Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития координационных способностей школьников 6
1.1. Характеристика общих и специфических видов координационных
способностей и их значение 6
1.2. Средства и методы развития координационных способностей ...12
1.3. Анатомо-физиологические и психологические характеристики
школьников в возрасте 9-12 лет 21
1.4. Характеристика факторов, влияющих на развитие
координационных способностей детей школьного возраста 29
Глава 2. Организация и методы исследования 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, темп жизни увеличивается, усложняются условия современного производства, и профессии предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, умению быстро воспринимать обстановку, перерабатывать за короткое время информацию, поскольку сегодня многие специальности разворачиваются в системе «человек-машина».
Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложным в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития. Как интересный и полезный способ развития координации может выступить баскетбол. Эта игра никогда не теряет популярности. Еще в 1936 году она была включена в программу Олимпийских игр. Дети ощущают, что занятия баскетболом помогают им формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Кроме того, у детей занимающихся баскетболом, отмечаются более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций.
Поскольку координационные способности играют такую важную роль в жизни человека, то они достаточно давно являются предметом изучения различных исследователей. Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин. В.И. Лях утверждает, что данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 до 18 лет. Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова показывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей.
Развитие координационных способностей связывают с баскетболом Ю.И. Портных, Е.Р.Яхонтов, Д.А. Синяжников. Как правило, в работах исследуется либо какой-то один возраст играющих, либо развитие какого- либо одного координационного качества. Изучение литературы по данной теме позволило сформулировать проблему исследования: какие способы, методы наиболее результативны в развитии координации школьников 9-12 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс школьников 9-12 лет.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей школьников 9-12 лет.
Цель выпускной квалификационной работы - повышение уровня развития координационных способностей школьников 9-12 лет.
Цель может быть реализована при решении следующих задач:
1) Охарактеризовать общие и специфические виды координационных способностей и их значение.
2) Определить особенности развития координационных способностей у школьников 9-12 лет.
3) Выявить наиболее эффективные средства развития
координационных способностей у школьников 9-12 лет.
4) Разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленных на развития координационных способностей у школьников 9-12 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 59 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Развитые координационные способности являются, с одной стороны, условием успешного осуществления деятельности в неожиданно возникающих ситуациях, требующих находчивости, ловкости, сноровки. С другой стороны, это показатель спортивного мастерства.
Координационные способности важны в любом виде спорта, и баскетбол не исключение. Эта игра несёт в себе двойственность отношения к координации: она способствует её развитию и в то же время требует определённых координационных способностей. Используются как общие координационные способности, так и специфические, к которым относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, способность к перестроению движений, способность к динамическому равновесию.
Анализ научно-исследовательской литературы, результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:
1. Оптимальным для развития координационных способностей, считается возраст 9-12 лет. Физическое развитие в этом возрасте идет активно. У детей нарастает мышечная масса, увеличивается объём легких, отлично работает сердце, продолжается развитие двигательных навыков. В физиологии детей этого возраста есть проблемы, но они решаемы за счёт возможностей баскетбола. Более того, эта игра отвечает психологическим характеристикам 9-12-летних школьников.
2. Для развития координационных способностей используют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития координации школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.
3. Для развития координационных способностей для школьников в возрасте 9-12 лет составлен комплекс упражнений, который направленных на совершенствование отдельных специфических координационных способностей. Он был опробован на экспериментальной группе, и результаты тестирования показали результативность комплекса по сравнению с учениками, у которых проходили стандартные тренировки. Данный комплекс может быть использован как на уроках физкультуры, где изучается баскетбол, так и на занятиях баскетбольной секции.
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 157 с.
2. Алиев, М.Н. Двигательная активность младших школьников и пути ее оптимизации в начальной школе [Текст] М.Н. Алиев // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010 .- № 4 .- С. 80-88.
3. Аникин, А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников [Текст] А.А. Аникин // Вестник спортивной науки. - 2014. - №6. - С. 17-19.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: публикация подготовлена профессором И.Н. Фейгенбергом / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 287 с.
5. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
6. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. - 2015. - №2. - С. 23-26.
7. Вишня, П.М. Подвижные игры на склоне [Текст] / П.М. Вишня // Физическая культура в школе. 2017 .- № 8 .- С. 10-11.
8. Воронина, Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.А. Воронина // Физическая культура в школе. 2009 .- № 8 .- С. 27-29.
9. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры [Текст]: Курс лекций / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. - 192 с.
10. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2001. - 420 с.
11. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности [Текст] / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №1. - С. 15-19.
12. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений [Текст] / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры.-1995. - №9. - С.5-11.
13. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы [Текст] / В.И. Ковалько / М.: ВАКО, 2005. - 117 с.
14. Корнеев, И.И., Таран, И.И. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технической подготовленности баскетболистов массовых разрядов [Текст] / И.И. Корнеев, И.И. Таран // Актуальные проблемы и современные технологии подготовки баскетболистов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2016. - 134 с.
15. Краткий словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Русский язык, 1999. - 395 с.
...