ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОДЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 8
1.1. Определение понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста на занятиях по лепке. 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Характеристика результатов констатирующего этапа проектной работы, направленной на выявление уровня воспитанности трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Описание проекта цикла занятий по лепке, направленных на
воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Трудовое воспитание детей - основа будущего трудоспособного общества. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет огромное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание трудолюбивого человека. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48, педагогические работники ДОО обязаны «формировать у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира» [50]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяют трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого - «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда» [49].
Вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что, несмотря на отмеченную выше достаточно высокую степень разработанности проблемы воспитания трудолюбия у детей, многие вопросы продолжают оставаться актуальными и недостаточно систематизированными. Более того, анализ ситуации, сложившейся на практике, неумолимо свидетельствует, что воспитание трудолюбия у детей на первоначальном этапе их взросления пока не является приоритетным направлением в воспитательно-образовательной работе педагогов и родителей. На сегодняшний день, по результатам научных исследований (Д.А. Костиковой, М.В. Крулехт, Г.С. Малуновой), проведенных в разных городах России, почти каждый второй ребенок 5-7 лет имеет низкий уровень трудолюбия.
Подобное обстоятельство связано, во-первых, с недостаточной подготовленностью педагогов и родителей к совместному решению данной проблемы, в то время как современная ситуация в образовательной системе России предполагает активное участие матерей и отцов в педагогическом процессе. Во-вторых, в современном обществе существенно изменились представления о ценности различных видов труда, на первый план вышли не содержательные, а монетаристские характеристики его результатов, снизилось уважение к людям, занимающимся традиционными видами труда. Соответственно снизился интерес к воспитанию трудолюбия и сложившихся в прошлом методов его воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики определяет необходимость обновления подходов к воспитанию трудолюбия у детей на первоначальном этапе их взросления в совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, связанных, в первую очередь, с организацией этой работы, а также поиска новых видов педагогических технологий, способствующих успешному воспитанию у детей изучаемого качества. Однако данные вопросы не получают должного теоретического осмысления.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
• между социально-общественной значимостью воспитания трудолюбия как качества личности и недостаточной подготовленностью педагогов и родителей к его воспитанию у детей на первоначальном этапе их взросления;
• между существующими традиционными подходами к воспитанию трудолюбия в практике дошкольных образовательных учреждений и семье и потребностью в новых методических разработках;
• между необходимостью подготовки педагогов и родителей к совместной деятельности по воспитанию трудолюбия у детей на первоначальном этапе их взросления и недостаточной разработанностью ее организационно-педагогических условий.
С учетом выявленных противоречий, анализа практики была определена проблема исследования: воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в современных социокультурных условиях.
Учитывая актуальность проблемы, роль лепки в развитии ручных умений детей дошкольного возраста, интереса, который она вызывает у них, была определена тема исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке».
Объектом исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Цель исследования: обосновать и разработать проект цикла занятий по лепке для детей старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание у них трудолюбия.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние воспитания трудолюбия, раскрыть сущность понятия «трудолюбие».
2. Рассмотреть особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
4. Выделить показатели и критерии воспитания трудолюбия и провести диагностическое исследование, направленное на выявление уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект цикла занятий по лепке для детей старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание у них трудолюбия.
Теоретико-методологической основой исследования служат концепции о трудовом воспитании детей дошкольного возраста отечественных педагогов и психологов (Д.Е. Аксенов, Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Г.А. Урунтаева и др.); теоретические положения о воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности (Д.Е. Аксенова, Т.М. Бабуновой Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Г.Н. Годиной, А.А. Ивановой, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой и др.; положения о потенциале лепки в воспитании трудолюбия (Л.В. Куцакова, Н.Б. Халезова и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта, наблюдение за детьми на занятиях, групповые и индивидуальные беседы, констатирующий и формирующий этап проектировочной работы, диагностическое обследование, количественный и качественный анализ полученных данных, анализ продуктов детского творчества.
Практическая значимость: Выявлены педагогические условия,
способствующие воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, на основе которых разработан цикл занятий по лепке. Подобран комплекс средств определения уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты могут использоваться при организации
занятий и досуговой деятельности детей.
База проектировочной работы: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение - Детский сад №565 г. Екатеринбурга. В проектной работе приняли участие 20 детей старшей группы детского сада, возраст детей 5-6 лет.
Проектировочная работа по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; уточнялся смысл понятия «трудолюбие», определялись особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал лепки как средства воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание цикла занятий по лепке, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев воспитанности трудолюбия у детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучение проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста является актуальным для науки и практики, на что указывают исследования педагогов, психологов, методистов, таких как: Д.Е. Аксенов, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.А.. Иванова, Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Н.В. Лабутина, В.Г. Нечаева, и др.
Изучение научно-педагогических источников показало, что лепка играет огромную роль в воспитании трудолюбия, поскольку на занятиях ребенок проявляет такие качества как: интерес, усидчивость, старательность, усердие, доведение до конца качественной работы. Если ребенку интересно заниматься таким видом изобразительной деятельности, то его с успехом можно назвать трудолюбивым. Лепка является эффективным средством воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет сформировать трудовую деятельность ребенка в целостности и последовательности, формирует гигиенические навыки, аккуратность, т. е. навыки самообслуживания.
При решении первой задачи нашего исследования, проанализировав современное состояние проблемы воспитания трудолюбия, мы раскрыли, что трудолюбие - это нравственное качество личности, которое воспитывается в процессе труда и является его результатом.
За рабочее определение трудолюбия мы взяли определение В.И. Логиновой, которая рассматривает трудолюбие как целесообразную деятельность, вызывающую положительные эмоции и базирующуюся на осознанном желании успешно достичь цели труда и создать необходимый продукт.
По результатам анализа литературы и позиции Д.Е. Аксенова и Л.В. Куцаковой мы рассматриваем развитие трудолюбия на основе единства четырех критериев: эмоционально-мотивационного, познавательного,
деятельностного и личностного. Эмоционально-мотивационный критерий проявляется в наличии у ребенка интереса к труду, желания трудиться для себя и для других. Познавательный критерий проявляется в наличии у ребенка знаний о труде взрослых, о мире профессий. Деятельностный критерий - в овладении трудовыми умениями. Личностный критерий проявляется в наличии у ребенка целеустремленности, настойчивости, самостоятельности в труде. Эти критерии и показатели в совокупности дают возможность выявить уровни воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
По второй задаче нашего исследования на основе анализа практики и работ таких авторов как Г.Н. Година, Н.В. Лабутина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др. было установлено, что к особенностям воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста относятся:
• опора на общественную и личностную мотивацию;
• формирование представлений детей о труде взрослых и общественных мотивов труда;
• использование игровых форм организации трудовой деятельности;
• овладение трудовыми навыками и умениями целеполагания, планирования и самоконтроля;
• расширение самостоятельности ребенка в труде и осуществление совместного труда со сверстниками, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;
• воспитание потребности трудиться и привычки к регулярному труду, характеризующие такое важное для социализации качество, как трудолюбие.
При решении третьей задачи исследования мы установили, что педагогическими условиями воспитания трудолюбия у старших дошкольников на занятиях по лепке являются:
• разработка цикла занятий по лепке, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, которое рассматривалось по 4 критериям: эмоционально-мотивационному критерию, который проявляется в наличии у ребенка интереса к труду (лепке), желания трудиться для себя и для других (создавать поделки из лепки); познавательному критерию, который проявляется в наличии у ребенка знаний о труде взрослых, о мире профессий (в области лепки, гончарного дела, керамики); деятельностному критерию, сущность которого состоит в овладении трудовыми умениями - технологическими и изобразительными умениями лепки, ее способами и приемами для достижения качественного результата. Личностный критерий проявляется в наличии у ребенка целеустремленности, настойчивости, самостоятельности в труде (лепке);
• создание на занятиях эмоционально-положительной обстановки и благоприятного психологического климата, а занятия будут строиться на основе доброжелательного отношения к каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей;
• использование комплекса методов работы с детьми: словесных, наглядных, игровых, творческих;
• предоставление возможности каждому ребенку чувствовать себя полезным членом общества;
• создание «ситуации успеха» и исключение травмирующих оценок результатов работы.
При решении четвертой задачи исследования на констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
На основе рекомендаций Д.Е. Аксенова и Л.В. Куцаковой нами были определены критерии и показатели для выявления уровней воспитанности трудолюбия у старших дошкольников и подобраны диагностические методики: методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой; метод
наблюдения и диагностические творческие задания, предложенные Т.Н. Дороновой и С.Г.Якобсон. Для определения уровня воспитанности трудолюбия у старших дошкольников использовались методы: наблюдение, беседа, диагностические творческие задания.
Результаты проведенной диагностики показали, что у 12 детей (60 %) - низкий уровень воспитанности трудолюбия, у 7 детей (35%) - средний уровень и только у 1 ребенка (5%) - высокий уровень. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
При решении пятой задачи исследования нами разработан проект цикла занятий по лепке, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Тема этих занятий «Глиняная игрушка».
Был спроектирован календарно-тематический план, в котором обозначены темы занятий, задачи, методы работы с детьми, технологические приемы обучения лепке и предполагаемый результат. План включает 16 занятий по лепке.
Проект предполагает использование различных форм и методов организации деятельности детей: презентации по темам «Дымковская игрушка» и «Каргапольская игрушка», просмотр видеофильма о гончарной мастерской, занятия ознакомительного характера по темам «Знакомство с дымковской игрушкой», «Народные мастера: Дымковская игрушка», «Гончарная мастерская», «Путешествие в мастерскую глиняных игрушек, организованные образовательные деятельности по лепке (по теме и собственному замыслу детей), выставка поделок из глины и пластилина, теста, геля, изготовленных самими детьми, родителями воспитанников, педагогами.
Цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи исследования решены. Разработанный цикл занятий и выявленные педагогические условия использования лепки как средства воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста могут быть рекомендованы к использованию в практике ДОО.
1. Аксенов, Д. Е. О трудовом воспитании [Текст] : учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Д. Е. Аксенов. - М. : Просвещение, 2002. - 336 с.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. М. Бабунова. - М. : Сфера, 2007. - 204 с.
3. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
4. Беляев, М. Ф. Психология интереса [Текст] / М. Ф. Беляев. - Иркутск, 1957. - 194 с
5. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2015. - 236 с.
7. Венгер, Л. А. Психология [Текст] Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 423 с.
8. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 1989. - 287 с.
9. Година, Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] ; под ред. А. М. Виноградовой / Г. Н. Година. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Детство- пресс, 2012. - С. 34-42.
10. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному
рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий [Текст] /
А. А. Грибовская. - М. : Скрипторий, 2008. - 151 с.
11. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г.Григорьева. - М. : Академия, 2002. - 185 с.
12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]
/ В. И. Даль - М. : Просвещение, 1979, т.11.
13. Доронова, Т. Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : Детство- Пресс, 2007. - 203 с.
14. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Мозаика-синтез, 2001. - 224 с.
15. Дубровская, Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Дубровская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 194 с...