ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ 6
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие силовые качества 6
1.2. Средства и методы развития силовых качеств 14
1.3. Методика развития силовых качеств у юношей занимающихся
каратэ 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Методы исследования 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Сегодня стал очевиден тот факт, что те методологические положения и принципы, которые использовали в своей работе тренеры и учителя предшествующих поколений, больше не отвечают требованиям современного времени. Требования к стабильности и надежности технического и тактического мастерства значительно возросли, увеличились объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, так как увеличилась конкуренция в мировом сообществе. На данный момент выходцы из Японии уже не считаются единственно первыми, сильными и технически подготовленными. Теперь им серьезную конкуренцию стали оказывать представители из других стран, в том числе и представители Российской Федерации [5].
Каратэ - один из древнейших видов восточных единоборств и является ударным по своей технологии среди контактных единоборств, отличается особенной жесткостью ведения поединка и проходит в достаточно быстром и высоком темпе. Данное обстоятельство предопределяет особенно завышенные требования к подготовке спортсменов. Они должны иметь первоклассную, прежде всего, физическую, функциональную и технико¬тактическую подготовленность. Между тем, в процессе подготовки спортсменов нашей страны имеют место серьезные проблемы. Во-первых, обычно занятия проходят сразу для нескольких возрастных групп, что значительно снижает качество и эффективность данных занятий; во-вторых, уровень научно-методического обеспечения данных занятий недостаточно высок; в-третьих, любая деятельность и функционирование спортивного сообщества предполагает колоссальные материальные вложения, что, естественно, не всегда выполнимо и реализуемо.
Скрупулезный анализ методической и научной литературы наглядно продемонстрировал, что за рубежом и в нашей стране глобальных и научных фундаментальных исследований, нацеленных на решение многочисленных ключевых вопросов многолетней спортивной подготовки спортсменов- каратистов разного возраста, особенно юношей 13-15 лет, не проводилось вообще или проводилось недостаточно.
Необходимо отметить, что в последнее время в мире каратэ мнение тренеров по поводу подготовки молодых спортсменов значительно разнится, а именно существуют группа сторонников традиционного направления каратэ и группа приверженцев отечественной школы подготовки. Первые настаивают на традиционной и духовно наполненной подготовки молодых спортсменов, последние агитируют к своеобразной технико-тактической подготовке с ярко выраженными скоростными и силовыми наклонностями. Представители отечественной школы каратэ призывают и используют в учебно-тренировочном процессе методики силовых видов спорта.
Данные противоречия остаются до сих пор не решенными и каждый тренер индивидуально для себя понимает - принимать их или нет в своем учебно-тренировочном процессе. На наш взгляд, здесь необходимо проводить глубокие и колоссальные фундаментальные исследования с точки зрения структурного и системного анализа соревновательной и тренировочной деятельности в процессе многовековой подготовки юношей- каратистов. Решение обозначенных проблем осложняется в связи с отсутствием классической подготовки юношей-каратистов, как, например, для олимпийских игр или мирового чемпионата [5].
Таким образом, выявилась необходимость научных исследований в области развития силовых качеств у юношей 13-15 лет, занимающихся каратэ.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей- каратистов.
Предмет исследования - методика развития силовых качеств у юношей 13-15 лет, занимающихся каратэ.
Цель исследования - выявить эффективность методик развития силовых качеств у юношей 13-15 лет, занимающихся каратэ.
Задачи исследования, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Изучить теоретические основы развития силовых качеств у юношей 13¬15 лет, занимающихся каратэ.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие силовых качеств у юношей 13-15 лет, занимающихся каратэ.
3. Выявить эффективность использования экспериментального комплекса упражнений в процессе подготовки юношей 13-15 лет, занимающихся каратэ.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 60 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
В ходе научного исследования мы пришли к следующим обобщающим выводам:
1. Силовые качества - способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Уровень развития и проявления силовых качеств зависит от следующих факторов: общей выносливости; быстроты
расходования ресурсов внутримышечных источников энергии; особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств; техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства; возможностей нервно-мышечного аппарата; скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц); координационных способностей (точности движений); силовых качеств и развития других двигательных способностей.
Виды силовых качеств: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, аэробная и анаэробная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т. д.
Средствами развития силовых качеств являются упражнения, в процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата; мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы является умеренной, большой, переменной, иногда субмаксимальной: суммарная длительность работы с помощью
вышеназванных упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
Для развития силовых качеств применяются следующие методы: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой методы.
Методика развития силовых качеств заключается в следующем - изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости, совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к снижению энерготрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала. Для повышения уровня специальной выносливости применяют специальные и специально подготовительные упражнения в различном режиме мышечной деятельности: в основном рекомендуется использовать для этого «бой с тенью», выполнение серий упражнений на снарядах, в передвижениях и др.
2. В ходе исследования были побраны методики на развитие силовых качеств у юношей-каратистов 13-15 лет. Так как силовые качества складывается из силовой, скоростной и координационной выносливостей, в учебно-тренировочный комплекс мы включили выполнение систематических упражнений на развитие силовой, скоростной и координационной выносливости; упражнений на развитие алактатной и гликолитической анаэробных возможностей организма, а именно следующих упражнений: из серии «бой с тенью», на снарядах, в передвижениях, ударных и с отягощением. Главным отличием предложенного нами комплекса от общепринятого являются уклон на развитие силовых, скоростных и координационных возможностей юношей-каратистов 13-15 лет.
Разработанные методики были внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы, где в течение шести месяцев ребята по ним занимались.
3. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения методик на развитие силовых качеств у юношей- каратистов 13-15 лет. Результаты экспериментальной группы были значительно лучше и выше, нежели результаты контрольной группы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст]. - М.: Юрид. лит. 2015. - 32 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - М., 2018. - Режим доступа: Http: // www. zakon-ob-obrazovanii.ru
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ [Электронный ресурс]. - М., 2018. - Режим доступа: Http: // www.zakonprost.ru
4. Приказ Минобразования России «Об организации процесса
физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025 [Электронный ресурс]. - М., 2017. - Режим доступа: Http: // www.
zakonprost.ru
5. Аксёнов, Э. Каратэ: от белого пояса к черному. Традиционная техника иприемы уличной самозащиты [Текст] / Э. Аксёнов. - М.: АСТ, 2007.- 174 с.
6. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» [Текст] / С.В. Алексеев.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.
7. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография [Текст] / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013.
- 780 c.
8. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие [Текст] / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012.
- 336 c.
9. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник [Текст] / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
10. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 с.
11. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования [Текст] / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 с.
12. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие [Текст] / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
13. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 с.
14. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 с.
15. Горшков, В.М. Физическая культура в школе [Текст] / В.М. Горшков // Физическая культура в школе. - 2003. - №7. - С.24-27.
16. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью [Текст] / Д.В. Дианов, ЕА. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 с.
...