Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Работа №96298

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Понятие «познавательная активность» и его содержание 11
1.2. Педагогические технологии, способствующие развитию
познавательной активности старших дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ 33
2.1. Методы и формы работы на занятиях в театральной
студии 33
2.2. Описание опытно-поисковой работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69


Современное общество все больше акцентирует внимание на развитии творческой, активной личности, способной свободно ориентироваться в постоянно меняющемся мире. В связи с этим весь образовательный процесс также направлен на воспитание конкурентоспособного человека с тягой к познанию, творчеству, труду и спорту.
Подобные задачи стоят и в учреждениях дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГТ ДО одной из составляющих портрета выпускника ДОУ - дошкольника является четко прописанная характеристика: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать» [26].
И данные требования вполне обоснованы, ведь дошкольное детство это самый активный период в развитии человека, подходящий для познания окружающего мира. Согласно психолого-педагогическим исследованиям ребенок-дошкольник отличается динамичным развитием. В этом возрасте происходят существенные изменения в психической сфере, совершенствуются основные виды деятельности.
Память ребенка претерпевает количественные и качественные изменения: она становится произвольной и опосредованной. Внимание обретает такие характеристики, как объем, устойчивость, переключение, распределяемость. В этот период появляется высокая потребность в познании, ребенок задает вопросы, пытаясь классифицировать явления окружающей действительности, что указывает на формирование теоретического мышления. На данном этапе взросления активно развиваются все компоненты устной речи, происходит практическое овладение ей: развивается грамматический строй, обогащается словарный запас, уменьшается эгоцентризм в общении. В свою очередь, активно развивается и воображение, которое непосредственно связано с речью, позволяет представить общую картину события раньше, чем ее составные части. Воображение - является важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста.
Большой вклад в исследование возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
Стремление к познанию, потребность новых впечатлений - внутренняя потребность человека. На этой основе у детей формируется познавательный интерес, а далее развивается и познавательная активность.
Познавательная деятельность, начинаясь со стадии простого любопытства, которое обусловлено внешними обстоятельствами лишь привлекающими внимание, превращается в любознательность. Она характеризуется как особая форма познавательной активности, направленная на сравнительно углубленное познание окружающих предметов и явлений.
Следующая ступень собственно познавательный интерес. Г. И Щукина определяет его как «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [46].
Познавательный интерес порождает внутреннюю готовность к познавательной деятельности - познавательную активность. В будущем активность формирует такое качество личности как познавательная самостоятельность - умение и готовность приобретать новые знания без помощи взрослых.
Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста были изучены в работах таких авторов как Д.Б. Годовикова, Л.Р. Голубева, С.А. Козлова, Н.Н. Подъяков, Е.И. Щербакова, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова. В их трудах уделяется внимание развитию умственной и мотивационной сферы дошкольников, формированию их самосознания навыкам общения между собой и с взрослыми, а также способам социального взаимодействия.
На процесс развития познавательной активности влияют два фактора: с одной стороны - само содержание изучаемых предметов, а с другой - организация образовательного процесса. Однако не всегда у педагога ДОУ есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку в группе. Поэтому многие родители стараются отдать своих детей в учреждения дополнительного образования, часто по месту жительства. Л. Н. Буйлова и Н. В. Кленова писали, что учреждение ДО выступает «как мощное средство формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству».
Практика показывает, что наибольший спектр для развития талантов ребенка, становления его личности, возможности свободного общения предоставляет театральная студия. Этим обусловлена актуальность исследования.
Театрализация и игровая деятельность, как неотъемлемая часть деятельности дошкольников, в том числе старших дошкольников описана в работах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина и др.
Театр является синтезом различных искусств: музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сценического движения. Он создает условия для воспитания целостной личности с обширным кругозором и разносторонними знаниями. На занятиях театральной деятельностью знания дети получают в игровой форме. В старшем дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Здесь ребенок может проявить инициативу, в связи с чем, для него открываются новые возможности познания. Старший дошкольный возраст - это время, когда дети очень любознательны и энергичны, у них начинает формироваться собственное представление об окружающем мире.
Во время занятий в театральной студии есть больше возможностей для создания условий, способствующих активизации интересов старших дошкольников, с опорой на ведущую деятельность данного возраста:
- создание обогащенной предметно-пространственной среды - совокупность материальных объектов для творческого и познавательного развития;
- создание проблемно-поисковых ситуаций - постановка проблемы, решение которой обучающемуся неизвестно, но выполнимо, если привлечь свои знания;
- создание ситуации успеха - метод эмоционального стимулирования, при котором задание, данное воспитаннику, в любом случае будет иметь положительный результат;
- вовлечение в выполнение творческих заданий - форма организации задания, где для достижения результата нужно применить творческую активность;
- применение игровых технологий - игра, это основной метод взаимодействия группы детей и педагога на занятиях театрализованной деятельностью, способствуют воспитанию познавательных интересов и развитию познавательной активности, помогают в развитии внимания, памяти, мышления и творческих способностей.
Занятия в театральной студии способствуют общему развитию ребенка: коммуникативных навыков, проявлению любознательности, целеустремленности, усвоению новой информации и новых способов обучения. Театральная деятельность требует от ребенка трудолюбия, решительности, систематичности в работе, волевых качеств.
Вопросам влияния театральной деятельности на развитие ребенка посвящено множество научных работ. Так, например, организацию и методику обучения театральной деятельности детей исследовали В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дронова, А.П. Ершова, О.А. Лапина, Л.В. Макаренко и др. Социальный аспект отношений детей в театральной деятельности описан Л.А. Тарасовой, влияние театральной деятельности на развитие личности старших дошкольников представлено в работах И.Г. Андреевой, формирование умений межличностного взаимодействия дошкольников освещается Е.Г. Савиной.
Однако до сих пор недостаточно освещены возможности театральной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников.
В связи с этим выявлены следующие противоречия:
- между потребностью в воспитании активного, любознательного ребенка и недооценкой педагогического потенциала занятий театральной деятельностью в развитии познавательной активности дошкольников;
- между разработанностью проблемы развития познавательной активности детей в психологии и педагогике и недостаточной ее разработанностью применительно к театральной педагогике для детей старшего дошкольного возраста;
- между наличием методического обеспечения процесса развития познавательной активности у детей в психологии и педагогике и недостаточным наличием такого обеспечения применительно к театральной деятельности дошкольников.
Данные противоречия определили проблему исследования - изучить потенциал театральной деятельности в развитии познавательной активности у старших дошкольников.
Все вышеперечисленное обусловило выбор темы диссертации: «Развитие познавательной активности у старших дошкольников на занятиях в театральной студии».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике комплекс методов и форм, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на занятиях в театральной студии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в театральной студии для детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников в театральной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у старших дошкольников в театральной студии будет проходить более успешно, если:
- на занятиях будет использован комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на театральных занятиях;
- учебно-воспитательный процесс будет реализован на основе технологии проблемного обучения, игровой и технологии создания ситуации успеха;
- для поддержки развития познавательной активности будет организована предметно-пространственная среда.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у старших дошкольников;
2) проанализировать роль театральной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников;
3) выявить комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на театральных занятиях;
4) провести на практике опытно-поисковую работу, сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные
положения деятельностного подхода культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные принципы педагогических технологий проблемного обучения, технологии создания ситуации успеха и игровой технологии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.С. Белкин, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин, и др.); основные положения теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.); теоретические положения о развитии познавательной активности школьников (М.И. Лисина, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова); основные теоретические положения театральной педагогики об организации театральной деятельности и методологии обучения (С. Гиппиус, А.П. Ершова, К.С. Станиславский и др.); основные положения о проведении научно-педагогического исследования (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
В ходе исследование использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, театроведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ театрально-педагогического опыта;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности.
Экспериментальной базой исследования явился клуб по месту жительства «Солидарность» объединение «Играем в театр» при МБУ ДО ДЮЦ «Юность» Железнодорожного района г. Екатеринбурга. В опытно- поисковой работе приняло участие 17 детей старшего дошкольного возраста и их родители.
Научная новизна исследования
1. Теоретически обоснована и доказана целесообразность использования театрализованной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников.
2. Выявлен комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на занятиях в театральной студии. Такой как: форма организации занятия - посещение театра, показ спектакля, концерт; форма деятельности - выполнение творческих заданий, создание предметно-пространственной среды; методы: создание ситуации успеха, тренинг, беседа, этюд, постановка проблемной задачи, игра и такие ее типы как игра-драматизация, сюжетно-ролева игра.
Теоретическая значимость исследования заключается:
1. В уточнении понятия «познавательная активность». На основании изученной литературы (Т. И. Зубкова, В.С. Ильина М.И. Лисина, Р.Н. Немов, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др.) было решено рассматривать данный термин как личностное образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней.
2. В научном обосновании педагогических возможностей театральной деятельности для развития познавательной активности у старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к сопереживанию, за счет чего они могут отождествлять себя с героем и действовать, с точки зрения самого героя. Но для этого изначально нужно решить задачу - придумать и проанализировать его «жизнь». Для решения, приходится обращаться к поиску информации, что способствует развитию познания. Помимо эмпатии у детей формируется самооценка. Теперь им мало похвалы со стороны, они еще должны быть удовлетворены собственной деятельностью. Это является стимулом для активизации познавательной деятельности.
3. В использовании методов активизации и интенсификации познавательной активности: игровые методы, методы проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха, а также в сознании предметно-пространственной среды.
Практическая значимость исследования состоит
1. В разработке критериев и показателей оценивания уровней развития познавательной активности у старших дошкольников в театральной студии.
2. В разработке примерного плана проведения занятий для театральной студии. Данный план состоит, преимущественно, из упражнений, направленных на активизацию познавательной потребности обучающихся.
Его отличие от основного плана работы кружка состоит в том, что работа на занятиях более детальная и углубленная, в нее не включены общеклубные мероприятия. Целью занятий - способствовать развитию познавательной активности детей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на занятиях в театральной студии.
2. Критерии и показатели оценивания уровней развития познавательной активности у старших дошкольников в театральной студии.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы исследования. Выполнена цель исследования - теоретически обоснован и проверен на практике комплекс методов и приемов обучения, способствующий развитию познавательной активности у старших дошкольников на занятиях в театральной студии.
Были достигнуты поставленные задачи.
1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития познавательной активности у старших дошкольников. Под познавательной активностью понимается личностное образование, выражающееся в готовности ребенка к познавательной деятельности и проявлению инициативы.
Изучены и охарактеризованы уровни познавательной активности.
Т. И. Шамова определила уровни познавательной активности как — воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.
-воспроизводящий: на этом уровне собственная активность невелика, поскольку деятельность опирается на образец.
-интерпретирующий: на этом уровне нужно самостоятельно найти пути решения поставленной задачи.
-творческий: здесь поставленная задача решается нешаблонным, оригинальным способом.
Щукина Г. И. выделяет следующие уровни активности: -репродуктивно-подражательный: здесь собственный опыт деятельности накапливается через чужой опыт.
-поисково-исполнительский: характеризуется самостоятельным поиском
средств для решения поставленной задачи.
-творческий: совершается путем поиска решений неординарных и нешаблонных [18].
На основании описанных уровней была дана краткая характеристика каждому из них.
-нулевой уровень - нулевая активность (пассивен в проявление познавательной деятельности);
-низкий уровень - ситуативная активность (проявляется в эмоциональном восприятии);
-средний уровень - исполнительская активность (готовность применять имеющиеся знания на практике);
-высокий уровень - творческая активность (готовность к поиску новых средств решения нестандартных задач) [9].
Описаны этапы формирования познавательной активности:
- элементарная стадия познавательного интереса - любопытство. Для него характерны: фрагментарность, поверхностность, ситуативность.
- любознательность - второй этап. На этом этапе уже прорисовывается стремление к более глубокому анализу нового объекта.
- третий этап - это познавательный интерес, который характеризуется ценностной мотивацией, с вытекающими отсюда познавательными мотивами.
-самостоятельная познавательная активность. Характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
Рассмотрены структура познавательной активности и ее компоненты.
Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, А. Н. Нефедова, Е. И. Щербакова выделяли такие компоненты структуры познавательной деятельности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.
Рассмотрены педагогические технологии, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников в театральной студии: технология проблемного обучения, технология игрового обучения и технология создания ситуации успеха по Г. К. Селевко. Он выделял технологии монодидактические и комбинированные, которые также разделял на основании идеи, характеризующей цель технологии:
-на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
-на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся;
-на основе эффективности организации и управления процессом обучения;
-на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала;
-на основе природосообразности, с применением методов народной педагогики;
-альтернативные; авторские школы.
Из всех технологий нами были выделены только, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников на занятиях в театральной студии. Технология проблемного обучения, технология игрового обучения и технология создания ситуации успеха, важной частью которой являлось создание предметно-пространственной среды.
2. Проанализирована роль театральной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к сопереживанию, за счет чего они могут отождествлять себя с героем и действовать, с точки зрения самого героя. Но для этого изначально нужно решить задачу - придумать и проанализировать его «жизнь». Для решения, приходится обращаться к поиску информации, что способствует развитию познания. Помимо эмпатии у детей формируется самооценка. Теперь им мало похвалы со стороны, они еще должны быть удовлетворены собственной деятельностью. Это является стимулом для активизации познавательной деятельности.
3. Выявлен комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на театральных занятиях.
Основные формы организации занятия: посещение театра, показ спектакля; форма деятельности - выполнение творческих заданий, создание предметно-пространственной среды.
Методы, применяемые в ходе занятия: беседы, наводящие вопросы, создание проблемной ситуации, вопросы проблемного характера, создание ситуации успеха, тренинги и упражнения, этюдная работа, совместная работа с родителями, игровые методы: сюжетно-ролевые и игры-драматизации.
4. Проведена опытно-поисковая работа на базе клуба по месту жительства «Солидарность» объединение «Играем в театр» при МБУ ДО ДЮЦ «Юность» Железнодорожного района г. Екатеринбурга. В опытно- поисковой работе приняло участие 17 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Занятия проводились 3 раза в неделю, по 45 минут каждое.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста применялись метод наблюдения и диагностики: «Познавательная потребность дошкольника», а также диагностика по методике В.С. Юркевича, видоизмененная под группу детей «Оценки сформированности познавательной активности дошкольника». Наблюдение осуществлялось на протяжении всего времени работы с детьми.
Диагностика «Познавательная потребность дошкольника» на начальном срезе дала следующие результаты: сильный и средний показатели составили 41% и 41% от общего числа группы детей, слабый - на итоговом этапе исследования, показала, что произошло смещение показателей в сторону «сильной потребности» с 41% до 82%, показатель «умеренная потребность», соответственно упал с 41% до 18%, показатель «слабая потребность» стал нулевым.
Диагностика «Оценки сформированности познавательной активности дошкольника» на начальном срезе показала, что:
-показатель устойчивости на низком уровне у 29% детей, на среднем - у 53%, на высоком всего у 18% детей
-показатель эмоционально-волевой на низком уровне у 23%, на среднем у 53%, на высоком у 24% детей из группы
-показатель мотивационный: низкий - 53%, средний - 35%, высокий имеет только 12% обучающихся.
Контрольный уровень дал следующие цифры:
-показатель устойчивости на низком уровне - 0% детей, на среднем - 41%, на высоком - 59%
-показатель эмоционально-волевой на низком уровне у 0%, на среднем - 23%, на высоком - 76%
-показатель мотивационный: низкий - 12%, средний - 47%, высокий имеет 41% обучающихся.
Результаты опытной работы подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной активности у старших дошкольников в театральной студии будет проходить более успешно
1) . На занятиях будет использован комплекс методов и форм обучения, способствующих развитию познавательной активности у старших дошкольников на театральных занятиях.
Основные формы организации занятия: посещение театра, показ спектакля; форма деятельности - выполнение творческих заданий, создание предметно-пространственной среды.
Методы, применяемые в ходе занятия: беседы, наводящие вопросы, создание проблемной ситуации, вопросы проблемного характера, создание ситуации успеха, тренинги и упражнения, этюдная работа, совместная работа с родителями, игровые методы: сюжетно-ролевые и игры-драматизации.
2) . Учебно-воспитательный процесс будет реализован на основе методов, приемов и алгоритмов технологии проблемного обучения, игровой технологии и технологии создания ситуации успеха.
Методы проблемного обучения: монологический, диалогический; показательный, исследовательский, алгоритмический.
Типы игр, используемых на занятиях: предметные игры, сюжетные игры, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, игры- драматизации.
Технология создания ситуации успеха. Приемы технологии «создания ситуации успеха»: «эмоциональное поглаживание», анонсирование, «мышь в сметане», «лестница», «даю шанс», «умышленная ошибка».
3) . Для поддержки развития познавательной активности будет организована предметно-пространственная среда совместно с детьми и родителями. По итогу деятельности можно обозначить следующие успехи:
- оформлена зона с куклами для кукольного театра
- собрана небольшая база костюмов и реквизита для свободного использования
- разграничено пространство кабинета на зрительный зал, костюмерную, реквизитную, музыкальную зону, кулисы и сцену
- в клубе создана творческая зона с канцелярскими материалами.
Теоретическая значимость исследования заключается
1. В научном обосновании педагогических возможностей театральной деятельности для развития познавательной активности у старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к сопереживанию, за счет чего они могут отождествлять себя с героем и действовать, с точки зрения самого героя. Но для этого изначально нужно решить задачу - придумать и проанализировать его «жизнь». Для решения, приходится обращаться к поиску информации, что способствует развитию познания. Помимо эмпатии у детей формируется самооценка. Теперь им мало похвалы со стороны, они еще должны быть удовлетворены собственной деятельностью. Это является стимулом для активизации познавательной деятельности.
2. В уточнении понятия «познавательная активность». На основании изученной литературы (Т. И. Зубкова, В.С. Ильина М.И. Лисина, Р.Н. Немов, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др.) было решено рассматривать данный термин как личностное образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней.
3. В использовании методов активизации и интенсификации познавательной активности: игровые методы, методы проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха.
Практическая значимость исследования состоит
1. В разработке показателей и критериев оценивания уровней развития познавательной активности у старших дошкольников в театральной студии.
Показатель - устойчивость. Критерий - длительность познавательного интереса, наличие познавательных вопросов. Степень выраженности критерия:
-низкий: заинтересованность в выполнении задания сохраняется недолго, при затруднении пропадает интерес к нему или происходит полный отказ от выполнения задания, ребенок не задает познавательных или уточняющих вопросов.
-средний: во время выполнения задания может отвлекаться на посторонние вещи, но при возвращении внимания ребенка к заданию, продолжает его с охотой выполнять, испытывая трудности в поиске решения, обращается к педагогу за помощью, задает уточняющие вопросы.
-высокий: выполняет задание полностью, может при этом помогать и объяснять его другим, попутно задает познавательные вопросы.
Показатель - эмоционально-волевой. Критерий - умение сосредоточиться на задании, стремление к завершению задания и наличие положительного отношения к выполнению его выполнению. Степень выраженности критерия:
-низкий: может проявлять отрицательные эмоции, если испытывает затруднения, очень часто отвлекается, не выполняет или не полностью выполняет задание.
-средний: при выполнении задания не всегда сосредоточен, но доводит исполнение его до конца, что говорит о заинтересованности ребенка.
-высокий: выполняет задание охотно и выказывает удовлетворение после выполнения, проявляет активность и заинтересованность в выполнении задания.
Показатель - мотивационный. Критерий - целенаправленность и самостоятельность деятельности, инициативность в выполнении задания. Степень выраженности критерия:
-низкий: отсутствие инициативности и заинтересованности в процессе выполнения заданий, нуждается в детальном пояснении условий выполнения, показе примера или помощи взрослого в исполнении.
-средний: большая степень самостоятельности в поиске способов выполнения поставленной задачи, но предпочитает работать совместно со взрослым.
-высокий: испытывая трудности, старается самостоятельно и упорно достичь результата, просит о помощи только в крайних случаях, может подойти к решению с разных сторон.
2. В разработке примерного плана проведения занятий для театральной студии. Данный план состоит, преимущественно, из упражнений, направленных на активизацию познавательной потребности обучающихся. Он отличен от основного плана работы кружка тем, что работа на занятиях более детальная и углубленная, в нее не включены «рядовые» общеклубные мероприятия. Цель занятий - способствовать развитию познавательной активности детей.



1. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова. М. : Просвещение, 1979. С. 155-161.
2. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. Внешкольник, 1996. № 31. С. 2-3.
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по
ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2010. 220 с.
4. Вейд В.П. Специфика познавательной деятельности человека Инновации, технологии, наука / матер. междун. научно-практ. конференции: в 4 частях. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. С 37-37
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб. : Союз, 1997. 92 с
6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте /
Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство//
Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей / ГУПИ, 1935. С. 20-32.
7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии // Введение в психологию. М. : 1976
8. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007. 377 с.
9. Давыденко В.А. Трактовка активности и ее уровней в педагогике (середина 70-х - середина 80-х гг. ХХ века) // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3(6). С. 93-95.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с
11. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. 432 с, ил.
12. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности
слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис...
Екатеринбург, 1993. 22 с
13. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный
процесс). М. : Педагогика,1984. 144 с
14. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный
процесс). М. : Педагогика, 1984. 144 с
15. Кипнис М.Ш. М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2008. 249 с, ил.
16. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
17. Козлянинова И.П. и Промптова, И.Ю. Сценическая речь. М. : Изд-во «ГИТИС», 2015. 511 с.
18. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С. 303-323
20. Леонтьев А.Н. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
21. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. М. : 1981 С. 481-509.
22. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Москва-Воронеж, 1997. С. 87—150
23. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. М. : АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. 179 с.
24. Матюшкин А.М. Иерархия саморегуляции мышления. Сообщение 1: Особенности саморегуляции на уровне реакций. Новые исследования в психологии, 1973, № 2, С. 3—6.
25. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. №4. С.5¬17.
26. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.
27. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.
28. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. 2011. № 3. C. 19-22
29. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С.Л. Новоселова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. № 64 С. 2.
30. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 F.N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано в министерстве РФ 14 ноября 2013 г.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с
32. Савина E.F. Игра как средство формирования умений межличностных взаимодействий детей на занятиях детского музыкального театра: Материалы VI-й научно-практич. конф. // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. C. 14-15
34. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М. : АСТ, 2010. 480с.
35. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. М. : АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2010. 448 с.
36. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. 478 с.
37. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Книга для учителя. М. : Просвещение, 1988. 175 с.
38. Тарасова Л.А. Театрализованная деятельность как средство формирования опыта социальных отношений детей младшего школьного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2004.
39. Федорова Н.Н. Макарова Т.А. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения опытов и экспериментов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 255-258.
40. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Ярославль : ГЦРО, 2011. 108 с.
41. Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста. Автореф. дис... канд. пед. наук М. : 1977. 17с.
42. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. М. : Институт практической психологии, 1996. С. 163-170.
43. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М. : Педагогика, 1982. 208 с.
44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
45. Щербакова Е. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1991. № 10. С. 56-58
46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
47. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: 1971. 351 с
48. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : «Педагогика», 1978. 304 с.
49. Юркевич В.С. Баранова Э.А. Методика «Познавательная потребность дошкольника» модификация и адаптация для детского сада.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ