АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ПРОЕКТОВ
(на примере Министерство экономического развития Алтайского края)
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФУНДАМЕНТ 8
ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Понятие национальных проектов, их роль в финансировании 8
общественно-значимых потребностей
1.2 Характеристика федеральных и региональных национальных 13
проектов
1.3 Роль инвестирования человеческого капитала в формировании 18
национального богатства
1.4 Взаимосвязь экономического развития страны и демографии 20
2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РЕАЛИЗАЦИИ 27
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Основные показатели, мероприятия и объемы финансирования 27
национальных проектов
2.2 Анализ объемов инвестирования в демографическое развитие края, 30
за счет национального проекта «Демография»
2.3 Механизм финансовой поддержки Алтайского края в целях 39
достижения результатов федерального проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
В экономической теории одним из ключевых факторов производства является труд, а с демографической точки зрения этот фактор - работающая доля экономически активного населения. Десятилетиями ученые изучали влияние различных характеристик трудового населения - численности, структуры и качества - на экономическое развитие страны. Последний фактор - качество населения - представляет интерес для данного исследования.
Впервые идеи зависимости экономического благосостояния от качественных характеристик общества появились еще в конце XVII века, когда английский экономист У. Петти, подсчитывая стоимость национального богатства, определил, что его человеческая составляющая оценивается выше, чем вещественная. В дальнейшем эту идею развивали представители различных экономических теорий, однако все они сходились в одном: дальнейшее экономическое развитие находится в тесной зависимости от человеческого потенциала.
Наибольший вклад в разработку современной концепции внесли в середине XX века экономисты Дж. Минсер, Т. Шульц и Г. Беккер. Человеческий капитал стали рассматривать как инвестиционный проект (как на уровне индивидов, так и на уровне государства), от которого ожидают отдачу в виде более высоких доходов и экономического роста.
Современный этап развития государственного управления характеризуется комплексным воздействием внутренних и внешних факторов, обусловливающих потребность поиска оптимальных и наиболее эффективных моделей управления. Возникновение нового формата общественных отношений требует внедрения новых, адекватных современным условиям, жизненных стандартов и целей. В то же время сложившиеся экономические условия, в которых оказалась Российская Федерация, диктуют необходимость внедрения инновационных методов государственного управления, развития территорий. В числе таких инструментов государственного и муниципального управления выступает проектный подход, нашедший свою реализацию в форме национальных проектов. Внедрение проектного подхода для российской экономики имеет стратегическое значение, поскольку его применение способствует росту эффективности использования финансовых ресурсов.
Национальные проекты представляют собой инновацию государственного управления, внедренную инициативой Президента РФ. Курс на инвестиции в человеческий капитал был заложен в 2004-2005 годах[1], когда В.В. Путин своим Посланием Федеральному Собранию установил ряд социальных инициатив - ключевых аспектов государственной демографической политики, представляющих собой основу экономического курса в направлении повышения качества жизни граждан Российской Федерации. Указанные социальные инициативы Президента РФ послужили основой четырёх приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения и развития агропромышленного комплекса.
Итогом применения проектного метода в государственном управлении выступает наличие на настоящий момент уже двенадцати внедренных национальных проектов, разработка методологии достижения приоритетных 6 целей посредством декомпозиции с общегосударственного уровня до уровня регионов и муниципалитетов.
Одновременно с этим, в реализации проектного подхода в Российской Федерации наблюдаются и негативные моменты, некоторые трудности, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления, население. Особенно актуальным в настоящее время является вопрос сохранения бюджетных ограничений, в условиях которых происходит реализация государственной политики посредством внедрения проектного управления.
Целью данной работы выступает выявление проблем государственного регулирования и финансирования человеческого капитала в общей системе отечественной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
• рассмотреть теоретические аспекты применения проектного подхода для реализации целей государственной политики;
• изучить аспекты формирования человеческого капитала через призму национальных проектов;
• охарактеризовать применяемые в Алтайском крае национальные проекты;
• рассмотреть региональные проекты Алтайского края в рамках реализации национальных проектов;
• дать характеристику механизму финансовой поддержки Алтайского края в целях достижения результатов федерального проекта;
• выявить трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития;
• определить особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Алтайском крае.
Предметом исследования является государственная и региональная политика, объектом выступает реализация национальных проектов в рамках формирования человеческого капитала. Научная новизна работы
заключается в осуществлении комплексного анализа внедрения проектного подхода в государственное управление через систему национальных проектов на материалах Алтайского края.
В целях исследования применяются такие методы, как анализ специальной и тематической литературы, законодательных и нормативных источников, методы статистического анализа, анализ и обобщение данных.
Национальный человеческий капитал России составляет около 50% национального богатства, в то время как в развитых странах 60-70%. Главные причины торможения научно-технической и инновационной деятельности в России — низкое качество человеческого капитала и неблагоприятная среда.
Стоимость российского национального человеческого капитала снижалась за последние 20- 30 лет в связи с низкими инвестициями в него. Снизилось качество всех составляющих российского человеческого капитала: прежде всего, образования и науки, а также медицины,
безопасности граждан и бизнеса. Для инновационной экономики прежде всего необходимо построить надёжный фундамент.
Выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В. Путиным инициатива подготовки и реализации 12 национальных проектов по ключевым направлениям экономического и социального развития страны создает важную программу действий по формированию нового облика страны и ее регионов.
Практика подготовки и реализации национальных проектов ранее была представлена в системе государственного управления, в период 2005 - 2009 годов. Так в 2006 году расходы на приоритетные национальные проекты оценивались в размере 160 млрд. рублей в год, а в 2007 году превысили 200 млрд. рублей. При этом приоритетными направлениями были обозначены такие сферы, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Позднее были включены проектные наработки по таким направлениям, как демография и доступное жилье. Уже на этом этапе большое внимание было уделено решению такой проблемы, как интеграция национальных проектов в систему государственных программ. Сегодня же расходы возросли до рекордных сумм, так на проект до 2024 года размер бюджетного финансирования составил 25,7 трлн. рублей.
Исходя из результатов внедрения национальных проектов, стоит отметить, что на сегодняшний день проводимая социально-общественная политика в рамках федеральных национальных программ реализуется на территории Алтайского края в полном объеме.
Таким образом, в ходе проведения исследования было установлено, что человеческий капитал и в особенности его важнейшая составляющая демография - оказывают неоспоримое воздействие на темпы экономического роста. Основной и актуальной на сегодняшний день задачей государства является определить степень эффективности инвестиций в различные сферы развития человеческого капитала.
Для достижения цели данной выпускной работы, а именно выявления проблем планирования и реализации национальных проектов как фактора формирования человеческого капитала , нами были последовательно решены поставленные задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы применения проектного подхода в государственном управлении для реализации целей государственной политики. На основе анализа тематической литературы и с учетом поставленных в исследовании задач сформулировано определение понятия проектного подхода: это определенная система организации работы для решения конкретных проблем реализации человеческого потенциала В настоящее время приоритетные национальные проекты являются основным способом осуществления государственной политики, направленной на решение крупных социально-экономических проблем. Выявлено, что в качестве механизма реализации приоритетных национальных проектов выступает формирование системы государственных программ, а именно федеральных целевых программ, региональных целевых программ и долгосрочных целевых программ.
Выявлено, что регион в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 участвует в реализации всех 12 национальных проектов, в рамках которых разработано 52 региональных проекта. В целях организации проектной деятельности и эффективного взаимодействия с федеральным проектным офисом в субъектах создаются региональные проектные офисы. Анализ механизма финансирования края показал, что в целях достижения результатов федеральных проектов большая часть средств (97,42%), необходимых для реализации региональных проектов, поступит из федерального бюджета, также планируется привлечь внебюджетные источники и средства бюджетов края и муниципалитетов.
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204// Собрание законодательства Российской Федерации. 2018.
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Москва, 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.
4. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Финансовая
поддержка семей при рождении детей»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития
Алтайского края. 2018.
5. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
6. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Формирование
системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» »: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития
Алтайского края. 2018.
7. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Разработка и
реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт
Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
8. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва»: протокол 84 заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
9. Александр Иванов Приоритетные национальные проекты: «Идеология прорыва в будущее», 2010. - 140 с
10. Бухвостова Н.С. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки» https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-chelovecheskogo-kapitala-v-formirovanii- natsionalnogo-bogatstva
11. Жукова Т.Н. Проектное управление (методологический аспект): Монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 170 с.
12. Зенцова Е.В. Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи// Бюджет. - 2018. - № 7. [Электронный ресурс]. - URL: http://bujet.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
13. Изутова О.В. Как попасть в пятерку // Бюджет. - 2019. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://bujet.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
14. Изутова О.В. Новые механизмы: вопросов больше, чем
ответов//Бюджет. - 2018. - №4. [Электронный ресурс]. - URL: http://bujet.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
15. Изутова О.В. Регионы не останутся один на один с реализацией нацпроектов // Бюджет. - 2018. - № 10. [Электронный ресурс]. - URL: http://bujet.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
16. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности: научная статья в журнале // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 363-368.
17. Лосева О.В., Человеческий капитал как фактор инновационного
развития социально-экономических систем: измерение и оценка,
Москва: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2012
18. Мичасова О.В., Проблема измерения человеческого капитала и его вклада в экономический рост, Экономика качества №1(2) 2013
19. Нуреев Р.М., Человеческий капитал и проблемы его развития в России http://rustem-nureev.ru
20. Официальный сайт Алтайского края. [Электронный ресурс]. -
URL: https://altairegion22.ru/, свободный (дата обращения 23.01.2018).
21.Официальный сайт Министерства экономического развития Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econom22.ru/, свободный (дата обращения 11.01.2018).
22.Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии
Алтайского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //altaipriroda.ru/,
свободный (дата обращения 21.01.2018).
23. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
24.Официальный сайт Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.programs-gov.ru/, свободный (дата обращения 21.01.2018).
25. Плискевич Н. М., Человеческий капитал в трансформирующейся России, Российская акад. наук, Ин-т экономики РАН, 2012
26. Почему помощь получают не все малоимущие семьи? // Еженедельник «Аргументы и Факты». - № 46. - 14 ноября 2018. - С.3.
27. Саградов А.А., Экономическая демография. Учебное пособие, Инфра-М, 2010
28. Стрижкина В.Н., Трубилина А.М. Национальные проекты: научная статья в журнале //Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты: сборник научных трудов. - Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2018. - 227 с. С.68-75.
29. С.С. Сулакшина Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под редакцией. М.: Научный эксперт, 2009. — 80 с.
30.Черных Е.Н. Управление программами и проектами на региональном уровне // Бюджет. - 2019. - № 1. [Электронный ресурс]. - иРТ: http://bujet.ru/, свободный (дата обращения 19.01.2018).
31. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Нетесова М. С.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА СОВРЕМЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2017