Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотизма младших школьников в условиях дополнительного образования

Работа №96311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие патриотического воспитания с точки зрения различных
авторов 8
1.2. Особенности воспитания патриотизма младших школьников 13
1.3. Дополнительное образование как средство развития патриотизма
младших школьников на примере краеведческой деятельности 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
патриотической воспитанности младших школьников 31
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня развития
патриотизма младших школьников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность исследования. На сегодняшний день вопрос развития патриотического воспитания граждан стоит достаточно остро. Проблема воспитания патриотизма детей находится в центре внимания общества. Патриотизм означает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [Ошибка! Источник ссылки не найден. ,с.170-175]. Любовь и уважение к своей стране является основой любого воспитания. Настоящим гражданином может стать только тот, кто испытывает трепетные чувства к своим истокам.
Г оворя о патриотическом воспитании, подразумевают:
• любовь к родному краю;
• изучение исторического прошлого своей страны;
• бережное отношение к природе, традициям и обычаям своего народа.
Патриотизм нужно начинать воспитывать еще в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день отношение учеников к процессу патриотического обучения является достаточно серьезной проблемой современного образования [Ошибка! Источник ссылки не найден., c.66- 68].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (новая редакция) конкретизирует личностные характеристики выпускника начальной школы, в числе которых:
• уважение и ценностное отношение к своей Родине-России;
• понимание этнокультурной и общенациональной (Российской) принадлежности, сопричастности настоящего и будущего своей страны и родного края;
• уважение к другим народам[Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Дополнительное образование в школе - это не только внеклассная работа, предусматривающая занятия в кружках и секциях различной направленности. Это образование является средством формирования ребенка как личности и средством обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе - факультативы и мероприятия, которые объединены в одно образовательное пространство.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (новая редакция) отводит значительную роль дополнительному образованию. Основное назначение дополнительного образования развитие способностей в творчестве, формирование разностороннего круга интересов [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Структура дополнительного образования в современной школе:
• отвечает потребностям детей различных возрастов;
• помогает раскрыть личные возможности;
• обеспечивает социальный и психологический комфорт детей;
• побуждает к самостоятельности в развитии навыков,
воспитывает организованность;
• помогает реализовать потенциал общего образования в процессе углубленного и практического применения знаний, которые были получены на уроках.
В нашей работе мы опишем систему деятельности школьного краеведения как дополнительного образования. Оно, несомненно, надежно и прочно влилось в общеобразовательную систему школы и является одним из самых важных средств воспитания патриотизма. К особенностям школьного краеведения можно отнести общественно-полезную направленность.
Краеведческая деятельность предусматривает сбор и изучение краеведческого материала, а также использование его не только на уроках, но и для создания экскурсий школьного историко-краеведческого музея.
Мы считаем, что краеведческая деятельность является средством связи школы с жизнью. Знакомство с историей своей страны берет свое начало с воспитания любви и трепетного отношения к своей малой Родине. Воспитание бережного отношения к родному краю, его природным богатствам тоже играет немаловажную роль в формировании личности школьника.
Следует заметить, что не во всех школах существуют школьные историко-краеведческие музеи, взаимодействие с которыми обеспечило бы гораздо более мощное духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Важно отметить, что огромное значение имеет непосредственно настрой ребенка на восприятие информации.
Процесс формирования чувства патриотизма в человеке закладывается с ощущения определенных эмоций к родным людям, родному краю, природе и традициям [Ошибка! Источник ссылки не найден., с.4-7]. Именно благодаря этим чувствам формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у детей чувства любви к родному краю становится одним из важнейших направлений работы школы в деле патриотического воспитания.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание патриотизма младших школьников в условиях дополнительного образования».
Объект исследования: воспитание патриотизма младших школьников.
Предмет исследования: система воспитания патриотизма младших школьников в условиях дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно - поисковым путем эффективность комплекса занятий краеведческой деятельностью по воспитанию патриотизма младших школьников.
В соответствии с изучаемой проблемой, объектом, предметом и целью исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования чувств патриотизма;
2. Определить содержание и основные направления работы по воспитанию патриотизма в начальной школе;
3. Изучить формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников;
4. Выделить критерии, подобрать и провести диагностику патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
5. Апробировать комплекс занятий по формированию патриотизма младших школьников;
6. Проанализировать результат опытно - поисковой работы по формированию чувств патриотизма у младших школьников.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические: анализ нормативно-правовых документов, теоретико­методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, анализ информационных материалов.
Эмпирические: наблюдение, беседа, анализ деятельности детей, анализ и обработка результатов диагностической работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике формировании патриотизма младших школьников средствами краеведческой деятельности в условиях дополнительного образования. Данная деятельность в школе раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №17». В исследовании приняло участие 23 обучающихся 3 «В» класса.
Исследование по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научно­педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования; определялись психолого-педагогические особенности младших школьников, выявлялся потенциал деятельности в патриотическом воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня патриотической воспитанности младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности младших школьников, разрабатывалось содержание работы по патриотическому воспитанию в рамках дополнительного образования, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса мероприятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научные исследования современности доказывают, что младший школьный возраст самый благоприятный для формирования основ патриотизма.
На основании этого работу над формированием чувства патриотизма младших школьников необходимо начинать уже в начальной школе. Система средств и методов, с помощью которых может быть сформировано чувство патриотизма, чрезвычайно обширна и многообразна. Важно выбрать те, которые шли бы вразрез с общими задачами обучения и воспитания и оставляли бы результат. Наиболее эффективной формой решения задач патриотического воспитания младших школьников в дополнительном образовании являются краеведческие занятия.
Мы считаем, что школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений дополнительной образовательной деятельности, которые перечислены в первой главе, что способствует наиболее эффективному применению различных средств, для воспитания патриотизма у младшего школьника.
Воспитание какого-либо качества личности одна из наиболее трудных задач, решаемых в школьном процессе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые по данной проблеме, сформировать чувство патриотизма у младшего школьника достаточно сложно. Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным окажутся они в формировании нравственного чувства патриотизма.
Патриотизм включает в себя: интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к национальным традициям. Но главное - они помогают учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
В ходе исследования было выдвинуто предположение, что изучение краеведческого материала младшими школьниками будет содействовать патриотическому воспитанию, если оно осуществляется целенаправленно и с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Для проверки этого предположения нами была проведено диагностическое исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе нами были выделены критерии и показатели и определен начальный уровень патриотической воспитанности младших школьников.
На формирующем этапе были разработаны и проведены краеведческие занятия на формирование у школьников любви к своему городу, краю и к своей Родине.
На третьем этапе осуществлялся анализ результатов проведенного диагностического исследования.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
-Патриотическое воспитание является актуальным направлением в воспитательной и образовательной работе современной начальной школе;
-Краеведческие занятия в системе дополнительного образования позволяют наиболее эффективно решать задачи патриотического воспитания в силу возрастных особенностей младших школьников.


1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002.- 488-489с.
2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России [Текст]// Народное образование - 2005. - № 4. - 141с.
3. Антокольская, М. В. Семейное право [Текст]: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2013. - 394 с.
4. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 1998.- 23с.
5. Болотина, Т. В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ [Текст] / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. - 2012. - № 1.
6. Буйлова, Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. - 2013. - № 6. - С. 39-48.
7. Витовтова, М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя [Текст] / М.С. Витовтова // Народное образование. - 2012. - № 9.
8. Виноградова, Н. Каким должен быть процесс обучения в современной начальной школе? [ Текст] // Начальная школа - 1 сентября: газета №10, 2014. 4-7 с.
9. Волосенко, А. В. Различные формы воспитательной работы с младшими школьниками [Текст] // Начальная школа плюс - минус. - 2006. - № 2.
10. Воробьёва, Т. А. Формируем универсальные учебные действия. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования [Текст]- 2014. 170-175 с.
11. Горский, В. А. сб. Примерные программы внеурочной
деятельности [Текст] / А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. под ред. В.А.Горского./ Начальное и среднее образование. - 2-изд. - М.:
Просвещение, 2011
12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: Пашков дом, 2004.
13. Ермакова, Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] / Т.В. Ермакова // Методист. - 2014. - № 3. - С. 66-68.
14. Ефремова, Г. Л. Патриотическое воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. - 2005. - № 8.
15. Ефремова, Г. Л. Формы и методы патриотического воспитания младших школьников [Текст] // Воспитание школьников 2014 №11...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ