ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Содержание понятия «мотивация педагогической деятельности»
на современном этапе 7
1.2. Характеристика профессиональной мотивации педагогов
дошкольной образовательной организации 14
1.3. Методическая работа как условие развития профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.1. Изучение особенностей мотивации к профессиональной
деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации на практике 38
2.2. Организация методической работы по развитию
профессиональной мотивации у педагогов дошкольной образовательной организации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕЯ 76
Актуальность исследования. Проблема развития профессиональной мотивации педагогов обусловлена, прежде всего, модернизацией образования и социально-экономическими изменениями, которые происходят сегодня в обществе, что обуславливает необходимость для современного педагога постоянно профессионально самосовершенствоваться, тем самым обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда. Постоянно изменяющиеся социально-образовательные, экономические условия и требования к дошкольному образованию способствую выдвижению новых требований к профессиональным
компетенциям педагогов, работающих в дошкольной образовательной организации.
Актуальность вышеизложенного подтверждается тем, что проблема развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации является приоритетной проблемой государственной кадровой политики, и основополагающим условием, направленным на достижение нового качества и новых результатов образования. Это подтверждается успешной реализацией в России Закона «Об образовании в Российской Федерации» [75], Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [72], обеспечивающего организацию информационного и методического сопровождения дошкольного образования, выработку организационных и управленческих решений в дошкольном образовании, пополнение нормативно-правовой базы дошкольного образования в части совершенствования профессиональной деятельности педагогов.
В образовательный процесс дошкольных образовательных организаций внедрены нормативные документы, акцентирующие внимание на качестве образования, на развитии профессиональных компетенций педагогов, на совершенствовании управленческой деятельности руководителей дошкольного образования. Каждый из документов нацелен на преобразование системы дошкольного образования как фактора развития современного общества. Различные аспекты деятельности педагога в дошкольном образовании, включая мотивацию, обсуждаются сегодня достаточно широко.
Деятельность педагогов в дошкольной образовательной организации рассматривается в научных трудах К.Ю. Белой [5], А.К. Бондаренко [8], Е.А. Панько [53], Л. В. Поздняк [55] и др. Проблемы профессионального развития педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной деятельности представлена в трудах Э.Ф. Зеера [23,24], Н.В. Кузьминой [32], Л.М. Митиной [46], Э.Э. Сыманюк [24] и др.
Вопросы мотивов и мотивации отражены в монографиях отечественных и зарубежных авторов: В.Г. Асеева [3], Дж. Аткинсона [81],
B. И. Ковалева [30], А.Н. Леонтьева [36], М.Ш. Магомед-Эминова [39], К. Мадсена [83], А. Маслоу [42, 43], В.С. Мерлина [45], П.В. Симонова [65],
А. А. Файзуллаева [70], П.М. Якобсона [80], X. Хекхаузена [76], Г. Холла [82] и др.
Проблематика мотивации труда педагогов освещается учеными в различных аспектах: проблемы мотивации трудового поведения педагогов отражена в работах В. Г. Асеева [3], А.Б. Бакурадзе [4], В.В. Гузеева [18],
А. Маслоу [43] и др.; проблема психологии управления представлена исследованиями Н.Н. Вересова [13], О.В. Евтихова [22], Е.П. Ильина [27] и др.; в работах П. Мартина, Ш. Ричи [60] и др. рассмотрены основы управленческой деятельности и оценка поведения педагогов в условиях изменений; проблема преодоления сопротивления изменениям исследована К.М. Ушаковым [69].
Следует отметить исследования, выполненные А.В. Беловой [8],
C. Р. Колосовым [31], В.А. Рудаковым [28], И.Р. Шегельманом [28], в которых указывается, что проблему условий формирования мотивации педагогической деятельности следует рассматривать как проблему обретения субъектом-воспитателем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов.
Анализ исследований показал, что основная часть научных работ посвящена теоретико-методологическому анализу и управленческой практике развития профессиональной мотивации учителей основного начального и общего образования, преподавателей вузов, студентов педагогических учебных заведений. Проблемы развития профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных организаций представлены в научной недостаточно. В соответствии с вышеизложенным тема исследования «Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации» является актуальной и значимой для теоретико-практического обоснования совершенствования профессиональных компетенций педагогов дошкольного детства.
Объект исследования: процесс развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формы и содержание методической детельности по развитию профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретического анализа психологопедагогической литературы определить формы и содержание методической деятельности для развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать проблему мотивации педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить характеристики профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности методической деятельности как условия развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Обосновать критерии и показатели, подобрать методики, провести диагностику развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
5. Разработать формы и содержание методической деятельности для развития профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическую основу исследования составляют: современные
концепции профессиональной компетентности (А.К. Маркова [41], Л.М. Митина [46], Дж. Равен [59], Т.Н. Щербакова [79]); теории управления дошкольным образованием (JI. В. Поздняк [55], А. Н. Троян [68] и др.), концепции мотивации и развития личности (Дж. Аткинсон [81], Е.П. Ильин [27], К. Левин [35], А.Н. Леонтьев [36], Б.Ф. Ломов [38], А.К. Маркова [41],
А. Маслоу [42,43], Л.М. Митина [46], Г.Н. Скударёва [66], П.М. Якобсон [80]).
Методы исследования:
• теоретические: изучение, систематизация и обобщение психологопедагогической и научной литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: тестирование, анкетирование, опрос, качественный и количественный анализ результативности деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
База эмпирического исследования: Детский сад №506 ДОУ ООО «УРАЛТРАНСГАЗ», г. Екатеринбург, в исследовании приняло участие 26 педагогических работников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 83 источников и приложений.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование методических условий развития профессиональной мотивации у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Профессиональное становление личности педагога, развитие у него профессионально важных качеств предполагает процесс перестройки мотивационной сферы. В процессе педагогической деятельности мотивационная структура претерпевает заметные изменения.
Исследование профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой, т.к. это способствует профессиональному росту и саморазвитию педагога, созданию доброжелательной, комфортной атмосфере сотрудничества в коллективе, развитию конкурентноспособности педагогических работников, включению внутренней и внешней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации участников. Профессиональное становление личности педагога дошкольного образования, развитие у него профессионально важных качеств предполагает процесс перестройки мотивационной сферы. В процессе педагогической деятельности мотивационная структура претерпевает заметные изменения.
В результате проведенного исследования было выявлено, что:
1. Мотивация в психологической науке обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность, приобретая для индивида личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности..
Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в работу.
Профессиональная мотивация педагогической деятельности представляет собой определенную совокупность мотивов, которые при этом являются ее структурными компонентами.
2. При формировании мотивации персонала в условиях дошкольной образовательной организации следует учитывать внешние факторы - социальную ситуацию, профессиональную педагогическую деятельность воспитателя; динамику развертывания содержания деятельности воспитателя; внутренние факторы, которые включают осознание педагогом дошкольной образовательной организации основных мотивов собственного поведения, деятельности, общения и необходимости их изменения; свойства личности, которая составляет основу формирования мотивации педагогической деятельности; обретение воспитателем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности.
3. Исследуя проблему мотивации персонала в условиях дошкольной образовательной организации, можно утверждать что, для управления процессом мотивации требуется система методической работы. Эта система должна состоять из различных форм организации, представленных в виде двух групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, консультации, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, стажировка и т.д., которые способствуют активизации мышления и поведения участников методических мероприятий.
4. Система методических мероприятий предполагает высокую степень вовлечения педагогов в процесс игры, практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие участников между собой и с материалами мероприятий. При этом профессиональная мотивация педагогов развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и навыками в ходе практической деятельности. Кроме того, педагог-психолог и методист, используя специальные приемы, создают определенный эмоциональный настрой в среде участников, активизируют процесс обучения и повышают мотивацию педагогов.
5. Анализ результатов исследования показал, что использование диагностического инструментария помогло выявить проблемы, определить уровень профессиональной мотивации педагогов и помочь им его развить при помощи разработанной системы методической работы.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 80 с.: табл., схемы. - (Библиотека психолога-практика)
2. Асадуллин, С.Х. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]: Монография / С.Х. Асадуллин. - М.: Наука, 2006.- 158 с.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев.- М., «Мысль», 1976 - 158 с.
4. Бакурадзе, А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации [Текст] / А. Бакурадзе, А. Джамулаев // Директор школы. - 2007. - № 10. - С. 11-15
5. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: Астрель, 2013.- 399 с.
6. Белая, К.Ю. Организационные основы эффективной методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009.
• № 3. - С. 45-52
7. Белова, А. В. Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала [Текст] / А. В. Белова // Молодой ученый. - 2016.
• №9. - С. 491-494.
8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды [Текст] / Л.И. Божович; под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО
«Модэк»,1995. - 349 с.
10. Болучевская, В. В. Ценностные ориентации и социальнопсихологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения. [Электронный ресурс] /
B. В. Болучевская // Медицинская психология в России: электрон. науч. Журн. - 2010. - № 3. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 25.07.2018).
11. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошк. учреждений [Текст] / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2010. - 140 с.
12. Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И. Б. Вербицкая // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 467-469
13. Вересов, Н. Н. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Вересов. - М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. - 224 с.
14. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя [Текст] /
C. Г. Вершловский. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
15. Галета, Я. Воспитание воспитателей: Мотивация к
профессиональным изменениям [Текст] / Я. Галета // Школьный психолог. - 2012. -№8. - С. 41-46...