Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы140
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧСЕКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Особенности нарушения фонематического слуха у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего
исследования 28
2.2. Содержание методики обследования неречевых и речевых функций в
рамках организации констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов обследования речевых и неречевых функций у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в рамках констатирующего
эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 51
3.1. Принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по коррекции
нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 51
3.2. Содержание логопедической работы по устранению нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией ... 59
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по оценке
эффективности коррекции фонематического слуха у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 139


Многие авторы отмечают, что количество обучающихся с различными речевыми нарушениями в последние годы значительно возросло. А, как известно, любое нарушение речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Дефекты речи ведут к различным нарушениям восприятия, внимания, памяти, мышления и личности в целом. То есть у ребенка с нарушениями речи страдает не только речь, но и все психические процессы, которые с ней связаны, а также могут возникать определенные личностные особенности. Именно поэтому очень важным компонентом воспитания и обучения детей является формирование правильной и грамотной речи.
Стоит отметить, что наиболее распространенным речевым нарушение в настоящее время является дизартрия, а именно псевдобульбарная форма дизартрии, при которой отмечаются нарушения моторных функций артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Изучению данной проблемы посвящали свои работы такие авторы как: О.В. Правдина,
Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова, Л.В.Лопатина и др.
Актуальность исследования обусловлена, во - первых, тем, что псевдобульбарная форма дизартрии в настоящее время является одной из самых распространенных форм нарушений речи. А, во - вторых, при дизартрии нарушения фонетической стороны речи ведут к возникновению ряда вторичных нарушений, одними из которых являются нарушения фонематического слуха. Именно поэтому необходимо заниматься изучением особенностей нарушения фонематического слуха у обучающихся с дизартрией, а также изучать методы коррекции этих нарушений.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое выявление нарушений фонематического слуха у дошкольников с дизартрией, составление содержания и проверка эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха у экспериментальной группы обучающихся.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1. Теоретическое изучение научной литературы по вопросам становления фонематического слуха у дошкольников в норме, психолого-педагогической характеристики дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Изучение методики и методических рекомендаций обследования моторных функций и фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, проведение констатирующего эксперимента.
3. Изучение принципов и содержания логопедической работы по коррекции фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, спланировать и провести обучающий эксперимент.
4. Сопоставить и проанализировать исходный уровень развития фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и уровень развития фонематического слуха после проведения обучающего эксперимента для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы.
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (изучение и анализ учебно-методической, психолого¬педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала).
2. Эмпирические (изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, обучающий и контрольный этапы).
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- современный научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической стороны речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин);
- положения о взаимосвязи между уровнем сформированное™ речи и моторной сферы ребенка (М.М. Кольцова);
- положение о формировании звукопроизношения у детей (О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л.В. Лопатина).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что всестороннее изучение особенностей нарушения фонематического слуха у дошкольников с дизартрией позволяет составить эффективный план коррекционной работы по преодолению данного дефекта.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Работа имеет структуру: введение, 3 главы, каждая из которых имеет подглавы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Введение включает в себя актуальность, объект, предмет, задачи курсовой работы, а также методы реализации исследования.
В 1 главе представлен анализ логопедической и психолого-педагогической литературы по вопросам онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, проявления симптоматики дизартрии у дошкольников, а также особенности нарушения фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе описываются методы диагностики дизартрии и фонетико - фонематических нарушений у детей, направленные на выявления характерной симптоматики речевого дефекта, а также представляется качественный и количественный анализ результатов обследования.
3 глава выпускной квалификационной работы посвящена составлению плана коррекционной работы, связанного с компенсацией дефектов фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также представляется качественная и количественная оценка ее эффективности после проведения обучающего эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретическое изучение и практическое выявление нарушений фонематического слуха у дошкольников с дизартрией, составление содержания и проверка эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха у экспериментальной группы обучающихся.
Для достижения поставленной цели была изучена научно¬методическая, психолого-педагогическая литература по проблеме дизартрии, а также коррекции данного речевого нарушения. Стоит отметить, что изучение данной проблемы является предметом многих научных дисциплин, таких как медицина, лингвистика и педагогика. Для практического
выявления особенностей нарушения фонематического слуха был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в обследовании всех сторон речи у дошкольников с дизартрией. Кроме того был составлен план коррекционной работы по преодолению нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, необходимый для проведения обучающего эксперимента. Для того, чтобы убедиться в эффективности составленного плана работы, после проведения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент.
В ходе проделанной нами работы решались следующие задачи:
1. Теоретическое изучение научной литературы по вопросам становления фонематического слуха у дошкольников в норме, психолого-педагогической характеристики дошкольников с дизартрией. Для решения данной задачи проводился анализ литературных источников, в которых описывались нормативные показатели становления способности узнавать и различать звуки речи у дошкольников в норме, а также в целом развитие речи детей, не имеющих каких-либо речевых нарушений.
2. Изучение методики и методических рекомендаций обследования моторных функций и фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, проведение констатирующего эксперимента. Для решения данной задачи была подробно изучена речевая карта и методические рекомендации, составленные Н.М. Трубниковой [44]. В рамках проведения констатирующего эксперимента в качестве базы была выбрана Государственная дошкольная образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушениями речи, расположенная по адресу: город Екатеринбург, улица Коммунистическая дом 6а. Проводилось обследование общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики и мимической моторики, а также обследовалась фонетико-фонематическая сторона речи (состояние звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и фонематического восприятия). В результате исследования у всех обследуемых обучающихся была подтверждена клиническая форма речевой патологии - дизартрия, так как имелось нарушение мышечного тонуса, статической и динамической организации движений органов артикуляционного аппарата, что вызывает нарушения произносительной стороны речи, вследствие чего возникает вторичный дефект - нарушение фонематического слуха.
3. Изучить принципы и содержание логопедической работы по коррекции фонематического слуха у дошкольников с дизартрией. Для решения данной задачи также проводился анализ литературных источников. В ходе чего выяснилось, что при коррекции такого речевого нарушения как дизартрия основным принципом логопедической работы является комплексность, так как у таких детей наблюдаются нарушения не только речевой системы, но и неречевых функций . Поэтому в работу над данным нарушением необходимо включать не только логопеда, но и других специалистов разных областей. Также одним из важных принципов логопедической работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией является принцип системности. Это связано с тем, что при дизартрии нарушения фонетической стороны речи приводят к вторичным нарушениям фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико - грамматической стороны речи. Поэтому очень важно выстраивать логопедическое воздействие системно, то есть вести одновременную работу над всеми нарушенными компонентами речи. Кроме этого, была изучена методика коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста, которые имеют псевдобульбарную дизартрию.
4. Сопоставить и проанализировать исходный уровень развития фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и уровень развития фонематического слуха после проведения обучающего эксперимента для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы. С целью решения данной задачи исследования был проведен контрольный эксперимент, который был направлен на сравнение исходного уровня состояния функции фонематического слуха и уровня развития данной функции после проведения обучающего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что составленный план логопедической работы по коррекции фонематического слуха оказался эффективным, так как у всех детей была выявлена положительная динамика в развитии фонематического слуха.
Таким образом, после проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи. Кроме того у большинства детей фонетический дефект приводит к возникновению нарушений фонематического слуха, как вторичного дефекта. А значит, тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной для исследования.
В ходе проведенной работы поставленная цель и задачи исследования были достигнуты.



1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С.20-27.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - 2005. № 1. - С.4-16.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 120 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Бунак, В. В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе [Текст] / В. В. Бунак. - М. : АН, 1966. - 84 с.
7. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - М. : Академия, 1997. - 134 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2006. - 141 с.
9. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой речи [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : МГУ, 1970. - 62 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарскя. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : Просвещение, 1995. - 384 с.
12. Волкова, Л. С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Л. С. Волкова, Г. Г. Голубева // Дефектология. - 1995. - № 2. - С.51-68.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ДиректМедиа, 2014. - 570 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
15. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. - СПб. : РГПУ, 2000. - 59 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ