Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Работа №96309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у младших школьников 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у
младших школьников 14
1.3. Возможности учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в формировании нравственных представлений у младших школьников 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников на начальном этапе исследования 25
2.2. Организация работы по формированию нравственных
представлений у младших школьников на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего нравственные ценности и готовые к мирному созиданию и защите Родины. Президент России В.В. Путин по проблематике воспитания нравственности в современной России сказал: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [13].
Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. содержание образования должно обеспечивать формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), основными задачами воспитания у детей начального школьного возраста являются формирование высокой духовности и нравственности [51]. В Концепции духовно­нравственного воспитания младших школьников говорится о том, что «процесс развития личности должен идти через принятие духовно­нравственных, социальных, семейных и других нравственных ценностей» [21].
Проблема нравственного воспитания личности во все времена является актуальной. Наиболее актуальное значение она приобретает по отношению к детям младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период укрепляются основы нравственной сферы личности. Основная роль в процессе формирования и практической реализации духовных ценностей отводится системе воспитания и образования. В основе воспитания младших школьников лежит процесс формирования нравственных представлений.
Формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на нравственных представлениях и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, осуществляется на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (Далее - ОРКСЭ).
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой темы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках ОРКСЭ и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Обозначенная актуальность и выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая выражается в поиске путей решения задач формирования нравственных представлений у младших школьников на уроках ОРКСЭ.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы исследования: «Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предметом исследования является комплекс игровых заданий, направленный на формирование нравственных представлений младших школьников на уроках ОРКСЭ.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игровых заданий по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках ОРКСЭ.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. Проанализировать особенности формирования нравственных представлений у младших школьников;
3. Рассмотреть потенциал уроков ОРКСЭ в формировании нравственных представлений у младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать комплекс игровых дидактических заданий, направленный на формирование нравственных представлений младших школьников на уроках ОРКСЭ.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой,
A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев,
B. А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале проектной деятельности (М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
диагностика, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов школы и дополнительного образования по формированию нравственных представлений у младших школьников и взяты как дополнительный дидактический материал к урокам ОРКСЭ.
База исследования: МАОУ Гимназия 37 город Екатеринбург. В исследовании приняло участие 23 обучающихся 4 класса.
Исследование по формированию нравственных представлений у младших школьников осуществлялась в два этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме формирования нравственных представлений; определялись психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников, выявлялся потенциал уроков «Основы религиозных культур и светской этики», подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса игровых заданий, направленных на формирование нравственных представлений на уроках ОРКСЭ, анализировались результаты работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является формирование нравственных представлений у младших школьников. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных представлений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как И.А. Ильин, Г.К. Селевко, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова, и др., а также проведенное исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственные представления» - это форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру (В.А. Сластёнин).
В процессе работы с психолого-педагогической литературой сформулировано понятие «формирование нравственных представлений» - это процесс направленный на развитие чувственного восприятия, понимания и осознания нравственных норм, должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру, принятие нравственных ценностей в качестве ориентиров нравственного поведения (рабочее определение на основе понятий В.А. Сластенина, О.М. Корчемлюк).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как О.М. Корчемлюк, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, и др., мы выделили критерии формирования нравственных представлений: эмоционально-чувственный, мыслительно-образный, действенно-практический. Выделили формируемые нравственные нормы: нравственная норма в отношении себя; нравственная норма в отношении к семье; нравственная норма в отношении к миру и культуре.
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее
ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит формирование нравственных представлений и усвоение нравственных норм и правил поведения. Визуализация, воображение, образное видение правил нравственности и примеров нравственных поступков Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными нравственными понятиями (мыслительно-образный критерий).
Чувственное восприятие нравственных норм и своих отношений к этим нормам: нравственная норма в отношении себя (я - часть рода, я - гражданин, я - патриот); нравственная норма в отношении к семье и окружающим (я - часть семьи, я - часть действительности); нравственная норма в отношении к миру (я - часть мира) (эмоционально-чувственный критерий). Наличие нравственных представлений, понимание и осознание нравственной нормы в конкретной ситуации, проявление нравственной нормы через действие, поступок, продукт деятельности, принятие нравственных ценностей в качестве ориентиров нравственного поведения (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики уроков.
3. Рассмотрев возможности уроков ОРКСЭ, можно сделать вывод, что уроки по данному предмету в начальной школе являются эффективным средством формирования нравственных представлений младших школьников. Проанализировав программы по ведению данного предмета в начальной школе, пришли к следующим выводам: примерная программа «Основы религиозных культур и светской этики» Российской Академии наук и авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк схожи, обе предлагают изучение основ культур различных народов, в том числе и религиозных мировых культур, а также основы светской этики. Считаем, что данные программы перегружены для ученика начальной школы различными понятиями из различных культур (буддизм, иудаизм, ислам), которые наиболее целесообразно изучать тогда, когда уже будут сформированы первоначальные нравственные представления, то есть в курсе средней основной школы. Авторская программа «Истоки» А.В Камкина, И.А. Кузьмина, напротив, более близка учащимся начальной школы, поскольку формирует такие основные нравственные понятия, как Отечество, мать, отец, родовое дерево, мир и согласие, родной очаг, родные просторы и другие. То есть данная программа непосредственно направлена на формирование не только представлений о ценностях, культуре, но и душе, традициях, поэтому для исследования за основу была взята данная программа.
4. В ходе оценки результатов проведенной диагностики мы выявили, что у 13 человек (56%) - средний уровень сформированности нравственных представлений по трем критериям, у трех детей (9%) - низкий уровень и только у двух (35%) - высокий уровень. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
5. В ходе исследования нами был разработан комплекс игровых дидактических заданий с учетом нравственных критериев по формированию нравственных представлений. Комплекс сформирован для использования в ходе обучения младших школьников на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с тематическим планированием по программе А.В Камкина, И.А. Кузьмина «Истоки», с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, и задач по формированию нравственных представлений. В содержание комплекса игровых дидактических заданий вошли игры, основанные на материале произведений художников, отражающих родные образы, народные традиции и серия игр - головоломок по мотивам походов русских богатырей по Святой Руси и народных традициях. Выбор содержания, форм и методов организации представленной деятельности обеспечил положительный результат в формировании нравственных представлений младших школьников, что было выявлено в процессе исследования и в результате анализа продуктов деятельности младших школьников.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. Для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.
2. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]/ Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5. С.18.
3. Агаджанова, М.А. Современные настольные игры как
инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс]/ М.А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. №5.
С.12.
4. Ананьев, Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. М.: АРКТИ, 2010. 120 с.
5. Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты
проектной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс] / С.П. Ахтырский // Инновационная наука. 2015. №4-2. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/soderzhatelnye-i-tehnologicheskie-aspekty- proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 19.08.2016).
6. Бородина, Е.Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / Е.Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. №5. С.59-94.
7. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст]: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной- игровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 140 с.
8. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Бородина. Челябинск, 2016. 23 с.
9. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: моногр. / Е.Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. 176 с.
10. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]. В 2-х т. Т. 2. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978. 582 с.
11. Валясэк, Б. Метод проектов как творческая работа педагога [Текст] / Б. Валясэк // Управление школой: прилож. к газете «Первое сентября», 2004. № 9. C. 12-15.
12. Власенко, И.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Я - гражданин России» [Текст] / И.Г. Власенко // Завуч начальной школы, 2011. №9. С. 44-56.
13. Выступление Президента России В.В. Путина на совещании, посвященном проблематике воспитания нравственности и патриотизма в современной России. Краснодар, 2012.
14. Дейзенгер, Т. Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т. Дейзенгер // maam.ru: сетевой журнал, 2016. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/metod-proektov-kak-sredstvo-v-rabote-s-detmi-po- nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-v-uslovijah-realizaci-fgos.html.
15. Дыбина, О.В., Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2009. 77 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ