Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА 10
1.1 Современное искусство: разнообразие явлений 10
1.2 Фотография как современная арт-практика 26
1.3 Стрит-арт как явление современного искусства 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 55
2.1 Изучение современного искусства в детской художественной школе №1
имени П.П. Чистякова 55
2.2 Проектная деятельность как метод организации самостоятельной работы
обучающихся 73
2.3 Электронный каталог екатеринбургского стрит-арта 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА 10
1.1 Современное искусство: разнообразие явлений 10
1.2 Фотография как современная арт-практика 26
1.3 Стрит-арт как явление современного искусства 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 55
2.1 Изучение современного искусства в детской художественной школе №1
имени П.П. Чистякова 55
2.2 Проектная деятельность как метод организации самостоятельной работы
обучающихся 73
2.3 Электронный каталог екатеринбургского стрит-арта 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
Современное искусство является неотъемлемой частью жизни города, в особенности, мегаполиса. Пройдя путь от классической живописи до всевозможных «измов» ХХ века, эпатаж и эксперименты, искусство пришло к новым формам и средствам выражения - инсталляциям, перформансам, хэппинингам, арт-объектам, проектам, современным творческим практикам. Современное искусство вырывается за пределы «белого куба», стремится предстать перед зрителем в самых неожиданных вариациях. Часто в основу такого искусства ложатся темы, которые важны и существенны для настоящего момента, поднимающие остросоциальные, политические вопросы. Современное искусство стремится вызвать зрителя на диалог, заставив его свободно интерпретировать увиденное. Другой вопрос, готов ли зритель к диалогу, к которому его вызывает современное искусство, сможет ли он ответить на его вызов, сможет ли услышать то, что ему говорят современные произведения.
Разнообразие и разноплановость современного искусства поражает даже искушенного зрителя, имеющего богатый опыт общения с искусством. Современное искусство затруднительно в восприятии и интерпретации массовым зрителем. Он часто оказывается не готов к диалогу с современными произведениями. При этом, современное искусство во всех своих проявлениях привлекает зрителя: выставочные пространства полны посетителями; возможно, массовый зритель ищет среди таких экспозиций развлечение, яркие эмоциональные переживания, шок, ощущения причастности к эпатажу.
Л.С. Выготский, рассматривая значение искусства и степень его влияния на человека, высказывает мысль об очевидности сложного и многообразного его действия, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Можно говорить о том, что и искусство современное не ставит перед собой цель быть творчеством ради творчества, но ставит перед собой задачи гораздо более широкие.
Искусство современное является средством взрывного выхода из равновесия и баланса. В арсенале современных художников множество средств, в том числе технически-сложных, с их помощью на зрителя можно воздействовать совершенно по-разному, как с точки зрения средств выражения, так и с точки зрения психологического влияния.
Все больший интерес молодежи к современному искусству, вызываемый всевозможными акциями, фестивалями, арт-галереями заставляет задумываться о необходимости формирования избирательности и развития критического мышления, разработать критерии с целью помочь зрителю отделить искусство от не-искусства.
Понимание того, что формировать чувство вкуса по отношению к искусству необходимо с детства, само по себе не ново. В то же время мы приходим к пониманию того, что с ростом актуальности современного искусства в его самых разнообразных направлениях, необходимо научить воспринимать и трактовать такое искусство с самого юного возраста, с целью избежать распространения и популяризации низкопробного творчества.
Здесь возникает ряд проблем и вопросов, связанных как с пониманием и определением современного искусства как явления со своей спецификой, так и с методикой изучения явлений современного искусства обучающимися.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обуславливается, во-первых, самим объектом исследования, находящимся в постоянном движении, развитии во всем своем многообразии явлений и проблемных областей, и обращение к конкретному явлению современного искусства может раскрыть лишь один из аспектов большого целого; во- вторых, изучение обучающимися такого явления как современное искусство требует структурированного подхода, тем более остро становится вопрос выбора критериев, способствующих правильному восприятию и интерпретации современных арт-объектов, а также формированию эстетической взыскательности в условиях широкого доступа к разнообразным арт-практикам. Изучение современного искусства в системе школьного и дополнительного образования представляется особенно значимым в условиях изучения детьми дисциплин предметной области «Искусство» и мировой художественной культуры в рамках школьной программы в контексте традиционного изобразительного творчества, схожая ситуация и в сфере дополнительного образования. Это позволяет сформулировать проблему данного исследования: поиск методов, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства.
Данная выпускная квалификационная работа предусматривает разработку проекта, реализация которого будет способствовать вовлечению обучающихся в процесс общения с современным искусством, посредством изучения стрит-арта как уникального и популярного культурного явления в Екатеринбурге и мире. Предлагаемый проект ориентирован на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания детей, формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, что соответствует требованиям ФГТ, предъявляемым к дополнительному образованию в области изобразительного искусства.
Объект исследования - современное искусство.
Предметом исследования выступает самостоятельная работа обучающихся и формы ее организации в ходе изучения явлений современного искусства.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект, направленный на организацию самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) на основе анализа научной литературы охарактеризовать сущность, специфику и разнообразие современного искусства;
2) представить фотографию как актуальное техническое искусство XXI века и доступную современному человеку арт-практику;
3) определить значение стрит-арта как одного из самых популярных видов современного искусства, в целом, и Екатеринбурге, в частности;
4) проанализировать опыт изучения современного искусства в сфере дополнительного образования (на примере детской художественной школы);
5) представить метод проектов как особую форму организации деятельности обучающихся, ориентированную на осуществление самостоятельной творческой и исследовательской работы;
6) разработать проект, направленный на изучение обучающимися детской художественной школы имени П.П. Чистякова современного искусства (на материале екатеринбургского стрит-арта).
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в предложенной форме самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства с вовлечением их в исследовательскую деятельность и реализацией творческих способностей обучающихся, а также популярных средств Интернет-коммуникаций.
Методы исследования. Для выявления универсального и уникального в современном искусстве в России и за рубежом нами выбран компаративистский метод. Современное искусство, стрит-арт в целом, и граффити в частности, априори содержит транслируемую смысловую информацию. Коммуникация может строиться по принципу художник - художнику, художник - социуму. Следовательно, уместно обратиться к семиотическому методу (в рамках категории метода - прагматики (отношения знаков и их интерпретаторов)). В качестве одной из краеугольных проблем современного искусства можно обозначить проблему его интерпретации. Большинство современных объектов искусства сложны для восприятия зрителя и нуждаются в этикетаже или пояснении куратора выставки. Тоже можно сказать применимо к стрит-арту.
Теоретико-методологической основой нашей работы выступили исследования:
- по проблемам современного искусства: Ж. Бодрийяр, В.В. Бычков, Б. Гройс, Д. Томпсон и др.;
- по педагогическим аспектам: Б.С. Волков, А.В. Мудрик, И.А. Химик, и др..
Мы также опирались на работы Н.М. Великой и А.А. Голосеевой, В. Воробьевой, О.Ю. Гудошниковой, Е.В. Петровской и ряда других авторов по вопросам современного искусства.
Рассматривая такое явление современного искусства, как стрит-арт, мы обращались к работам Д. Голынко-Вольфсон, С. Перминову.
По аспектам организации самостоятельной работы обучающихся в контексте внеурочной деятельности мы опирались на работы Е.Н. Барышникова, А.В. Золоторевой и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, и заключения.
В первом параграфе первой главы на основании определений данных различными авторами, такими как В.В. Бычков, Д. Томпсон, Л.Н. Захарова, мы попытались уточнить само понятие «современное искусство», выявить его характерные черты, а также выявили разницу между понятиями «современное» и «актуальное» искусство. Обозначили разнообразие явлений современного искусства.
Во втором параграфе первой главы мы рассматриваем фотографию как широкодоступную современную техническую арт-практику. Актуальность данного вида искусства в современном обществе исходя из глобальной тенденции к визуализации.
В третьем параграфе первой главы мы обращаемся к такому явлению современного искусства как стрит-арт. По нашему мнению, именно это явление оказывается наиболее встречаемым в городской среде. Мы попытались выявить взаимосвязь фотографии и стрит-арта как видов современного искусства и взаимообусловленность их популяризации. Также в данном параграфе рассматривается значение стрит-арта как динамично развивающегося вида современного искусства в формировании пространства городской среды Екатеринбурга.
В первом параграфе второй главы мы раскрываем тезис о том, что внеурочная деятельность является оптимальной формой для изучения современного искусства, как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования. Далее мы анализируем опыт изучения современного искусства в детской художественной школе №1 имени П.П. Чистякова с обучающимися старших классов (дети 15-16 лет), с учетом их психолого-возрастных особенностей.
Во втором параграфе второй главы мы представляем метод проектной деятельности как форму организации самостоятельной работы обучающихся, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую творческой и исследовательской работе в контексте изучения явлений современного искусства.
В третьем параграфе второй главы мы описываем структуру проекта, способствующего организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства. Нами представлен проект электронного каталога екатеринбургского стрит-арта, контент которого формируется из фотографий и этикеток, выполненных обучающимися ДХШ №1 имени П.А. Чистякова. С помощью данного проекта дети могут реализовать свой творческий потенциал, открыть новые способы самовыражения и развить творческое мышление. Также данный проект способствует профессиональному самоопределению, что в период ранней юности является одной из приоритетных задач для молодого человека.
Апробация материалов магистерской диссертации представлена в следующих публикациях:
1) Чернавских О.С. Стрит-арт в пространстве городской среды
Екатеринбурга// «Человек в мире культуры. Региональные
культурологические исследования»: электронный научный журнал, № 1 (20). - Екатеринбург, 2017. [Электронный научный журнал] URL: http://region- culture.ru/number_ 1_2017.html
2) Чернавских О.С. Ревитализация архитектурных объектов в
Екатеринбурге: опыт, проблемы, перспективы// «Цифровая культура
открытых городов»: материалы VI всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). - Екатеринбург: МБОУ ВО ЕАСИ, 2018. Принята к публикации.
Разнообразие и разноплановость современного искусства поражает даже искушенного зрителя, имеющего богатый опыт общения с искусством. Современное искусство затруднительно в восприятии и интерпретации массовым зрителем. Он часто оказывается не готов к диалогу с современными произведениями. При этом, современное искусство во всех своих проявлениях привлекает зрителя: выставочные пространства полны посетителями; возможно, массовый зритель ищет среди таких экспозиций развлечение, яркие эмоциональные переживания, шок, ощущения причастности к эпатажу.
Л.С. Выготский, рассматривая значение искусства и степень его влияния на человека, высказывает мысль об очевидности сложного и многообразного его действия, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Можно говорить о том, что и искусство современное не ставит перед собой цель быть творчеством ради творчества, но ставит перед собой задачи гораздо более широкие.
Искусство современное является средством взрывного выхода из равновесия и баланса. В арсенале современных художников множество средств, в том числе технически-сложных, с их помощью на зрителя можно воздействовать совершенно по-разному, как с точки зрения средств выражения, так и с точки зрения психологического влияния.
Все больший интерес молодежи к современному искусству, вызываемый всевозможными акциями, фестивалями, арт-галереями заставляет задумываться о необходимости формирования избирательности и развития критического мышления, разработать критерии с целью помочь зрителю отделить искусство от не-искусства.
Понимание того, что формировать чувство вкуса по отношению к искусству необходимо с детства, само по себе не ново. В то же время мы приходим к пониманию того, что с ростом актуальности современного искусства в его самых разнообразных направлениях, необходимо научить воспринимать и трактовать такое искусство с самого юного возраста, с целью избежать распространения и популяризации низкопробного творчества.
Здесь возникает ряд проблем и вопросов, связанных как с пониманием и определением современного искусства как явления со своей спецификой, так и с методикой изучения явлений современного искусства обучающимися.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обуславливается, во-первых, самим объектом исследования, находящимся в постоянном движении, развитии во всем своем многообразии явлений и проблемных областей, и обращение к конкретному явлению современного искусства может раскрыть лишь один из аспектов большого целого; во- вторых, изучение обучающимися такого явления как современное искусство требует структурированного подхода, тем более остро становится вопрос выбора критериев, способствующих правильному восприятию и интерпретации современных арт-объектов, а также формированию эстетической взыскательности в условиях широкого доступа к разнообразным арт-практикам. Изучение современного искусства в системе школьного и дополнительного образования представляется особенно значимым в условиях изучения детьми дисциплин предметной области «Искусство» и мировой художественной культуры в рамках школьной программы в контексте традиционного изобразительного творчества, схожая ситуация и в сфере дополнительного образования. Это позволяет сформулировать проблему данного исследования: поиск методов, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства.
Данная выпускная квалификационная работа предусматривает разработку проекта, реализация которого будет способствовать вовлечению обучающихся в процесс общения с современным искусством, посредством изучения стрит-арта как уникального и популярного культурного явления в Екатеринбурге и мире. Предлагаемый проект ориентирован на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания детей, формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, что соответствует требованиям ФГТ, предъявляемым к дополнительному образованию в области изобразительного искусства.
Объект исследования - современное искусство.
Предметом исследования выступает самостоятельная работа обучающихся и формы ее организации в ходе изучения явлений современного искусства.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект, направленный на организацию самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) на основе анализа научной литературы охарактеризовать сущность, специфику и разнообразие современного искусства;
2) представить фотографию как актуальное техническое искусство XXI века и доступную современному человеку арт-практику;
3) определить значение стрит-арта как одного из самых популярных видов современного искусства, в целом, и Екатеринбурге, в частности;
4) проанализировать опыт изучения современного искусства в сфере дополнительного образования (на примере детской художественной школы);
5) представить метод проектов как особую форму организации деятельности обучающихся, ориентированную на осуществление самостоятельной творческой и исследовательской работы;
6) разработать проект, направленный на изучение обучающимися детской художественной школы имени П.П. Чистякова современного искусства (на материале екатеринбургского стрит-арта).
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в предложенной форме самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства с вовлечением их в исследовательскую деятельность и реализацией творческих способностей обучающихся, а также популярных средств Интернет-коммуникаций.
Методы исследования. Для выявления универсального и уникального в современном искусстве в России и за рубежом нами выбран компаративистский метод. Современное искусство, стрит-арт в целом, и граффити в частности, априори содержит транслируемую смысловую информацию. Коммуникация может строиться по принципу художник - художнику, художник - социуму. Следовательно, уместно обратиться к семиотическому методу (в рамках категории метода - прагматики (отношения знаков и их интерпретаторов)). В качестве одной из краеугольных проблем современного искусства можно обозначить проблему его интерпретации. Большинство современных объектов искусства сложны для восприятия зрителя и нуждаются в этикетаже или пояснении куратора выставки. Тоже можно сказать применимо к стрит-арту.
Теоретико-методологической основой нашей работы выступили исследования:
- по проблемам современного искусства: Ж. Бодрийяр, В.В. Бычков, Б. Гройс, Д. Томпсон и др.;
- по педагогическим аспектам: Б.С. Волков, А.В. Мудрик, И.А. Химик, и др..
Мы также опирались на работы Н.М. Великой и А.А. Голосеевой, В. Воробьевой, О.Ю. Гудошниковой, Е.В. Петровской и ряда других авторов по вопросам современного искусства.
Рассматривая такое явление современного искусства, как стрит-арт, мы обращались к работам Д. Голынко-Вольфсон, С. Перминову.
По аспектам организации самостоятельной работы обучающихся в контексте внеурочной деятельности мы опирались на работы Е.Н. Барышникова, А.В. Золоторевой и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, и заключения.
В первом параграфе первой главы на основании определений данных различными авторами, такими как В.В. Бычков, Д. Томпсон, Л.Н. Захарова, мы попытались уточнить само понятие «современное искусство», выявить его характерные черты, а также выявили разницу между понятиями «современное» и «актуальное» искусство. Обозначили разнообразие явлений современного искусства.
Во втором параграфе первой главы мы рассматриваем фотографию как широкодоступную современную техническую арт-практику. Актуальность данного вида искусства в современном обществе исходя из глобальной тенденции к визуализации.
В третьем параграфе первой главы мы обращаемся к такому явлению современного искусства как стрит-арт. По нашему мнению, именно это явление оказывается наиболее встречаемым в городской среде. Мы попытались выявить взаимосвязь фотографии и стрит-арта как видов современного искусства и взаимообусловленность их популяризации. Также в данном параграфе рассматривается значение стрит-арта как динамично развивающегося вида современного искусства в формировании пространства городской среды Екатеринбурга.
В первом параграфе второй главы мы раскрываем тезис о том, что внеурочная деятельность является оптимальной формой для изучения современного искусства, как в общеобразовательных школах, так и в системе дополнительного образования. Далее мы анализируем опыт изучения современного искусства в детской художественной школе №1 имени П.П. Чистякова с обучающимися старших классов (дети 15-16 лет), с учетом их психолого-возрастных особенностей.
Во втором параграфе второй главы мы представляем метод проектной деятельности как форму организации самостоятельной работы обучающихся, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую творческой и исследовательской работе в контексте изучения явлений современного искусства.
В третьем параграфе второй главы мы описываем структуру проекта, способствующего организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения современного искусства. Нами представлен проект электронного каталога екатеринбургского стрит-арта, контент которого формируется из фотографий и этикеток, выполненных обучающимися ДХШ №1 имени П.А. Чистякова. С помощью данного проекта дети могут реализовать свой творческий потенциал, открыть новые способы самовыражения и развить творческое мышление. Также данный проект способствует профессиональному самоопределению, что в период ранней юности является одной из приоритетных задач для молодого человека.
Апробация материалов магистерской диссертации представлена в следующих публикациях:
1) Чернавских О.С. Стрит-арт в пространстве городской среды
Екатеринбурга// «Человек в мире культуры. Региональные
культурологические исследования»: электронный научный журнал, № 1 (20). - Екатеринбург, 2017. [Электронный научный журнал] URL: http://region- culture.ru/number_ 1_2017.html
2) Чернавских О.С. Ревитализация архитектурных объектов в
Екатеринбурге: опыт, проблемы, перспективы// «Цифровая культура
открытых городов»: материалы VI всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). - Екатеринбург: МБОУ ВО ЕАСИ, 2018. Принята к публикации.
Современное искусство является неотъемлемой частью жизни города, в особенности, мегаполиса. Пройдя путь от классической живописи до всевозможных «измов» ХХ века, эпатаж и эксперименты, искусство пришло к новым формам и средствам выражения. Современное искусство предстает перед зрителем в самых неожиданных вариациях, стремится вызвать зрителя на диалог, заставив его свободно интерпретировать увиденное. В современном искусстве зритель выступает в качестве со-творца. Современное искусство интерактивно, взаимодействие происходит на уровне общения арт-объекта и зрителя, зрителя с самим собой, зрителя с другим зрителем, соотнося свое прочтение с прочтением другого, высшим уровнем интеракции является взаимодействие зрителя с обществом, направленное на решение проблемы, поднятой арт-объектом.
Все больший интерес в частности молодежи к современному искусству, вызываемый всевозможными акциями, фестивалями, арт- галереями заставляет задумываться о необходимости формирования избирательности и развития критического мышления по отношению к современным арт-практикам. Задача подготовить зрителя к диалогу с современным объектом выходит на первый план.
К основным направлениям современного искусства относятся инсталляции, перформансы, кинематограф, медиа-арт, фотография, стрит-арт и др.
Фотография как явление научно-технического прогресса непрестанно развивается и видоизменяется, она прочно вошла во все области нашей повседневной жизни и крепко обосновалась в духовной культуре современного человека. Фотография, благодаря авторской интерпретации увиденного, становится мощнейшим средством влияния на зрителя и общественное сознание.
Значение фотографии в обществе и возможность, посредством ее, эстетического, культурного и социального воспитания нельзя недооценивать. Кроме того, фотография является способом трансляции социокультурных изменений в обществе. Изучение фотографии сегодня дает возможность понять, что является значимым и актуальным для современного человека. Фотография, как и все современное искусство, многомерна, неоднозначна и требует ее интерпретации зрителем.
Светопись активная составляющая современного визулизированного мира, текст, несущий информацию и имеющий сильнейшее влияние на формирование личности человека. Отсюда особенно важно, чтобы создание фотографии не сводилось к констатации и запечатлению профанного, а зритель, в свою очередь имел навык общения с фотографией, умел читать тот текст, который она в себе заключает. Необходимость эстетического воспитания и формирования критического осмысления фотографий сделанных в повседневной жизни, становится крайне актуальной, в особенности, среди детей и молодежи, как наиболее подверженной влиянию медиа-технологий и явлениям современного искусства возрастной категории.
Другая популярная современна арт-практика - стрит-арт, приобретшая популярность с шестидесятых годов прошлого столетия в Америке.
Мы рассмотрели стрит-арт как полифункциональное явление современного искусства. Обозначили его мировоззренческую функцию через выражение в художественной форме чувств и представлений художника, как на основе конкретных явлений и фактов, так и раскрывая какую-либо проблему в обобщенном образе. Стрит-арт обращает внимание зрителя на широкий спектр тем, проблем, явлений. Это может быть и потеря исторического наследия, и забытые герои прошлого, и вопросы толерантности в современном обществе. Также выделили эстетическую функцию уличного искусства, через граффити, выполненные на высоком художественном уровне. Обозначили широко прослеживающуюся коммуникативную функцию, на наш взгляд, ведущую для стрит-арта. Коммуникация происходит от художника к зрителю, от райтера к райтеру, иногда и от зрителя к зрителю, тем самым делая зрителя со-творцом арт- объекта.
Сами уличные художники отмечают, что стрит-арт обладает большим потенциалом для преобразования городской среды. Помимо его социального и политического воздействия, с его помощью можно преобразовать город, провести ревитализацию отдельных городских территорий.
В среде уличных художников всего мира, Екатеринбург стал известен благодаря работам таких художников, как Тимофей Радя, Слава PTRK, Старик Б.У. Кашкин, и большому количеству российских и заграничных райтеров, работающих в городе в рамках ежегодного фестиваля уличного искусства «Стенограффия», проводимого с 2010 года.
Для Екатеринбурга стрит-арт - это не только граффити, но и арт- объекты выполненные с использованием разнообразных материалов: книг, газет, фотографий, металла, ткани и т.д.
Екатеринбург со всей ответственностью можно назвать столицей стрит-арта. Его популярность в городе подтверждается, в том числе, созданием в 2013 году галереи уличного искусства «Свитер», собиравшая в своих стенах лучших представителей стрит-арта и современного искусства. За короткий срок (галерея просуществовала 3 года) «Свитер» стал одним из популярнейших культурно-досуговых мест Екатеринбурга.
В целом, можно констатировать, что стрит-арт в Екатеринбурге активно развивается. Становится все больше работ-долгожителей. Уличное искусство Екатеринбурга органично вписывается в динамично развивающееся городское пространство, становясь его отличительной чертой.
Отметим, что такие явления современного искусства как фотография и стрит-арт возможно определить как взаимообусловленные, так как благодаря сохранению проекта, например, на фотоаппарат, работа уличного художника становится в определенной мере бессрочной. Фотосъемка стрит-арт проектов со всего мира и размещение фотоматериалов в авторских блогах и на сайтах позволяют популяризировать как стрит-арт в целом, так и отдельного уличного художника.
Неприятие и непринятие современного искусства зрителем, на наш взгляд, обусловлены, прежде всего, сложностью интерпретации современных художественных явлений, в том числе в профессиональной среде художников академического направления, художников-педагогов образовательных учреждений. На наш взгляд, это является значимой проблемой для образования молодого поколения, тем более для формирования цельной и всесторонне развитой личности юного художника.
Мы считаем, что формировать навык общения с современным искусством необходимо начать как можно раньше. Знакомить, вводить ребенка в мир современных арт-практик, помочь ему в нем адаптироваться, показать разнообразие явлений современного искусства, научить критически мыслить и интерпретировать современные арт-объекты, с целью формирования насмотренности, избирательности юного зрителя. Более подробное и системное изучение современного искусства необходимо осуществлять при наличии теоретического базиса в сфере классического искусства, когда зритель уже владеет знаниями об основных видах, жанрах, направлениях искусства, их развитии и последовательности, основных средствах художественной выразительности.
Знакомить с миром современного искусства обучающегося в среднем звене возможно посредством предмета мировая художественная культура и предметной области «Искусство».
Учитывая мировоззренческий характер дисциплины МХК, согласно ФГОС, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе.
Внеурочная деятельность, как для системы общего, так и для дополнительного образования, обладает большим потенциалом в отношении приобщения школьников к современному искусству и его изучению.
Искусство в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет в предметной области «История искусств» по учебному предмету «История изобразительного искусства» в детской художественной школе изучается в логике исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века. При этом на изучение собственно модернистских течений в западноевропейском и отечественном искусстве ХХ века отводится 25,5 часов в выпускном классе.
Не случайно учебной программой художественной школы предусмотрен объем самостоятельной работы в соотношении один к одному к аудиторной нагрузке.
Отметим также, что к самостоятельной работе учебная программа относит разнообразные виды внеаудиторной работы такие, как непосредственное выполнение домашнего задания; подготовка докладов и рефератов; посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов и др.); участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Так в детской художественной школе №1 имени П.П. Чистякова в рамках внеурочной деятельности, в форме элективных курсов или арт- проектов, изучается современное искусство в его разнообразных проявлениях. Опыт школы представляет собой как рассмотрение теоретических аспектов современного искусства (его истоки, средства выразительности, формы, актуальные практики), так и практикоориентированную деятельность, посредством создания и экспонирования арт-объектов (итоговая выставка проекта «Теория и практика современного искусства» на площадке ГЦСИ, интерактивный проект «ART-Поход», проект «Альфа и Омега в ЕМИИ и др.).
Освоение образовательных программ согласно ФГОС предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга, в том числе метод проектов и творческие работы.
Важным аспектом метода проектной деятельности для обучающегося, является его подчеркнуто самостоятельный характер. Учитель в данном случае выступает в качестве руководителя (тьютора).
Обучающийся посредством своего проекта должен продемонстрировать навык самостоятельной работы в поиске, получении и транслировании информации, а также умение вести работу согласно логике научного исследования (постановка цели, гипотезы, планирование работы, работа с необходимой информацией, выводы, презентация).
Проектная деятельность имеет интегрированный характер и позволяет обучающимся применить знания, полученные при изучении различных дисциплин.
Проектную деятельность можно охарактеризовать как эффективный метод учебной интерактивной работы обучающихся, в том числе в сфере дополнительного образования при реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» в рамках изучения дисциплины «История изобразительного искусства».
В рамках внеурочной деятельности в контексте изучения современного искусства с обучающимися предвыпускных и выпускных классов ДХШ №1 имени П.П. Чистякова, нами был разработан проект электронного каталога екатеринбургского стрит-арта, направленный на сохранение произведений, систематизацию их по времени создания, расположению, по возможности авторству.. На наш взгляд, данный проект может способствовать развитию интереса обучающихся к изучению современного искусства, самим при этом выступив в качестве со-творца - применив свои художественные, аналитические, интеллектуальные способности.
Изучение современного искусства обучающимися классических художественных заведений позволяет открывать новые способы самовыражения и развивать творческое мышление.
Все больший интерес в частности молодежи к современному искусству, вызываемый всевозможными акциями, фестивалями, арт- галереями заставляет задумываться о необходимости формирования избирательности и развития критического мышления по отношению к современным арт-практикам. Задача подготовить зрителя к диалогу с современным объектом выходит на первый план.
К основным направлениям современного искусства относятся инсталляции, перформансы, кинематограф, медиа-арт, фотография, стрит-арт и др.
Фотография как явление научно-технического прогресса непрестанно развивается и видоизменяется, она прочно вошла во все области нашей повседневной жизни и крепко обосновалась в духовной культуре современного человека. Фотография, благодаря авторской интерпретации увиденного, становится мощнейшим средством влияния на зрителя и общественное сознание.
Значение фотографии в обществе и возможность, посредством ее, эстетического, культурного и социального воспитания нельзя недооценивать. Кроме того, фотография является способом трансляции социокультурных изменений в обществе. Изучение фотографии сегодня дает возможность понять, что является значимым и актуальным для современного человека. Фотография, как и все современное искусство, многомерна, неоднозначна и требует ее интерпретации зрителем.
Светопись активная составляющая современного визулизированного мира, текст, несущий информацию и имеющий сильнейшее влияние на формирование личности человека. Отсюда особенно важно, чтобы создание фотографии не сводилось к констатации и запечатлению профанного, а зритель, в свою очередь имел навык общения с фотографией, умел читать тот текст, который она в себе заключает. Необходимость эстетического воспитания и формирования критического осмысления фотографий сделанных в повседневной жизни, становится крайне актуальной, в особенности, среди детей и молодежи, как наиболее подверженной влиянию медиа-технологий и явлениям современного искусства возрастной категории.
Другая популярная современна арт-практика - стрит-арт, приобретшая популярность с шестидесятых годов прошлого столетия в Америке.
Мы рассмотрели стрит-арт как полифункциональное явление современного искусства. Обозначили его мировоззренческую функцию через выражение в художественной форме чувств и представлений художника, как на основе конкретных явлений и фактов, так и раскрывая какую-либо проблему в обобщенном образе. Стрит-арт обращает внимание зрителя на широкий спектр тем, проблем, явлений. Это может быть и потеря исторического наследия, и забытые герои прошлого, и вопросы толерантности в современном обществе. Также выделили эстетическую функцию уличного искусства, через граффити, выполненные на высоком художественном уровне. Обозначили широко прослеживающуюся коммуникативную функцию, на наш взгляд, ведущую для стрит-арта. Коммуникация происходит от художника к зрителю, от райтера к райтеру, иногда и от зрителя к зрителю, тем самым делая зрителя со-творцом арт- объекта.
Сами уличные художники отмечают, что стрит-арт обладает большим потенциалом для преобразования городской среды. Помимо его социального и политического воздействия, с его помощью можно преобразовать город, провести ревитализацию отдельных городских территорий.
В среде уличных художников всего мира, Екатеринбург стал известен благодаря работам таких художников, как Тимофей Радя, Слава PTRK, Старик Б.У. Кашкин, и большому количеству российских и заграничных райтеров, работающих в городе в рамках ежегодного фестиваля уличного искусства «Стенограффия», проводимого с 2010 года.
Для Екатеринбурга стрит-арт - это не только граффити, но и арт- объекты выполненные с использованием разнообразных материалов: книг, газет, фотографий, металла, ткани и т.д.
Екатеринбург со всей ответственностью можно назвать столицей стрит-арта. Его популярность в городе подтверждается, в том числе, созданием в 2013 году галереи уличного искусства «Свитер», собиравшая в своих стенах лучших представителей стрит-арта и современного искусства. За короткий срок (галерея просуществовала 3 года) «Свитер» стал одним из популярнейших культурно-досуговых мест Екатеринбурга.
В целом, можно констатировать, что стрит-арт в Екатеринбурге активно развивается. Становится все больше работ-долгожителей. Уличное искусство Екатеринбурга органично вписывается в динамично развивающееся городское пространство, становясь его отличительной чертой.
Отметим, что такие явления современного искусства как фотография и стрит-арт возможно определить как взаимообусловленные, так как благодаря сохранению проекта, например, на фотоаппарат, работа уличного художника становится в определенной мере бессрочной. Фотосъемка стрит-арт проектов со всего мира и размещение фотоматериалов в авторских блогах и на сайтах позволяют популяризировать как стрит-арт в целом, так и отдельного уличного художника.
Неприятие и непринятие современного искусства зрителем, на наш взгляд, обусловлены, прежде всего, сложностью интерпретации современных художественных явлений, в том числе в профессиональной среде художников академического направления, художников-педагогов образовательных учреждений. На наш взгляд, это является значимой проблемой для образования молодого поколения, тем более для формирования цельной и всесторонне развитой личности юного художника.
Мы считаем, что формировать навык общения с современным искусством необходимо начать как можно раньше. Знакомить, вводить ребенка в мир современных арт-практик, помочь ему в нем адаптироваться, показать разнообразие явлений современного искусства, научить критически мыслить и интерпретировать современные арт-объекты, с целью формирования насмотренности, избирательности юного зрителя. Более подробное и системное изучение современного искусства необходимо осуществлять при наличии теоретического базиса в сфере классического искусства, когда зритель уже владеет знаниями об основных видах, жанрах, направлениях искусства, их развитии и последовательности, основных средствах художественной выразительности.
Знакомить с миром современного искусства обучающегося в среднем звене возможно посредством предмета мировая художественная культура и предметной области «Искусство».
Учитывая мировоззренческий характер дисциплины МХК, согласно ФГОС, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе.
Внеурочная деятельность, как для системы общего, так и для дополнительного образования, обладает большим потенциалом в отношении приобщения школьников к современному искусству и его изучению.
Искусство в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет в предметной области «История искусств» по учебному предмету «История изобразительного искусства» в детской художественной школе изучается в логике исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века. При этом на изучение собственно модернистских течений в западноевропейском и отечественном искусстве ХХ века отводится 25,5 часов в выпускном классе.
Не случайно учебной программой художественной школы предусмотрен объем самостоятельной работы в соотношении один к одному к аудиторной нагрузке.
Отметим также, что к самостоятельной работе учебная программа относит разнообразные виды внеаудиторной работы такие, как непосредственное выполнение домашнего задания; подготовка докладов и рефератов; посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных залов и др.); участие обучающихся в выставках, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Так в детской художественной школе №1 имени П.П. Чистякова в рамках внеурочной деятельности, в форме элективных курсов или арт- проектов, изучается современное искусство в его разнообразных проявлениях. Опыт школы представляет собой как рассмотрение теоретических аспектов современного искусства (его истоки, средства выразительности, формы, актуальные практики), так и практикоориентированную деятельность, посредством создания и экспонирования арт-объектов (итоговая выставка проекта «Теория и практика современного искусства» на площадке ГЦСИ, интерактивный проект «ART-Поход», проект «Альфа и Омега в ЕМИИ и др.).
Освоение образовательных программ согласно ФГОС предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга, в том числе метод проектов и творческие работы.
Важным аспектом метода проектной деятельности для обучающегося, является его подчеркнуто самостоятельный характер. Учитель в данном случае выступает в качестве руководителя (тьютора).
Обучающийся посредством своего проекта должен продемонстрировать навык самостоятельной работы в поиске, получении и транслировании информации, а также умение вести работу согласно логике научного исследования (постановка цели, гипотезы, планирование работы, работа с необходимой информацией, выводы, презентация).
Проектная деятельность имеет интегрированный характер и позволяет обучающимся применить знания, полученные при изучении различных дисциплин.
Проектную деятельность можно охарактеризовать как эффективный метод учебной интерактивной работы обучающихся, в том числе в сфере дополнительного образования при реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» в рамках изучения дисциплины «История изобразительного искусства».
В рамках внеурочной деятельности в контексте изучения современного искусства с обучающимися предвыпускных и выпускных классов ДХШ №1 имени П.П. Чистякова, нами был разработан проект электронного каталога екатеринбургского стрит-арта, направленный на сохранение произведений, систематизацию их по времени создания, расположению, по возможности авторству.. На наш взгляд, данный проект может способствовать развитию интереса обучающихся к изучению современного искусства, самим при этом выступив в качестве со-творца - применив свои художественные, аналитические, интеллектуальные способности.
Изучение современного искусства обучающимися классических художественных заведений позволяет открывать новые способы самовыражения и развивать творческое мышление.
Подобные работы
- УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Формирование у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» В ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Реализация современных форм внеурочной работы со старшеклассниками (на материале современного искусства)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БИСЕРОМ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМВ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Развитие у младших школьников эстетической оценки произведений современного искусства во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



