ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования
нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности сказки в формировании нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК НАРОДОВ МИРА 32
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Организация работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов мира 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
Приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, разделяющего традиционные нравственные ценности общества. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы в Федеральном государственным образовательным стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в котором обозначены требования к освоению нравственных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе детьми дошкольного возраста.
Именно этот период является сензитивным для формирования нравственных основ и нравственного развития личности ребёнка. Ребёнок получает от воспитательного микросоциума позитивный опыт нравственных образцов, нравственных ценностей, которые от внешнего копирования переходят во внутренний план через осознание, чувства и сопереживание, освоение нравственных эталонов и культуры общества. Тем не менее в процессе нравственного становления личности возникают различные проблемы, которые могут привести к отклонениям в нравственном развитии, несформированности нравственных установок и «глухости» нравственных чувств. Таким образом, проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, комплексного решения задач единства нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний дошкольников как субъектов нравственного развития, приобретает большое социальное значение (Б.С. Братусь, В.В.Знаков, В.П.Зинченко,
А.Л.Журавлев, В.Д. Шадриков).
На сегодняшний день разработаны различные вариативные программы, подобраны и эффективно применяются различные методы формирования нравственных представлений и нравственных качеств личности, которые используются в практике педагогов дошкольных учреждений, в том числе сказка. В сказке через события и характеры персонажей дети осваивают общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в доступной для ребёнка форме; в сюжете сказки лежит разграничение, противопоставление зла и добра, как основы для понимания этих понятий и умения распознавать нравственно-ценные ориентиры дошкольников. Сказка формирует нравственные понятия, умение оценивать нравственные качества персонажей и поступков героев, способствует развитию нравственных чувств эмоционального сопереживания, воспитанию чувства дружбы, взаимопомощи, усвоению норм и правил поведения.
Наряду с этим, анализируя состояние исследуемой проблемы, можно выявить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием материала сказок народов мира и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Таким образом, эти противоречия обусловили выбор данной темы исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов мира».
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале сказок народов мира, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале сказок народов мира, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности сказок народов мира в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов мира.
Теоретической и методологической основой являются основные положения теории формирования нравственных представлений в аспекте приобщения детей к литературе как важной её составляющей (В.А. Рыбин, И.С. Сушкова, Е.П. Шевченко, Н.А. Ветлугина, К.Д. Ушинский, М.П. Якобсон и др.); исследования, посвящённые развитию нравственных представлений у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, С.А. Козлова, Б.Г. Ананьев, М.Н. Скаткин); аспекты воспитательного потенциала и возможности сказки в формировании нравственных представлений у детей дошкольного возраста (И.И. Чеснокова, Б.М. Соколов, Ю.М. Соколова К.С. Аксаков, А.Н. Афанасьев, А.И. Никифоров, К.Д. Ушинский, Е.А. Аркин и др.). Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.
Методы научного исследования:
• анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• методы изучения формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста знакомство с иллюстрациями, музыкальными произведениями, театральными постановками (карта наблюдений - показатели нравственной воспитанности, диагностические методики);
• педагогическое наблюдение за детьми в различных видах деятельности;
• качественный и количественный анализ эффективности деятельности, представление результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть применены в практике работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение «Детский сад № 34 «Родничок»,
Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось поэтапно.
На первом этапе была проанализирована научная и методическая психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; обозначен потенциал сказок народов мира в формировании нравственных представлений у детей.
На втором этапе проводилось диагностическое исследование начального уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; разрабатывалось содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, определялось содержание работы.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В выпускной квалификационной работе рассмотрен вопрос формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов мира. В качестве ведущего средства реализации задач формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста определена сказка.
Формирование нравственных представлений является важнейшим направлением в системе дошкольного образования и определяется в данном исследовании как процесс решения нравственных проблемных задач, адекватных целям и содержанию нравственного воспитания в дошкольном общеобразовательном учреждении.
В теоретической части проведен анализ литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, B.C. Мухина, И.Ф. Харламова, М.Н. Скаткина, А.С. Аплетаева и др. определено понятие нравственных представлений как обобщенные образы, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру (Б.Г. Ананьев).
Основным содержанием нравственных представлений является способность личности различать добро и зло во всем многообразии проявлений; умение оценивать поступки и нравственные качества других людей и свои собственные; испытывать нравственные чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.
В современных исследованиях нет единого мнения в определении сущности нравственного развития личности. В связи с различными подходами к этой проблеме взгляды ученых разделились на две группы. Первое направление исследований связано с пониманием нравственного развития личности как процесса постепенного овладения принципами и нормами существующей морали (А.М. Миклин, Г.Г. Акмамбетов). Эти авторы считают, что нравственное развитие личности представляет собой присвоение человеком в процессе его индивидуального развития господствующих в данное время норм поведения и превращения их в личные нравственные качества. Таким образом, процесс нравственного развития личности отождествляется с ее общим развитием.
Второе направление исследований, в том числе исследования В.А. Подольского, Е.С. Лихачёва, характеризует нравственное развитие личности как процесс складывания ее нравственной целостности из разных составляющих, и результат развития личности зависит от того, какие нравственные ориентации (доминанты развития) преобладают. При этом результатом развития личности является или прогрессивная линия, если доминируют социально значимые качества личности; или негативная линия, регресса в нравственном отношении при доминанте негативных составляющих.
В результате анализа исследований А.О. Лучининой, Т.М. Титаренко А.А. Пельевской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой и др., выявлено, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственных представлений детей; дети начинают понимать смысл человеческих взаимоотношений, требования общества, по которым выстраивается взаимодействие людей, то есть ребенок начинает осваивать нормы и правила поведения. Стремясь соответствовать требованиям взрослых и реализуя потребность в признании взрослых и сверстников , дошкольник учится соотносить свои действия и поступки с общественными нормами и правилами поведения. На основе расширения представлений у детей складываются первые нравственные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой в решении ситуаций, требующих нравственного выбора.
Накопление знаний ребёнком и расширение его нравственного опыта приводит к дальнейшему углублению и разграничению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны к обобщённости, которая приближает их к элементарным понятиям о нравственности и морали (о дружбе, взаимопомощи, вежливости и др.).
Таким образом, процесс формирования нравственных представлений можно рассматривать только во взаимосвязи с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста.
В данном исследовании рассматривались возможности сказок народов мира в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Сказки и происходящие с персонажами события способствуют опосредованному оцениванию поступков и нравственных качеств героев, помогают ребенку соотносить нравственные представления- эталоны с поступками и характерами героев. Эмоциональность и захватывающий сюжет сказки погружает ребёнка в воображаемый мир, заставляет сопереживать и радоваться, учит делать нравственный выбор. Сначала в сказке, а затем и в реальной ситуации ребёнок делает выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевает сиюминутные желания и поступается собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, получая удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать нравственные нормы.
Решение поставленных задач, а именно формирование нравственных представлений, мы осуществляли в процессе организации исследовательской деятельности через использование сказок народов мира:
• выявлен исходный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений на материале сказок народов мира;
- прослежена эффективность использования сказок народов мира в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, данное исследование подтверждает эффективность использования сказки как средства формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. СПб., 1994.
2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: учебник- 2-е изд. / Е.А. Алябьева. Москва, 2003. 160с.
3. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. М.: Просвещение, 2010. 430с.
4. Афанасьев, А.Н. Народная русская сказка [Текст] / А.Н. Афанасьев. М.: Просвещение, 2010. 111с.
5. Аксёнова, А.И., Семенака, С.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности / А.И. Аксёнова, С.И. Семенака // Начальная школа плюс до и после. 2014. №5.
6. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования нравственного сознания в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2001.
7. Алексеенко, В.В., Лощинина, Я.И. Играем в сказку. Воспитание и
развитие личности ребёнка 2-7 лет [Текст] / В.В. Алексеенко, Я.И. Лощилина. М.: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», ООО
Издательство «Дом. ХХ1 век», 2008. 218с. - (серии «Учимся играючи», «Академия для дошколят»).
8. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян. Педагогика. - 2-е изд. М.: Академия, 2005. 130с.
9. Бондаренко, И.В. Воспитание нравственных основ личности ребёнка дошкольника [Текст] / И.В. Бондаренко // Современный детский сад. 2008. №5. С.5.
10. Буре, Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р.С. Буре // Дошкольная педагогика. 2007. № 8. С.9-11.
11. Буре, Р.С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре // Управление ДОУ. 2006. №7. С.61-64.
12. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Педагогика, 2004.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд [Текст] // Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; под. ред. А.М. Виноградовой. М. 2008.
14. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. М., 1984. 218с. С.76.
15. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа чувств у старших дошкольников: 2е изд. [Текст] // Р.С. Буре, Г.Н. Година. М.: ВАКО, 2005. 192с...