ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 7
1.1. Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста как
педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности нетрадиционных техник рисования как средства для
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 16 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 22
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования 22
2.2 Организация работы по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 104
Развитию творческого воображения и изучению его места в художественно-творческом процессе всегда придавалось большое значение. Еще Аристотель называл воображение «интеллектуальным зрением», благодаря которому у нас возникает образ. Художник Матисс сказал: «Умение видеть - это уже творческий процесс». Актуальность темы продиктована требованиями ФГОС ДО [1], так как одна из целей стандарта - это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, сверстниками взрослыми и окружающим миром. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, творческое развитие ребенка должно осуществляться в процессе формирования его творческого воображения, потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов) как основы активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. Через реализацию выдвинутых задач ФГОС ДО, ребенок входит в мир духовной и практической деятельности человека, развивается его потребность в реализации его творческого потенциала.
Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Многие психологи изучавшие онтогенез психического развития, обращали внимание на значение творческого воображения в жизни детей дошкольного возраста, к ним относятся Л.С. Выготский, Д. Дьюи, С.Л. Рубинштейн, В. Штерн. В их числе многие педагоги современности Д.И. Воробьева, Т.Н. Доронова, Л.В. Костина, З.И. Теплова, А.В. Шестакова стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность, в том числе в сфере художественного творчества детей осуществляя постоянный поиск новых нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является одной и актуальных, поскольку считается условием полноценного развития личности.
В практике развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста имеется ряд противоречий:
• между признанием важности творческого воображения в воспитании личности ребенка старшего дошкольного возраста и неразобранностью средств его развития, в соответствии с требованиями ФГОС ДО [1];
• между необходимостью развития творческого воображения старших дошкольников и недостаточной теоретической проработанностью вопроса использования нетрадиционных техник рисования для решения данной задачи;
• между необходимостью развития творческого воображения старших дошкольников и отсутствием методических разработок у педагогов по применению нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения старших дошкольников.
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приемов, обеспечивающих развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством применения средствами нетрадиционных техник рисования.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник рисования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческое развитие».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Рассмотреть возможности нетрадиционных техник рисования в процессе творческого развития детей старшего дошкольного возраста
4. Подобрать и провести на констатирующем этапе проектировочной работы диагностическое исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. В ходе проектировочной работы разработать комплекс занятий на основе нетрадиционных техник рисования направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: филиал МБДОУ «Криулинский детский сад №3» Саранинский детский сад. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: методические разработки (программа кружка по техникам нетрадиционного рисования, конспекты занятий, памятка для родителей, описание методик нетрадиционного рисования). Может быть использовано в практической деятельности в МБДОУ «Криулинский детский сад №3» Саранинский детский сад, а также в других дошкольных образовательных организациях для дополнительного образования детей, организации их досуговой деятельности, проведения работы с родителями.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников и приложений.
В ходе исследования по теме «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческое развитие».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Рассмотреть возможности нетрадиционных техник рисования в процессе творческого развития детей старшего дошкольного возраста
4. Подобрать и провести на констатирующем этапе проектировочной работы диагностику по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. В ходе проектировочной работы разработать комплекс занятий на основе нетрадиционных техник рисования направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие творческого воображения с точки зрения различных авторов» дано понятие «творческое воображение» разных авторов. Творческое воображение - это один из видов воображения, характеризующийся созданием новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом.
В параграфе «Характеристика творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» показано, что в старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится творческим и управляемым.
Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
В параграфе «Использование нетрадиционных техник рисования как средства для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» доказано, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Проведена семантика понятия «нетрадиционные техники рисования», представлены различные виды техник.
В ходе опытно-поисковой работы выделены показатели развития творческого воображения детей: оригинальность образов, скорость
процессов воображения, глубина и проработанность (детализированность) образов, богатство фантазии, эмоциональность образов.
Для диагностики уровня развития творческого воображения у старших дошкольников мы использовали следующие методики: на основе теста Е.Торренса «Неполные фигуры», «Перестановка спички» автор - Т.В. Чередникова, модификация В.Т. Кудрявцева, методики «Рисунок» и «Скульптура» Р.С. Немова.
Диагностическое исследование уровня развития творческого воображения детей показало, что уровень их развития оказался преимущественно средний. Дети с высоким уровнем развития творческого воображения отличаются оригинальностью создаваемых образов, более четко прорабатывают детали образов, как правило, задания выполняют эмоционально, и сами создаваемые образы отличаются эмоциональной наполняемостью (например, не просто ёжик, а ёжик, который радуется тому, что на носу у него сидит бабочка). Основная доля старших дошкольников со средним уровнем развития отличаются наличием творческого начала в своих работах, но в большинстве случаев образы детально не проработаны, в основном используют в образах уже знакомые всем детали, фантазия проявляется не всегда. Дети с низким уровнем развития творческого воображения не отличаются оригинальностью, выполняют задания по инструкции и схематично, фантазия неразвита. С низким уровнем развития 10% детей. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию творческого воображения детей (особенно по показателю оригинальность образов).
В практической части нашей работы была разработана система работы в форме кружка «Маленькие волшебники», включающая в себя 36 занятий для детей, проводимых 1 раз в неделю в свободное время от других остальных занятий в детском саду. Занятия предполагают использование разнообразных техник нетрадиционного рисования, так что дети превращаются в маленьких волшебников, создающих с помощью гуаши, мыльных пузырей, угольков, мелков, различного песка, щёток и других необычных для рисования вещей интересные образы, воплощая свои творческие идеи и фантазию.
Цель и задачи достигнуты.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) [Текст] // Российская газета. - 25 ноября 2013. - № 6241.
2. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству [Текст] / И. Д. Агеева.- М. : ТЦ СФЕРА, 2017. - 160 с.
3. Барсукова, Е. А. Внеклассная работа по изобразительному искусству [Текст] / Е. А. Барсукова.- Тамбов: Акадия, 2016. - 198 с.
4. Барышева, Т. А. Как воспитать в ребенке творческую личность? [Текст] / Т. А. Барышева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 224 с.
5. Большой самоучитель по техникам рисования и живописи [Текст]. - М. : АСТ, 2015. - 256 с.
6. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
7. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер - М. : Смысл, 2011. - с. 208.
8. Венгер, Л. А. Развитие. Основные положения [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Академия, 2013.
9. Винокурова, Н. К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей: учебное пособие [Текст] / Н. К. Винокурова. М.:Импето, 2011. - 96с.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Наука, 2010.
11. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] / О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. - Ч. 2. - С.12.
12. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: СИНТЕГ, 2014.-128 с.
13. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2018. - 651 с.
14. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2018. - 524 с.
15. Диагностика и развитие дошкольников [Текст]. - М. : Рид Групп, 2011. - 80 с...