Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №96348

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Современное состояние проблемы образования детей дошкольного
возраста с ОВЗ 7
1.2. Анализ нормативно-правовых документов и программ
дошкольного образования в контексте организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ 17
1.3. Условия организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в
дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1.Исходные условия организации коррекционной работы с детьми с
ОВЗ, имеющими нарушения зрения в инклюзивной практике ДОО 31
2.2.Описание условий организации коррекционной работы с детьми с
ОВЗ, имеющими нарушения зрения 41
2.3. Итоги практической работы по теме исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80

Внедрение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовательное пространство является не только отражением времени, переосмысление обществом отношения к людям особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона «Об образовании в Российской Федерации». В категорию детей с особыми возможностями здоровья входят одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети «группы риска». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - дети имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико­педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с ОВЗ могут иметь инвалидность, которая устанавливается медицинским учреждением.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается уже с раннего возраста. Согласно последним статистическим данным неуклонно возрастает количество детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Учитывая особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, необходимо помочь ребенку в освоении основной образовательной программы, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, становится темой многих обучающих семинаров и научно-практических конференций, острых дискуссий на рабочих встречах специалистов, педагогов и на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольной образовательной организации (далее ДОО). На сегодняшний день разработаны, постоянно дополняются и применяются на практике различные методические программы, пособия, рекомендации по коррекционной работе и сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей особые образовательные потребности и индивидуальные возможности детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем образовании и социальной адаптации. Педагоги и администрация ДОО, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Проблема организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ заключается в создании специальных условий для детей с конкретными линиями нарушений в развитии - нозологиями, наличие и комплексное взаимодействие всех специалистов, разработка индивидуальных программ сопровождения в образовательном пространстве детей дошкольного возраста, имеющими конкретные нозологии.
Актуальность проблематики образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и социальным запросом определила выбор темы исследования: «Организация коррекционной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».
При разработке темы исследования введены ограничения, связанные с изучением организации коррекционной работы с одной из категорий детей дошкольного возраста с ОВЗ, а именно с детьми, имеющими нарушения зрения.
Объект исследования: коррекционная работа в ДОО с детьми с ОВЗ, а именно с детьми с нарушением зрения.
Предметом исследования являются условия в ДОО, обеспечивающие коррекционную работу с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение зрения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проектирование для реализации на практике условий в ДОО, обеспечивающих организацию коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
• проанализировать современное состояние проблемы образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и выявить теоретические основы организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения зрения;
• провести анализ нормативно-правовых документов и программ дошкольного образования в контексте организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения зрения;
• рассмотреть на теоретическом уровне условия организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в образовательном процессе ДОО;
• выявить исходные условия организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения зрения для организации с ними коррекционной работы в инклюзивной практике ДОО;
• разработать для реализации в инклюзивной практике ДОО мероприятия для организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения зрения.
Для решения поставленных задач был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составляют:
• современные исследования в области обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ С.В. Алехиной, М.Р. Битяновой, Н.С. Булгаковой, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой, В.В. Лебединского, Н.Н. Малофеева, Е.Н. Подколзиной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Сиротюк и др.;
-научно-методические основы управления дошкольной
организацией в инклюзивном пространстве и организации коррекционно- развивающей работы по программам дошкольного образования Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, А.А. Майера, Н.В. Нищевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, И.В. Цветковой и др.
Методы исследования:
• теоретические: изучение, систематизация и обобщение психолого­педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: опрос, SWOT-анализ, качественный и
количественный анализ педагогической деятельности.
База практической части исследования: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», город Екатеринбург, ул. Машинная 31.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 65 источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учитывая специфику профессиональной деятельности Центра, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию, коррекции нарушений и развития детей дошкольного возраста.
В основе инклюзии лежит принцип обучать всех воспитанников вместе, избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности [42, с.23-24].
Проблема реализации инклюзивного образования связана с материально-технической неподготовленностью образовательной
организации, к обучению детей с нарушениями в развитии - различными нозологиями. Для детей с ОВЗ необходимы меньшие по наполняемости группы, адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное, дидактическое и коррекционно­развивающее оборудование, иногда - наставник (тьютор), который был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. С каждым годом просматривается значительное увеличение детей с ОВЗ, которым необходима коррекционная работа. Кроме того, штат образовательной организации должен быть достаточно укомплектован
высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и социальной интеграции детей с ОВЗ различных нозологических групп, оптимальной реализации программ их социально-психологического и медицинского сопровождения [42, с.112-113].
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Одним из условий для получения образования является создание командного эффективного управления педагогическим процессом, в котором происходит успешное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья [18].
Взаимосвязь и взаимопомощь всех специалистов отделений Центра позволяет оказывать комплексную помощь по коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Участие родителей в жизни детского сообщества способствует социальному развитию детей, делает ребёнка более успешным, а при переходе в школу успешным в обучении.
Коррекционная работа согласно предложенной Программе, обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации; способствует формированию
интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии. Условия, необходимые для реализации коррекционной работы: использование специальных
образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания; использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг помощника, оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь.
По факту реализации программы, результаты работы по повышению профессиональной компетенции педагогических работников улучшились, родители детей с ОВЗ активно начали включаться в совместную деятельность, детей стали интересовать конкурсы, выставки, участие на дополнительных занятиях, педагоги прошли курсы повышения квалификации. Задача руководителей и педагогов Центра по созданию необходимых условий для организации инклюзивного образования, выполнена, с помощью реализации Программы управленческих действий по совершенствованию коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации). Программа реализована в течение одного года и является «открытой», предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.


1. Адеева, Т.Н. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» [Текст] / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - №2. - С. 148-152.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и
современность [Текст]/С.В. Алехина. - М.: МГШ1У "Первое сентября", 2013. - 33 с.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст] /С. В. Алехина // Сб. материалов II Международной научно-практической конференции. - М.: МП ШУ, 2013. - 452с.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] /С. В. Алехина // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2015. - 528с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в
программе «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / Е.Ф. Архипова // СДО. - 2016. №1 (63). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnaya-i-inklyuzivnaya-praktika-v- doo-v-programme-ot-rozhdeniya-do-shkoly (дата обращения: 26.02.2019).
6. Барабаш, А.Э., Купыра Е. А. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст]/ А.Э. Барабаш // Magister Dixit. -2014. - №1 (13). - С.179-184.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
8. Булгакова, Н.С. Особенности социальной адаптации детей c ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в России [Текст] /Н.С. Булгакова // Ученые записки РГСУ. - 2013. - №2 (113). - С. 32-36.
9. Бывшева, М.В., Ханова, Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве [Электронный ресурс] / М.В. Бывшева, Т.Г. Ханова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №3 (16). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-sotsialnoy-situatsii-razvitiya- v-doshkolnom-detstve (дата обращения: 13.12.2018).
10. Виноградова, Н.А. Управление дошкольным образованием [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2014. - 394 с.
11. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Мозаика- Синтез, 2011. - 144 с.
12. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида [Текст]: практическое пособие, коррекционная педагогика / Т.В. Волосовец, С.Н.Сазонова. - М.: Владос, 2004. -232с.
13. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. - 2-е изд., с изм. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2005. - 265с.
14. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. Ф. Демидова. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.
15. Диденко, И.А., Францева Е. Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «Особыми» детьми и родителями [Текст] / И.А.Диденко, Е.Н. Францева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-­практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016 . - №5. - С. 571-573...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ