ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ДОО 7
1.1. Понятие профессиональной компетентности 7
1.2. Характеристика профессиональной компетентности педагогов
ДОО 11
1.3. Условия развития профессиональной компетентности педагогов
ДОО 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
профессиональной компетентности педагога ДОО 21
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития профессиональной компетентности педагога ДОО 22
2.3. Разработка проекта методического сопровождения деятельности
педагогов ДОО 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ФГОС ДО нацелен на решение ряда важных задач. Одной из таких задач является обеспечение качества и обновления дошкольного образования.
К качеству образовательного процесса можно отнести: индивидуализацию, позитивную социализацию, активность и познавательную инициативу, самостоятельность и творчество ребенка.
Изменилось качество образовательной программы и качество предметно - развивающей среды.
Педагоги ДОО озвучили трудности, с которыми они столкнулись с момента реализации ФГОС ДО:
• обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия с ребенка;
• обеспечение качества реализации основной образовательной программы детского сада и образовательного процесса;
• включение семьи в образовательный процесс, повышение компетентности родителей;
• обеспечение преемственности ООП дошкольного и начального общего образования;
• развитие индивидуальных особенностей ребенка.
При реализации ФГОС ДО воспитатели столкнулись со следующими трудностями:
• психологические (неготовность к реализации задач, требований ФГОС ДО);
• дидактические (на знание воспитателей способов организации детской деятельности);
• организационно - методические (отсутствие опыта проектирования и реализации основной образовательной программы детского сада, рабочей программы группы.);
• материально - технические и кадровые (не достаточное материально - техническое обеспечение, не готовность и не хватка опыта в использовании электронных ресурсов).
Теоретический анализ педагогической литературы о понятии «компетентность» позволил нам выделить следующие противоречия:
• между запросом общества, требующего качественной подготовки специалиста, способного ориентироваться и действовать в нестандартно сложившейся ситуации и неготовностью педагогов к удовлетворению запросов общества в силу недостаточной методической и технологической поддержки;
• между изменившейся системой управления методической работой в образовательном учреждении, и не полном теоретическим описанием, обоснованием деятельности руководящего состава по созданию эффективных условий, направленных на удовлетворения потребности педагогов в методическом сопровождении и профессиональном росте.
• между необходимостью применения современных эффективных способов методического сопровождения педагога и их оптимального сочетания с уже имеющимися традиционными методами и формами методической работы.
Данные противоречия обозначили проблему исследования, которая состоит в необходимости создания и опытно - исследовательской проверки условий, обеспечивающих эффективное развитие профессиональной компетентности педагога ДОО.
Во - первых, не в полной мере понятно, в чем отличие «мастера» своего дела от других педагогов ДОО.
Во- вторых, остается вопрос о современных тенденциях развития профессиональной компетентности современного педагога.
Обозначенная проблема и выявленные противоречий определили выбор темы нашего исследования: «Условия развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации».
Актуальность темы исследования заключается в требованиях, предъявляемых к профессиональной компетентности воспитателя ДОО заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, это: интеллектуальная, педагогическая,
коммуникативная и информационная компетентности.
Единый подход к определению понятия профессиональной компетентности педагога является объектом спора и разногласий между педагогами, психологами и специалистами-практиками.
Вопросы, касающиеся данного понятия, рассматриваются в работах отечественных исследователей, таких как: А.А. Андреев, С.А. Дочкин, В.Д. Шадриков, Б.С. Гершунский, В.Я. Синенко, В.И. Байденко, М.М. Шалашова, A.B. Хуторский и др. [70].
В большинстве случаев отечественные ученые акцентируют внимание на профессиональные качества педагога, на условия, необходимые для их формирования, совершенствование и оценки.
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности воспитателя ДОО.
Предмет исследования - условия, способствующие развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - выявить и обосновать условия способствующие развитию профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации.
Проблема, цель, объект, предмет исследования определили следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации.
2. Выявить и описать характеристику профессиональной компетентности воспитателей ДОО, а также не обходимые условия для ее развития.
3. Организовать диагностическое исследование с целью определения уровня развития профессиональной компетентности воспитателей ДОО.
4. Разработать методические рекомендации для руководителя по реализации условий, способствующих развитию профессиональной компетентности воспитателей ДОО.
Практическая база учреждение: муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Росток», структурное подразделение - детский сад № 47 «Чебурашка» г. Новоуральска.
В исследовании принял участие 21 педагог.
Методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования) и эмпирический метод (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе исследования по теме « Условия развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации» были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития компетентности педагога дошкольного образовательной организации.
2. Выявить и описать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОО, а также условия развития компетентности.
3. Провести диагностическое исследование уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО.
4. Разработать методические рекомендации для руководителя по реализации условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Для решения первой и второй задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература отечественных авторов по данной проблеме.
В параграфе «1.1» дано понятие «профессиональной компетентности» разных авторов: Л.И. Анцыферовой, С.А. Батышева, Ю.В. Варданян, И.О. Колесниковой, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.М. Новиковой и др.
Профессиональная компетентность в отечественной психолого педагогической литературе рассматривается, как способность демонстрировать определенный уровень своей квалификации в оказании профессиональной услуги.
Профессиональная компетентность педагога системна и состоит из целого ряда компонентов, являющихся различными видами компетентностей, которые также являются системными образованиями.
Основными компонентами профессиональной компетентности педагога ДОО являются эмоционально-волевой, мотивационно - ценностный, когнитивный, коммуникативный и креативно - деятельностный компонент.
Так же нами рассмотрено понятие «профессионализм» - качество личности, в котором объединены индивидуальные и деятельностные стороны явления.
Профессиональная компетентность является составляющим звеном для профессионализма.
Профессиональная компетентность - это сочетание теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность - это и есть профессионализм и педагогическое мастерство педагога.
Критерием профессиональной компетентности являются результаты педагогической деятельности, авторитет педагога в определенной области знаний.
В параграфе «1.2» выделили основные требования к профессиональной компетентности педагога, раскрыли четыре компонента профессиональной компетентности: мотивационно - целевой,
функциональный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.
В параграфе «Условия развития профессиональной компетентности педагогов ДОО» выделены два вида условий развития профессиональной компетентности педагога: организационные и педагогические условия.
К организационным условиям мы отнесли:
- Руководителю образовательного учреждения, прежде всего, необходимо выбрать наиболее эффективный стиль управления - демократический.
Благодаря демократическому стилю управления повышается значимость каждого педагога для коллектива в целом, его заинтересованность в общих результатах деятельности.
• В коллективе должен быть создан положительный эмоционально - психологический микроклимат, который не только позитивно воздействует на психологию каждого педагога, но и на показатели организации.
Если климат в коллективе позитивный, то коллеги доверяют друг другу, чувствуют стабильность и защищенность, готовы справляться с трудностям, идут на компромисс и проявляют желание к самоорганизации.
• В ДОО должна быть создана система эффективного стимулирования работников, направленная на мотивацию педагогов к самообразованию и самореализации.
• Разработка и реализация эффективных технологий развивающего управления профессиональной компетентностью с целью улучшения условия для формирования профкомпетентности.
Педагогические условия: методическая служба, ИКТ - технологии, повышение квалификации, аттестация педагогических работников и инновационная деятельность.
Для диагностики уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО нами использовались следующие методики:
1. Анкета для выявления затруднений педагогов и специалистов.
2. «Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО» (автор Т.В. Лаврентьева).
3. Самоактуализационный тест САТ Э. Шострома для определения уровня самоактуализации личности.
Диагностическое исследование уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО показало, что 16 педагогов имеют достаточный уровень профессиональной компетентности, что составляет 76 %, 3 педагога - оптимальный уровень - 15 %, 2 педагога (10%) - критический уровень развития профессиональной компетентности, с недопустимым уровнем педагогов не выявлено.
В практической части нашей работы был разработан проект проекта методического сопровождения деятельности педагогов ДОО, подобраны активные методы работы с педагогами, а так же нетрадиционные формы организации методической работы на советах педагогов. Приложение 2.
Разработан план наставничества для педагога - наставника и молодого специалиста. Приложение 2. Таблица 5. Цель и задачи достигнуты.
1. Алексеева, Л. П. Преподавательские кадры: проблемы
профессиональной компетентности [Текст] / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М. : НИИВО.- 2014. - 141 с.
2. Андриенко, Е. В. Психолого - педагогические основы формирования профессиональной компетентности педагога [Текст] / Андриенко Е.В. - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 266 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - 3-е ид.- Казань : центр
инновационных технологий. - 2012.- 307 с.
4. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей [Текст] /
Н. А. Аминов. М. : Издательство "Институт практической педагогики и психологии", Воронеж : НПО "МОДЭК", 2017. - с. 29-31. - 80 с.
5. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Атмахова Л. Н. Дис.на соиск. степ. канд. пед. наук.- Екатеринбург.-2016.-177 с.
6. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в образовательном учреждении: организация и управление [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Педагогика.- 2018.- 335с.
7. Бахмутский, А. Е. Аттестация педагогических работников: Концепция экспертизы профессиональной деятельности педагогов [Текст] / А. Е. Бахмутский, И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова и др. - СПб. : Свое издательство, 2013. - 57 с.
8. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Бабанский Ю. К.- М. : Педагогика.- 2012.- 197 с.
9. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение.- 2012.- 162 с.
10. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 3. - С. 29.
11. Банщикова, Т. Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога [Текст] // Банщикова Т. Н. / Акмеология. -2017. - № 1. С. 25.
12. Безделина, Р. П. Повышаем квалификацию педагогов [Текст] / Р. П. Безделина // Дошкольное воспитание. 2013. № 7. С.127 - 131.
13. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОО [Текст]: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 281с.
14. Белая, К. Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] / автореф. канд.пед.наук. - М. : МГУ.- 2018. -25 с.
15. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг [Текст] / А. С. Белкин,
В. Д. Жаворонков.- Екатеринбург : екатеринбургский гос. пед. ун-т.- 2017.-157 с...