Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96324

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие
способности» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 19
1.3. Средства изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1. Анализ образовательных программ дошкольного образования 48
2.2. Разработка комплекса занятий изобразительной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста..67
2.3. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фотоматериалы к НОД «Гжель» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоматериалы к НОД «Волшебное окно»

Согласно действующему Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель российского образования - всестороннее развитие творческой, уважающей собственное достоинство, граждански ответственной личности. Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.
Трудно переоценить роль искусства в развитии личности, ее творческих задатков и дарований, в формировании эстетического вкуса, духовно-нравственных ориентиров. К художественному творчеству дети- дошкольники приобщаются на занятиях изобразительной деятельностью.
Дошкольный возраст занимает исключительно важное место в формировании целостной личности. Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, развиваются творческие способности.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными.
Педагоги учреждений дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников. Однако на практике возникает противоречие между потребностью педагогов-практиков в научных рекомендациях по совершенствованию этой работы и отсутствием теоретических исследований, отражающих современные запросы общества на формирование творческой личности на этапе дошкольного образования. Отсутствуют четкие критерии исследования уровня творческих способностей. Требуют обновления формы, методы и средства работы с детьми в процессе их изобразительной и художественно-творческой деятельности.
Значительная часть педагогов дошкольных учреждений не учитывает особенности и интересы детей, воспитывающихся в условиях современного информационного общества, испытывает затруднения в применении современных методик и технологий на занятиях изодеятельностью. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Актуальность указанной проблемы, а также личный интерес автора обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изодеятельности».
Методологической основой исследования являются философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе К.Д.Ушинского, психолого-педагогические концепции развития личности Л.С. Выготского, исследования по проблематике творческих способностей Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсона.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: разработать и внедрить комплекс занятий изодеятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью ВКР нами сформулированы следующие задачи:
1) представить теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности»;
2) выявить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3) определить и изучить средства изобразительной деятельности, охарактеризовать нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей старших дошкольников;
4) провести сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования;
5) разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
6) провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изодеятельности и представить анализ ее результатов.
Сформулировав цели и задачи нашего исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет наиболее продуктивным, если будут проведены занятия изодеятельностью, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования.
Для проверки основных положений гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования: 
• эмпирический: изучение опыта педагогов учреждений дошкольного образования по развитию творческих способностей детей, проведение и анализ опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях изодеятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «творческие способности», обосновании важной роли занятий со старшими дошкольниками изобразительной деятельностью в развитии их творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского комплекса занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и возможности его использования педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов общеобразовательных школ.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский, Свердловской области. Исследованием охвачены дети подготовительной группы к школе в количестве 22 человек.
Апробация работы нашла отражение в следующих публикациях:
1. Кассем С.Е. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №2 (в печати).
2. Кассем С.Е. Опыт развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №3 (в печати).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: выявлены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности», охарактеризованы средства изобразительной деятельности и выявлена их роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе раскрывается опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: проведен сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования, представлен комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обобщены результаты опытно-поисковой работы.
В заключении представлены основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Старший дошкольный возраст - это период детства от пяти до семи лет, обусловленный интенсивным развитием всех систем и функций детского организма, совершенствованием нервной системы и высшей нервной деятельности, происходят качественные изменения в психическом строе личности ребенка. Формируется целостность восприятия, складываются зачатки произвольной памяти и внимания, развивается воображение.
Воображение становится произвольным, ребенок может сам придумать замысел и выбрать средства его реализации. Дети начинают правильно ориентироваться в пространстве и времени, способны отличать предметы по форме, величине, строению, цвету. Мышление старших дошкольников характеризуется способностью к обобщениям, логическим суждениям. В то же время педагогу дошкольного учреждения и необходимо иметь в виду, что и память, и мышление ребенка носят наглядно-образный характер. Дети этого возраста быстро запоминают все яркое, красочное и необычное. Наиболее успешно развитие восприятия, памяти, внимания, мышления старших дошкольников происходит в процессе игры, которая остается ведущим видом их деятельности. Игра имеет огромное воспитательное значение. Она формирует важнейшие стороны личности как члена общества, удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности старшего дошкольника.
Мы понимаем творчество как социально обусловленную созидательную деятельность, направленную на порождение новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творческие способности не сводятся только к интеллекту, они являются функцией целостной личности. Мы определяем творческие способности как такие качества личности, с помощью которых человек способен создавать абсолютно новые продукты в интересующей его сфере деятельности, предлагать оригинальные идеи в решении возникающих задач.
Детская творческая деятельность многоаспектна, включает в себя интенсивную работу мышления, эмоции, волю.
Реализация творческого потенциала личности обусловлена наследственными природно-биологическими факторами. В то же время на развитие ее творческих способностей огромное влияние оказывают социальная среда и воспитание. Посредством целенаправленной педагогической деятельности творческие способности особенно успешно поддаются развитию в дошкольном возрасте. Наиболее интересным видом творчества для детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность - это продуктивный вид детской художественно-творческой деятельности, образное воплощение впечатлений ребенка от многообразных явлений природы и общества, а также выражение отношения к ним. Изодеятельность, и, прежде всего, рисование, является важнейшим фактором становления ребенка как целостной личности, ее умственного, физического, нравственного, эстетического развития. На занятиях изодеятельностью педагогу необходимо уметь создавать эстетическую развивающую предметно-пространственную среду, применять современные методы, формы и средства обучения, использовать потенциал различных видов искусств, с целью сделать данные занятия еще более интересными для старших дошкольников.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (граттаж, кляксография, монотипия, набрызг, оттиск, тиснение и др.) вызывают у детей непосредственный интерес, побуждают к активной самостоятельной художественно-творческой деятельности, способствуют преодолению стереотипности стандартности мышления детей, раскрывают воображение и фантазию.
Наряду с традиционными изобразительными средствами (цвет, форма, композиця) дети узнают о нетрадиционных выразительных средствах и техниках (пятна, точки, фактурность окраски, фантастические силуэты) и используют их для создания своих оригинальных художественных образов.
Применение на занятиях нетрадиционных для рисования материалов: бумаги, коктейльных трубочек, парафиновой свечи, поролона, пенопласта, расчески, зубной щетки и ниток обогащает знания старших дошкольников о предметах окружающего мира и многообразии их свойств.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности правомерно определить как инновационное средство этой деятельности. Занятия с их применением не только способствуют развитию творческих способностей ребенка, но и снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Проведенный нами анализ образовательных программ детских дошкольных учреждений «Мир открытий», «Образование для процветания», «От рождения до школы» показал, что, несмотря на различие в тематике, формах и методах проведения занятий, они направлены на развитие образно-эстетического восприятия у детей. Программы нацеливают педагогические коллективы учить детей созерцать красоту окружающего мира, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации. Занятия по этим программам помогают детям овладевать композиционными умениями, закреплять и углублять знания о народной декоративной росписи, формировать навыки и умения самостоятельно создавать изображения по различным мотивам.
Указанными образовательными программами не предусмотрено использование нетрадиционных техник рисования, что побудило нас к разработке и внедрению комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования объемом 34 учебных часа.
Виды нетрадиционных техник рисования нами отбирались в соответствии с целью, задачами, темой и содержанием каждого занятия. Мы использовали такие методы обучения как метод беседы, частично- поисковый, метод поощрения, метод творческих заданий. На занятиях активно использовались возможности современных информационно-коммуникационных технологий в форме электронных презентаций, подготовленных педагогом.
Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей осуществлялась с сентября 2017 по май 2018 года в ходе педагогического эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад «Подснежник» п. Рефтинский Свердловской области. В нем участвовали 22 ребенка подготовительной группы к школе. Анализ результатов опытно-поисковой работы нами проведен на основе диагностического инструментария, представленного в образовательной программе «Образование для процветания» под руководством Т.С. Комаровой.
Итоговая диагностика и анализ полученных результатов свидетельствуют о положительной динамике общего уровня развития творческих способностей группы: он вырос на 25,6 % и составляет 74,8 %. Прослеживается динамика развития творческих способностей по всем критериям. Уровень нестандартного мышления группы увеличился на 21,1 %, умение изобретать и использовать различные предметы увеличилось на 28,7. Способность предложить большое количество идей увеличилась на 34,8 %, оригинальность в выборе сюжетов увеличилась почти на 42 %.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах показало, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой применение комплекса занятий изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, нашла свое подтверждение.



1. Бабаева Т. И. Мониторинг в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 528 с.
2. Бенин В. Л., Василина Д. С. Развитие творческой способности на уроках мировой художественной культуры. Монография. 2-е изд. - М: ФЛИНТА, 2016. - 148 с.
3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
5. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Культура, 2005. - 240 с.
6. Варкки Н. А., Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребенка. - М.: Речь, 2002. - 168 с.
7. Веракса Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. - 150 с.
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. - 72 с.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. - М.: Мозайка-Синтез, 2012. - 420 с.
10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная психология. Бакалавр. Академический курс. - Люберцы: Издательство «Юрайт», 2017, - 446 с.
11. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 480 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Издательство «Эксмо», 2005. - 1136 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Издательство АСТ, 2011. - 640 с.
16. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 416 с.
17. Гарпиненко Е. А. Основные подходы к пониманию творческих способностей (к проблеме развития творческих способностей в хореографических учебных заведениях) / Е. А. Гарпиненко // ACADEMIA: танец, музыка, театр, образование. - 2017. № 2 (44). С. 89-94.
18. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 2003. - 635 с.
19. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. - М.: 1999. 344 с.
20. Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М.:
Просвещение, 1986. - 240 с.
21. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
22. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.
23. Дружинин В. С. Психология общих способностей. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
24. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика.
Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для
академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2016. - 185 с.
25. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. - 157 с.
26. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. - 64 с.
27. Ендовицкая Т. В. О развитии творческих способностей / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. - 1967. № 12. С. 73-75.
28. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
29. Журова Л. Е., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности детей к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей / Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова // Начальная школа. - 1999. № 8. С. 5-11.
30. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. - М.: Владос, 2006. - 256 с.
31. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина: под ред. Р. Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
32. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь:
для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 176 с.
33. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М.: Просвещение, 1995. - 195 с.
34. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое сообщество России, 2005. - 128 с.
35. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная группа к школе. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 112 с.
36. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: Мозайка-Синтез, 2016. - 144 с.
37. Кондаков И. М. Психология: иллюстрированный словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Прайм-Еврознак, 2007, - 783 с.
38. Королева Т. В. Занятия по рисованию в детском саду. - М.: Владос, 2007. - 148 с.
39. Кошелева Е.С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом // Вестник Балтийского федеральногоуниверситета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2013. С.145-151.
40. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
41. Кузин В. С. Психология. Учебник. - М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.
42. Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
43. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Тарту, 1974. - 98 с.
44. Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960, № 6. - С. 37-38.
45. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
46. Лилов А. В. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981. - 91 с.
47. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
48. Лукашевич В. В., Пронина Е. Н. - М.: МГУП, 1999. - 188 с.
49. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические
рекомендации. - М.: Цветной мир, 2014. - 208 с.
50. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие
способности. - М.: Искусство, 1981. - 221 с.
51. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - СПб.: Издательство «Прайм-Еврознак», 2009. - 816 с.
52. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
53. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 6-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
54. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
55. Новикова Г. П. Научные проблемы развития одаренности и способностей у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. №1. - С. 38-45.
56. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. / Г.П. Новикова. - М.: «Аркти», 2004. - 224 с.
57. Новикова Г.П. Развитие детской одаренности в условиях введения ФГОС дошкольного образования / Г.П. Новикова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. № 2. - С. 26-33.
58. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С. М. Авдеевой, И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, С. С. Славина. - М.: АСИ, 2014. - 320 с.
59. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
60. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 368 с.
61. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999, - 240 с.
62. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие. / Автор-составитель Трифонова Е. В. // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон , И. А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 264 с.
63. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
64. Пономарев А. Я. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302 с.
65. Практикум по детской психологии. / Под ред. Урунтаевой Г. А. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
66. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] URL: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 15.09.2018).
67. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. № 5. - С. 21-27.
68. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
69. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Просвещение, 1988. - 290 с.
70. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М.: Владос - Пресс, Кн 1., 2002. - 384 с.
71. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
72. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2006, -178 с.
73. Самарин Ю. А. Проблемы способностей. - М.: Просвещение, 1962. - 402 с.
74. Свирская Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. - СПб.: Линка-Пресс, 2010. - 144 с.
75. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
76. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
77. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] URL: https://www.ourmind.ru/tag/tvorchestvo (дата обращения 14.09.2018).
78. Соловейчик С. Л. От интересов к способностям. - М.: Знание, 1968.
- 92 с.
79. Соломенникова О. А., Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. - М.: Мозайка-Синтез, 2011. - 96 с.
80. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. Циркина С. Ю. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
81. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. учр. высшего образования. 6-е изд. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
82. Степанова М. А. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
83. Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Учись думать творчески. // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 295 с.
84. Стребелева Е. А. Педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
85. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Просвещение, 1985. - 255 с.
86. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.:
Издательство АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
87. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М., 1947. - Вып. 11. С. 19.
88. Урунтаева Г. А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2013, - 368 с.
89. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. - 776.
90. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 144 с.
91. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Екатеринбург.: Издательский дом «Ажур», 2014. - 24 с.
92. Фролова А. Н. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. - 251 с.
93. Эльконини Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
94. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. - М.: Тайдекс Ко, 2002. - 376 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ