Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие сенсорное развитие в психологической и
педагогической литературе 7
1.2. Психологические особенности усвоения сенсорных эталонов
детьми среднего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов
детей среднего дошкольного возраста 20
1.4. Возможности предметно-развивающей среды в
формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Педагогическая диагностика сенсорных эталонов у детей
среднего дошкольного возраста 31
2.2. Анализ результатов педагогической диагностики сенсорных
эталонов у детей среднего дошкольного возраста 38
2.3. Описание деятельности педагога по формированию
сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Исторически сложилось так, что человечество из поколения в поколение передает свой накопленный жизненный опыт. Это касается и чувственного опыта.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием красок, разными формами, да и другими свойствами объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. В дальнейшем в период своего роста и развития он знакомится и с различными произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Так же его окружает и природа со всеми своими сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, вкусами, звуками. Конечно, понятно, что каждый ребенок и без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспримет. Но, если это усвоение происходит стихийно и без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно чаще всего оказывается поверхностным, неполным, а подчас и неправильным. А усвоение общественного чувственного опыта, накопленного предыдущими поколениями, играет важную решающую роль в онтогенезе восприятия. И поскольку период дошкольного детства является самым благоприятным для совершенствования деятельности всех органов чувств и накопление знаний об окружающем его мире, то так важно в это время уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
К тому же сенсорное развитие является одним из компонентов основы когнитивного развития. Ведь от того на сколько широко развито чувственное восприятие, от того на сколько хорошо ребенок способен слышать, видеть, осязать этот мир, зависит уровень умственного, эстетического и физического развития. М.М. Манасеина, опираясь на достижения медицины и физиологии, разработала свою концепцию сенсорного развития и воспитания, в которой подчеркивала тесную связь между сенсорным и умственным развитием ребенка. Она утверждала, что чем раньше и лучше ребенок научится управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.
Однако сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение. Ведь полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. И в требованиях федерального государственного стандарта дошкольного образования к содержанию образовательной программы говорится о развитии интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитии воображения и творческой активности; формировании первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др) [57].
Б.Г. Ананьев справедливо утверждал, что самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека. А значит, значение сенсорного развития в жизни ребенка переоценить просто невозможно.
Но, как заметил Л.А. Венгер: «В последние годы у нас стало принято очень серьезно заботиться о раннем развитии детей. Вот только забота эта подчас оборачивается противоположностью. В дошкольном возрасте важно развивать ребенка, а не снабжать его знаниями, которые он успеет приобрести позднее. Не запасом знаний, а умением их приобретать и использовать определяется успешность и школьного обучения, и всей последующей деятельности человека». [13]
Исходя из всего выше сказанного и взяв во внимание то, что современная жизнь человека очень динамична, и чтобы стать в ней успешным надо обладать достаточно, развитой способностью восприятия, делаю вывод, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной задачей в образовательной деятельности педагога-воспитателя.
Осознание актуальности сенсорного развития детей дошкольного возраста и моя профессиональная деятельность в данный момент на группе детей 4-5 лет определили тему моего педагогического исследования: «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности», в котором я рассматриваю проблему: каковы же педагогические условия успешного сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть психологические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Описать педагогические условия для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику сенсорных эталонов детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать практику формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Для достижения цели и решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение), эмпирические методы (наблюдение, тестирование), анализ продуктов деятельности.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32» Асбестовского городского округа города Асбеста. В исследовании приняло участие 24 детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования по теме «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности» были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть психологические основы сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Описать педагогические условия для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику сенсорных эталонов детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать практику формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
В теоретической главе даны понятия «сенсорное развитие» и «сенсорные эталоны» разных авторов - А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьяковым; рассмотрены психолого-педагогические условия усвоения сенсорных эталонов детьми среднего дошкольного возраста. Специфическими особенностями сенсорного развития детей данного возраста: зрительное восприятие определяется ведущим при ознакомлении с окружающей средой; происходит освоение сенсорных эталонов; возрастает целенаправленность, планомерность, комплексность, управляемость, осознанность восприятия .
За основу педагогической диагностики сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста были взяты методики Е.А. Стребелевой и Л.А. Венгера. Сопоставление результатов исследования уровня сенсорного развития детей по всем методикам показало, что 4 (17%) детей имеет высокий уровень сенсорного развития, 17 (71%) детей имеет средний
уровень сенсорного развития и 3 (12%) ребенка дали низкий результат уровня сенсорного развития.
В практической части работы была описана система педагогической деятельности по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста, которая придерживалась трех условий:
• работа по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста проводится во всех режимных моментах детского учреждения;
• организация предметно-пространственной развивающей среды должна способствовать полноценному формированию сенсорных эталонов у детей, опираясь на возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста;
• проводить работу с родителями, повышая их компетентность в данном вопросе, вовлекать их в совместную деятельность, как соучастников образовательного процесса.
На основе анализа исследования можно сформулировать следующие выводы:
во-первых, процесс развития восприятия сенсорных эталонов состоит из двух основных компонентов: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, которые необходимы в процессе анализа свойств реальных предметов с использованием эталонов;
во-вторых, полноценное восприятие окружающей действительности есть основа познания мира, где первой ступенью является чувственный опыт. От уровня сенсорного развития детей, а именно от того на сколько хорошо ребенок видит, слышит, осязает окружающую действительность в значительной степени зависит их успешность умственного, физического и эстетического воспитания;
в-третьих, сенситивным периодом интенсивного сенсорного развития ребенка является период дошкольного детства, когда «совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени» [11, с. 77];
в-четвертых, усвоенные детьми представления о цвете, форме, соотношениях величин становятся сенсорными эталонами, которые они применяют как образцы в момент обследования различных предметов.
в-пятых, в ходе сенсорного развития идет распознавание индивидуальных способностей и возможностей ребенка, определяется его творческая направленность. Необходимо помнить, что сенсорное развитие неразделимо с продуктивной деятельностью.
И последнее, формирование сенсорных эталонов не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается и в дальнейшем, поскольку это длительный процесс, осуществляемый на основе преемственности. И сенсорное развитие происходит не только в режимных моментах дошкольного образовательного учреждения, но и за его стенами, на улице, в домашней обстановке, в общении с родителями и другими взрослыми и т.д. И Л.А. Венгер, введя понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», дал нам четкое понимание того, что сенсорное развитие детей должно быть направляемым и контролируемым. А иначе, без данного вида деятельности с детьми, сенсорное развитие остается неполноценным, поверхностным, отрывочным и не создает той необходимой основы для общего умственного развития.
Цель и задачи исследовательской работы выполнены.


1. Айзман, Р. И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Айзман, В. М. Ширшова. - Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2004. - 136 с.
2. Акулич-Дудко, Т. Ю. Сущность технологии дошкольного
образования С. Френе [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/ (дата обращения: 25.12.2017).
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань. : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
4. Ахметзянова, А. М. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» [Текст] / А. М. Ахметзянова, М. Г. Бламыкова, С. А. Рахманова // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. - №4. - С. 76-77.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
6. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2012. - 238 с.
7. Базылёва, Е. В. Современное представление о механизмах сенсорных процессов [Текст] / Е. В. Базылева. - М. : Лаборатория книги, 2011. - 115 с.
8. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В. А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
9. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века [Текст] / М. И. Богомолова // Научное мнение. - 2013. - №11. - С. 193-198.
10. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008. - 152 с.
11. Венгер, Л. A. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л.
А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №13. - С. 424.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
13. Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Карапуз, 2010. - 256 с.
14. Венгер, Л. А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1976. - 256 с.
15. Венгер, Л. А. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ