Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности

Работа №96263

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей 8
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня воспитанности
трудолюбия у старших дошкольников 36
2.2. Организация работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. Трудолюбие, ответственность к своим обязанностям, стремление прийти на помощь являются одними из важных нравственных качеств человека. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда, творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием воспитания трудолюбия в дошкольных образовательных организациях и в семье.
А также зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в российской федерации» Статья 3. В данной статье зафиксирован один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Это говорит о высоком статусе трудолюбия как качества личности».
К старшему дошкольному возрасту, в тех случаях, когда дети прини­мают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), деятельность в труде приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. В работах же В.И. Логиновой [37] показано, что и у детей этого возраста связь игры и труда не прерывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему желанию ставят цель и в соответствии с ней изготавливают недостающие для игры предметы. Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат - снова к игре. Но хочется отметить тот факт, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования основ ценностного сознания через активное взаимодействие с художественными образами. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной отмечается особая эстетическая значимость художественно - образных средств в усвоении образов поведения, развитие нравственных чувств через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - носителям нравственных ценностей.
На наш взгляд всю глубину и яркость получаемых детьми впечатлений и их эмоциональную насыщенность дети получают во время художественно­игровой деятельности. Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное
творчество, музыкально-образовательная и изобразительная деятельности. Важным условием для передачи своего отношения к художественно-игровой деятельности является умение детей применять разнообразные материалы и техники изобразительной деятельности. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника и более точно передавать чувственное состояние к художественному образу.
Но сегодня, воспитание трудолюбия носит эпизодический и второстепенный характер жизни детей в дошкольном учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности и в ограничении сферы труда дошкольников. Нет достаточно полного представления о трудолюбии - как о качестве личности, как у воспитателей, так и у родителей и детей. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях. А также между необходимостью подготовки педагога ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного качества ребенка.
Из формированного противоречия вытекает проблема исследования, которое можно изложить в следующем: каковы условия и содержание воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: является процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественно-игровой деятельности старших дошкольников, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей;
2. Проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в процессе воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по художественно-игровой деятельности, направленное на воспитание трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов:
• по воспитанию трудолюбия: Р.С.Буре, И.В. Житко, Ю.К. Кабанский, Я.А. Каменский, М.В. Крулехт, А.С.Макаренко, Г.С. Малунова, К.Д. Ушинский;
• по воспитанию в художественно-игровой деятельности: И.А. Лыкова Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова и др.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по воспитанию трудолюбия у детей. Также следует отметить практическую значимость продукта художественно-игровой деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 247 города Екатеринбурга, в котором приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Педагогическое исследование по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста проходил в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определялись психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников и потенциал художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия.
На втором этапе исследования подбирались диагностические методики по выявлению трудовой воспитанности; проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на воспитание трудолюбия, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это уважительное отношение к труду. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Понятие «трудолюбивый человек» обычно трактуется, как «работящий, нетерпящий праздности». И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду нравственную черту человека, имеющую множество критериев. Поэтому актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка начиная с дошкольного детства.
Проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «трудолюбие», это формирующее нравственное качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности, а также в эмоционально - положительном отношении к труду, направленное для достижения положительных результатов.
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия трудолюбия у разных авторов (И.В. Житко, Л.В. Куцаковой, Г.М. Киселевой). Однако для нашего исследования подходит определение понятия трудолюбия автора Г.С. Малуновой. В своём определении она определила, что трудолюбие - неврождённое, а формирующееся нравственное качество в процессе развития и воспитания личности, показателями которого являются умение планировать, выполнять поручения, проявлять интерес к труду, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, ответственность, бережливость, понимать ценность труда.
Воспитание трудолюбия дошкольников представляется как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, уважение к труду взрослых, желания и умения трудиться, а также формирование нравственно ценных качеств.
Исходя, из исследования автора мы выделили показатели воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста:
• «представление о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности, аккуратности и бережности»;
• «желание и стремление трудиться, охотно выполнять поручения»;
- «доведение начатого дела до конца и проявления ответственности и самостоятельности».
Мы выяснили, что особенностями воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных особенностей детей, являются усвоение знаний о труде взрослых, понимание ценности труда, проявляющееся в старательности и бережности (познавательная сфера ребенка). Проявление желания помочь взрослому, дети осознанно испытывают большое удовольствие от процесса труда. Детям важно, чтоб их хвалили, им нравится угождать взрослому (мотивационная сфера). Дети способны к самостоятельному подбору материалов. Стараются довести дело до конца, тем самым проявляют настойчивость, самостоятельность, ответственность к начатому делу (деятельностная сфера). Учитывая особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети этого возраста уже осознанно проявляют уважение и любовь к труду, которое необходимо для их успешного развития.
2. Выделен основной вид деятельности, в процессе которого осуществлялось воспитание трудолюбия - художественно-игровая деятельность.
Как считает Е.Н. Бородина [5], что «Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства».
Это деятельность, которая непосредственно связана с видами искусств такие как театрализованные игры, игры с художественным материалом, дидактические игры, настольно-печатные игры. Каждая игра предполагает новую художественно-игровую ситуацию, в которой дети прикасаются к миру искусства, знакомятся с композиторами, писателями, художниками. Дети с удовольствием рассматривают картины известных художников, слушают стихи, музыку. Другие игры предполагают создание своей картины, или своего героя, декораций. Играя, дети углубленно знакомятся с профессиями взрослых, формируется положительное отношение к человеку труда. В процессе художественно-игровой деятельности создаются благоприятные условия для воспитания трудолюбия.
Ребёнок учится вглядываться в окружающий мир, в мир профессий, тем самым воспитывает любовь к труду, уважение к человеку разных профессий, понимает ценность труда, проявляющееся в старательности, аккуратности, бережности, а также проявляет желание трудиться, охотно выполнять поручения, развивает способность к пониманию проявления ответственности и самостоятельности, доведение начатого до конца. Специфической особенностью художественно-игровой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественно-игровой деятельности ребёнок получает широкие
возможности для самовыражения, проявляет старательность, ответственность, самостоятельность.
Художественно-игровая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об изученной профессии и выражают свое отношение к ней, тем самым проявляют уважение к человеку труда. Использование художественно­игровой деятельности в образовательном процессе создает условия, способствующие повышению уровня развития всех показателей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Нами был разработан, с учётом особенностей старшего дошкольного возраста, и задач воспитания трудолюбия комплекс занятий по художественно-игровой деятельности. В содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по трудовой тематике. Было подобрано содержание (зрительный компонент, музыкальный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации художественно­игровой деятельности. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми и основное это создание продуктов творчества для дальнейшего использования в свободной деятельности (такие как лэпбуки, передвижная аппликация, игры-бродилки, книжки-малышки). На наш взгляд наиболее эффективным средством к восприятию знаний о труде взрослых является художественно­игровая деятельность, которая способствует достижению положительный результат при решении задач воспитания трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.


1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5 - 7 лет. [Текст] / Ю. В. Авдеева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. [Текст] / - М., 1980. - 327с.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! [Текст] - М., 1983. - 41с.
4. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике [Текст] : опыт, проблемы, перспективы / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : [б.и.], 2005. — 208 с.
5. Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL:
http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20011 (дата обращения:
03.12.2018).
6. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
7. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] /Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 221с.
8. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика[Текст]/ Т.М. Бабунова.- М.: Сфера, 2007. - 204 с.
9. Баландина, Е.А., Истомина И.Г. Освоение образовательной области «Труд» : формы работы [Текст]/ авт. - сост. Е. А. Баландина, И. Г. Истомина. - В.: Учитель, 2014. - 95с.
10. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - с.18.
11. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]/ Под ред. А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1987. - С. 74-83.
12. Демидова, О.И. Беседы об ответственности и правах ребёнка[Текст]/ О.И.Давыдова, С.М.Вялкова.- М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 112с.
13. Дъяченко, О.М. Одаренный ребёнок [Текст]/ под ред. О.М.Дъяченко. - М.: Международный образовательный колледж, 1997 - 140с.
14. Житко, И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / И. В. Житко. - М.: Просвещение,1998. - 160 с.
15. Загуменная, Л.А. Социально - личностное развитие дошкольников : программа, планирование [Текст]/ авт. - сост. Л. А. Загуменная. - В.: Учитель, 2012. - 231с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ