ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧСЕКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Особенности нарушения фонематического слуха у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего
исследования 28
2.2. Содержание методики обследования неречевых и речевых функций в
рамках организации констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов обследования речевых и неречевых функций у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в рамках констатирующего
эксперимента 36
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 51
3.1. Принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по коррекции
нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 51
3.2. Содержание логопедической работы по устранению нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией ... 59
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по оценке
эффективности коррекции фонематического слуха у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 139
Многие авторы отмечают, что количество обучающихся с различными речевыми нарушениями в последние годы значительно возросло. А, как известно, любое нарушение речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Дефекты речи ведут к различным нарушениям восприятия, внимания, памяти, мышления и личности в целом. То есть у ребенка с нарушениями речи страдает не только речь, но и все психические процессы, которые с ней связаны, а также могут возникать определенные личностные особенности. Именно поэтому очень важным компонентом воспитания и обучения детей является формирование правильной и грамотной речи.
Стоит отметить, что наиболее распространенным речевым нарушение в настоящее время является дизартрия, а именно псевдобульбарная форма дизартрии, при которой отмечаются нарушения моторных функций артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Изучению данной проблемы посвящали свои работы такие авторы как: О.В. Правдина,
Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова, Л.В.Лопатина и др.
Актуальность исследования обусловлена, во - первых, тем, что псевдобульбарная форма дизартрии в настоящее время является одной из самых распространенных форм нарушений речи. А, во - вторых, при дизартрии нарушения фонетической стороны речи ведут к возникновению ряда вторичных нарушений, одними из которых являются нарушения фонематического слуха. Именно поэтому необходимо заниматься изучением особенностей нарушения фонематического слуха у обучающихся с дизартрией, а также изучать методы коррекции этих нарушений.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое выявление нарушений фонематического слуха у дошкольников с дизартрией, составление содержания и проверка эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха у экспериментальной группы обучающихся.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1. Теоретическое изучение научной литературы по вопросам становления фонематического слуха у дошкольников в норме, психолого-педагогической характеристики дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
2. Изучение методики и методических рекомендаций обследования моторных функций и фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, проведение констатирующего эксперимента.
3. Изучение принципов и содержания логопедической работы по коррекции фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, спланировать и провести обучающий эксперимент.
4. Сопоставить и проанализировать исходный уровень развития фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и уровень развития фонематического слуха после проведения обучающего эксперимента для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы.
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (изучение и анализ учебно-методической, психолого¬педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала).
2. Эмпирические (изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, обучающий и контрольный этапы).
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- современный научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической стороны речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин);
- положения о взаимосвязи между уровнем сформированное™ речи и моторной сферы ребенка (М.М. Кольцова);
- положение о формировании звукопроизношения у детей (О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л.В. Лопатина).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что всестороннее изучение особенностей нарушения фонематического слуха у дошкольников с дизартрией позволяет составить эффективный план коррекционной работы по преодолению данного дефекта.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Работа имеет структуру: введение, 3 главы, каждая из которых имеет подглавы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Введение включает в себя актуальность, объект, предмет, задачи курсовой работы, а также методы реализации исследования.
В 1 главе представлен анализ логопедической и психолого-педагогической литературы по вопросам онтогенеза фонетико-фонематической стороны речи, проявления симптоматики дизартрии у дошкольников, а также особенности нарушения фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе описываются методы диагностики дизартрии и фонетико - фонематических нарушений у детей, направленные на выявления характерной симптоматики речевого дефекта, а также представляется качественный и количественный анализ результатов обследования.
3 глава выпускной квалификационной работы посвящена составлению плана коррекционной работы, связанного с компенсацией дефектов фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также представляется качественная и количественная оценка ее эффективности после проведения обучающего эксперимента.
Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретическое изучение и практическое выявление нарушений фонематического слуха у дошкольников с дизартрией, составление содержания и проверка эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха у экспериментальной группы обучающихся.
Для достижения поставленной цели была изучена научно¬методическая, психолого-педагогическая литература по проблеме дизартрии, а также коррекции данного речевого нарушения. Стоит отметить, что изучение данной проблемы является предметом многих научных дисциплин, таких как медицина, лингвистика и педагогика. Для практического
выявления особенностей нарушения фонематического слуха был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в обследовании всех сторон речи у дошкольников с дизартрией. Кроме того был составлен план коррекционной работы по преодолению нарушений фонематического слуха у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, необходимый для проведения обучающего эксперимента. Для того, чтобы убедиться в эффективности составленного плана работы, после проведения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент.
В ходе проделанной нами работы решались следующие задачи:
1. Теоретическое изучение научной литературы по вопросам становления фонематического слуха у дошкольников в норме, психолого-педагогической характеристики дошкольников с дизартрией. Для решения данной задачи проводился анализ литературных источников, в которых описывались нормативные показатели становления способности узнавать и различать звуки речи у дошкольников в норме, а также в целом развитие речи детей, не имеющих каких-либо речевых нарушений.
2. Изучение методики и методических рекомендаций обследования моторных функций и фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников, проведение констатирующего эксперимента. Для решения данной задачи была подробно изучена речевая карта и методические рекомендации, составленные Н.М. Трубниковой [44]. В рамках проведения констатирующего эксперимента в качестве базы была выбрана Государственная дошкольная образовательная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушениями речи, расположенная по адресу: город Екатеринбург, улица Коммунистическая дом 6а. Проводилось обследование общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики и мимической моторики, а также обследовалась фонетико-фонематическая сторона речи (состояние звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и фонематического восприятия). В результате исследования у всех обследуемых обучающихся была подтверждена клиническая форма речевой патологии - дизартрия, так как имелось нарушение мышечного тонуса, статической и динамической организации движений органов артикуляционного аппарата, что вызывает нарушения произносительной стороны речи, вследствие чего возникает вторичный дефект - нарушение фонематического слуха.
3. Изучить принципы и содержание логопедической работы по коррекции фонематического слуха у дошкольников с дизартрией. Для решения данной задачи также проводился анализ литературных источников. В ходе чего выяснилось, что при коррекции такого речевого нарушения как дизартрия основным принципом логопедической работы является комплексность, так как у таких детей наблюдаются нарушения не только речевой системы, но и неречевых функций . Поэтому в работу над данным нарушением необходимо включать не только логопеда, но и других специалистов разных областей. Также одним из важных принципов логопедической работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией является принцип системности. Это связано с тем, что при дизартрии нарушения фонетической стороны речи приводят к вторичным нарушениям фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико - грамматической стороны речи. Поэтому очень важно выстраивать логопедическое воздействие системно, то есть вести одновременную работу над всеми нарушенными компонентами речи. Кроме этого, была изучена методика коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста, которые имеют псевдобульбарную дизартрию.
4. Сопоставить и проанализировать исходный уровень развития фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и уровень развития фонематического слуха после проведения обучающего эксперимента для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы. С целью решения данной задачи исследования был проведен контрольный эксперимент, который был направлен на сравнение исходного уровня состояния функции фонематического слуха и уровня развития данной функции после проведения обучающего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что составленный план логопедической работы по коррекции фонематического слуха оказался эффективным, так как у всех детей была выявлена положительная динамика в развитии фонематического слуха.
Таким образом, после проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи. Кроме того у большинства детей фонетический дефект приводит к возникновению нарушений фонематического слуха, как вторичного дефекта. А значит, тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной для исследования.
В ходе проведенной работы поставленная цель и задачи исследования были достигнуты.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С.20-27.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - 2005. № 1. - С.4-16.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 120 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Бунак, В. В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе [Текст] / В. В. Бунак. - М. : АН, 1966. - 84 с.
7. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - М. : Академия, 1997. - 134 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2006. - 141 с.
9. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой речи [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : МГУ, 1970. - 62 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарскя. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : Просвещение, 1995. - 384 с.
12. Волкова, Л. С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Л. С. Волкова, Г. Г. Голубева // Дефектология. - 1995. - № 2. - С.51-68.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : ДиректМедиа, 2014. - 570 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
15. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. - СПб. : РГПУ, 2000. - 59 с.
...