ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 7
1.1 Сущность муниципальной службы 7
1.2 Особенности управления и формирования имиджа
муниципального служащего 13
1.3 Современные проблемы и тенденции формирования
положительного имиджа муниципального служащего 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В АДМИНИСТРАЦИИ МО Г.П. БЕЛОЯРСКИЙ 28
2.1 Организация и методы исследования формирования положительного имиджа муниципального служащего в администрации
МО г.п. Белоярский 28
2.2 Обработка и анализ результатов 42
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию технологий
формирования положительного имиджа муниципального служащего 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Формирование положительного имиджа муниципальных служащих имеет большое значение в современном мире. Данная тема интересна обществу, с которым непосредственно взаимодействует местная власть. На сегодняшний день муниципальные служащие вызывают не лучшие комментарии со стороны большей части населения. Они отрицательно воспринимаются гражданами.
Актуальность данной темы обострилась также вследствие работы СМИ, которые зачастую вносят свой вклад в формирование отношения к муниципальным служащим. Этот вклад может быть как положительным, так и отрицательным. Представителям власти необходимо завоевать доверие со стороны населения, а также сформировать положительный имидж. Распространено мнение, что муниципальные служащие коррумпированы и некомпетентны, а также не привлекают население к решению вопросов жизнеобеспечения граждан страны. Поэтому муниципальные служащие должны показать, насколько они близки к гражданам и готовы им помочь, так как конечной целью их работы является улучшение жизни населения.
Таким образом, муниципальные служащие осознанно начинают работать над своим имиджем. Немаловажным является умелое пользование языком жестов, подбор костюма, общение с представителями СМИ и умение вести деловые переговоры. Для создания своего имиджа муниципальным служащим необходимо использовать не только свои предпочтения, но также учитывать общие требования, предъявляемые к ним на муниципальной службе.
На сегодняшний день существует достаточное количество отечественной и зарубежной литературы, посвященной построению имиджа делового человека. До сих пор существует дефицит в сфере информации о формировании имиджа муниципального служащего. Практика показывает, что не все представители местной власти осознают значимость имиджа. Все это делает актуальной разработку рекомендаций по формированию имиджа представителей местной власти, которые будут способствовать повышению авторитета и доверия к муниципальным служащим у населения.
Выпускная квалификационная работа направлена на изучение формирования положительного имиджа муниципальных служащих с помощью нормативно-правовых актов. Мы предлагаем рекомендации к созданию программы мероприятий по формированию имиджа. Результаты освоения предполагаемой программы будут способствовать повышению имиджа муниципальных служащих в глазах общественности, а также установлению благоприятных взаимоотношений с населением. Таким образом, наши рекомендации предусматривают устранение негативных тенденций в поведении муниципальных служащих и повышение их профессионально важных компетенций.
Проблемой данной работы являются противоречия между недостаточным уровнем осознания муниципальными служащими необходимости позитивного профессионального имиджа и потребностью граждан в таком имидже.
Объект выпускной квалификационной работы - имидж муниципального служащего администрации г.п. Белоярский Ханты Мансийского АО - Югра.
Предмет - технологии формирования положительного имиджа муниципального служащего.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию положительного имиджа
муниципального служащего.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению имиджа муниципального служащего;
• рассмотреть имидж в качестве одной из главных составляющих профессиональных компетенций муниципальных служащих;
• изучить понятие, функции и типологию имиджа;
• ознакомиться с технологиями по формированию имиджа муниципальных служащих;
• проанализировать проблемы, препятствующие формированию положительного имиджа муниципальных служащих;
• исследовать факторы формирования положительного имиджа муниципального служащего в администрации МО г.п. Белоярский;
• разработать рекомендации к программе по формированию положительного имиджа муниципальных служащих.
Теоретическая и методологическая база: исследования имиджа (В.Н. Шепель, Г.Г. Почепцов), виды имиджа (А.Ю.Панасюк), управление личным имиджем (Е.В. Змановская), компоненты имиджа (Л. Ольшанская), роль голоса в построении имиджа (Л. Браун).
Методы исследования: для решения поставленных задач
использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретический анализ использовался для изучения имиджа муниципальных служащих, а также для разработки рекомендаций по его формированию. Для изучения общественного мнения был использован метод анкетирования. Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили результаты собственного социологического исследования.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений, списка литературы из 34 источников, 7 таблиц и 26 рисунков.
В заключение исследовательской работы отметим, что цель исследования достигнута. В первой главе были изучены теоретические вопросы формирования имиджа муниципального служащего, изучено понятие «Муниципальный служащий» и критерии, предъявляемыми гражданину для замещения должностей на муниципальной службе, рассмотрены задачи и функции муниципальных служащих. Например, к ним относятся: подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления. Были рассмотрены различные точки зрения исследователей в области имиджа и предлагаемые ими классификации имиджа.
На муниципальной службе имидж является показателем, сообщающим об уровне доверия населения к ней. На сегодняшний день доверие к власти находится на низком уровне. Для его повышения необходимо наладить обратную связь с гражданами. Она регулирует социальные отношения между органами управления и населением.
Во второй главе работы проанализирована деятельность администрации городского поселка Белоярский Ханты-Мансийского АО - Югра, особенности кадрового состава и движения кадров. Чтобы изучить имидж муниципального служащего администрации и провести сравнительный анализ мнения населения об имидже муниципального служащего с мнением представителей муниципальной власти, нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось в течение октября - марта 2017-2018 гг. Приняли участие 67 респондентов из администрации. В опросе граждан приняли участие 52 человека в возрасте от 13 до 56 лет.
Нами был использован метод анкетирования. Было разработано две анкеты: для населения и для муниципальных служащих. Анкета включала вопросы, касающиеся выявление частоты обращений граждан в органы местного самоуправления и отрицательных черт муниципальных служащих, значимость имиджа муниципальных служащих для граждан и необходимость введения единой формы для них. Также были вопросы, за счет которых выявлялся уровень доверия и уровень уважения граждан к муниципальным служащим, степень удовлетворенности их работой и учет мнения граждан при формировании имиджа муниципальных служащих.
Анкета для муниципальных служащих была составлена по аналогии. Основываясь на результатах проведенного нами исследования, а также на сделанные выводы, мы предлагаем рекомендации к созданию программы по формированию позитивного имиджа муниципальных служащих. Под имиджем мы подразумеваем набор определенных качеств и характеристик, идентифицирующих личность. Предполагаемая программа должна включать:
-разработка памятки для муниципальных служащих с конкретными рекомендациями по улучшению имиджа;
-организация и проведение общественно-значимых мероприятий, способствующих созданию положительного имиджа муниципальных служащих у населения;
-разработка критериев эффективности данной программы;
-разработка процедуры оценки эффективности данной программы.
- проведение тренингов и семинаров для муниципальных служащих администрации по вопросам имиджа, этики и служебного поведения.
Наши рекомендации, в первую очередь, направлены на повышение доверия к власти со стороны населения, на повышение уровня развития морально-этических качеств муниципальных служащих в глазах общественности, а также в целом на повышение престижа местной власти и улучшение психологического климата в коллективе муниципальных служащих.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что выражение «муниципальный служащий» уже в подсознании подразумевает имидж делового и успешного человека. Ему следует соблюдать требования к своей профессии, знать и выполнять все нормы и грамотно взаимодействовать с населением.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 N 8-ФЗ (утратил силу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_17379/
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 N 154-ФЗ (утратил силу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7642/
4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/
cons_doc_LAW_66530/
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/
6. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
7. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об
утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_38140/
8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от
20.07.2007 №113-оз (ред. 27.09.2015) «Об отдельных вопросах
муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beloyarka.com
9. Постановление администрации городского поселения Белоярский
от 22 декабря 2009 года № 10 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении Кодекса профессиональной этики и требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения
Белоярский»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://beloyarka.com
10. Устав администрации городского поселка БелоярскийХанты- Мансийского АО - Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://beloyarka.com
11. Братановский, С.Н. Проблемы совершенствования
муниципальной службы в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.wikireading.ru/
12. Востряков, П.П. Организационно-правовые проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих./ Автореф. дисс ... К.Ю.Н. - М., 2015. -85 с.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю.
Головин: RuLit 75с. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/
slovarprakticheskogo-psihologa-read-49700-75.html
14. Государственная служба и служебное право : учеб. пособие / Ю.Н. Старилов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
15. Государственная служба Российской Федерации: Основы упр. персоналом / Под общ. ред. В.П.Иванова. - М.: Известия, 2016. - 410 с...