ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ САМООБСЛУЖИВАНИЯ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности самообслуживания в развитии
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Организация работы по развитию самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
Для развития человека важен каждый возраст. И всё же дошкольный возраст занимает особое место в психологии, так как это сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период начала становления личности. Дошкольное образование на современном этапе ориентировано на развитие и формирование основополагающих качеств личности. Довольно скоро они закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Одним из таких качеств выступает самостоятельность. Она помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях. Позволяет быстрее и лучше адаптироваться в социуме.
В исследованиях последних лет наиболее отчетливо проявляет себя следующий подход к самостоятельности - «интегральное качество личности, объединяющее в себе умственную, нравственно-волевую, эмоциональную сторону личности». Самостоятельность определяется «как
генерализированное качество личности» [44, с.48]. Она проявляется в
инициативности, критичности, самооценки и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение.
Как будет развиваться самостоятельность во многом зависит от особенностей, потребностей и интересов детей в различные периоды жизни. Это значит, что основываясь на интересах и потребностях детей на разных возрастных этапах доминируют такие виды деятельности, в которых развитие самостоятельности будет проходить интенсивнее и успешнее. В раннем возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, общение со взрослыми, элементарное самообслуживание. В дошкольном возрасте же это игровая, познавательная и продуктивная деятельность.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи. Они возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры и т.д.). В продуктивных видах деятельности - изобразительной, конструировании - ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Таким образом, дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития самостоятельности. Важно создать необходимые для этого условия с учётом влияния ведущего вида деятельности на развитие ребёнка.
Тем не менее, при достаточном количестве научной и методической литературы проблема воспитания самостоятельности детей остаётся открытой. Ведутся поиски наиболее эффективных форм, методов и средств развития самостоятельной личности. С другой стороны в соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [59] одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Развитие самостоятельности предполагает ряд условий:
• поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и так далее).
К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, где самостоятельность занимает ключевое место:
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовательно, ФГОС ДО, ориентирует на то, чтобы по окончанию дошкольного образования ребёнок на ряду с различными личностными качествами, такими как, активность, любознательность и другие, проявлял и самостоятельность.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Объектом исследования является процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий направленный на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий направленный на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности процесса самообслуживания в
развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития самостоятельности, проанализировать результаты и сделать выводы;
5. Разработать содержание работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды известных психологов, педагогов, а также представителей других смежных наук (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.М. Акрасина, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина), которые внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов диагностического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что сформулированные теоретические выводы могут быть учтены в работе ДОО в направлении развития самостоятельности у дошкольников в процессе самообслуживания, а разработанный комплекс занятий на основе восприятия и понимания произведений искусства, с методическим обоснованием разработанные в ходе исследования, может быть использован педагогами дошкольного и дополнительного образования и быть рекомендован родителям в направлении развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Самообслуживание является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
В процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие самообслуживания ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находится в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию. В этом мы видим будущее трудового воспитания.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.М. Акрасина, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина и др., а также проведенное исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психо лого-педагогической литературы по теме исследования раскрыты понятия «самостоятельность» и
«самообслуживание».
Самостоятельность - способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно (Р С Буре).
Самообслуживание - это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Это обслуживание самого себя своими собственными силами, без чужой помощи (Т.А. Маркова).
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина и др., мы определяем самостоятельность у детей старшего дошкольного возраста в единстве четырех критериев:
• самостоятельность в уходе за внешним видом,
• поведение за столом,
• самостоятельность в одевании, раздевании,
• проявление самостоятельности в дежурстве.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте самостоятельность развивается как нравственно-волевое качество. Она связана с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно развивать их самостоятельность в уходе за внешним видом, поведение за столом, в одевании, раздевании, способствовать проявлению самостоятельности в дежурстве, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.
3. Определены методические основы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания. Они заключаются в правильно организованной работе педагога и подборе методов, форм и средств для наиболее эффективного развития самостоятельности дошкольников. Основными методами в нашей работе стали: показ, наблюдение, игровой метод, обращение к произведениям изобразительного искусства сюжетно-бытового жанра по теме самостоятельности человека и самообслуживания. Также, рекомендовано применять такие формы как дежурство и поручения. Они позволяют старшим дошкольникам проявить наибольшую самостоятельность и дают понять им необходимость труда по самообслуживанию.
4. Результаты педагогической диагностики на начальном этапе исследования показали, что у тринадцати человек (65%) выявлен средний исходный уровень развитости самостоятельности у двух детей (10%) - низкий уровень и у пяти (25%) - высокий уровень. Полученные данные сориентировали нас на разработку комплекса занятий по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания
5. В ходе исследования нами был разработан с учетом психологопедагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач развития самостоятельности комплекс занятий. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной, культурно-обрядовой тематике. Тщательно продуманная нами работа даёт детям уверенность в себе: «Я всё смогу, у меня всё получится».
1. Акимова, Г.Е. Психологические ! особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. ФеДорова, В.Н. Яковлева : СПб., 2002.
2. Андреева, Т.В. СеМейная психология [Текст] / Т.В. Андреева : СПб.: РеЧь, 2004.
3. Акулова, Е.Н. ФормируеМ у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е.Н. Акулова // Дошкольное! воспитание!. - 2009. - №9 - с. 52-58.
4. Белошистая, А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома [Текст] / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 148-158.
5. Бехтерева, Е.В. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е.В. Бехтерева // Дошкольное! воспитание. - 2010. - № 8 - с. 36-45.
6. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / П.П. Блонский // Педология. - М., 2000.-с.89-119.
7. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.
8. Букина, Н.А. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [Текст] / Н.А. Букина // Дошкольное! воспитание. - 2007. - № 12 - с. 28-33.
9. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] : Учебное! пособие! для
воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических
колледжей и вузов, родителей и дошкольников / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. 3-е! изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.
10 Буре, P.C. Учите детей трудиться [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година. М.: Просвещение, 1984.144 с.
11 Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
12 Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (6-7 лет) ДОО [Текст] / Н.В. Верещагина. - М. : Детство-Пресс, 2015. -16 с.
13. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. 4-d издание, переработанное, Питер; СПб., 2009.
14. Горшенина, В.В.СистеМа работы детского сада по вопросам сеМейного воспитания [Текст] / В.В Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова // Волгоград: Панорама. 2007.
15. Гуськова, Т.В. Что такое! самостоятельный ребёнок [Текст] / Т.В Гуськова //Дошкольное! воспитание. - 1988. - №11 - с.60-64...