Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция развития автономной образовательной организации

Работа №96310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовая база деятельности автономных учреждений в
системе общего образования 8
1.2 Особенности стратегического планирования в автономном
образовательном учреждении 16
1.3 Обобщение опыта применения методов стратегического планирования в
автономных образовательных учреждениях Российской Федерации 26
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАОУ СОШ №68 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
2.1 Анализ внутренней среды МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением
отдельных предметов 34
2.2 Анализ внешней среды МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением
отдельных предметов 55
2.3 Концепция развития МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением
отдельных предметов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91


Актуальность темы обусловлена тем, что процесс политического, экономического и культурного развития и переход к незнакомой экономической модели во всей цивилизации оказали значительное влияние на систему управления XXI века.
Новая экономическая обстановка вынуждает образовательное учреждение функционировать, опираясь на некоторую, рационально выбранную, уникальную для каждого образовательного учреждения, концепцию, которая должна отвечать четким социально -экономическим условиям в регионе. Особенности развития экономической и образовательной обстановки определяют потребность применения руководителями образовательных учреждений современных методов управления - стратегического менеджмента [38; с. 23].
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (под редакцией А.М. Кондакова) обозначается, что значимой особенностью сегодняшнего этапа развития школьного образования является то, что происходящие в стране, а, следовательно, и в школе, социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу [33; с. 9].
Подробно изучены и проанализированы в научном менеджменте методики составления проектов развития школ. А именно в работах П.И. Третьякова, В.С. Лазарева, М.М. Поташника и др. Тем не менее, несмотря на не малый объем разработок в области развития школ, на сегодняшний день в действительности стратегическое управление развитием общеобразовательных учреждениях совершается на базе неорганизованно складывающегося опыта, в котором наиболее удачные решения находятся интуитивно.
Актуальность темы исследования позволила выявить ведущее противоречие между необходимостью использования образовательными организациями современных методик стратегического менеджмента, и недостаточной разработанностью стратегического управления, предполагающего выбор первоочередных целей развития и концепции, которая сможет улучшить качество работы школы.
С этим противоречием неразрывно связана главная проблема исследования, которая заключается в недостаточной разработанности концепции развития образовательной организации в связи с изменившимися требованиями образовательной системы к качеству управления образовательным организациям и низким уровнем готовности руководителей организаций к осуществлению деятельности в новых условиях
Актуальность, практическая значимость, а также недостаточная разработанность отмеченной проблемы определили тему магистерской диссертации: «Концепция развитие автономной образовательной организации».
Цель исследования: на основе анализа деятельности образовательной организации, разработать варианты совершенствования концепции развития образовательной организации.
Объект исследования - процесс развития образовательной организации.
Предмет исследования - разработка концепции развития образовательной организации.
Гипотеза исследования. Управление образовательным учреждением будет наиболее эффективным, если будут:
- определены социально-экономические факторы и методы,
способствующие развитию образовательной организации; 
- определены условия роста эффективности управленческой деятельности в ОО.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу автономных образовательных организаций.
2. Обозначить ключевые направления разработки и применения концепции развития в бюджетных организациях, в общем, и в образовательных в частности.
3. Исследовать опыт стратегического менеджмента в системе образования в России и дать оценку возможности его применения в практике управления школ.
4. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением отдельных предметов для дальнейшего определения концепции развития организации.
5. Разработать концепцию развития МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением отдельных предметов.
Программа исследования была реализована при использовании следующих методов: теоретических (сравнительный анализ, изучение и анализ исследований, проведенных в области общего образования и управленческого консультирования, изучение нормативных документов), эмпирических (методы измерений - регистрации; диагностирование уровня подготовки руководителей ОО к реализации требований, наблюдение, изучение продуктов образовательной деятельности ОО, анкетирование, экспертная оценка, статистические и математические расчеты).
Обозначенные цель, гипотеза и задачи исследования определили логику исследования, которое проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало два этапа.
На первом этапе (2016 - 2017 гг.) - проведен анализ нормативных документов, экономической, философской, психолого-педагогической и методической литературы по заявленной проблеме исследования; сформулированы тема, цель и задачи исследования.
Второй этап (2017 - 2018 гг.) - разработан путь совершенствования концепции развития ОО.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и теоретически обоснована концепция развития автономной ОО в современных экономических условиях.
Практическая значимость работы состоит в том, что в исследовании сформулированы предложения по развитию автономных образовательных организаций в современных экономических условиях. Выводы представленные в диссертации, могут быть использованы в работе автономных образовательных организаций.
Достоверность результатов и обоснованность выводов магистерской диссертации обеспечена исходными методологическими позициями, полнотой исходных теоретических положений, объективностью применяемых методов целям и задачам исследования, проведением опытно - поисковой работы и ее длительностью, обсуждением результатов исследования на научно-практических мероприятиях.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научные работы объемом 6 п.л.
Материалы диссертационного исследования были опубликованы в IV Международной научно-практической конференции «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» и в материалах V Международной научно-практической конференции «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы».
На защиту выносятся положения:
1. Под стратегией образовательной организации мы будем понимать средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся макро - и микроэкономических условий.
2. Концепция развития автономной образовательной организации включает в себя реализацию программ и проектов по следующим направлениям:
Развитие образовательного процесса. 1. Формирование современной информационно-технологической среды: «Интерактивное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса». 2. Проект «Научить учиться». 3. Проект «Одаренные дети». 4. Программа «Повышение качества образования обучающихся на 2016-2020 годы».
Развитие воспитательной системы. 1. Проект «Здоровьесбережение».
2. Развитие волонтерского движения.
Развитие условий реализации концепции развития. 1. Развитие педагогического коллектива. 2. Материально-техническая база. 3.
Информационная система. 4. Система управления.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 64 источников и глоссария. Общий объем диссертации составляет 104 листа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализом проблем стратегического развития образовательных учреждений занимались многие исследователи в сфере менеджмента. Подробно изучены и проанализированы в научном менеджменте методики составления проектов развития общеобразовательных учреждений. Тем не менее, несмотря на не малый объем разработок в области развития школ, на сегодняшний день в действительности стратегическое управление развитием общеобразовательных учреждениях совершается на базе неорганизованно складывающегося опыта, в котором наиболее удачные решения находятся интуитивно.
В исследовании мы попытались продумать варианты совершенствования концепции развития образовательной организации на примере МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением отдельных предметов на базе использования отечественного опыта. Для этого мы определили специфические особенности автономного общеобразовательного учреждения, которые оказывают существенное влияние при формировании концепции развития ОУ. Определены приоритетные направления развития автономных учреждений, рекомендуемые на государственном уровне.
Изучив научную литературу по менеджменту, мы привели определение стратегического планирования. Вслед за П.В. Шеметовым под стратегическим планированием мы будем понимать процесс, с помощью которого система адаптирует свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних факторов.
Перед тем, как мы предложили пути развития ОУ, мы провели тщательный анализ факторов внешней и внутренней среды, которые обозначили проблемы, требующие решения. Анализ был выполнен на базе фактических данных работы МАОУ СОШ №68 г. Екатеринбурга, представленных на сайте школыhttp://68.uralschool.ru/.
Итогом нашего исследования стала концепция развития МАОУ СОШ №68 с углубленным изучением отдельных предметов, которая затрагивает следующие направления:
1. Развитие образовательного процесса:
- «Интерактивное взаимодействие между субъектами
образовательного процесса»;
- «Научить учиться»;
- «Здоровьесбережение»;
- «Одаренные дети»;
- «Повышение качества образования обучающихся на 2016-2019 годы».
2. Развитие воспитательной системы:
- развитие волонтерского движения;
- проект «Война далекая и близкая»;
- «Ночные сборы»;
- школьная форма для обучающихся и педагогов
3. Развитие условий реализации концепции развития:
- развитие педагогического коллектива;
- развитие материально-технической базы;
- развитие системы управления;
- развитие системы финансирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в исследовании сформулированы конкретные рекомендации по управлению работой и развитием автономных общеобразовательных учреждений в современных экономических условиях. Некоторые из предложенных проектов были апробированы, результаты реализации проектов также описаны в работе.
Перспективой исследования является разработка дополнительных проектов и программ, способствующих развитию автономного общеобразовательного учреждения в современных экономических условиях.



1. Агафонова Л.Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение / Л.Н. Агафонова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 241-243.
2. Азгальдов Г.Г. Модернизация российской системы образования. Миссия образования в формирующейся новой экономике: тезисы докладов международной научной конференции 22-23 января 2009 г. / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин. - Екатеринбург: Изд-ие УГЭУ. - 2009.
3. Анализ района за 2017 год / района Екатерибург: [б.и.], 2018. - Режим доступа:
ййр://орджоникидзевский.екатеринбург.рф/администрация/полезная информация/анализ соцразвития, свободный.
4. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
5. Афоничкина А.И. Основы менеджмента / А.И. Афоничкина; под ред. А.И. Афоничкина. - СПб.: Питер, 2007. - 528 с.
6. Балобанов А.Е. Стратегическое планирование развития образовательного учреждения / А.Е. Балобанов, А.К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 2. - С. 19-27.
7. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в
организации / Честер Барнард; пер. с англ. В. Кошкина. - Москва, Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. - 333 с. (Серия: «Актуальная классика
менеджмента»)
8. Беляков С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Ж. Куклин // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3(26). - С.10-23.
9. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.
Приор, 2010. - 284 с.
10. Вачугов Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Высшая школа,
2007 - 192 с.
11. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - Москва: Юрист, 2009. - 496 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - Москва: Гардарика, 2010. - 576 с.
13. Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с.
14. Григорьева Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений / Н.С. Григорьева // Автономные учреждения: экономика, налогообложение и бухгалтерский учёт. - 2009. - № 1. - С. 19-20.
15. Гришан И.П. Стратегический менеджмент образовательных учреждений / И.П. Гришан. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2011. - 65 с.
16. Дорожная карта по переходу к Национальной системе
компетенций и квалификаций. - М.: Агентство стратегических
инициатив, 2012.
17. Дружинин В.И. Управление образовательным учреждением:
учебно-методическое пособие / В.И. Дружинин. - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2011. - 148 с.
18. Дружинин В.И. Общий менеджмент: словарь / В.И. Дружинин. - ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2011. - 23 с.
19. Друкер Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика / Питер Друкер; пер. с англ. - Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 304 с.
20. Ефремов Л.Г. Проблемы моделирования процессов в системе образования. Новые подходы / Л.Г. Ефремов // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 139.
21. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. / Т.Ф Ефремова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006 - 1 т.
22. Жигалов Д. Оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений / Д. Жигалов, А. Канивец. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
23. Жихаревич Б.С. Территориальное стратегическое планирование на
принципах широкого общественного участия / Б.С. Жихаревич. - Санкт-
Петербург, 2010. - 163 с.
24. Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) / В.В. Залесский // Журнал российского права. - 2007. - № 4. - С. 61-69.
25. Зернов В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или к стагнации? / В.А. Зернов // Высшее образование сегодня. 2011. - №1. - С. 8-12.
26. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 389 с.
27. Зуйкова Л. Автономные и двуликие / Л. Зуйкова // Новая бухгалтерия. - 2007. - № 2. - С. 16-25.
28. Катькало В.С. Стратегический менеджмент / В.С. Катькало // Вестник СПб. - 2010. -№ 16. - С.6-8.
29. Квасникова Н.М. Построение модели стратегического управления образовательным учреждением / Н.М. Квасникова // Образование и общество. - 2011. - № 5. - С. 10-13.
30. Кеничи О. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски / Омае Кеничи. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008, 215 с.
31. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б Клейнер. - Москва: Издательство Дело, 2008, 568 с.
32. Князев Е.А. О системе образования и её стратегиях / Е.А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 4 - С. 9-17.
33. Кондаков А.М. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков. - Москва: Просвещение, 2008, 39 с.
34. Коптелов А.В. Управление повышением профессиональной компетенции педагогов на муниципальном уровне: / А.В. Коптелов, Н.В. Полякова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.
- 2013. №1(14). - С. 45-49
35. Лабаджян М.Г. Перспективы развития стратегического управления
в России / М.Г. Лабаджян // Управление персоналом. - 2009. - №
1. - С.10-13.
36. Лабаджян М.Г. Стратегическое управление персоналом / М.Г.
Лабаджян // Экономика и технология. - 2010. - № 25. - С.11-15.
37. Левинская Н.А. Зарубежный опыт стратегического планирования в сфере образования / Н.А. Левинская // Развитие современного образования: теория, методика и практик. - 2016. - № 2(8).
38. Левинская Н.А. Особенности составления стратегии в образовательном учреждении / Н.А. Левинская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития - 2016. - № 3(7).
39. Медведев Д. Качество образования остается приоритетом государства / Д. Медведев // Экономика и образование сегодня.
- 2009. - № 17. - С. 4.
40. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф.
Хедоури. - Москва: Вильямс, 2008. - 704 с.
41. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Г. Минцберг. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
42. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон
от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
43. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от
03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
44. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
45. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - Москва: КНОРУС, 2009. - 418 с.
46. Пирс Джон. Стратегический менеджмент: учебник / Дж. Пирс II , Р. Робинсон - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 560 с.
47. Писаренко Н.Л. Стратегическое управление / Н.Л. Писаренко, А.А. Длигач. - СПб: Питер, 2008. - 327 с.
48. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2620-р.
49. Поташник М. Хочется все!!! Здесь и сейчас: о массовой ошибке в подготовке программы развития школы / М. Поташник // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 104.
50. Потемкин В.К. Управление персоналом: инновационное развитие, экономическая и социальная ответственность, социально-трудовые отношения / В. К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2010. - 426 с.
51. Пыхов Е.А. Актуальные проблемы реализации автономии автономными учреждениями / Е.А. Пыхов // Гражданское право. - 2007. - № 3. - С. 5-6.
52. Публичный доклад по итогам 2016-2017 учебного года / Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 с углубленным изучением отдельных
предметов [Электронный ресурс]. - Екатеринбург:
[б.и.], 2017. - Режим доступа:
http://школа68.екатеринбург.рф/fi1es/sc68 new/a9a513485bb337dc66893cf67104ba98.pdf,свободный.
53. Публичный доклад по итогам 2017-2018 учебного года / Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 с углубленным изучением отдельных предметов [Электронный ресурс]. - Екатеринбург: [б.и.], 2018. - Режим доступа:Ь11р://школа68.екатеринбург.рф/Е1ез/зс68 new/ea6948e6869b80eaf6a2d92330d6ef74.pdf,свободный
54. Рейтинг лучших школ для поступления в ведущие вузы России (2016 г.) / Рейтинговое агентство RAEX [Электронный ресурс]. - [б. и.], 2016. - Режим доступа:http://raexpert.ru/rankingtable/school/2017/main,свободный
55. Семёнов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К.Семёнов, В.И.Набоков. - 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Дашков и К, 2008. - 556 с.
56. Стратегии бизнеса: справочник / под ред. Г.Б. Клейнера. - Москва: КОНСЭКО, 2008. - 685 с.
57. Стратегический план развития Екатеринбурга: внутренние факторы / Екатеринбург.рф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://екатеринбург.рф/официально/стратегия/раздел2, свободный.
58. Стратегический разрыв: технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 218 с.
59. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика,
2008. - 680 с.
60. Томпсон-мл. Артур А. Стратегический менеджмент: концепции и
ситуации для анализа. - 12-е издание: пер. с англ. / Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III. И А.Дж. - Москва: Издательский дом «Вильямс»,
2006. - 928 с.
61. Устав: новая редакция / Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 с углубленным изучением отдельных предметов Екатеринбург: [б.и.], 2015. - Режим доступа:
ЬЦр://школа68.екатеринбург.рф/111ез/зе68 new/bf00a3be37c35bf5fc3b7a316bbe5786.pdf, свободный
62. Чулков А. С. Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт / А.С. Чулков // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - № 2. - С. 38.
63. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. - СПб: Питер, 2008. - 154 с.
64. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными
системами: учебное пособие / П.В Шеметов. - М.: Издательство
«Омега-Л», 2007. - 406с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ