ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у
детей 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Возможности аппликации в развитии творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 24
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Организация работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
На сегодняшний день очевиден социальный запрос на личность, способную активно, творчески подходить к решению поставленных задач. Творческое воображение, творческие способности необходимы в любой сфере интересов и роде деятельности. Однако немногими педагогами уделяется достаточно внимания развитию ребенка в данном направлении. Преимущественно внимание акцентируется на развитии речи, мышления, памяти, в то время как фантазия и воображение формируются у ребенка сами собой. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [56] говорится о необходимости создания условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческого воображения, о необходимости реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.п.).
Дошкольное детство является возрастным этапом в решающей степени определяющим дальнейшее развитие человека, личности. Общепризнанным является тот факт, что данный период характеризуется первоначальным раскрытием творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности Л.С. Выготский [8], А.В. Запорожец [21], А.Н. Леонтьев [35], Д.Б. Эльконин [60]. Отечественными психологами и педагогами Н.А. Ветлугиной [6] было доказано, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Детьми создается интересный, часто оригинальный продукт в виде поделки, рисунка, конструкции. Деятельности дошкольника присуще большая эмоциональная включенность, поиск и апробация различных решений, удовольствия при этом ими получается порой гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Значительная роль в развитии творческого изображения у детей дошкольного возраста принадлежит изо деятельности. Одним из любимых видов творческой деятельности дошкольников является аппликация: разнообразие материалов и подходов, 3
мотивация на творческую работу, все это созданию благоприятных условий для развития творческого воображения дошкольников.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой темы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию у старших дошкольников творческого воображения на занятиях аппликацией и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Обозначенная актуальность и выявленное противоречие, позволило определить проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития творческого воображения у старших дошкольников на занятиях аппликацией.
Выявленное противоречие и обозначенная проблема обуславливает актуальность темы исследования: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников на занятиях аппликацией».
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения у старших дошкольников на занятиях аппликацией.
Предмет исследования - комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Цель исследования теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития творческого воображения у детей;
2. Проанализировать особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить возможности занятий по аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы;
5. Спроектировать работу по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Теоретико-методологическая основа исследования. Понятие творческого воображения его особенности развития у детей старшего дошкольного возраста исследовались в работах Э.А. Аюповой, А. Жатсель, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Э.В. Ильенкова, И.В. Дубровиной, Е.В. Котовой, О.М. Дьяченко, Б.М. Теплова, Л.Д. Столяренко.
Психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой, Е.В. Котовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Е.В. Котовой, С.Р. Немова, С.Л. Рубинштейна.
Аппликация как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах В.В. Выгонова, Е.И. Николаевой, Е.Н. Мериновой, Л.А. Каримовой, З.А. Богатеевой.
Совокупность теоретического и практического характера исследования обусловила выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
диагностика, анализ и обработка результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования положений и выводов, полученных в ходе исследовательской работы в практической деятельности педагогов дошкольного и дополнительного образования по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, а также могут быть рекомендованы родителям.
База исследования: МАДОУ №26 г. Первоуральска. В исследовании принял участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста.
Исследование по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией осуществлялась в два этапа.
Первый этап был посвящен теоретическому анализу психологопедагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией. Исследовалась сущность понятия «творчество», «творческое воображение», «творческая деятельность»; изучались психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап был посвящен диагностированию исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста , разработке комплекса занятий аппликацией направленных на развитие творческого воображения у старших дошкольников, подбирались и описывались методы, приёмы и содержание занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В современном обществе с каждым годом все больше отдается предпочтение творческим личностям, с развитым воображением, способным самостоятельно делать выбор, способным предложить нужную идею, оригинальное решение.
В связи с этим особым образом ставится акцент на дошкольное детство. Данный период является этапом в решающей степени определяющим дальнейшее развитие человека, личности. Детьми создается интересный, часто оригинальный продукт, им присуще большая эмоциональная включенность, поиск и апробация различных решений.
Значительная роль в развитии творческого изображения у детей дошкольного возраста принадлежит изо деятельности. Одним из любимых видов творческой деятельности дошкольников является аппликация: разнообразие материалов и подходов, мотивация на творческую работу, все это созданию благоприятных условий для развития творческого воображения дошкольников.
Анализ трудов различных исследователей, таких как Э.А. Аюпова, А. Жатсель, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Э.В. Ильенков, И.В. Дубровина, Е.В. Котова, О.М. Дьяченко, Б.М. Теплов, Л.Д. Столяренко, а также результаты проведенного исследования и проведенной работы позволил подтвердить значимость данной проблемы и сделать ряд следующих выводов:
1. ) На основе анализа научных трудов Э.А. Аюповой, Д.Б. Богоявленской, А. Жатсель, Я.Л. Коломенского, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Э.В. Ильенкова, Б.М. Теплова, Л.Д. Столяренко, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева и Дж. Гилфорда мы выяснили, что сущность воображения состоит в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Под творческим воображением понимается «такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности».
2. ) С опорой на труды О.М. Дьяченко, Е.Л Пороцкой, Е.В. Котовой Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и С.Р. Немова, мы заключили, что именно для старшего дошкольного возраста характерно появление такого нового типа деятельности как творчество.
Воображение старших дошкольников как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Старший дошкольник начинает контролировать и определять характер своего воображения, воссоздающего или творческого, ему присуще активизация функции воображения. Сначала воссоздающего, а затем творческого. Такой период называется сенситивным для формирования фантазии.
3. ) Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения [39].
Анализ научной и методической литературы В.В. Выгонова, Е.И. Николаевой, Е.Н. Мериновой, Л.А. Каримовой, З.А. Богатеевой позволил нам заключить, что аппликация означает «прикладывание». На занятиях аппликацией дети вырезают и наклеивают фигурки, узоры или целые картины из бумажных, тканевых элементов, природных материалов.
Среди средств развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста педагогами-практиками аппликация выделяется особым образом, в силу того, что является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ. Наличие способности дошкольников в процессе аппликации обращать внимание на существенные свойства предметов и явлений, способность к установке связи между отдельными явлениями и отражению их в образной форме.
Процесс аппликации неразрывно связан с проявлением творческого начала, самостоятельности в создании новых образов и идей, познавательной активности, что обуславливает эффективность аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Важное преимущество аппликации состоит в ее цветовом оформлении, оказывающем значительное влияние на формирование у детей старшего дошкольного возраста художественного вкуса, умения делать творческий выбор, создавать оригинальный продукт.
Занятия аппликацией обеспечивают детям свободный творческий выбор применения своих знаний и умений, тем самым формируя основные показатели развитости творческого воображения детей (по Л.Д. Столяренко) - умение создавать самостоятельно новые образы и идеи, а далее воплощать их в конкретные оригинальные продукты деятельности.
4. ) Исследовательская работа, осуществлялось на базе старшей группы МАДОУ №26 г. Первоуральска при участии 21 ребенка старшего дошкольного возраста. Итоги исследования привели нас к неутешительным результатам: высокий уровень творческого воображения показали 14 % (3 чел.) воспитанников, 38 % (8 чел.) старших дошкольников показали средний уровень развития творческого воображения, и низкий уровень творческого воображения показали 48 % (10 чел.).
Такие результаты исследования обозначили необходимость работы по данному направлению.
5. ) В ходе исследования нами был разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения «Фабрика чудес».
На занятиях воспитанники познакомятся со свойствами различных материалов (бумаги, ткани, природных материалов, нестандартных материалов), научатся различать геометрические фигуры, устанавливать соотношения частей по величине и составлять из них целое, определят положение предметов в пространстве.
В процессе аппликации воспитанники выполнят широкий спектр операций по обработке материала. Смогут сгибать, резать, обрывать, разрывать, разглаживать, наклеивать. Познакомятся с видами и техниками аппликации.
В содержание комплекса занятий по развитию творческого воображения вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации занятий по аппликации, способствующие развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Была создана предметно-развивающая среда для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: создан уголок «Мастерская чудес» в котором были размещены различные материалы для творческой деятельности дошкольников.
С целью повышения компетентности родителей в вопросах развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в родительский центр были предложены рекомендации по выбору игр для родителей с детьми на развитие творческого воображения.
1. Андреева, О.Б. Аппликация как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста / О.Б. Андреева // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 1620.
2. Аюпова, Э.А. Содержание понятия : «творческие способности» как психолого-педагогического явления [Текст] // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 5.10.2018).
3. Богатеева, 3.А. Занятие аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. Москва: Педагогика, 1973. - 96 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] Н.А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1989. - 270 с.
7. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели / В.В. Выгонов. - М.: Первое сентября. - 2002.
8. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 92 с.
9. Гаврилова, Н. Г. Островок творчества [Текст] / Н. Г. Гаврилова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 5. - С. 29-30.
10. Галиева, Т.С. Занятия аппликацией как средство развития творчества детей дошкольного возраста / Т.С. Галиева // Наука сегодня: теория, практика, инновации XXIII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 238-240.
11. Гильфорд, Дж. Три стороны интеллекта /Психология мышления М., 1965.
12. Горбатова, О.А. Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией / О.А. Горбатова // In Situ. - 2016. - № 5. - С. 32-35.
13. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст]. - Москва: Изд-во Эксмо. - 2002. -640с.
14. Долгова, В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 123 с.
15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с...