Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «аудиальная культура» 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового
возраста 23
1.3. Характеристика внеурочной деятельности 31
1.4 Методы и формы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
2.1. Методика организации опытно-поисковой работы 55
2.2. Программа элективного курса по формированию аудиальной культуры
«Как прекрасен этот мир» 68
2.3. Динамика развития аудиальной культуры обучающихся в процессе
внеурочной деятельности 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «аудиальная культура» 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового
возраста 23
1.3. Характеристика внеурочной деятельности 31
1.4 Методы и формы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
2.1. Методика организации опытно-поисковой работы 55
2.2. Программа элективного курса по формированию аудиальной культуры
«Как прекрасен этот мир» 68
2.3. Динамика развития аудиальной культуры обучающихся в процессе
внеурочной деятельности 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Ребенок с самого рождения начинает постигать окружающую его действительность, полную разнообразных красок и дарящую множество впечатлений. Он познает природу, предметы, созданные человеком, людей и нормы их взаимоотношений. Постепенно ребенок начинает понимать, что мир един и целостен, он учится осознавать себя его частью.
Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность.
Важной частью окружающего мира является звуковая среда. Звуковая среда во всем своем многообразии предстает перед человеком с самого рождения и сопровождает всю его жизнь. Звуковая среда является важным фактором формирования аудиальной культуры.
Аудио в переводе с латинского обозначает «слышать»- слышать звуки живой и не живой природы, звуки, созданные человеком, слышать речь и музыку. Проблема «слышания» волновала многих ученых физиологов, психологов, психолингвистов, лингвистов, музыковедов и музыкальных психологов. Исследователи бьют тревогу, обращая внимание на тот факт, что современная звуковая среда, в основе которой лежат звук, речь и музыка, дисгармонична и перенасыщена. Большую роль для гармонизации звуковой среды играет формирование и развитие аудиальной культуры обучающихся.
Развитию аудиальной культуры способствуют многие дисциплины общеобразовательного цикла - русский язык, иностранный язык, музыка, литература и др. Огромную роль в формировании аудиальной культуры играет внеурочная деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ОО), внеурочная деятельность приобретает новую актуальность: новые стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как «...кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.». Внеурочная деятельность может быть организована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, педагогами-организаторами, вожатыми, учителями-предметниками и другими специалистами.
В настоящее время практически отсутствуют исследования, которые были бы непосредственно направлены на развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Исходя из этого, было выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня слушательской культуры у обучающихся и недостаточной разработанность соответствующих технологий и методик, направленных на формирование аудиальной культуры школьников.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей формирования аудиальной культуры обучающихся.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы позволил сформулировать тему диссертационного исследования «Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности».
Объект - внеурочная деятельность обучающихся.
Предмет - развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Цель: разработать и апробировать программу развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- выявить сущность понятия «аудиальная культура»;
- определить особенности внеурочной деятельность, выявить современные требования к ее реализации;
- разработать программу развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности и методику ее реализации;
- использовать современные методы и формы обучения и воспитания.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу с целью выявления сущности понятий «аудиальная культура»,
- изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
- раскрыть сущность понятия «внеурочная деятельность»;
- определить методы и формы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности;
- определить критерии, показатели и уровни развития аудиальной
культуры обучающихся подросткового возраста, разработать диагностический инструментарий сформированности аудиальной культуры обучающихся средних классов;
- разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов, и методику ее реализации;
- проверить эффективность программы на практике.
Методологическая база исследования: проблеме аудиальной культуры посвящены исследования Д.Б. Кабалевского, С.В. Казаковой, А. Сохора, Р.А. Тельчаровой, Л.В. Школяр, и др. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста раскрыты в работах Л.С. Божович, М.В. Волкова, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконина. Анализ внеурочной деятельности отражен в исследованиях П.С. Гранкина, Л.М. Зелениной, А.В. Иванова, В.И. Казаренкова, Б.С. Козарь, Э.Г. Костяшкина, А.Д. Солдатенкова и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ творческих работ обучающихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург.
Этапы исследования. Исследование длилось с 2015г. по 2018 г.
Первый этап исследования (2015-2016г.г.) был направлен на теоретический анализ проблемы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности, определение понятийного аппарата исследования, проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
Второй этап исследования (2016 по 2017г.г.) включал разработку и внедрение в практику преподавания программы развития аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов и методики ее реализации.
Третий этап (2017 по 2018г.г.) - проведение контрольного этапа опытно-поисковой работы, обработка и интерпретация собранных в процессе исследования данных, подведение итогов исследования, оформление диссертации.
Теоретическая значимость и элементы новизны. Уточнено понятие «аудиальная культура личности», проанализирована сущность внеурочной деятельности, рассмотрены потенциальные возможности внеурочной деятельности в развитии аудиальной культуры школьников. Разработаны критерии и показатели сформированности аудиальной культуры у обучающихся 6-7 классов.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Разработанная программа и методика развития аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов может быть использована в практике обучения и воспитания.
Апробация и достоверность результатов. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на XIV Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)», г. Москва, 2015 г. (доклад на тему «Дополнительное музыкальное образование как средство развития личности в современной системе образования»); на VII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы педагогики и психологии образования периода детства», г. Екатеринбург, 2015 г. (доклад на тему «Развитие музыкально-эстетических качеств через восприятие музыки»); в журнале «Человек в мире культуры», 2017 г.(«О роли внеурочной деятельности в воспитании социально-культурных норм у младших подростков»); в журнале «Содружество», 2018 г. («Развитие аудиальной культуры обучающихся посредством внеурочной деятельности»); в научном журнале “European multi scientific journal» статья «Значение звукового, речевого и музыкального восприятия в формировании аудиальной культуры личности», 2018 г.; на педагогических советах в МАОУ СОШ № 91.
Программа развития аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов и методика ее реализации внедрены в практику преподавания МАОУ СОШ № 91, г. Екатеринбурга.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Керимова В.Р. О роли внеурочной деятельности в воспитании социально-культурных норм у младших подростков / Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21). С. 242-244
2. Керимова В.Р. Развитие аудиальной культуры обучающихся посредством внеурочной деятельности / Содружество. № 28/2018. С. 4-5
3. Керимова В.Р. Значение звукового, речевого и музыкального
восприятия в формировании аудиальной культуры личности /Europeanmultiscientificjournal. № 20/2018. С. 12-14
Обоснованность и достоверность результатов, а также сделанных по ним выводов, обеспечивалась методологической аргументированностью исходных теоретических данных; использованием валидного психолого-педагогического инструментария, который соответствовал структурной организации практического исследования, его задаче и цели; репрезентативностью выборки; комбинированием количественного и качественного подхода при анализе экспериментально полученных данных; положительными результатами введения теоретических и экспериментальных результатов работы на практике.
Положения, выносимые на защиту:
- Аудиальная культура личности представляет собой способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию (Казакова С.В.)
- Основными критериями и показателями аудиальной культуры школьников подросткового возраста являются: 1) проявление интереса к звуковой среде: концентрации внимания и любопытства к окружающему звуковому миру, наличие познавательных вопросов, относительно звуковой среды, проявление инициативности и самостоятельности в процессе поиска информации о звуковой среде.
2) проявление ценностного отношения к окружающему звуковому миру: наличие эмоций и чувств в процессе познания окружающего звукового мира, осознание значимости звукового мира в жизни человека и общества, наличие личностной оценки окружающего звукового мира.
3) проявление творческих способностей: наличие желания творчески преобразовывать звуковой мир, эстетически его совершенствовать, ясное представление о взаимодействии художественных средств в процессе изображения звукового мира в искусстве.
- Внеурочная деятельность обладает большими потенциальными возможностями в развитии аудиальной культуры школьников.
- Программа развития аудиальной культуры школьников 8-ых классов включает 5 блоков - «Звуки природы», «Звуки села», «Звуки города», «Звуки Космоса», «Звуки-краски в искусстве XX века».
- К эффективным методам развития аудиальной культуры школьников
можно отнести: проблемный, эвристический, метод слуховой наглядности, метод размышления о музыке, метод содержательного анализа и метод моделирования художественно-творческого процесса.
- Эффективными формами занятий по формированию аудиальной культуры обучающихся являются как традиционные, так и не традиционные формы - занятие-путешествие, занятие-деловая игра, занятие-экскурсия, занятие-конференция.
Структура магистерской диссертации соответствует логике проведённого исследования. Данная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы в количестве 85 источников и приложения.
Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность.
Важной частью окружающего мира является звуковая среда. Звуковая среда во всем своем многообразии предстает перед человеком с самого рождения и сопровождает всю его жизнь. Звуковая среда является важным фактором формирования аудиальной культуры.
Аудио в переводе с латинского обозначает «слышать»- слышать звуки живой и не живой природы, звуки, созданные человеком, слышать речь и музыку. Проблема «слышания» волновала многих ученых физиологов, психологов, психолингвистов, лингвистов, музыковедов и музыкальных психологов. Исследователи бьют тревогу, обращая внимание на тот факт, что современная звуковая среда, в основе которой лежат звук, речь и музыка, дисгармонична и перенасыщена. Большую роль для гармонизации звуковой среды играет формирование и развитие аудиальной культуры обучающихся.
Развитию аудиальной культуры способствуют многие дисциплины общеобразовательного цикла - русский язык, иностранный язык, музыка, литература и др. Огромную роль в формировании аудиальной культуры играет внеурочная деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ОО), внеурочная деятельность приобретает новую актуальность: новые стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как «...кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.». Внеурочная деятельность может быть организована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, педагогами-организаторами, вожатыми, учителями-предметниками и другими специалистами.
В настоящее время практически отсутствуют исследования, которые были бы непосредственно направлены на развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Исходя из этого, было выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня слушательской культуры у обучающихся и недостаточной разработанность соответствующих технологий и методик, направленных на формирование аудиальной культуры школьников.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей формирования аудиальной культуры обучающихся.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы позволил сформулировать тему диссертационного исследования «Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности».
Объект - внеурочная деятельность обучающихся.
Предмет - развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Цель: разработать и апробировать программу развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- выявить сущность понятия «аудиальная культура»;
- определить особенности внеурочной деятельность, выявить современные требования к ее реализации;
- разработать программу развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности и методику ее реализации;
- использовать современные методы и формы обучения и воспитания.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу с целью выявления сущности понятий «аудиальная культура»,
- изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
- раскрыть сущность понятия «внеурочная деятельность»;
- определить методы и формы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности;
- определить критерии, показатели и уровни развития аудиальной
культуры обучающихся подросткового возраста, разработать диагностический инструментарий сформированности аудиальной культуры обучающихся средних классов;
- разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов, и методику ее реализации;
- проверить эффективность программы на практике.
Методологическая база исследования: проблеме аудиальной культуры посвящены исследования Д.Б. Кабалевского, С.В. Казаковой, А. Сохора, Р.А. Тельчаровой, Л.В. Школяр, и др. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста раскрыты в работах Л.С. Божович, М.В. Волкова, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконина. Анализ внеурочной деятельности отражен в исследованиях П.С. Гранкина, Л.М. Зелениной, А.В. Иванова, В.И. Казаренкова, Б.С. Козарь, Э.Г. Костяшкина, А.Д. Солдатенкова и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ творческих работ обучающихся, количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург.
Этапы исследования. Исследование длилось с 2015г. по 2018 г.
Первый этап исследования (2015-2016г.г.) был направлен на теоретический анализ проблемы развития аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности, определение понятийного аппарата исследования, проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
Второй этап исследования (2016 по 2017г.г.) включал разработку и внедрение в практику преподавания программы развития аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов и методики ее реализации.
Третий этап (2017 по 2018г.г.) - проведение контрольного этапа опытно-поисковой работы, обработка и интерпретация собранных в процессе исследования данных, подведение итогов исследования, оформление диссертации.
Теоретическая значимость и элементы новизны. Уточнено понятие «аудиальная культура личности», проанализирована сущность внеурочной деятельности, рассмотрены потенциальные возможности внеурочной деятельности в развитии аудиальной культуры школьников. Разработаны критерии и показатели сформированности аудиальной культуры у обучающихся 6-7 классов.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Разработанная программа и методика развития аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов может быть использована в практике обучения и воспитания.
Апробация и достоверность результатов. Основные теоретические и методологические положения исследования излагались на XIV Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)», г. Москва, 2015 г. (доклад на тему «Дополнительное музыкальное образование как средство развития личности в современной системе образования»); на VII Всероссийской научно-практической конференции «Детство, открытое миру: актуальные вопросы педагогики и психологии образования периода детства», г. Екатеринбург, 2015 г. (доклад на тему «Развитие музыкально-эстетических качеств через восприятие музыки»); в журнале «Человек в мире культуры», 2017 г.(«О роли внеурочной деятельности в воспитании социально-культурных норм у младших подростков»); в журнале «Содружество», 2018 г. («Развитие аудиальной культуры обучающихся посредством внеурочной деятельности»); в научном журнале “European multi scientific journal» статья «Значение звукового, речевого и музыкального восприятия в формировании аудиальной культуры личности», 2018 г.; на педагогических советах в МАОУ СОШ № 91.
Программа развития аудиальной культуры обучающихся 6-7-ых классов и методика ее реализации внедрены в практику преподавания МАОУ СОШ № 91, г. Екатеринбурга.
Тема исследования отражена в следующих публикациях:
1. Керимова В.Р. О роли внеурочной деятельности в воспитании социально-культурных норм у младших подростков / Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21). С. 242-244
2. Керимова В.Р. Развитие аудиальной культуры обучающихся посредством внеурочной деятельности / Содружество. № 28/2018. С. 4-5
3. Керимова В.Р. Значение звукового, речевого и музыкального
восприятия в формировании аудиальной культуры личности /Europeanmultiscientificjournal. № 20/2018. С. 12-14
Обоснованность и достоверность результатов, а также сделанных по ним выводов, обеспечивалась методологической аргументированностью исходных теоретических данных; использованием валидного психолого-педагогического инструментария, который соответствовал структурной организации практического исследования, его задаче и цели; репрезентативностью выборки; комбинированием количественного и качественного подхода при анализе экспериментально полученных данных; положительными результатами введения теоретических и экспериментальных результатов работы на практике.
Положения, выносимые на защиту:
- Аудиальная культура личности представляет собой способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию (Казакова С.В.)
- Основными критериями и показателями аудиальной культуры школьников подросткового возраста являются: 1) проявление интереса к звуковой среде: концентрации внимания и любопытства к окружающему звуковому миру, наличие познавательных вопросов, относительно звуковой среды, проявление инициативности и самостоятельности в процессе поиска информации о звуковой среде.
2) проявление ценностного отношения к окружающему звуковому миру: наличие эмоций и чувств в процессе познания окружающего звукового мира, осознание значимости звукового мира в жизни человека и общества, наличие личностной оценки окружающего звукового мира.
3) проявление творческих способностей: наличие желания творчески преобразовывать звуковой мир, эстетически его совершенствовать, ясное представление о взаимодействии художественных средств в процессе изображения звукового мира в искусстве.
- Внеурочная деятельность обладает большими потенциальными возможностями в развитии аудиальной культуры школьников.
- Программа развития аудиальной культуры школьников 8-ых классов включает 5 блоков - «Звуки природы», «Звуки села», «Звуки города», «Звуки Космоса», «Звуки-краски в искусстве XX века».
- К эффективным методам развития аудиальной культуры школьников
можно отнести: проблемный, эвристический, метод слуховой наглядности, метод размышления о музыке, метод содержательного анализа и метод моделирования художественно-творческого процесса.
- Эффективными формами занятий по формированию аудиальной культуры обучающихся являются как традиционные, так и не традиционные формы - занятие-путешествие, занятие-деловая игра, занятие-экскурсия, занятие-конференция.
Структура магистерской диссертации соответствует логике проведённого исследования. Данная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы в количестве 85 источников и приложения.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы.
Развитие аудиальной культуры - важная задача современного образования.
Аудиальная культура представляет собой сложное интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию (С.В. Казакова).
Звук, речь и музыка являются важными компонентами звуковой среды. Следовательно, аудиальная культура представляет собой способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую среду.
Аудиальная культура, являясь частью культуры, шире музыкальной и речевой культур, она связана с восприятием и осмыслением всего спектра звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных). Наиболее значимым является звук, входящий в состав слова и музыки, который выступает как многофункциональное средство общения людей друг с другом, способ познания себя и мира, а также способ изучения окружающей звуковой среды и вхождения в мир музыкального искусства.
В основе аудиальной культуры личности лежит звуковое, художественное и музыкальное восприятие.
Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Звуковое восприятие - способность человека улавливать различные звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы - шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения.
Художественное восприятие - способность осуществлять диалог с произведением и с автором произведения, способность к осмыслению, интерпретации авторского замысла.
Музыкальное восприятие является сложным художественно-познавательным актом, возникающим в процессе освоения человеком музыкального искусства. Оно предполагает наличие у человека музыкальности, позволяющей посредством освоения средств музыкальной выразительности эстетически воспринимать воплощенные в музыкальных образах явления окружающей действительности.
Развитию аудиальной культуры способствуют как урочная, так и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в отличных от классно-урочной деятельности формах, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в рамках реализации ФГОС.
Внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как секции, кружки, экскурсии, консультации, индивидуальные занятия учителя с учениками, круглые столы, олимпиады, диспуты, соревнования, общественно полезные практики, научные и поисковые исследования. Дополнительное образование представляет собой составную (вариативную) часть общего образования, это мотивированное образование, которое позволяет школьникам приобрести устойчивую потребность в творчестве и познании, максимально реализовать себя, а также самоопределиться личностно и профессионально
Важную роль в развитии аудиальной культуры обучающихся играют продуктивные методы обучения и специфические методы музыкального образования.
Наиболее эффективными методами развития аудиальной культуры, на наш взгляд, являются: метод проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый), исследовательский методы, а также метод размышления о музыке, метод слуховой наглядности, метод творческих заданий, метод моделирования художественно-творческого процесса.
К наиболее эффективным формам развития аудиальной культуры мы отнесли: урок/занятие-путешествие, урок/занятие-экскурсия, урок/занятие- конференция, урок/занятие -деловая игра.
Для выявления уровня аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов и развития данного качества была проведена опытно поисковая работа, которая состояла из трех этапов:
1) определение исходного уровня развития аудиальной культуры обучающихся (констатирующий этап опытно-поисковой работы);
2) реализация обозначенных в первой главе методов и форм формирования аудиальной культуры обучающихся, наблюдение в ходе занятий за деятельностью детей: их эмоциональными проявлениями, действиями, поведением, состоянием (формирующий этап опытно-поисковой работы);
3) определение итогового уровня развития аудиальной культуры обучающихся, сравнение результатов, полученных на первом, третьем этапе диагностики (контрольный этап опытно-поисковой работы).
К важным критериям сформированности аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов мы отнесли:
4) проявление интереса к звуковой среде;
5) проявление ценностного отношения к окружающему звуковому миру;
6) проявление творческих способностей в процессе воспроизведения звуковой среды.
В опытно поисковой работе использовались следующие методы исследования: комплекс диагностических заданий, включая творческие задания, наблюдение, эссе, сочинение, анализ.
Первоначальная диагностика показала воспроизводящий уровень аудиальной культуры обучающихся среднего звена.
Для повышения уровня развития аудиальной культуры школьников, нами была разработана и реализована учебная рабочая программа «Как прекрасен этот мир», которая состоит из пяти блоков - «Звуки природы», «Звуки сельской местности», «Звуки города», «Звуки Космоса», «Звуки- краски в искусстве XX века».
Контрольная диагностика констатировала положительную динамику развития аудиальной культуры обучающихся и подтвердила представленную в исследовании гипотезу.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития аудиальной культуры у обучающихся других возрастов, а также поиска новых возможностей для совершенствования личностных качеств обучающихся.
Развитие аудиальной культуры - важная задача современного образования.
Аудиальная культура представляет собой сложное интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию (С.В. Казакова).
Звук, речь и музыка являются важными компонентами звуковой среды. Следовательно, аудиальная культура представляет собой способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую среду.
Аудиальная культура, являясь частью культуры, шире музыкальной и речевой культур, она связана с восприятием и осмыслением всего спектра звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных). Наиболее значимым является звук, входящий в состав слова и музыки, который выступает как многофункциональное средство общения людей друг с другом, способ познания себя и мира, а также способ изучения окружающей звуковой среды и вхождения в мир музыкального искусства.
В основе аудиальной культуры личности лежит звуковое, художественное и музыкальное восприятие.
Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Звуковое восприятие - способность человека улавливать различные звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы - шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения.
Художественное восприятие - способность осуществлять диалог с произведением и с автором произведения, способность к осмыслению, интерпретации авторского замысла.
Музыкальное восприятие является сложным художественно-познавательным актом, возникающим в процессе освоения человеком музыкального искусства. Оно предполагает наличие у человека музыкальности, позволяющей посредством освоения средств музыкальной выразительности эстетически воспринимать воплощенные в музыкальных образах явления окружающей действительности.
Развитию аудиальной культуры способствуют как урочная, так и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в отличных от классно-урочной деятельности формах, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в рамках реализации ФГОС.
Внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как секции, кружки, экскурсии, консультации, индивидуальные занятия учителя с учениками, круглые столы, олимпиады, диспуты, соревнования, общественно полезные практики, научные и поисковые исследования. Дополнительное образование представляет собой составную (вариативную) часть общего образования, это мотивированное образование, которое позволяет школьникам приобрести устойчивую потребность в творчестве и познании, максимально реализовать себя, а также самоопределиться личностно и профессионально
Важную роль в развитии аудиальной культуры обучающихся играют продуктивные методы обучения и специфические методы музыкального образования.
Наиболее эффективными методами развития аудиальной культуры, на наш взгляд, являются: метод проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый), исследовательский методы, а также метод размышления о музыке, метод слуховой наглядности, метод творческих заданий, метод моделирования художественно-творческого процесса.
К наиболее эффективным формам развития аудиальной культуры мы отнесли: урок/занятие-путешествие, урок/занятие-экскурсия, урок/занятие- конференция, урок/занятие -деловая игра.
Для выявления уровня аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов и развития данного качества была проведена опытно поисковая работа, которая состояла из трех этапов:
1) определение исходного уровня развития аудиальной культуры обучающихся (констатирующий этап опытно-поисковой работы);
2) реализация обозначенных в первой главе методов и форм формирования аудиальной культуры обучающихся, наблюдение в ходе занятий за деятельностью детей: их эмоциональными проявлениями, действиями, поведением, состоянием (формирующий этап опытно-поисковой работы);
3) определение итогового уровня развития аудиальной культуры обучающихся, сравнение результатов, полученных на первом, третьем этапе диагностики (контрольный этап опытно-поисковой работы).
К важным критериям сформированности аудиальной культуры обучающихся 6-7 классов мы отнесли:
4) проявление интереса к звуковой среде;
5) проявление ценностного отношения к окружающему звуковому миру;
6) проявление творческих способностей в процессе воспроизведения звуковой среды.
В опытно поисковой работе использовались следующие методы исследования: комплекс диагностических заданий, включая творческие задания, наблюдение, эссе, сочинение, анализ.
Первоначальная диагностика показала воспроизводящий уровень аудиальной культуры обучающихся среднего звена.
Для повышения уровня развития аудиальной культуры школьников, нами была разработана и реализована учебная рабочая программа «Как прекрасен этот мир», которая состоит из пяти блоков - «Звуки природы», «Звуки сельской местности», «Звуки города», «Звуки Космоса», «Звуки- краски в искусстве XX века».
Контрольная диагностика констатировала положительную динамику развития аудиальной культуры обучающихся и подтвердила представленную в исследовании гипотезу.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития аудиальной культуры у обучающихся других возрастов, а также поиска новых возможностей для совершенствования личностных качеств обучающихся.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА CAS В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Использование художественных произведений на уроках истории (Калужский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024



