ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Характеристика творческих способностей личности 11
1.2. Проявление и развитие творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
РИСОВАНИЯ 32
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 32
2.2. Организация работы, направленной на развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К числу наиболее значимых вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе. Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развитии у дошкольников оригинальности, инициативности, находчивости,
решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество.
Сегодня, в условиях, когда активно развиваются техника и информационные технологии, наиболее значимую и ответственную функцию общества продолжает составлять функция воспитания человека, являющегося здоровым, нравственным и всесторонне развитым. Период дошкольного детства характеризуется уникальностью, т.к. в этот период происходит формирование ключевых качеств, в числе которых основными являются интерес к новому, фантазия и воображения. Без развития указанных качеств в период дошкольного детства, снизится интерес к творческой деятельности, к искусству, как и возможности творческого мышления.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной приказом № 271 от 04 февраля 2010 г. указано: В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной организации. Следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей [32].
В федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 (с изменениями на 14 сентября 2016 г.) прописаны ожидаемые конечные результаты целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
• внедрены современные модели выявления, психологопедагогического сопровождения талантливых детей;
• создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующих выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;
• обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;
• внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;
• поддержано создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых учащихся в ведущих университетах [46].
Одной из приоритетных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Целью, которого является социализация ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В психолого-педагогических исследованиях дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, то есть считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период - это самый благоприятный период для развития той или иной способности [8]. То есть сензитивный возраст - это оптимальный период, когда наибольшие результаты могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил, времени и других ресурсов. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, имеют задатки к развитию способностей. Важно не упустить время для их творческого развития.
Внешние объективные факторы - разнообразие внешних воздействий, которыми изобилует современное общество, так как в силу своей индивидуальной сензитивности дошкольник открыт всему. Исследование факторов позволяет сделать вывод о том, что именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития творческих способностей. В этот период ребенок еще не занят учебной деятельностью в школе. У него есть психолого-педагогические предпосылки в виде личностных инноваций и время заниматься деятельностью способствующей развитию творческих способностей. У него есть предрасположенность к формированию мотивации, интересов, потребностей.
Поэтому, в силу объективных и субъективных факторов дошкольный возраст чрезвычайно удачный для всякого рода «начал». При условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств, дошкольники охотно и активно включаются в любую творческую деятельность. Главное для педагога и родителей не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия для успешного развития творческих способностей.
В современных условиях все более активно разрабатываются инновационные программы развития дошкольников в ДОО. При этом вопрос, связанный с обеспечением условий, способствующих развитию творческих способностей, продолжает сохранять актуальность. Для воспитательно-образовательного процесса на современном этапе характерно наличие значительного числа проблем, которые создают затруднения для успешного творческого развития. Подобные проблемы могут быть охарактеризованы следующим образом:
не удалось в полном объеме перейти на модель воспитания, предполагающую ориентацию на личность;
педагогическая практика свидетельствует о сохранении признаков, присущих такой модели, как учебно-дисциплинарная, поскольку продолжается обучение с ориентацией на ребенка со «средними» способностями, возможности детей проявлять неординарность и самостоятельность в ДОО зачастую ограничиваются;
в обучении используются одновременно несколько учебных программ, являющихся избыточно насыщенными, что не позволяет организовать работу, нацеленную на развитие творческих способностей;
воспитатели не в полной мере владеют технологией, позволяющей развивать творческие способности, вследствие чего оценивается в основном результат творческой деятельности дошкольников, а не процесс и его развитие [24].
Из всего вышесказанного вытекают противоречия:
1) Развитие творческих способностей у дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций, но при этом данное положение не реализуется в полной мере;
2) между осознанностью значимости развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, и, что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Таким образом, можно сделать выводы о недостаточной разработанности содержания педагогической работы для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность нашего исследования является основанием выбора цели и объекта исследования.
Цель исследования - обосновать и разработать комплекс занятий, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
В соответствии с проблемой, целью, с объектом и предметом исследования выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей в научно-педагогических исследованиях, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Выявить проявления развития творческих способностей, их характеристики в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить возможности, нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать и разработать комплекс занятия, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования будет успешным, если:
- будут разработаны занятия, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования;
-будут учитываться результаты первичной диагностики при
планировании и реализации содержания занятий;
• в процессе экспериментальной деятельности будут создаваться
ситуации требующие проявления творческих способностей детей;
• занятия будут проводиться систематически;
• на занятиях все дети будут задействованы;
• будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития творческих способностей, разработанные психологами (С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьева, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.); положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи способности с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина); идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческой способности детей дошкольного возраста (Р. Арнхейм, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина,
A. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); исследования в области развития личности детей посредством изобразительной деятельности (Е.И. Игнатьев, В.В. Кузин, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова и др.); исследования в области музыкального развития личности детей (Б.М. Теплов, Л.Л. Бочкарев, К.В. Тарасова, Г.М.Цыпин и др.); исследования в области общего развития личности детей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании предполагаемой эффективности организованной работы, направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической практике различными субъектами социально-культурной деятельности дошкольного образования. Результаты исследования были представлены на педагогическом совете. Педагоги МАДОУ № 8 прошли курсы повышения квалификации, для того, чтобы иметь возможность оказывать образовательные услуги по дополнительному образованию детей дошкольного возраста. Было выделено помещение для оказания образовательных услуг по дополнительному образованию детей дошкольного возраста. С 1 сентября 2018 года в ДОО начинал функционировать кружок дополнительного образования «Фантазеры» приоритетным направлением, которого является организация работы, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
База исследования: МАДОУ № 8 «Рябинушка», г. Сухой Лог. В исследовании приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; выявлялся потенциал нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание комплекса занятий: определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей. Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает особое место. Ребенок, может быть никогда и не станет ни художником, ни поэтом, ни музыкантом, но вполне возможно, что он станет отличным врачом, учителем или математиком. Чему будут способствовать развитые творческие способности, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, продвигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Основные направления работы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Многие авторы, занимающиеся проблемой развития творческих способностей, акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. По утверждению педагогов-исследователей именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка.
Ряд зарубежных психологов полагает, что творчество присуще ребенку от рождения, и необходимо не создавать затруднений, не ограничивать свободу самовыражения. Требуется формировать условия обучения, ориентируясь на раскрытие потенциала, заложенного в ребенке. Однако опыт свидетельствует, что подобный подход не вполне обоснован, т.к. раскрываться самостоятельно, перейти к творческой активности в состоянии не каждый ребенок. Практика воспитания свидетельствует, что при обоснованном выборе способов обучения дети дошкольного возраста могут создавать произведения, уровень которых существенно превосходит результаты творческой деятельности их сверстников, не обученных навыкам самовыражения. Это объясняет популярность музыкальных школ, школ искусств, студий и кружков для детей. Таким образом, успешно развивать творческие способности старших дошкольников можно лишь тогда, когда подобное развитие будет целенаправленным и системным.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества и развития ребенка в целом. Использование только традиционных методов в воспитательно-образовательном процессе является малоэффективным. Нами были разработаны и апробированы занятия нетрадиционными техниками рисования. За период опытно - поисковой работы уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста значительно повысился: количество детей
обладающих высоким уровнем развития творческих способностей увеличился на 11%, средним - на 18%.
1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб. : ИстНова Пресс, 2007. - 89 с.
2. Алексеевская, Н. А. Озорной карандаш [Текст] / Н. А. Алексеевская. - М. : Лист, 2000. - 75 с.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
4. Артемьева, Т. И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т. И. Артемьева. - М. : Лига Пресс, 2008. - 162 с.
5. Баранова, Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования [Текст] / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 57 с.
6. Белошистая, А. В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] : Пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая, А. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2009. - 32 с.
7. Белошистая, А. В. Волшебные ниточки [Текст] : Пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая, А. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008. - 32 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2010. - 398 с.
9. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.
А. Ветлугина. - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 288 с.
10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е. Н. Степанова. М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2000. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2004. - 536 с.
13. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербина. - Ярославль : Академия Развития, 2007. - 89 с.
14. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Нова, 2008. - 352 с.
15. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2005.
• 344 с...