Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей 8
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
трудолюбия у старших дошкольников 36
2.2. Организация работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей 8
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
трудолюбия у старших дошкольников 36
2.2. Организация работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. Трудолюбие, ответственность к своим обязанностям, стремление прийти на помощь являются одними из важных нравственных качеств человека. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда, творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием воспитания трудолюбия в дошкольных образовательных организациях и в семье.
А также зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в российской федерации» Статья 3. В данной статье зафиксирован один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Это говорит о высоком статусе трудолюбия как качества личности».
К старшему дошкольному возрасту, в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), деятельность в труде приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. В работах же В.И. Логиновой [37] показано, что и у детей этого возраста связь игры и труда не прерывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему желанию ставят цель и в соответствии с ней изготавливают недостающие для игры предметы. Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат - снова к игре. Но хочется отметить тот факт, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной отмечается особая эстетическая значимость художественно - образных средств в усвоении образов поведения, развитие нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям нравственных ценностей.
На наш взгляд всю глубину и яркость получаемых детьми впечатлений и их эмоциональную насыщенность дети получают во время художественноигровой деятельности. Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное
творчество, музыкально-образовательная и изобразительная деятельности. Важным условием для передачи своего отношения к художественно-игровой деятельности является умение детей применять разнообразные материалы и техники изобразительной деятельности. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника и более точно передавать чувственное состояние к художественному образу.
Но сегодня, воспитание трудолюбия носит эпизодический и второстепенный характер жизни детей в дошкольном учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности и в ограничении сферы труда дошкольников. Нет достаточно полного представления о трудолюбии - как о качестве личности, как у воспитателей, так и у родителей и детей. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях. А также между необходимостью подготовки педагога ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного качества ребенка.
Из формированного противоречия вытекает проблема исследования, которое можно изложить в следующем: каковы условия и содержание воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: является процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественно-игровой деятельности старших дошкольников, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей;
2. Проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в процессе воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по художественно-игровой деятельности, направленное на воспитание трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов:
• по воспитанию трудолюбия: Р.С.Буре, И.В. Житко, Ю.К. Кабанский, Я.А. Каменский, М.В. Крулехт, А.С.Макаренко, Г.С. Малунова, К.Д. Ушинский;
• по воспитанию в художественно-игровой деятельности: И.А. Лыкова Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова и др.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по воспитанию трудолюбия у детей. Также следует отметить практическую значимость продукта художественно-игровой деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 247 города Екатеринбурга, в котором приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Педагогическое исследование по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста проходил в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определялись психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников и потенциал художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия.
На втором этапе исследования подбирались диагностические методики по выявлению трудовой воспитанности; проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
А также зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в российской федерации» Статья 3. В данной статье зафиксирован один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Это говорит о высоком статусе трудолюбия как качества личности».
К старшему дошкольному возрасту, в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), деятельность в труде приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. В работах же В.И. Логиновой [37] показано, что и у детей этого возраста связь игры и труда не прерывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему желанию ставят цель и в соответствии с ней изготавливают недостающие для игры предметы. Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат - снова к игре. Но хочется отметить тот факт, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной отмечается особая эстетическая значимость художественно - образных средств в усвоении образов поведения, развитие нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям нравственных ценностей.
На наш взгляд всю глубину и яркость получаемых детьми впечатлений и их эмоциональную насыщенность дети получают во время художественноигровой деятельности. Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное
творчество, музыкально-образовательная и изобразительная деятельности. Важным условием для передачи своего отношения к художественно-игровой деятельности является умение детей применять разнообразные материалы и техники изобразительной деятельности. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника и более точно передавать чувственное состояние к художественному образу.
Но сегодня, воспитание трудолюбия носит эпизодический и второстепенный характер жизни детей в дошкольном учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности и в ограничении сферы труда дошкольников. Нет достаточно полного представления о трудолюбии - как о качестве личности, как у воспитателей, так и у родителей и детей. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях. А также между необходимостью подготовки педагога ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного качества ребенка.
Из формированного противоречия вытекает проблема исследования, которое можно изложить в следующем: каковы условия и содержание воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: является процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественно-игровой деятельности старших дошкольников, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей;
2. Проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в процессе воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по художественно-игровой деятельности, направленное на воспитание трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов:
• по воспитанию трудолюбия: Р.С.Буре, И.В. Житко, Ю.К. Кабанский, Я.А. Каменский, М.В. Крулехт, А.С.Макаренко, Г.С. Малунова, К.Д. Ушинский;
• по воспитанию в художественно-игровой деятельности: И.А. Лыкова Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова и др.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по воспитанию трудолюбия у детей. Также следует отметить практическую значимость продукта художественно-игровой деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 247 города Екатеринбурга, в котором приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Педагогическое исследование по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста проходил в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определялись психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников и потенциал художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия.
На втором этапе исследования подбирались диагностические методики по выявлению трудовой воспитанности; проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это уважительное отношение к труду. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Понятие «трудолюбивый человек» обычно трактуется, как «работящий, нетерпящий праздности». И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду нравственную черту человека, имеющую множество критериев. Поэтому актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка начиная с дошкольного детства.
Проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «трудолюбие», это формирующее нравственное качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности, а также в эмоционально - положительном отношении к труду, направленное для достижения положительных результатов.
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия трудолюбия у разных авторов (И.В. Житко, Л.В. Куцаковой, Г.М. Киселевой). Однако для нашего исследования подходит определение понятия трудолюбия автора Г.С. Малуновой. В своём определении она определила, что трудолюбие - неврождённое, а формирующееся нравственное качество в процессе развития и воспитания личности, показателями которого являются умение планировать, выполнять поручения, проявлять интерес к труду, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, ответственность, бережливость, понимать ценность труда.
Воспитание трудолюбия дошкольников представляется как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, уважение к труду взрослых, желания и умения трудиться, а также формирование нравственно ценных качеств.
Исходя, из исследования автора мы выделили показатели воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста:
• «представление о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности, аккуратности и бережности»;
• «желание и стремление трудиться, охотно выполнять поручения»;
- «доведение начатого дела до конца и проявления ответственности и самостоятельности».
Мы выяснили, что особенностями воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных особенностей детей, являются усвоение знаний о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности и бережности (познавательная сфера ребенка). Проявление желания помочь взрослому, дети осознанно испытывают большое удовольствие от процесса труда. Детям важно, чтоб их хвалили, им нравится угождать взрослому (мотивационная сфера). Дети способны к самостоятельному подбору материалов. Стараются довести дело до конца, тем самым проявляют настойчивость, самостоятельность, ответственность к начатому делу (деятельностная сфера). Учитывая особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети этого возраста уже осознанно проявляют уважение и любовь к труду, которое необходимо для их успешного развития.
2. Выделен основной вид деятельности, в процессе которого осуществлялось воспитание трудолюбия - художественно-игровая деятельность.
Как считает Е.Н. Бородина [5], что «Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства».
Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств такие как театрализованные игры, игры с художественным материалом, дидактические игры, настольно-печатные игры. Каждая игра предполагает новую художественно-игровую ситуацию, в которой дети прикасаются к миру искусства, знакомятся с композиторами, писателями, художниками. Дети с удовольствием рассматривают картины известных художников, слушают стихи, музыку. Другие игры предполагают создание своей картины, или своего героя, декораций. Играя, дети углубленно знакомятся с профессиями взрослых, формируется положительное отношение к человеку труда. В процессе художественно-игровой деятельности создаются благоприятные условия для воспитания трудолюбия.
Ребёнок учится вглядываться в окружающий мир, в мир профессий, тем самым воспитывает любовь к труду, уважение к человеку разных профессий, понимает ценность труда, проявляющееся в старательности, аккуратности, бережности, а также проявляет желание трудиться, охотно выполнять поручения, развивает способность к пониманию проявления ответственности и самостоятельности, доведение начатого до конца. Специфической особенностью художественно-игровой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественно-игровой деятельности ребёнок получает широкие
возможности для самовыражения, проявляет старательность, ответственность, самостоятельность.
Художественно-игровая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об изученной профессии и выражают свое отношение к ней, тем самым проявляют уважение к человеку труда. Использование художественноигровой деятельности в образовательном процессе создает условия, способствующие повышению уровня развития всех показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Нами был разработан, с учётом особенностей старшего дошкольного возраста, и задач воспитания трудолюбия комплекс занятий по художественно-игровой деятельности. В содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по трудовой тематике. Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации художественноигровой деятельности. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми и основное это создание продуктов творчества для дальнейшего использования в свободной деятельности (такие как лэпбуки, передвижная аппликация, игры-бродилки, книжки-малышки). На наш взгляд наиболее эффективным средством к восприятию знаний о труде взрослых является художественноигровая деятельность, которая способствует достижению положительный результат при решении задач воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «трудолюбие», это формирующее нравственное качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности, а также в эмоционально - положительном отношении к труду, направленное для достижения положительных результатов.
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия трудолюбия у разных авторов (И.В. Житко, Л.В. Куцаковой, Г.М. Киселевой). Однако для нашего исследования подходит определение понятия трудолюбия автора Г.С. Малуновой. В своём определении она определила, что трудолюбие - неврождённое, а формирующееся нравственное качество в процессе развития и воспитания личности, показателями которого являются умение планировать, выполнять поручения, проявлять интерес к труду, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, ответственность, бережливость, понимать ценность труда.
Воспитание трудолюбия дошкольников представляется как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, уважение к труду взрослых, желания и умения трудиться, а также формирование нравственно ценных качеств.
Исходя, из исследования автора мы выделили показатели воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста:
• «представление о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности, аккуратности и бережности»;
• «желание и стремление трудиться, охотно выполнять поручения»;
- «доведение начатого дела до конца и проявления ответственности и самостоятельности».
Мы выяснили, что особенностями воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных особенностей детей, являются усвоение знаний о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности и бережности (познавательная сфера ребенка). Проявление желания помочь взрослому, дети осознанно испытывают большое удовольствие от процесса труда. Детям важно, чтоб их хвалили, им нравится угождать взрослому (мотивационная сфера). Дети способны к самостоятельному подбору материалов. Стараются довести дело до конца, тем самым проявляют настойчивость, самостоятельность, ответственность к начатому делу (деятельностная сфера). Учитывая особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети этого возраста уже осознанно проявляют уважение и любовь к труду, которое необходимо для их успешного развития.
2. Выделен основной вид деятельности, в процессе которого осуществлялось воспитание трудолюбия - художественно-игровая деятельность.
Как считает Е.Н. Бородина [5], что «Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства».
Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств такие как театрализованные игры, игры с художественным материалом, дидактические игры, настольно-печатные игры. Каждая игра предполагает новую художественно-игровую ситуацию, в которой дети прикасаются к миру искусства, знакомятся с композиторами, писателями, художниками. Дети с удовольствием рассматривают картины известных художников, слушают стихи, музыку. Другие игры предполагают создание своей картины, или своего героя, декораций. Играя, дети углубленно знакомятся с профессиями взрослых, формируется положительное отношение к человеку труда. В процессе художественно-игровой деятельности создаются благоприятные условия для воспитания трудолюбия.
Ребёнок учится вглядываться в окружающий мир, в мир профессий, тем самым воспитывает любовь к труду, уважение к человеку разных профессий, понимает ценность труда, проявляющееся в старательности, аккуратности, бережности, а также проявляет желание трудиться, охотно выполнять поручения, развивает способность к пониманию проявления ответственности и самостоятельности, доведение начатого до конца. Специфической особенностью художественно-игровой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественно-игровой деятельности ребёнок получает широкие
возможности для самовыражения, проявляет старательность, ответственность, самостоятельность.
Художественно-игровая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об изученной профессии и выражают свое отношение к ней, тем самым проявляют уважение к человеку труда. Использование художественноигровой деятельности в образовательном процессе создает условия, способствующие повышению уровня развития всех показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Нами был разработан, с учётом особенностей старшего дошкольного возраста, и задач воспитания трудолюбия комплекс занятий по художественно-игровой деятельности. В содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по трудовой тематике. Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации художественноигровой деятельности. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми и основное это создание продуктов творчества для дальнейшего использования в свободной деятельности (такие как лэпбуки, передвижная аппликация, игры-бродилки, книжки-малышки). На наш взгляд наиболее эффективным средством к восприятию знаний о труде взрослых является художественноигровая деятельность, которая способствует достижению положительный результат при решении задач воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Воспитание трудолюбия детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале
изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021





