ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитание нравственных чувств
детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности воспитания нравственных чувств у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Потенциал изобразительного исскуства в воспитании нравственных
чувств у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ИСЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитания
нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
констатирующем этапе 31
.2.2. Организация работы по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность нравственного воспитания сформулирована
в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [59] в части целевых ориентиров говориться наряду с интеллектуальным и о духовно-нравственным развитии личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [17] прописан национальный воспитательный идеал, сформулированы задачи и направления духовно-нравственного воспитания детей и подростков. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [46] воспитание нравственности в период детства является одной из приоритетных задач.
Старший дошкольный возраст - это период становления личности, формирования самосознания на основе нравственных идеалов, правил норм поведения принятых в обществе, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений, воспитания нравственных чувств, таких как уважение и привязанность к родным и близким, чувство восхищения и гордости за доблести героев отечества, чувство прекрасного - любование природой и красотой вокруг. По мнению отечественного педагога В.А. Сухомлинского, «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности» [52, с. 123]. В этом возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, в том числе развитие эмоциональной и нравственно-чувственной сферы личности ребенка, в связи с этим, является важной задачей дошкольной образовательной организации (далее - ДОО).
Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость учета этнокультурного опыта и необходимость передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира, такой опыт представлен в содержании изобразительного искусства. Возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ нравственного сознания, становления эмоционально-чувственной сферы, через активное взаимодействие
художественными образами искусства. Однако, потенциал изобразительного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста до конца не используется, чаще всего педагоги, обращают внимание детей на искусствоведческую сторону произведений живописи, графики, скульптуры и т.д. Также, не в полной мере разработано содержание модуля «Художественное творчество» в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» ФГОС ДО с учетом задач нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Ряд ученых (А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская) в ходе научных исследований доказали, что постижение ребенком художественного образа связано не столько с изучением теоретических понятий, сколько проживанием различных эмоционально-чувственных состояний в процессе соприкосновения с произведением искусства. Ученые говорят о «диалоге» ребенка с художественным образом, в который ребенок вступает через свое чувство и возникшее впечатление, то есть через эмоциональный отклик. У детей важно вызвать чувство восхищения, любования образом, предметом или явлением транслируемых в произведениях живописи. Это порождает соответствующее чувственное настроение и приводит к желанию выразить эти чувства в художественной деятельности.
Особая чувствительность к эмоциональному тону непосредственных чувственных впечатлений является важным качеством для понимания эмоционального содержания произведения, внутреннее содержание которого всегда воплощено в непосредственно воспринимаемых чувственных явлениях. Через определение чувственного настроения, характера главных героев художественного произведения живописи, у детей развивается способность чувствовать и понимать то, что выразил в образе художник.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса в ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий беседы об искусстве «Мир наших чувств» на материале изобразительного искусства, направленный на воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности на материале изобразительного искусства, направленный на воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воспитание нравственных чувств».
2. Определить психолого-педагогические особенности воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить потенциал изобразительного искусства в воспитании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по нравственному воспитанию на начальном этапе исследования.
5. Разработать и методически описать комплекс занятий беседы об искусстве «Мир наших чувств» на материале изобразительного искусства, направленный на воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы таких ученых как:
• по проблеме нравственного воспитания В.А. Сухомлинский,
Т.П. Авдулова, О.С. Богданова, Е.Н. Бородина, И. Ф. Мулько,
Л.Ю. Соломина, Н.В. Мельникова, Г.Л. Урунтаева, А.М. Щетинина,
Т.К. Феоктистова, С.Г. Якобсон и Г.И. Морева;
• в работах Л.С. Выготского, Е.А. Ермолинской, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, Е.Н. Бородиной отмечается особая эстетическая восприимчивость старших дошкольников, особая значимость художественно-образных средств, в развитии нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям нравственных ценностей;
• ученые В.В. Богданова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Л.Г. Савенкова и Е.А. Ермолинская, Л.В. Школяр говорят об аксиологических аспектах интеграции искусств в воспитании дошкольников.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной деятельности педагогов ДОО по нравственному воспитанию детей, в организации процесса восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей, анализ результатов проектировочной работы.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 11» города Верхняя Пышма. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа по воспитанию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнялось основное понятие «воспитание нравственных чувств»; определялись особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; выявлялся потенциал изобразительного искусства в воспитании нравственных чувств у детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственной воспитанности детей.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий беседы об искусстве «Мир наших чувств» на материале изобразительного искусства направленного на воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы нравственного воспитания.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
На основании теоретико-методологической базы исследования по проблеме нравственного воспитания, таких ученых как: Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, Мельникова, А.М. Щетинина, Т.К. Феоктистова и Г.И. Морева; и потенциале искусства ученых С.А. Козловой, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, Е.Н. Бородиной, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Л.Г. Савенкова, Л.В. Школяр была проведена работа по теоретическому обоснованию процесса воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства, результаты исследования позволили сделать следующие выводы, представим выводы в тезисах:
1. По мнению И.Ф. Свадковского, нравственные чувства - это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий».
Воспитание нравственных чувств - это педагогический процесс направленный на развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, развитие его эмоциональных ощущений, чувственных переживаний и проявлений, на основе принятия им нравственных норм и идеалов в условиях реальных нравственных отношений и взаимодействий» (И.Ф. Свадковский, А.М. Щетинина).
В рамках нашего исследования мы будем придерживать данной классификации, и применительно к детям старшего дошкольного возраста классифицируем нравственные чувства на семейные (чувства уважения и привязанности к родным и близким); патриотические (чувства восхищения и гордости за доблести героев отечества; чувство восторга и умиления прекрасным (в природе, в окружающей действительности, в искусстве).
Под результатом воспитания нравственных чувств, будем считать, воспитанность в единстве трех показателей по А.М. Щетининой:
• понимает и воспринимает основные чувственные состояния (уважение и привязанность к родным и близким, чувство восхищения и гордости за доблести героев отечества, чувства прекрасного - любование природой и красотой вокруг);
• проявляет эмоциональную отзывчивость на художественные образы произведений живописи по нравственной проблематике, эмоционально откликается на чувства и переживания другого;
• выражает нравственные чувства в поведении и общении с родными и сверстниками, а также по отношению к прекрасному.
2. Возраст старшего дошкольника является самым сензитивным периодом детства в направлении нравственного развития. Познавательная, мотивационная и чувственная сфера ребенка 6-7 лет уже достаточно настроены на путь нравственного совершенствования. В старшем дошкольном возрасте воспитание нравственных чувств происходит по нескольким направлениям. В начале у ребенка формируются навыки понимания и восприятия основных чувственных состояний: нравственные чувства семейные (чувства уважения и привязанности к родным и близким); патриотические (чувства восхищения и гордости за доблести героев отечества; чувство восторга и умиления прекрасным (в природе, в окружающей действительности, в искусстве).
Нравственная воспитанность как результат нравственного воспитания определяет личностное становление ребенка в целом. Следовательно, чем прочнее сформированы нравственные представления, качества чувства ребенка, тем благоприятней происходит процесс становления нравственного сознания, воспитание эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольника.
3. Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста строится поэтапно. Последовательность воспитательного процесса позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений изобразительного искусства, ребенок всматривается и вдумывается. Эмоционально-чувственные сопереживания главным героям произведений изобразительного искусства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т.д.) обязательно вызовет у ребенка потребность в художественно- творческой деятельности.
Изобразительное искусство выступает благоприятным средством воспитания нравственных чувств ребенка, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика, укрепляется эмоционально-чувственная и нравственная сфера личности ребенка. Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства происходит за счет применения ряда методов:
Игровые приемы сосредоточивают внимание детей на необходимой для восприятия части произведения изобразительного искусства, активизируют мыслительную деятельность детей, способствуют интересу к художественному произведению живописи, формируют положительное эмоциональное отношение к главным героям произведений, делая акцент на нравственных ценностях и смыслах.
Прием «вхождения» в картину позволяет оживить, усилить момент восприятия произведения живописи, раскрасить детали содержания.
Метод музыкального сопровождения. Характер и настроение музыкального сопровождения созвучно настроению картины, т.е. в данном случае, происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы ребенка. Это в свою очередь облегчает процесс ценностносмыслового восприятия, делает его более глубоким, утонченным, настраивает на чувственный лад.
Основным приемом воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства можно считать искусствоведческий рассказ педагога.
4. Результаты диагностики на начальном этапе показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает недостаточно высокий уровень воспитанности нравственных чувств. У основной части детей, а это 10 человек уровень воспитанности нравственных чувств соответствовал среднему уровню, низкий уровень также показали 7 человек, на наш взгляд, такой результат указывает на недостаточную воспитанность нравственных чувств у старших дошкольников, на не достаточный уровень способностей воспринимать и понимать чувственные состояния и проявления окружающих людей и особенно персонажей художественных произведений живописи, то есть навык выражать нравственные чувства (сорадывание, сочувствие, восхищение, радость, уважение и т.д.) в поведении и общении с родными и сверстниками, недосформирован. Дети затрудняются проявлять эмоциональную отзывчивость на художественные образы произведений живописи по нравственной проблематике, эмоционально откликается на чувства и переживания другого и главного героя произведения изобразительного искусства, а также в отношении прекрасного.
Полученные данные результатов диагностических заданий подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при теоретическом обосновании, разработке комплекса занятий беседы об искусстве «Мир наших чувств», направленный на воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
На основном этапе проектировочной работы разработанный комплекс занятий беседы об искусстве «Мир наших чувств», предполагает активную мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений изобразительного искусства. Эмоционально-чувственные сопереживания главным героям произведений изобразительного искусства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т.д.) ориентирует ребенка потребность в художественно - творческой деятельности.
Изобразительное искусство выступает благоприятным средством воспитания нравственных чувств ребенка, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика, укрепляется эмоционально-чувственная и нравственная сфера личности ребенка. Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства происходит за счет применения ряда методов: игровые приемы, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения. Основным приемом воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства выступает искусствоведческий рассказ педагога.
1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе [Текст] / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Авдулова, Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте [Текст]: тезисы докладов участников конференции «Ломоносов - 2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2001. - 213 с.
3. Амонашвили, Ш. А., Загвязинский, В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования [Текст] / Ш. А. Амонашвили,
B. И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 11-16.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. -
М.: Просвещение, 2012. 479 с.
5. Бабаян, А. В. О нравственном воспитании детей [Текст] /
А. В. Бабаян, П. Ф. Каптерев // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 6. - 18 с.
6. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
7. Богданова, В. В. Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников [Текст] / В. В. Богданова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 4. -
C. 37-40.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
9. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. - Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 23 с.
10. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 247с.
11. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие [Текст] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441с.
12. Волков, Н. П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения [Текст] / И. П. Волков. - М.: Просвещение, 1990. - 156 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский / под ред. Н. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 478 с...