Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №96355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ 7
1.1. Понятие «межличностные отношения». Психолого-педагогическая характеристика межличностных отношений 7
1.2. Характеристика профессиональной деятельности педагога 12
1.3. Специфика развития межличностных отношений педагогов в
дошкольной образовательной организации 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 27
2.1 Методики изучения межличностных отношений в
педагогическом коллективе 27
2.2 Результаты изучения межличностных отношений педагогов
МАДОУ детский сад № 364 36
2.3. Рекомендации по оптимизации межличностных отношений
педагогов дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 91

Взаимоотношения людей в коллективе, которым каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание.
Коллектив является устойчивой во времени организационной группой взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Взаимоотношения людей в коллективе в значительной степени зависят от того, как они друг друга воспринимают. Поэтому восприятие является не пассивным отражением реальности, а активным творческим процессом.
Взаимоотношения в педагогическом коллективе - это система взаимосвязей, которая возникает и развивается между педагогами в процессе их взаимодействия во всех сферах педагогической деятельности.
Если руководитель педагогического коллектива знает структуру формальных и неформальных взаимоотношений, на чем они основываются, это облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет ему находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность коллективной работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, выделять его лидеров.
Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании детей. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, осознанием коллективной и индивидуальной ответственности, а также степенью организованности сотрудничества. Состояние социально-психологического климата в педагогическом коллективе зависит от того, насколько гармоничными в нём являются межличностные отношения среди педагогов. В свою очередь, межличностные отношения в педагогическом коллективе непосредственно влияют на выполнение детским садом социального заказа - подготовку дошкольников к дальнейшему обучению, воспитанию и сохранению здоровья детей.
Таким образом, в силу специфики педагогического коллектива, разноуровневости структуры общения и взаимодействия педагогов, и проекции данных отношений на педагогический коллектив, проблема формирования культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе является актуальной темой изучения и исследования.
Актуальность проблемы формирования культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОО выявила существенное противоречие между реальной необходимостью формирования культуры межличностных отношений среди педагогов и недостаточной изученностью, разработанностью ее предметно-педагогического содержания, а также не всегда эффективным использованием технологий формирования ее навыков у педагогов.
Выявленное противоречие обусловливает необходимость
теоретической обоснованности и практической разработки условий по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОО.
Проблема деятельности в коллективе, взаимодействия людей в нём изучалась многими авторами, такими, как Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, Е.М. Дубровская и другими. Однако многие вопросы требуют более детальной разработки. Среди них вопрос и межличностных отношений в коллективе.
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - межличностные отношения педагогов в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Цель данной работы - изучить основы межличностных отношений педагогов и возможности их развития в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику межличностных отношений;
2) определить специфику общения в педагогической деятельности;
3) провести диагностику межличностных отношений среди педагогов ДОО и проанализировать полученные результаты;
4) разработать и реализовать программу по оптимизации межличностных отношений педагогов МАДОУ детский сад № 364.
Методы исследования: теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ) и эмпирические - наблюдение, социометрия.
Базой опытно-поисковой работы является МАДОУ детский сад № 364 г. Екатеринбурга. В качестве испытуемых выступил педагогический коллектив в количестве 9 человек.
Практическая значимость исследования межличностных отношений в педагогическом коллективе заключается в возможности формулировки индивидуальных рекомендаций педагогам ДОО по стратегии поведения в коллективе, в зависимости от уровня предпочитаемого типа отношений, что позволит увеличить их адаптированность, а значит, повысит результативность деятельности.
Структура работы состоит из введения с обозначенной в нём актуальностью, объектом и предметом исследования, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрыты основы развития и психолого-педагогическая характеристика межличностных отношений; рассмотрена специфика общения в педагогической деятельности;
рассмотрены и раскрыты характеристики различных методик, направленных на развитие межличностных отношений в коллективе. Вторая глава ВКР посвящена изучению и анализу межличностных отношений среди педагогов дошкольной образовательной организации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межличностные отношения в педагогическом коллективе, социально­психологический климат в нём, в большей степени зависят от того, что из себя представляют сами члены коллектива, их личностные качества и культура общения, а также проявление симпатии или антипатии друг к другу. Преимущество тех или иных личностных качеств у педагогов коллектива отражается на их взаимоотношениях, которые складываются внутри коллектива, на характере психологического настроения, а также придает определенную особенность, которая может помогать или мешать сплочению коллектива.
В развитии межличностных отношений среди педагогов, важную роль играет и руководитель ДОО. Если управление дошкольной образовательной организацией выстраивается с использованием различных методов и приёмов психологического воздействия, направленных на повышение уровня совместимости педагогов, формирование ценностно-ориентированного единства, выстраивание эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и способствовать развитию творческого потенциала педагогов.
Всестороннее изучение особенностей формирования и природы социально-психологического климата в коллективе позволило провести опытно-поисковую работу и выявить проблемы в межличностных отношениях членов педагогического коллектива МАДОУ детский сад № 364.
Исследование проходило в три этапа: поисковый, констатирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 9 педагогов.
Опытно-поисковая работа проводилась при помощи следующих методик: методика Дж. Морено «Социометрические измерения», методика К. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности», методика Т Лири «Диагностика межличностных отношений», карта-схема Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы», экспресс-методика О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе».
Результаты опытно-поисковой работы на констатирующем этапе показали, что в педагогическом коллективе МАДОУ № 364 наблюдаются показатели выше среднего по всем методикам, а социально-психологический климат в данной группе педагогов в целом является благоприятным, но межличностные отношения в данном педагогическом коллективе необходимо ещё совершенствовать.
На основе выявленных проблем в межличностных отношениях членов педагогического коллектива МАДОУ детский сад № 364, нами был
разработан и реализован план мероприятий, направленный на сплочение и поддержание благоприятного психологического климата коллектива, а также были предложены рекомендации по оптимизации межличностных отношений в виде различных форм и методов.
Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о том, что межличностные отношения в ДОО являются одним из важнейших элементом структуры коллектива и одним из основных признаков сформированности коллектива в группе. Об успешности функционирования группы, как коллектива, мы можем судить по характеру межличностных отношений среди педагогов. Поэтому межличностные отношения можно считать фундаментом педагогического коллектива.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа свидетельствует о том, что удовлетворенность педагогическим коллективом и деятельностью зависит от многих факторов, в том числе от социально-психологического климата в коллективе и межличностных отношений, чем они лучше, тем выше удовлетворенность.
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. Дальнейшее развитие и углубление направлений ее изучения будет продолжено в дальнейшем.


1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современногочеловекознания:
монография [Текст] / Б.Г. Ананьев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: АспектПресс, 1999. - 375 с.
3. Бархаев, Б.П. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ.
психологических факультетов / Б.П. Бархарев. - М.: 2001. - 135 с.
4. Батаршев, А.В. Психология личности и общения [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
5. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Московского Университета, 1988. - 188 с.
6. Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога [Текст]: пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 640 с.
7. Бойко, Е.М. Психология и педагогика [Текст] / Е.М. Бойко, Е.А. Садовникова. - М.: Прогресс, 2005. - 108 с.
8. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.
9. Брудный, А.А. Понимание и общение [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
11. Гришина, Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе [Текст] / Н.В. Гришина. - Л.: Лениздат, 1990. - 174 с.
12. Дежникова, Н.С. Педагогический коллектив школы [Текст] / Н.С. Дежникова. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
13. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие
для вузов / И.Ф. Демидова. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.
14. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. Педвузов [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
15. Дистервег, А.В. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.В. Дистервег; сост. и вступ. ст. В.А. Ротенберга. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ