Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ «ИГРЫ» В РОДИТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ

Работа №96363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГРЫ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ .... 8
1.1 Сущность, значение, педагогическая ценность игровой деятельности .. 8
1.2 Игровая деятельность как ведущая деятельность детей дошкольного
возраста 17
1.3 Проблема популяризации педагогической ценности игры в родительской среде 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИГРЫ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ 30
2.1 Методы исследования и организация работы по популяризации
педагогической ценности игры в родительской среде 30
2.2 Программа мероприятий по популяризации игры 36
2.3 Анализ реализованных мероприятий по популяризации игры 39
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 56

В современном обществе все большее внимание уделяется воспитанию и развитию детей. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученые призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка, рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше.
Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих, вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства, есть и темная сторона.
Актуальность исследования. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука - это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка извне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеяться, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться.
Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек, которые тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего, все это есть в магазинах. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и
смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего - все это полезно, но тогда, когда оно не вытесняет игру. В любом справочнике по возрастной психологии написано, что ведущим видом деятельности в детстве является игра. Третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя, педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием, но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. Во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.
Степень разработанности. Вопросом значимости «игры» в развитии ребенка занимались зарубежные и российские ученые. Немецкий педагог-новатор, Ф.Фребель, разработал систему дошкольного воспитания, первым выдвинул тезис об игре как особом средстве воспитания. Положил в основу своей классификации игр принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума, внешних органов чувств, движений.
Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л.С.Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л.С.Выготский. В дошкольном возрасте возникают различные потребности и побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка. Огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат лишь отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка.
Большое внимание на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания обращал П.Ф.Лесгафт. «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».
К.Д.Ушинский. Теоретическое и практическое изучение детских игр, по его мнению, должно стать одним из главных предметов будущей учительской семинарии. Важнейшей особенностью игры он считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек - его ум, воля, сердце. Присматриваясь к детской игре, педагог может увидеть «всю душевную жизнь» ребенка. Соглашаясь с некоторыми исследователями, в том что игра может носить прогностический характер, Ушинский отмечает, что «это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу». Игра это свободная, самостоятельная, творческая деятельность ребенка и только в этом качества может считаться игрою. Влияние взрослого на игру должно быть ограничено. Он не считает игрой забаву, в которой взрослый развлекает ребенка, но и не называет игрой деятельность по принуждению взрослого.
А.С.Макаренко отмечал, что в любом воспитательном процессе должен присутствовать труд. «Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».
Проблема исследования: способы популяризации педагогической ценности «игры» в родительской среде.
Объект исследования: педагогическая ценность «игры» в родительской среде.
Предмет исследования: меры по популяризации педагогической ценности «игры» в родительской среде.
Цель: разработать комплекс мероприятий для повышения педагогической ценности «игры» в родительской среде.
Задачи:
1) выделить сущность, значение, педагогическую ценность игровой деятельности;
2) проанализировать игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста;
3) выявить проблемы популяризации педагогической ценности игры в родительской среде;
4) разработать систему методов исследования и организовать работу по популяризации педагогической ценности игры в родительской среде;
5) создать программу мероприятий по популяризации игры;
6) провести анализ реализованных мероприятий по популяризации игры.
Гипотеза исследования: совместная игровая деятельность родителей и детей является действенной формой популяризации педагогической ценности «игры» в родительской среде.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация информации по теме исследования);
• Эмпирические методы (эксперимент).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных методик, а также сценариев мероприятий для решения задач по популяризации педагогической ценности «игры» в родительской среде.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были определены основные возможности популяризации педагогической ценности «игры» в родительской среде. В дошкольном возрасте происходит формирование жизненных ценностей, восприятие окружающего мира, развитие умений и навыков взаимодействия детей с родителями, сверстниками через игровую деятельность. Именно она является ведущей в этот период развития ребенка.
В обществе современных родителей все чаще внимание направлено на воспитание и развитие ребенка. Организовано немалое количество центров и школ, которые берут на себя ответственность всестороннего развития ребенка и родители становятся их активными пользователями. Все больше родители задаются вопросами о том, а как же скрасить время ребенка, чем его удивить на День рождение, кого пригласить и чем бы интересным накормить. Но у этих родительских переживаний есть и своя темная сторона. Результатом заорганизованности детей является детская скука, которая к 10-12 годам превращает из веселого, беззаботного ребенка в скучающего человека, который не умеет радоваться жизни.
Для теоретического изучения проблемы по данной теме мы обратились к трудам ученых педагогики и психологии. Ф.Фребель, Э.Берн, И.Байер, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, С.Л.Новоселова - в их работах и исследованиях описано большое количество теорий, проведено немало исследований. Но их объединяет одно: все они указывают на ценность детской игры в развитии ребенка.
В любом воспитательном процессе дошкольника участвуют три стороны: родители, ребенок, дошкольное учреждение. Но ключевую роль, принимают родители. К сожалению, современным родителям свойственна подмена ценностей. В их понимании нет традиционного предназначения игр в воспитании детей, они нацелены на успех, на многообразие жизни ребенка посредством многочисленных занятий в школах раннего развития, они хотят дать детям все и сразу, в том числе, пользуясь услугами игровых зон, программами аниматоров, детскими комнатами в торговых развлекательных центрах. Из-за нехватки времени родители делегируют свои обязанности специалистам, они все реже стали пользоваться советами старшего поколения, что приводит к ослаблению института семьи.
В качестве площадки для исследования и организации работы был выбран КГАПОУ «Пермский строительный колледж», в котором автор исследования работает в качестве педагога-организатора.
Для реализации цели исследования была составлена программа мероприятий, которая задействовала в своем участии как родителей (в лице сотрудников и преподавателей КГАПОУ ПСК), так и их детей. Родители в количестве 27 человек, в возрасте от 26 до 39 лет; дети - в количестве 24 человек, в возрасте от 3 до 7 лет.
На первом этапе исследования было изучено отношение родителей к процессу воспитания детей через игровую деятельность. Для этого с родителями был организован Круглый стол «Ценность процесса игры в дошкольном возрасте. Обмен опытом». В ходе которого был проведен опрос «Играйте вместе с детьми», а также индивидуальные беседы с родителями. На основе опроса и бесед мы сделали вывод, что родители являются активными участниками процесса, но из-за низкого уровня педагогической культуры, они не владеют технологиями игры, не всегда учитывают особенности возраста, уровень развития ребенка.
На втором этапе было изучено отношение детей к игровой деятельности, их включенность в игровой процесс, активное участие в различных формах игр, проявление фантазии. Для детей был организован Новогодний утренник «Приключения Снеговика-почтовика». По итогам проведения утренника, наблюдений за детьми со стороны родителей, можно сделать вывод, что утренник является действенной формой игры, где дети включаются в игровой процесс, принимают активное участие.
Еще одним из этапов проведения исследования была организация Мастер-класса по играм «Играем вместе!» для родителей и их детей. Совместное творчество создает массу положительных эмоций, теплую атмосферу, включает фантазию, воображение.
На основе результатов проведения мастер-класса и анкетирования можно сделать следующий вывод: совместная игровая деятельность детей и родителей решает важные воспитательные задачи.
Во-первых, укрепляет связь между родителями и детьми, у детей появляется доверие как к окружающим, так и родителям; во-вторых, дети получают внимание от родителей, которое им необходимо ежедневно; в- третьих, родители в ходе игровой деятельности видят возможности ребенка, их потенциал, сильные и слабые стороны; в-четвертых, совместная игра в коллективе сплачивает как детей, так и родителей, умение коммуницировать - важный момент в развитии детей. Также, положительный момент для руководства КГАПОУ ПСК - в такой нестандартной для колледжа обстановке создается дружелюбный коллектив, у которых единая цель встреч и общения - их дети.
На основе результатов эксперимента можно сделать следующий вывод: родители принимают активное участие в жизни своих детей, но из- за педагогической некомпетентности они не знают всех особенностей дошкольного возраста, важность ведущей деятельности в этот период развития. Родители готовы участвовать в совместных мероприятиях с детьми, знакомиться с новыми технологиями, чтобы потом активно пользоваться ими в обыденной жизни.


1. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1986.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих отношений)/Пер.с англ.А.И.Фет - Швеция, 2016. - 164с.
3. Брунер Дж. Игра, мышление и речь//Перспективы. Вопросы образования. 1987, № 1.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя
дет.сада/Сост.Бондаренко А.К., Матусик А.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Просвещение, 1983.
5. Вуарен Н. Что такое игра?//Культура, 1982, №4.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
7. Выготский Л. С. Раннее детство//Собр.соч.:В 6т. Т.4. М.:Педагогика, 1984.
8. Газман О.С. Социальные аспекты развития//Советская педагогика, 1988, №5.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры... Как быть?/Ю.Б.Гиппенрейтер; худож.К.Елькина. - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. - 256с.:ил.
10. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.
11. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.: Айрис - пресс, 2004.
12. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника:учебно-методическое пособие/Е.И.Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 174с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика:Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.:Академия, 2004. - 432с.
14. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное - М.:Изд.дом «Карапуз», 2005. - 192с., ил.
15. Коэн Л. Игры, которые воспитывают/Л.Коэн; пер.с англ.Л.А.Бабук. - Минск: «Попурри», 2009. - 480с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ