург.: Деловая кн., 1996. - 344 с.
7. Белякова, Л. И. Дифференциальная диагностика минимальных нарушений произносительной стороны речи у детей 6-7 лет [Текст] / Л И. Белякова, А М. Шацкова // Наука, образование, технологии, 2007. - №2. - С. 43-47.
8. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко ; сост. А. И. Назаров; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 608 с.
9. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : СПУТНИК, 2010. - 123 с.
12. Волосовец, Т. В. Методические рекомендации для родителей [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : ЭКСПО, 2001. - 153 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
15. Гребенникова, В. Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / В. Н. Гребенникова. - М. : Сфера, 2007. - 221 с.
...