Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК НАРОДОВ УРАЛА >••••••••••• >>• •••••••>••••••••••••• >>• >•••••••••• ^6
1.1. Формирование нравственных представлений у младших
школьников как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности сказок народов Урала в формировании у детей
нравственных представлений 24
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК
НАРОДОВ УРАЛА 31
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности
нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у младших школьников на материале сказок Урала 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК НАРОДОВ УРАЛА >••••••••••• >>• •••••••>••••••••••••• >>• >•••••••••• ^6
1.1. Формирование нравственных представлений у младших
школьников как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности сказок народов Урала в формировании у детей
нравственных представлений 24
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК
НАРОДОВ УРАЛА 31
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности
нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у младших школьников на материале сказок Урала 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
Проблема формирования нравственных представлений у младших школьников является актуальной проблемой современной педагогики. Нравственный кризис в обществе, отдаление человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, снижение роли семьи в воспитании человека актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте. Поэтому важно с ранних лет заложить основы нравственности, сформировать первые нравственные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать нравственно зрелой личностью.
Младший школьный возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в данный период и происходит формирование у детей нравственных представлений, являющихся в дальнейшем основой нравственной культуры личности.
Эффективность обращение к традициям отечественной педагогики плодотворно: русская и советская педагогики всегда уделяла особое внимание нравственному воспитанию детей. Традиции - это то, на чем стоит наша многовековая культура, наша уникальная цивилизация. Они являются одновременно истоком нравственности и инструментом ее воспитания. Традиции передаются из поколения в поколение в семье и в обществе.
Одним из важных способов сохранения и передачи традиций в сфере нравственного воспитания является народная сказка - настоящее сокровище духовной жизни народа. Обращение в воспитательном процессе к сказкам народов Урала актуально для школьников, живущих в данном регионе.
В то же время на практике существует противоречие между возможностями обращения к сказкам народов Урала в формировании нравственных представлений у младших школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения этого процесса
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических основ формирования нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала».
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс внеклассных занятий по
формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы охарактеризовать основные понятия исследования.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности обращения к сказкам народов Урала в формировании нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностику исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок Урала.
Теоретической основой исследования являются: труды ученых- педагогов: Ю.К. Бабинского, Л.А. Григоревича, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, в которых раскрывается проблема нравственного воспитания и указываются методы, принципы, формы нравственного воспитания детей; исследования методологических основ нравственного воспитания школьников Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева,
A. В. Мудрика, В.А. Сластенина, Д.И. Фельдштейна, И.Ф. Харламова,
B. Т. Чепикова, С.Т. Шацкого; исследования проблемы формирования нравственных представлений, знаний и суждений, морального поведения, нравственных чувств ребенка в работах Р.С. Буре, А.В. Запорожца, И.В. Княжевой, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаевой, Т.А. Репиной, Е.В. Субботского; исследования возможностей искусства в нравственном воспитании детей в работах В.С. Библера, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, Б.Д. Неменского; методические аспекты формирования нравственных представлений у детей в работах М.Д. Виноградовой, А.А. Люблинской, М.М. Поташника, М.И. Шиловой и других педагогов и психологов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта; педагогические наблюдения; беседа; педагогическое проектирование; методы количественной и качественной обработки результатов диагностики.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса внеклассных занятий по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Северного Урала, который может быть применен в воспитательной работе общеобразовательной школы.
База исследования: МАОУ «СОШ №1», 4 «Г» класс.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Младший школьный возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в данный период и происходит формирование у детей нравственных представлений, являющихся в дальнейшем основой нравственной культуры личности.
Эффективность обращение к традициям отечественной педагогики плодотворно: русская и советская педагогики всегда уделяла особое внимание нравственному воспитанию детей. Традиции - это то, на чем стоит наша многовековая культура, наша уникальная цивилизация. Они являются одновременно истоком нравственности и инструментом ее воспитания. Традиции передаются из поколения в поколение в семье и в обществе.
Одним из важных способов сохранения и передачи традиций в сфере нравственного воспитания является народная сказка - настоящее сокровище духовной жизни народа. Обращение в воспитательном процессе к сказкам народов Урала актуально для школьников, живущих в данном регионе.
В то же время на практике существует противоречие между возможностями обращения к сказкам народов Урала в формировании нравственных представлений у младших школьников и недостаточной разработанностью методического сопровождения этого процесса
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических основ формирования нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала».
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс внеклассных занятий по
формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс внеклассных занятий по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы охарактеризовать основные понятия исследования.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности обращения к сказкам народов Урала в формировании нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностику исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок Урала.
Теоретической основой исследования являются: труды ученых- педагогов: Ю.К. Бабинского, Л.А. Григоревича, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, в которых раскрывается проблема нравственного воспитания и указываются методы, принципы, формы нравственного воспитания детей; исследования методологических основ нравственного воспитания школьников Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева,
A. В. Мудрика, В.А. Сластенина, Д.И. Фельдштейна, И.Ф. Харламова,
B. Т. Чепикова, С.Т. Шацкого; исследования проблемы формирования нравственных представлений, знаний и суждений, морального поведения, нравственных чувств ребенка в работах Р.С. Буре, А.В. Запорожца, И.В. Княжевой, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаевой, Т.А. Репиной, Е.В. Субботского; исследования возможностей искусства в нравственном воспитании детей в работах В.С. Библера, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, Б.Д. Неменского; методические аспекты формирования нравственных представлений у детей в работах М.Д. Виноградовой, А.А. Люблинской, М.М. Поташника, М.И. Шиловой и других педагогов и психологов.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта; педагогические наблюдения; беседа; педагогическое проектирование; методы количественной и качественной обработки результатов диагностики.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса внеклассных занятий по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Северного Урала, который может быть применен в воспитательной работе общеобразовательной школы.
База исследования: МАОУ «СОШ №1», 4 «Г» класс.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате проведенного исследования выполнены поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы охарактеризованы основные понятия исследования. Нравственность - это ценностная структура сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду. Нравственные представления - это не только образ, но познавательный процесс по усвоению реальной действительности .
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. Они заключаются в непостоянстве нравственных переживаний; непостоянном отношении к одним и тем же событиям; в непосредственном переживании, что является хорошим, а что плохим; в знании доступных его разумению норм поведения; в чувстве ответственности за себя под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика; в умении самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников.
3. Раскрыты возможности обращения к сказкам народов северного Урала в формировании нравственных представлений у детей. Такие сказки раскрыли перед детьми идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: сформировали правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое.
4. Проведена диагностика исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, которая выявила, что экспериментальная группа находится на среднем уровне нравственного развития.
Показатели: когнитивный (знание нравственных норм и эталонов, запечатленных в образных формах сказок, пословиц, поговорок); ценностномотивационный (эмоциональная отзывчивость по отношению к поведению и поступкам героев сказок); деятельностный (выражение детьми своей позиции в художественно-практической деятельности, принятие самостоятельного решения в ситуации выбора).
Диагностические методики: По первому показателю (когнитивному) были предложены следующие задания. «Закончи пословицу»,
Интеллектуальный конкурс «Знай-ка!» (диагностическая методика из программы «От рождения до школы»). По второму показателю (ценностномотивационному) были предложены следующие задания: «Цветовой тест отношений» (методика И.Б. Дермановой), методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина «Сюжетные картинки» По третьему показателю (деятельностному) были предложены следующие задания: методика
И.Б. Дерманова «Закончи историю», «Как поступить», «Дорисуй конец истории».
Результаты диагностики показали, что у преобладающего числа младших школьников имеется недостаточный объем знаний о нравственных эталонах, воплощенных в характеристике героев русских народных сказок и в их поведении, недостаточно хорошо развиты умения формулировать свое отношение к поступкам героев сказок народов Урала, дать им нравственную оценку и определить собственную нравственную позицию.
5. Спроектировано содержание работы по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок северного Урала. В комплекс входили занятия для закрепления в памяти детей знакомых сказок, узнавания их по фрагментам, иллюстрациям, высказываниям, отрывкам: «Сказки и игры народов Урала». Для развития интереса к сказкам народов Урала и формирования представлений о жизни, мудрости, смелости народов Северного Урала была проведена игра «Подумаем о доброте». На знакомство детей с понятиями «смелость», «трусость», «доброта», «смекалка», «справедливость» направлен творческий проект «Наша сказка».
В результате проведения цикла внеклассных занятий у младших школьников обогатились знания о нравственных качествах, развились умения формулировать свое отношение к поступкам героев, давать им нравственную оценку и умение определять собственную нравственную позицию.
1. На основе анализа литературы охарактеризованы основные понятия исследования. Нравственность - это ценностная структура сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду. Нравственные представления - это не только образ, но познавательный процесс по усвоению реальной действительности .
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста. Они заключаются в непостоянстве нравственных переживаний; непостоянном отношении к одним и тем же событиям; в непосредственном переживании, что является хорошим, а что плохим; в знании доступных его разумению норм поведения; в чувстве ответственности за себя под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика; в умении самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников.
3. Раскрыты возможности обращения к сказкам народов северного Урала в формировании нравственных представлений у детей. Такие сказки раскрыли перед детьми идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: сформировали правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое.
4. Проведена диагностика исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, которая выявила, что экспериментальная группа находится на среднем уровне нравственного развития.
Показатели: когнитивный (знание нравственных норм и эталонов, запечатленных в образных формах сказок, пословиц, поговорок); ценностномотивационный (эмоциональная отзывчивость по отношению к поведению и поступкам героев сказок); деятельностный (выражение детьми своей позиции в художественно-практической деятельности, принятие самостоятельного решения в ситуации выбора).
Диагностические методики: По первому показателю (когнитивному) были предложены следующие задания. «Закончи пословицу»,
Интеллектуальный конкурс «Знай-ка!» (диагностическая методика из программы «От рождения до школы»). По второму показателю (ценностномотивационному) были предложены следующие задания: «Цветовой тест отношений» (методика И.Б. Дермановой), методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина «Сюжетные картинки» По третьему показателю (деятельностному) были предложены следующие задания: методика
И.Б. Дерманова «Закончи историю», «Как поступить», «Дорисуй конец истории».
Результаты диагностики показали, что у преобладающего числа младших школьников имеется недостаточный объем знаний о нравственных эталонах, воплощенных в характеристике героев русских народных сказок и в их поведении, недостаточно хорошо развиты умения формулировать свое отношение к поступкам героев сказок народов Урала, дать им нравственную оценку и определить собственную нравственную позицию.
5. Спроектировано содержание работы по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале сказок северного Урала. В комплекс входили занятия для закрепления в памяти детей знакомых сказок, узнавания их по фрагментам, иллюстрациям, высказываниям, отрывкам: «Сказки и игры народов Урала». Для развития интереса к сказкам народов Урала и формирования представлений о жизни, мудрости, смелости народов Северного Урала была проведена игра «Подумаем о доброте». На знакомство детей с понятиями «смелость», «трусость», «доброта», «смекалка», «справедливость» направлен творческий проект «Наша сказка».
В результате проведения цикла внеклассных занятий у младших школьников обогатились знания о нравственных качествах, развились умения формулировать свое отношение к поступкам героев, давать им нравственную оценку и умение определять собственную нравственную позицию.
Подобные работы
- Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024





