Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ 12
1.1. Характеристика понятия «социально-личностное развитие
дошкольников» в философской, социологической, психолого-педагогической литературе 12
1.2. Организация и содержание процесса социально-личностного развития
дошкольников в условиях детской музыкальной студии 23
1.3. Теоретико-методологические подходы к организации социально-личностного развития дошкольников в детской музыкальной студии 30
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ 35
2.1. Выявление начального уровня социально-личностного развития
детей 35
2.2. Задачи и содержание опытно-поисковой работы по развитию социально-личностных качеств дошкольников по средствам музыки 43
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы 49
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ 12
1.1. Характеристика понятия «социально-личностное развитие
дошкольников» в философской, социологической, психолого-педагогической литературе 12
1.2. Организация и содержание процесса социально-личностного развития
дошкольников в условиях детской музыкальной студии 23
1.3. Теоретико-методологические подходы к организации социально-личностного развития дошкольников в детской музыкальной студии 30
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ 35
2.1. Выявление начального уровня социально-личностного развития
детей 35
2.2. Задачи и содержание опытно-поисковой работы по развитию социально-личностных качеств дошкольников по средствам музыки 43
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы 49
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Современное российское общество характеризуется культурным многообразием, которое возрастает и утверждается, внося свои коррективы в систему воспитания и развития подрастающего поколения.
Одной из важнейших функций современных образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования детей, является поиск новых форм гармоничного развития и способов самоопределения личности, что находит подтверждение в таких документах, как Концепция Модернизации Российского Образования на период до 2020 года, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Типовое положении о дошкольном образовательном учреждении, Концепция дошкольного воспитания и др.
Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является перенос акцента с ценностей обучения ребенка на ценности его развития, поэтому проблема социально-личностного развития представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление им широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.
Основными сферами развития ребенка дошкольного возраста в контексте модернизации системы образования являются следующие: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, что можно видеть в следующих парциальных программах: «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», а также комплексных программах: «Детство», «Истоки», «Радуга» и др. Однако задача социально-личностного развития детей не всегда осуществляется в полной мере в силу специфик, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема социально-личностного развития дошкольников представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология. В большинстве научных исследований раскрыты психолого-педагогические аспекты социально-личностного развития ребёнка (В.А. Петровский, Д.И. Слободчиков, др.); теоретические основы социализации личности в контексте образования, воспитания и развития представлены в работах Н.М. Борытко, B. Г. Бочароваой, И.А. Зимней, Р.А. Литвак, B.C. Мухиной; идеи социальной активности учащихся в различных сферах жизнедеятельности и педагогической среде освещены в исследованиях А.Я. Журкиной, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, В.Д. Семенова, C. Т. Шацкого; возможности социокультурной деятельности учреждений культуры и искусства в развитии личности ребёнка рассмотрены в трудах М.С. Кагана, Т.П. Киселевой, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко и др. Проблемы социализации, социально-личностного развития ребенка получили освещение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова и др.; аспекты развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве обоснованы в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и др.; проблема формирования развивающей среды дошкольных учреждений нашла отражение в работах Н.А. Ветлугиной, В.А. Горяниной. Р.Б. Стеркиной и др.
Детство рассматривается в педагогической науке как необходимый этап развития человека. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре и выполняет функцию первичной социализации ребенка. Отечественная дошкольная педагогика активно обращается к исследованиям феномена детства, которое является междисциплинарным понятием, позволяющим переосмыслить сущность социально-личностного развития дошкольника.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной и методической литературе различных аспектов проблемы социально-личностного развития ребенка, пути ее решения достаточно подробно разработаны только для условий общеобразовательной школы. Вопросы теоретико-методических основ формирования социально-личностных качеств дошкольников в среде детского сада и учреждениях дошкольного дополнительного музыкального образования в научной психолого-педагогической литературе не получили достаточного освещения.
Вопрос о социально-личностном развитии дошкольника в учреждениях дополнительного художественного образования, в том числе и детской музыкальной студии, стоит сегодня особенно остро, так как охват детей общественным дошкольным образованием уменьшается. Во-первых, уменьшилось число детских музыкальных школ и объединений; во-вторых, дошкольные учреждения переходят на долевое финансирование; в-третьих, получают развитие новые вариативные формы функционирования детских образовательных учреждений (группы кратковременного пребывания, надомное обучение, адаптационные группы, группы развития, будущий первоклассник, группы для детей с отклонениями в развитии и т.д.). Поэтому задача социально-личностного развития детей дошкольного возраста не всегда осуществляется в полной мере в силу указанных причин.
Обучение дошкольников в музыкальной студии может стать одним из средств их социально-личностного развития. Это подтверждается особенностями музыкального искусства, представляющего собой комплексную систему многих видов творчества и взаимоотношений. Музыкальные занятия улучшают психологическую атмосферу в коллективе, помогают выйти на новый, более высокий уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между значимостью социально-личностного развития ребенка средствами искусства и недостаточным использованием его потенциала в дошкольном возрасте;
- между теоретической и практической разработанностью проблемы социально-личностного развития детей средствами музыкального искусства в педагогике школьного возраста и фактическим отсутствием аналогичных исследований применительно к дошкольному возрасту;
- между целесообразностью привлечения различных видов музыкальной деятельности к социально-личностному развитию дошкольников и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса в ДОУ и УДО.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей организации процесса социально-личностного развития дошкольников в условиях детской музыкальной студии.
Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования: «Социально-личностное
развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии ».
Цель исследования: выявить и проверить на практике формы и содержание образовательного процесса в условиях детской музыкальной студии, способствующие социально-личностному развитию дошкольников.
Объект исследования: процесс социально-личностного развития дошкольников в условиях детской музыкальной студии.
Предмет исследования: содержание и формы работы с дошкольниками в условиях детской музыкальной студии, способствующие их социально-личностному развитию.
Гипотеза исследования: социально-личностное развитие дошкольников в условиях музыкальной студии будет осуществляться более эффективно при условии:
- более широкого использования видов музыкальной деятельности, способствующих взаимодействию участников и развитию у них коммуникативных навыков;
- широкого использования интерактивных форм обучения,
построенных на контактах со сверстниками;
- стимулирования в процессе музыкальной деятельности социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников и взрослых.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в научной литературе.
2. Уточнить и конкретизировать сущность понятия «социально- личностное развитие дошкольников».
3. Выявить уровни и показатели уровня развития социально-личностных качеств дошкольников.
4. В ходе опытной работы проверить эффективность влияния различных видов музыкальной деятельности дошкольников, разработанных методов и форм обучения на социально-личностное развитие дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- основные положения возрастной психологии и педагогики об особенностях развития личности детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные положения общей и музыкальной педагогики и музыкознания о природе музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, М.С. Каган, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, А.Н. Сохор, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов);
- основные идеи профессиональной подготовки педагогов в современных условиях образования и развития личности (В.А. Беликов, Т.Е. Климова, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин и др);.
Кроме того, концепция исследования строилась с опорой на современные методологические подходы к процессу обучения: личностно ориентированный подход (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.), аксиологический подход (М.Е. Дуранов, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова и др.), деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), системный подход (В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение нормативно-правовых документов в
области образования и музыкальных объединений дополнительного образования; обобщение передового музыкального и воспитательного опыта социально-личностного развития и развития творческого потенциала личности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);
- эмпирические: опытная работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки; методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления результатов опытной работы.
База исследования - Березовское Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 12 «Радуга», г. Березовский Свердловской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- в процессе издания научных статей «Музыкальная деятельность дошкольников как средство их социально-личностного развития» //Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: международный сборник научных трудов под ред. К.П. Матвеевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. С. 66 - 71;
- в процессе выступления с докладами на научно-практических конференциях (г. Челябинск, «Современный ребенок: какой он?», секция «Досуговая деятельность детей»; г. Березовский, «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС», г. Челябинск, форум образовательных организаций культуры и искусств «Творческая коллаборация»)
- проведения лекционных занятий на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных учреждений ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» ИХМО (07-09.11.2018).
Научная новизна исследования.
1. Теоретически обоснована и доказана опытным путем возможность социально-личностного развития дошкольников в условиях музыкальной студии через включение детей в различные виды музыкальной деятельности.
2. Доказана целесообразность интерактивных форм обучения при овладении различными видами музыкальной деятельности в формировании у дошкольников умений межличностного взаимодействия и адаптации в обществе сверстников.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в научном обосновании педагогических возможностей различных видов музыкальной деятельности в социально-личностном развитии дошкольников, в формировании у них умений межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- в разработке показателей социально-личностного развития,
представленных коммуникативно-когнитивным, мотивационно-эмоциональным, деятельностно-творческим, рефлексивно-оценочным компонентами.
Практическая значимость исследования связана с разработкой программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», с выявлением комплекса педагогических условий эффективного функционирования музыкальной студии в рамках дошкольного образовательного учреждения с позиции социально-личностного развития дошкольников.
Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов; организацией опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых в ходе исследования положений; обработкой полученных данных методами математической статистики с использованием компьютерных программ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы магистра: выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-личностное развитие дошкольника - это сложный, многофункциональный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
2. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии рассматривается нами как сложный процесс овладения социокультурными ценностями, проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.
3. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии будет осуществляться более эффективно при реализации в образовательном процессе программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», предусматривающей широкое включение интерактивных форм обучения и видов музыкальной деятельности, основанной на межличностных взаимодействиях детей.
Одной из важнейших функций современных образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования детей, является поиск новых форм гармоничного развития и способов самоопределения личности, что находит подтверждение в таких документах, как Концепция Модернизации Российского Образования на период до 2020 года, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Типовое положении о дошкольном образовательном учреждении, Концепция дошкольного воспитания и др.
Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования в России является перенос акцента с ценностей обучения ребенка на ценности его развития, поэтому проблема социально-личностного развития представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. Стандартизация дошкольного образования предусматривает учет специфики развития ребенка в этом возрасте: приоритетное развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставление им широкого выбора видов деятельности при условии индивидуализации образования.
Основными сферами развития ребенка дошкольного возраста в контексте модернизации системы образования являются следующие: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, что можно видеть в следующих парциальных программах: «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», а также комплексных программах: «Детство», «Истоки», «Радуга» и др. Однако задача социально-личностного развития детей не всегда осуществляется в полной мере в силу специфик, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема социально-личностного развития дошкольников представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология. В большинстве научных исследований раскрыты психолого-педагогические аспекты социально-личностного развития ребёнка (В.А. Петровский, Д.И. Слободчиков, др.); теоретические основы социализации личности в контексте образования, воспитания и развития представлены в работах Н.М. Борытко, B. Г. Бочароваой, И.А. Зимней, Р.А. Литвак, B.C. Мухиной; идеи социальной активности учащихся в различных сферах жизнедеятельности и педагогической среде освещены в исследованиях А.Я. Журкиной, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, В.Д. Семенова, C. Т. Шацкого; возможности социокультурной деятельности учреждений культуры и искусства в развитии личности ребёнка рассмотрены в трудах М.С. Кагана, Т.П. Киселевой, А.С. Ковальчук, Ю.Д. Красильникова, Н.Н. Ярошенко и др. Проблемы социализации, социально-личностного развития ребенка получили освещение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова и др.; аспекты развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве обоснованы в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и др.; проблема формирования развивающей среды дошкольных учреждений нашла отражение в работах Н.А. Ветлугиной, В.А. Горяниной. Р.Б. Стеркиной и др.
Детство рассматривается в педагогической науке как необходимый этап развития человека. Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре и выполняет функцию первичной социализации ребенка. Отечественная дошкольная педагогика активно обращается к исследованиям феномена детства, которое является междисциплинарным понятием, позволяющим переосмыслить сущность социально-личностного развития дошкольника.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной и методической литературе различных аспектов проблемы социально-личностного развития ребенка, пути ее решения достаточно подробно разработаны только для условий общеобразовательной школы. Вопросы теоретико-методических основ формирования социально-личностных качеств дошкольников в среде детского сада и учреждениях дошкольного дополнительного музыкального образования в научной психолого-педагогической литературе не получили достаточного освещения.
Вопрос о социально-личностном развитии дошкольника в учреждениях дополнительного художественного образования, в том числе и детской музыкальной студии, стоит сегодня особенно остро, так как охват детей общественным дошкольным образованием уменьшается. Во-первых, уменьшилось число детских музыкальных школ и объединений; во-вторых, дошкольные учреждения переходят на долевое финансирование; в-третьих, получают развитие новые вариативные формы функционирования детских образовательных учреждений (группы кратковременного пребывания, надомное обучение, адаптационные группы, группы развития, будущий первоклассник, группы для детей с отклонениями в развитии и т.д.). Поэтому задача социально-личностного развития детей дошкольного возраста не всегда осуществляется в полной мере в силу указанных причин.
Обучение дошкольников в музыкальной студии может стать одним из средств их социально-личностного развития. Это подтверждается особенностями музыкального искусства, представляющего собой комплексную систему многих видов творчества и взаимоотношений. Музыкальные занятия улучшают психологическую атмосферу в коллективе, помогают выйти на новый, более высокий уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между значимостью социально-личностного развития ребенка средствами искусства и недостаточным использованием его потенциала в дошкольном возрасте;
- между теоретической и практической разработанностью проблемы социально-личностного развития детей средствами музыкального искусства в педагогике школьного возраста и фактическим отсутствием аналогичных исследований применительно к дошкольному возрасту;
- между целесообразностью привлечения различных видов музыкальной деятельности к социально-личностному развитию дошкольников и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса в ДОУ и УДО.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей организации процесса социально-личностного развития дошкольников в условиях детской музыкальной студии.
Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность рассматриваемой проблемы позволили определить тему исследования: «Социально-личностное
развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии ».
Цель исследования: выявить и проверить на практике формы и содержание образовательного процесса в условиях детской музыкальной студии, способствующие социально-личностному развитию дошкольников.
Объект исследования: процесс социально-личностного развития дошкольников в условиях детской музыкальной студии.
Предмет исследования: содержание и формы работы с дошкольниками в условиях детской музыкальной студии, способствующие их социально-личностному развитию.
Гипотеза исследования: социально-личностное развитие дошкольников в условиях музыкальной студии будет осуществляться более эффективно при условии:
- более широкого использования видов музыкальной деятельности, способствующих взаимодействию участников и развитию у них коммуникативных навыков;
- широкого использования интерактивных форм обучения,
построенных на контактах со сверстниками;
- стимулирования в процессе музыкальной деятельности социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников и взрослых.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в научной литературе.
2. Уточнить и конкретизировать сущность понятия «социально- личностное развитие дошкольников».
3. Выявить уровни и показатели уровня развития социально-личностных качеств дошкольников.
4. В ходе опытной работы проверить эффективность влияния различных видов музыкальной деятельности дошкольников, разработанных методов и форм обучения на социально-личностное развитие дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- основные положения возрастной психологии и педагогики об особенностях развития личности детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
- основные положения общей и музыкальной педагогики и музыкознания о природе музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, М.С. Каган, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, А.Н. Сохор, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов);
- основные идеи профессиональной подготовки педагогов в современных условиях образования и развития личности (В.А. Беликов, Т.Е. Климова, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин и др);.
Кроме того, концепция исследования строилась с опорой на современные методологические подходы к процессу обучения: личностно ориентированный подход (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.), аксиологический подход (М.Е. Дуранов, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова и др.), деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), системный подход (В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение нормативно-правовых документов в
области образования и музыкальных объединений дополнительного образования; обобщение передового музыкального и воспитательного опыта социально-личностного развития и развития творческого потенциала личности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);
- эмпирические: опытная работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки; методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления результатов опытной работы.
База исследования - Березовское Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 12 «Радуга», г. Березовский Свердловской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- в процессе издания научных статей «Музыкальная деятельность дошкольников как средство их социально-личностного развития» //Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: международный сборник научных трудов под ред. К.П. Матвеевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. С. 66 - 71;
- в процессе выступления с докладами на научно-практических конференциях (г. Челябинск, «Современный ребенок: какой он?», секция «Досуговая деятельность детей»; г. Березовский, «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС», г. Челябинск, форум образовательных организаций культуры и искусств «Творческая коллаборация»)
- проведения лекционных занятий на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных учреждений ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» ИХМО (07-09.11.2018).
Научная новизна исследования.
1. Теоретически обоснована и доказана опытным путем возможность социально-личностного развития дошкольников в условиях музыкальной студии через включение детей в различные виды музыкальной деятельности.
2. Доказана целесообразность интерактивных форм обучения при овладении различными видами музыкальной деятельности в формировании у дошкольников умений межличностного взаимодействия и адаптации в обществе сверстников.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в научном обосновании педагогических возможностей различных видов музыкальной деятельности в социально-личностном развитии дошкольников, в формировании у них умений межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- в разработке показателей социально-личностного развития,
представленных коммуникативно-когнитивным, мотивационно-эмоциональным, деятельностно-творческим, рефлексивно-оценочным компонентами.
Практическая значимость исследования связана с разработкой программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», с выявлением комплекса педагогических условий эффективного функционирования музыкальной студии в рамках дошкольного образовательного учреждения с позиции социально-личностного развития дошкольников.
Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов; организацией опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых в ходе исследования положений; обработкой полученных данных методами математической статистики с использованием компьютерных программ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы магистра: выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-личностное развитие дошкольника - это сложный, многофункциональный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
2. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии рассматривается нами как сложный процесс овладения социокультурными ценностями, проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.
3. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии будет осуществляться более эффективно при реализации в образовательном процессе программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», предусматривающей широкое включение интерактивных форм обучения и видов музыкальной деятельности, основанной на межличностных взаимодействиях детей.
Теоретическое осмысление проблемы развития социально - личностного развития дошкольников представляет научный интерес для современного дополнительного музыкального образования в связи с его высокой социальной востребованностью в современном обществе.
Выделение социокультурной деятельности в системе детской музыкальной студии позволяет наиболее полно формировать социальную активность, социальную ответственность, социальную комфортность личности, что отвечает новым парадигмам образования.
В процессе исследования был осуществлен научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме развития социальной активности дошкольников. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В результате анализа научной и учебно-методической литературы и результатов опытно-поисковой работы выявлены основные направления деятельности музыкальной студии в ДОУ для решения проблемы развития социальной активности дошкольников.
Результаты, полученные в процессе теоретического исследования и опытно-поисковой работы по проблеме развития социальной активности дошкольников в детской музыкальной студии, позволили сделать следующие выводы:
1. Социально-личностное развитие дошкольника - это сложный, многофункциональный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
2. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии рассматривается как сложный процесс овладения социокультурными ценностями, проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.
3. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии осуществляется более эффективно при реализации в образовательном процессе программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», предусматривающей широкое включение интерактивных форм обучения и видов музыкальной деятельности, основанной на межличностных взаимодействиях детей (интерактивные игры, коммуникативные танцы).
4. Проведенная опытно-поисковая работа показала целесообразность построения модели развития социальной активности дошкольников в детской музыкальной студии на основе системного, личностно-развивающего и деятельностного подходов.
5. Проведенное исследование затрагивает лишь один из аспектов сложной и многоплановой проблемы развития социально-личностного развития дошкольников. Определяя перспективу исследования, мы считаем наиболее приоритетным следующие направления: определение и внедрение новых методов и условий развития социально-личностного развития детей дошкольного возраста; подготовку специалистов-педагогов детских музыкальных студий.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Выделение социокультурной деятельности в системе детской музыкальной студии позволяет наиболее полно формировать социальную активность, социальную ответственность, социальную комфортность личности, что отвечает новым парадигмам образования.
В процессе исследования был осуществлен научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме развития социальной активности дошкольников. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В результате анализа научной и учебно-методической литературы и результатов опытно-поисковой работы выявлены основные направления деятельности музыкальной студии в ДОУ для решения проблемы развития социальной активности дошкольников.
Результаты, полученные в процессе теоретического исследования и опытно-поисковой работы по проблеме развития социальной активности дошкольников в детской музыкальной студии, позволили сделать следующие выводы:
1. Социально-личностное развитие дошкольника - это сложный, многофункциональный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой.
2. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии рассматривается как сложный процесс овладения социокультурными ценностями, проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного компонентов.
3. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии осуществляется более эффективно при реализации в образовательном процессе программы «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской музыкальной студии», предусматривающей широкое включение интерактивных форм обучения и видов музыкальной деятельности, основанной на межличностных взаимодействиях детей (интерактивные игры, коммуникативные танцы).
4. Проведенная опытно-поисковая работа показала целесообразность построения модели развития социальной активности дошкольников в детской музыкальной студии на основе системного, личностно-развивающего и деятельностного подходов.
5. Проведенное исследование затрагивает лишь один из аспектов сложной и многоплановой проблемы развития социально-личностного развития дошкольников. Определяя перспективу исследования, мы считаем наиболее приоритетным следующие направления: определение и внедрение новых методов и условий развития социально-личностного развития детей дошкольного возраста; подготовку специалистов-педагогов детских музыкальных студий.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (в процессе художественно-творческой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Технология развития позитивного общения у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИТАРА»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Применение методов сказкотерапии в коррекции нарушений общения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



