РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие
способности» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 19
1.3. Средства изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1. Анализ образовательных программ дошкольного образования 48
2.2. Разработка комплекса занятий изобразительной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста..67
2.3. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фотоматериалы к НОД «Гжель» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоматериалы к НОД «Волшебное окно»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие
способности» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 19
1.3. Средства изобразительной деятельности в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1. Анализ образовательных программ дошкольного образования 48
2.2. Разработка комплекса занятий изобразительной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста..67
2.3. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Фотоматериалы к НОД «Гжель» 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоматериалы к НОД «Волшебное окно»
Согласно действующему Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель российского образования - всестороннее развитие творческой, уважающей собственное достоинство, граждански ответственной личности. Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.
Трудно переоценить роль искусства в развитии личности, ее творческих задатков и дарований, в формировании эстетического вкуса, духовно-нравственных ориентиров. К художественному творчеству дети- дошкольники приобщаются на занятиях изобразительной деятельностью.
Дошкольный возраст занимает исключительно важное место в формировании целостной личности. Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, развиваются творческие способности.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными.
Педагоги учреждений дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников. Однако на практике возникает противоречие между потребностью педагогов-практиков в научных рекомендациях по совершенствованию этой работы и отсутствием теоретических исследований, отражающих современные запросы общества на формирование творческой личности на этапе дошкольного образования. Отсутствуют четкие критерии исследования уровня творческих способностей. Требуют обновления формы, методы и средства работы с детьми в процессе их изобразительной и художественно-творческой деятельности.
Значительная часть педагогов дошкольных учреждений не учитывает особенности и интересы детей, воспитывающихся в условиях современного информационного общества, испытывает затруднения в применении современных методик и технологий на занятиях изодеятельностью. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Актуальность указанной проблемы, а также личный интерес автора обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изодеятельности».
Методологической основой исследования являются философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе К.Д.Ушинского, психолого-педагогические концепции развития личности Л.С. Выготского, исследования по проблематике творческих способностей Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсона.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: разработать и внедрить комплекс занятий изодеятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью ВКР нами сформулированы следующие задачи:
1) представить теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности»;
2) выявить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3) определить и изучить средства изобразительной деятельности, охарактеризовать нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей старших дошкольников;
4) провести сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования;
5) разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
6) провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изодеятельности и представить анализ ее результатов.
Сформулировав цели и задачи нашего исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет наиболее продуктивным, если будут проведены занятия изодеятельностью, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования.
Для проверки основных положений гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
• эмпирический: изучение опыта педагогов учреждений дошкольного образования по развитию творческих способностей детей, проведение и анализ опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях изодеятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «творческие способности», обосновании важной роли занятий со старшими дошкольниками изобразительной деятельностью в развитии их творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского комплекса занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и возможности его использования педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов общеобразовательных школ.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский, Свердловской области. Исследованием охвачены дети подготовительной группы к школе в количестве 22 человек.
Апробация работы нашла отражение в следующих публикациях:
1. Кассем С.Е. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №2 (в печати).
2. Кассем С.Е. Опыт развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №3 (в печати).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: выявлены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности», охарактеризованы средства изобразительной деятельности и выявлена их роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе раскрывается опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: проведен сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования, представлен комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обобщены результаты опытно-поисковой работы.
В заключении представлены основные выводы.
Цель российского образования - всестороннее развитие творческой, уважающей собственное достоинство, граждански ответственной личности. Дошкольное образование является важной ступенью системы общего образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для личностного развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей.
Трудно переоценить роль искусства в развитии личности, ее творческих задатков и дарований, в формировании эстетического вкуса, духовно-нравственных ориентиров. К художественному творчеству дети- дошкольники приобщаются на занятиях изобразительной деятельностью.
Дошкольный возраст занимает исключительно важное место в формировании целостной личности. Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходят большие изменения высшей нервной деятельности, формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, развиваются творческие способности.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными.
Педагоги учреждений дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников. Однако на практике возникает противоречие между потребностью педагогов-практиков в научных рекомендациях по совершенствованию этой работы и отсутствием теоретических исследований, отражающих современные запросы общества на формирование творческой личности на этапе дошкольного образования. Отсутствуют четкие критерии исследования уровня творческих способностей. Требуют обновления формы, методы и средства работы с детьми в процессе их изобразительной и художественно-творческой деятельности.
Значительная часть педагогов дошкольных учреждений не учитывает особенности и интересы детей, воспитывающихся в условиях современного информационного общества, испытывает затруднения в применении современных методик и технологий на занятиях изодеятельностью. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Актуальность указанной проблемы, а также личный интерес автора обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изодеятельности».
Методологической основой исследования являются философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе К.Д.Ушинского, психолого-педагогические концепции развития личности Л.С. Выготского, исследования по проблематике творческих способностей Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсона.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: разработать и внедрить комплекс занятий изодеятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью ВКР нами сформулированы следующие задачи:
1) представить теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности»;
2) выявить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
3) определить и изучить средства изобразительной деятельности, охарактеризовать нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей старших дошкольников;
4) провести сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования;
5) разработать комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
6) провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изодеятельности и представить анализ ее результатов.
Сформулировав цели и задачи нашего исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет наиболее продуктивным, если будут проведены занятия изодеятельностью, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования.
Для проверки основных положений гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
• эмпирический: изучение опыта педагогов учреждений дошкольного образования по развитию творческих способностей детей, проведение и анализ опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях изодеятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «творческие способности», обосновании важной роли занятий со старшими дошкольниками изобразительной деятельностью в развитии их творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского комплекса занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и возможности его использования педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальных классов общеобразовательных школ.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский, Свердловской области. Исследованием охвачены дети подготовительной группы к школе в количестве 22 человек.
Апробация работы нашла отражение в следующих публикациях:
1. Кассем С.Е. Теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №2 (в печати).
2. Кассем С.Е. Опыт развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2018. №3 (в печати).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: выявлены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведено теоретико-методологическое обоснование понятия «творческие способности», охарактеризованы средства изобразительной деятельности и выявлена их роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе раскрывается опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: проведен сравнительный анализ образовательных программ дошкольного образования, представлен комплекс занятий изобразительной деятельностью по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обобщены результаты опытно-поисковой работы.
В заключении представлены основные выводы.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Старший дошкольный возраст - это период детства от пяти до семи лет, обусловленный интенсивным развитием всех систем и функций детского организма, совершенствованием нервной системы и высшей нервной деятельности, происходят качественные изменения в психическом строе личности ребенка. Формируется целостность восприятия, складываются зачатки произвольной памяти и внимания, развивается воображение.
Воображение становится произвольным, ребенок может сам придумать замысел и выбрать средства его реализации. Дети начинают правильно ориентироваться в пространстве и времени, способны отличать предметы по форме, величине, строению, цвету. Мышление старших дошкольников характеризуется способностью к обобщениям, логическим суждениям. В то же время педагогу дошкольного учреждения и необходимо иметь в виду, что и память, и мышление ребенка носят наглядно-образный характер. Дети этого возраста быстро запоминают все яркое, красочное и необычное. Наиболее успешно развитие восприятия, памяти, внимания, мышления старших дошкольников происходит в процессе игры, которая остается ведущим видом их деятельности. Игра имеет огромное воспитательное значение. Она формирует важнейшие стороны личности как члена общества, удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности старшего дошкольника.
Мы понимаем творчество как социально обусловленную созидательную деятельность, направленную на порождение новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творческие способности не сводятся только к интеллекту, они являются функцией целостной личности. Мы определяем творческие способности как такие качества личности, с помощью которых человек способен создавать абсолютно новые продукты в интересующей его сфере деятельности, предлагать оригинальные идеи в решении возникающих задач.
Детская творческая деятельность многоаспектна, включает в себя интенсивную работу мышления, эмоции, волю.
Реализация творческого потенциала личности обусловлена наследственными природно-биологическими факторами. В то же время на развитие ее творческих способностей огромное влияние оказывают социальная среда и воспитание. Посредством целенаправленной педагогической деятельности творческие способности особенно успешно поддаются развитию в дошкольном возрасте. Наиболее интересным видом творчества для детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность - это продуктивный вид детской художественно-творческой деятельности, образное воплощение впечатлений ребенка от многообразных явлений природы и общества, а также выражение отношения к ним. Изодеятельность, и, прежде всего, рисование, является важнейшим фактором становления ребенка как целостной личности, ее умственного, физического, нравственного, эстетического развития. На занятиях изодеятельностью педагогу необходимо уметь создавать эстетическую развивающую предметно-пространственную среду, применять современные методы, формы и средства обучения, использовать потенциал различных видов искусств, с целью сделать данные занятия еще более интересными для старших дошкольников.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (граттаж, кляксография, монотипия, набрызг, оттиск, тиснение и др.) вызывают у детей непосредственный интерес, побуждают к активной самостоятельной художественно-творческой деятельности, способствуют преодолению стереотипности стандартности мышления детей, раскрывают воображение и фантазию.
Наряду с традиционными изобразительными средствами (цвет, форма, композиця) дети узнают о нетрадиционных выразительных средствах и техниках (пятна, точки, фактурность окраски, фантастические силуэты) и используют их для создания своих оригинальных художественных образов.
Применение на занятиях нетрадиционных для рисования материалов: бумаги, коктейльных трубочек, парафиновой свечи, поролона, пенопласта, расчески, зубной щетки и ниток обогащает знания старших дошкольников о предметах окружающего мира и многообразии их свойств.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности правомерно определить как инновационное средство этой деятельности. Занятия с их применением не только способствуют развитию творческих способностей ребенка, но и снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Проведенный нами анализ образовательных программ детских дошкольных учреждений «Мир открытий», «Образование для процветания», «От рождения до школы» показал, что, несмотря на различие в тематике, формах и методах проведения занятий, они направлены на развитие образно-эстетического восприятия у детей. Программы нацеливают педагогические коллективы учить детей созерцать красоту окружающего мира, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации. Занятия по этим программам помогают детям овладевать композиционными умениями, закреплять и углублять знания о народной декоративной росписи, формировать навыки и умения самостоятельно создавать изображения по различным мотивам.
Указанными образовательными программами не предусмотрено использование нетрадиционных техник рисования, что побудило нас к разработке и внедрению комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования объемом 34 учебных часа.
Виды нетрадиционных техник рисования нами отбирались в соответствии с целью, задачами, темой и содержанием каждого занятия. Мы использовали такие методы обучения как метод беседы, частично- поисковый, метод поощрения, метод творческих заданий. На занятиях активно использовались возможности современных информационно-коммуникационных технологий в форме электронных презентаций, подготовленных педагогом.
Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей осуществлялась с сентября 2017 по май 2018 года в ходе педагогического эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад «Подснежник» п. Рефтинский Свердловской области. В нем участвовали 22 ребенка подготовительной группы к школе. Анализ результатов опытно-поисковой работы нами проведен на основе диагностического инструментария, представленного в образовательной программе «Образование для процветания» под руководством Т.С. Комаровой.
Итоговая диагностика и анализ полученных результатов свидетельствуют о положительной динамике общего уровня развития творческих способностей группы: он вырос на 25,6 % и составляет 74,8 %. Прослеживается динамика развития творческих способностей по всем критериям. Уровень нестандартного мышления группы увеличился на 21,1 %, умение изобретать и использовать различные предметы увеличилось на 28,7. Способность предложить большое количество идей увеличилась на 34,8 %, оригинальность в выборе сюжетов увеличилась почти на 42 %.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах показало, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой применение комплекса занятий изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, нашла свое подтверждение.
Старший дошкольный возраст - это период детства от пяти до семи лет, обусловленный интенсивным развитием всех систем и функций детского организма, совершенствованием нервной системы и высшей нервной деятельности, происходят качественные изменения в психическом строе личности ребенка. Формируется целостность восприятия, складываются зачатки произвольной памяти и внимания, развивается воображение.
Воображение становится произвольным, ребенок может сам придумать замысел и выбрать средства его реализации. Дети начинают правильно ориентироваться в пространстве и времени, способны отличать предметы по форме, величине, строению, цвету. Мышление старших дошкольников характеризуется способностью к обобщениям, логическим суждениям. В то же время педагогу дошкольного учреждения и необходимо иметь в виду, что и память, и мышление ребенка носят наглядно-образный характер. Дети этого возраста быстро запоминают все яркое, красочное и необычное. Наиболее успешно развитие восприятия, памяти, внимания, мышления старших дошкольников происходит в процессе игры, которая остается ведущим видом их деятельности. Игра имеет огромное воспитательное значение. Она формирует важнейшие стороны личности как члена общества, удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности старшего дошкольника.
Мы понимаем творчество как социально обусловленную созидательную деятельность, направленную на порождение новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творческие способности не сводятся только к интеллекту, они являются функцией целостной личности. Мы определяем творческие способности как такие качества личности, с помощью которых человек способен создавать абсолютно новые продукты в интересующей его сфере деятельности, предлагать оригинальные идеи в решении возникающих задач.
Детская творческая деятельность многоаспектна, включает в себя интенсивную работу мышления, эмоции, волю.
Реализация творческого потенциала личности обусловлена наследственными природно-биологическими факторами. В то же время на развитие ее творческих способностей огромное влияние оказывают социальная среда и воспитание. Посредством целенаправленной педагогической деятельности творческие способности особенно успешно поддаются развитию в дошкольном возрасте. Наиболее интересным видом творчества для детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность - это продуктивный вид детской художественно-творческой деятельности, образное воплощение впечатлений ребенка от многообразных явлений природы и общества, а также выражение отношения к ним. Изодеятельность, и, прежде всего, рисование, является важнейшим фактором становления ребенка как целостной личности, ее умственного, физического, нравственного, эстетического развития. На занятиях изодеятельностью педагогу необходимо уметь создавать эстетическую развивающую предметно-пространственную среду, применять современные методы, формы и средства обучения, использовать потенциал различных видов искусств, с целью сделать данные занятия еще более интересными для старших дошкольников.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (граттаж, кляксография, монотипия, набрызг, оттиск, тиснение и др.) вызывают у детей непосредственный интерес, побуждают к активной самостоятельной художественно-творческой деятельности, способствуют преодолению стереотипности стандартности мышления детей, раскрывают воображение и фантазию.
Наряду с традиционными изобразительными средствами (цвет, форма, композиця) дети узнают о нетрадиционных выразительных средствах и техниках (пятна, точки, фактурность окраски, фантастические силуэты) и используют их для создания своих оригинальных художественных образов.
Применение на занятиях нетрадиционных для рисования материалов: бумаги, коктейльных трубочек, парафиновой свечи, поролона, пенопласта, расчески, зубной щетки и ниток обогащает знания старших дошкольников о предметах окружающего мира и многообразии их свойств.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности правомерно определить как инновационное средство этой деятельности. Занятия с их применением не только способствуют развитию творческих способностей ребенка, но и снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Проведенный нами анализ образовательных программ детских дошкольных учреждений «Мир открытий», «Образование для процветания», «От рождения до школы» показал, что, несмотря на различие в тематике, формах и методах проведения занятий, они направлены на развитие образно-эстетического восприятия у детей. Программы нацеливают педагогические коллективы учить детей созерцать красоту окружающего мира, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации. Занятия по этим программам помогают детям овладевать композиционными умениями, закреплять и углублять знания о народной декоративной росписи, формировать навыки и умения самостоятельно создавать изображения по различным мотивам.
Указанными образовательными программами не предусмотрено использование нетрадиционных техник рисования, что побудило нас к разработке и внедрению комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования объемом 34 учебных часа.
Виды нетрадиционных техник рисования нами отбирались в соответствии с целью, задачами, темой и содержанием каждого занятия. Мы использовали такие методы обучения как метод беседы, частично- поисковый, метод поощрения, метод творческих заданий. На занятиях активно использовались возможности современных информационно-коммуникационных технологий в форме электронных презентаций, подготовленных педагогом.
Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей осуществлялась с сентября 2017 по май 2018 года в ходе педагогического эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад «Подснежник» п. Рефтинский Свердловской области. В нем участвовали 22 ребенка подготовительной группы к школе. Анализ результатов опытно-поисковой работы нами проведен на основе диагностического инструментария, представленного в образовательной программе «Образование для процветания» под руководством Т.С. Комаровой.
Итоговая диагностика и анализ полученных результатов свидетельствуют о положительной динамике общего уровня развития творческих способностей группы: он вырос на 25,6 % и составляет 74,8 %. Прослеживается динамика развития творческих способностей по всем критериям. Уровень нестандартного мышления группы увеличился на 21,1 %, умение изобретать и использовать различные предметы увеличилось на 28,7. Способность предложить большое количество идей увеличилась на 34,8 %, оригинальность в выборе сюжетов увеличилась почти на 42 %.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах показало, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой применение комплекса занятий изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного во траста в процессе рисования с использованием
нетрадиционных техник
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Обучение старших дошкольников нетрадиционным техникам изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016



