Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности

Работа №96321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО­ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого
воображения у младших школьников 8
1.2. Особенности развития творческого воображения у младших
школьников 17
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
творческого воображения младших школьников 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Диагностическое исследование уровня развития творческого
воображения у младших школьников 44
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения у
младших школьников в музыкально-игровой деятельности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102

Современное начальное образование ставит перед собой цель воспитать в ребенке целостную личность. Фундаментом для развития личности является нравственно-эстетическое воспитание. Возрасту младшего школьника присуще эмоционально-чувственное восприятие, с помощью которого нравственно-эстетическое воспитание получит наиболее полный отклик в сознании ребенка.
Помимо этого, перед школьным образованием стоит задача создать баланс абстрактно-логического и образного мышления и развить в ребенке способность мыслить творчески. Творческое воображение особенно важно, когда ребенок начинает учиться в школе. Важно отметить, что развитие творческого воображения, как и многих других аспектов в ребенке, возможно при правильном подходе самого педагога, его компетентности и образованности.
Для формирования у ребенка смысловых, когнитивных, эмоциональных аспектов, для приобщения к национальной культуре необходимо развитие творческого воображения. Самая доступная форма овладения детьми таких навыков является музыкально-игровая деятельность. С помощью игры, как привычного и интересного способа выражения эмоций, ребенок развивает творческое воображение, а также осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. По мнению О.И. Ситниковой, вопрос развития творческого воображения человека всегда был актуален и «рассматривался как высшая ценность в любой национально-культурной традиции» [30].
Идея усовершенствования российского образования привела к реализации приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, в силу вступил Закон об обязательном полном среднем образовании. Современное образование переживает новый виток открытий, разработок и методов, развивается в новых социально-культурных условиях. Поэтому главной задачей педагога является создание условий для развития творческой активности школьников.
При поступлении в первый класс ребенок испытывает определенный стресс. Особенно это касается детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Неготовому к умственной деятельности ребенку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, так как для возраста 6-7 лет учебные мотивы еще не являются доминирующими. Основной деятельностью ребенка по-прежнему остается игра. Доцент, кандидат педагогических наук Московского педагогического государственного университета И.Н. Куланина отмечает, что музыка является одним из эффективных средств адаптации. «Как существенный фактор социальной среды она влияет на физическое и психическое состояние ребенка» [18, с.97]. Поскольку музыка и различные виды музыкальной деятельности воспринимаются на эмоциональном, чувственном уровне, они имеют значительное воздействие на становлении личности ребенка. В процессе музыкально-игровой деятельности младшие школьники учатся развивать творческое воображение, осваивают практические навыки, такие как восприятие, мышление, память. Способность к воображению развита только у людей. Человек способен создавать различные образы с помощью пережитого ранее опыта. Психологи утверждают, что на третьем году жизни у ребенка можно наблюдать первые признаки развития воображения. И если в этом возрасте детское воображение скорее фантастичное, нежели реалистичное, то у младших школьников оно уже исходит из жизненного опыта и получаемой информации.
Творческое воображение является фундаментом любой творческой деятельности и позволяет заниматься в музыкальной и художественной сферах на практике. Среди педагогов и психологов бытует мнение, что творческое воображение развивается у детей самостоятельно, в процессе узнавания жизни, получения новой информации. Однако есть те, кто считает, что способность к фантазии присуща не всем детям и им нужно вмешательство взрослого, чтобы раскрыть творческие способности.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволит выяснить, существует ли противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса. Указанные факторы определили выбор данной темы работы: «Развитие творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности.
Предметом исследования является комплекс занятий по развитию творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически разобрать и обосновать комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
2. Проанализировать особенности развития воображения у младших школьников;
3. Рассмотреть как музыкально-игровая деятельность способствует развитию творческого воображения младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня
развития творческого воображения у младших школьников,
проанализировать результаты и сделать выводы;
5. Разобрать содержание работы по развитию творческого воображения в музыкально-игровой деятельности младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются литературные труды по развитию творческих способностей О.В. Фединой [40], Е.А. Волгусновой [4], Н.И. Чернецкой [43]; научные труды по психологии мышления В.В. Петухова [29], В.А. Храпика [42], Л.С. Выготского [5], Н.В. Нефедьевой [27]; литература по развитию музыкальной и игровой деятельности М.Т. Картавцевой [14].
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов музыкально-игровой деятельности детей, анализ и обработка проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в исследовании педагогов по развитию творческого воображения в музыкально-игровой деятельности детей.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 156. В исследовании приняло участие 15 обучающихся 2 «В» класса.
Исследование по развитию творческого воображения младших школьников в музыкально-игровой деятельности осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения у младших школьников; определялись особенности развития воображения младших школьников, выявлялся потенциал в музыкально-игровой деятельности в развитии творческого воображения у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческого воображения у младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития творческого воображения у младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования творческого воображения, и роль начальной школы в данном процессе огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как О.В. Фединой [40], Ю.Б. Дормашева [8], С.А. Капустина [8], В.В. Петухова [8], Е.А. Волгусновой [4], В.А. Храпика [42], Н.В. Нефедьевой [27], Н.И. Чернецкой [43] и др., а также проведенное проектировочное исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: «Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта». Воображение - это способность создавать новые образы и идеи, на основе которых возникают новые действия и предметы (По Е.А. Волгусновой). Показателями творческого воображения являются: скорость, активность, гибкость, креативность и разработанность, сила, широта и критичность. Развитие творческого воображения - это процесс направленный на развитие познавательных процессов позволяющих человеку создавать нечто новое, оригинальное, субъективно или объективно значимое (образы, идеи, мысли), которые в последствии могут быть реализованы в творческом продукте (Рабочее определение на основе теории Е.А. Волгусновой).
2. Опираясь на идеи И.В. Лукиной мы определяем результат развития творческого воображения в единстве пяти критериев и их покзателей: Когнитивно-эмоциональный критерий - способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс - силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность. Личностно­креативный критерий - способность к активизации своего творческого потенциала - использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия). Мотивационно-ценностный критерий - стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого. Деятельностно-процессуальный критерий - наличие навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат. Рефлексивный критерий - способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца.
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как ЛС. Выготский, М.Т. Картавцева, А.Н. Зимина и др., мы определяем развитие творческого воображения в единстве трех критериев: образно-содержательного,
проявляющегося в владении определенными понятиями и знаниями музыкальных и литературных произведений, которые применялись на практических занятиях; Эмоционально-мотивационного, проявляющегося в эмоциональной отзывчивости и умении работать в команде; действенно - практического, проявляющегося в способности к пониманию,
самостоятельному ценностному выбору.
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для развития творческого воображения. В этом возрасте доминирующим для ребенка является игровая деятельность, а значит, что для развития воображения, памяти, внимательности и других полезных качеств подходит музыкально-игровая деятельность. Особенности восприятия младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений о творческом воображении, знакомстве с определенными
понятиями (образно-содержательный критерий). Особенности
эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношения со сверстниками, авторитет значимого взрослого (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематике музыкально-игровой деятельности.
3. Рассмотрев сущность творческого воображения, его роль, можно сделать вывод, что музыкально-игровая деятельность является эффективным средством развития творческого воображения. Музыкально-игровая деятельность дает возможность задействовать различные формы искусства: театральные постановки, хореографию, пение, рисование и др. В музыкально-игровой деятельности у обучающихся происходит развитие творческого воображения, адаптация, развитие музыкального слуха и обогащается словарный запас.
4. В ходе исследования нами был разработан, с учетом психолого­педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач развития творческого воображения, и проведен комплекс занятий по развитию творческого воображения в музыкально-игровой деятельности. В содержание комплекса занятий вошли музыкальные и литературные произведения. Выбор содержания, форм и методов развития творческого воображения обеспечил положительный результат в развитии уровня творческого воображения, что было выявлено в процессе исследования и в результате анализа продуктов исследования младших школьников.
Искусство музыки имеет широкий спектр художественных средств, которые могут помочь в развитии воображения. Музыкальная педагогика также имеет значительный методический потенциал для развития творческого воображения детей в процессе музыкального воспитания и обучения. Уроки музыки предоставляют значительные возможности для развития важнейшего механизма личности, которым является творческое воображение.
Младшие школьники впервые начинают проявлять творческое воображение, но оно характеризуется спонтанностью и зависит от ситуации. 6-8 лет - время начала образовательной деятельности, когда ребенок постигает знания, но запоминает их на основании своего опыта, знаний и умений. В период обучения творческая активность ребенка возрастает, он начинает использовать новые знания, оперировать с привычными вещами по - другому. Кроме того, учебный процесс способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти.


1. Абдуллина Э.А. Теория музыкального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. нач. фак. пед. вузов /Э.А. Абдуллина, Е. В. Николаева. М. Академия, 2001. 352 с.
2. Айваз Е.Я. К вопросу о развитии творческой одаренности детей 6-9 лет в условиях интеграции разных видов искусств [Электронный ресурс] / Е.Я. Айваз. // Вестник МГГУ 2015. №2. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k- voprosu-o-razvitii-tvorcheskoy-odarennosti-detey-6-9-let-v-usloviyah-integratsii- raznyh-vidov-iskusstv (дата обращения 23.10.2018).
3. Брагина, О. Островок счастливого детства [Текст] / О. Брагина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7.
4. Волгуснова Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения [Текст]:/ Е.А. Волгуснова ZZ Вестник Костромского государственного университета. Научно­методический журнал - 2015. - Т.20. - С. 44-45.
5. Выготский Л. С. «Психология искусства» [Текст] / Л.С. Выготский. - М.:, Директ-Медиа, 2014. - 578 с.
6. Голуб Э.И. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста средствами-музыкально-игрового фольклора. [Текст] / Э.И. Голуб // Культура и искусство: поиски и открытия. Материалы межрегиональной научной студенческой конференции (г. Кемерово, 25 апреля 2005 года) / ред. Н.Л. Прокопова. - Кемерово : КемГУКИ, 2006. - 196 с.
7. Давыдова, Е.А. Сущность и содержание понятия «нравственно- эстетическое воспитание» средствами музыкальной наглядности в процессе изучения иностранного языка в начальной школе [Текст] / Е. А. Давыдова // Наука и школа. - 2013. - № 2.
8. Дормашев Ю.Б. Общая психология. Тексты : в 3 тт. [Текст] /Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов; под ред. В.В. Петухова.- Когито- Центр, 2013. - 3 тт.
9. Дормидонтова, Л.П. Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора [Текст] / Л. Дормидонтова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3.
10. Дормидонтова, Л.П. Формирование творческих способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора [Электронный ресурс] / Л.П. Дормидонтова // Библиотека диссертаций. URL:
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tvorcheskih-sposobnostej-u- detej-5-8-let-sredstvami-muzykalnogo.html (дата обращения 02.09.2018)
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин - Питер, 2007.- 368 с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я.Дудецкий. - Смоленск, 2004. - С.214.
13. Зимина А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала. [Текст] / А.Н.Зимина.- М.: Дошкольное воспитание, - 2010. - № 9. - С.95-98.
14. Картавцева М.Т. Психолого-педагогический аспект исследования
креативности в концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков. [Электронный ресурс] / М.Т. Картавцева // Вестник МГУКИ - 2008 - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologo-pedagogicheskiy-
aspekt-issledovaniya-kreativnosti-v-kontseptsii-muzykalnogo-vospitaniya- razvitiya-detey-i-podrostkov (дата обращения 14.10.2018)
15. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. [Текст] / Т.С.Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 418 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ