ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ 5
1.1. Анатомо - физиологические основы развития выносливости 5
1.2. Средства и методы развития выносливости 10
1.3. Особенности воспитания специфических типов выносливости 13
1.4. Методика развития специальной выносливости в лыжных гонках 15
1.5. Физические упражнения по принципу Пилатес 32
1.6. Критерии и методы оценки выносливости 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Лыжные гонки представляют собой циклический вид спорта, который входит в программу олимпийских игр и является одним из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. В среднем требуется 5 - 10 лет, что бы подготовить начинающего спортсмена до звания мастера спорта [22].
Высокие спортивные достижения в лыжных гонках являются результатом грамотно построенного тренировочного процесса и зависят от таких факторов как: психическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Особое внимание в данном виде спорта должно быть уделено развитию выносливости, как общей, так и специальной [1].
Выносливость - это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств. От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом, во многом зависит, насколько будет успешна его физкультурно - спортивная деятельность в целом [13].
Большинство литературных источников ссылаются на то, что для развития выносливости в подготовительный период основным средством являются лыжероллеры. Но, большинство тренеров по лыжным гонкам, предпочитают использовать методику, основанную на имитационной подготовке, т.к. она проще в использовании, травмобезопаснее, и является более приемлемой в тех спортивных школах, где нет достаточных условий (лыжероллеров, лыжероллерных трасс и т. д.) для применения методики основанной на лыжероллерной подготовке. Однако,имитационные и прыжковые упражнения в данный возрастной период являются наиболее эффективным средством для развития специальной выносливости лыжников - гонщиков в подготовительный летний период. Также использованиеупражнений по принципу Пилатес, в совокупности с имитационной подготовкой, способствует повышению уровень работоспособности спортсменов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по лыжным гонкам.
Предмет исследования - средства и методы развития специальной выносливости лыжников - гонщиков 16 - 20 лет в подготовительный период.
Цель исследования - выявить и обосновать эффективность методики развития выносливости лыжников - гонщиков 16 - 20 лет в
подготовительный летний период.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общие характеристики выносливости.
2. Проанализировать наиболее эффективные средства и методы по развитию выносливости у лыжников - гонщиков в возрасте 16 - 20 лет.
3. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости у лыжников-гонщиков;
4. Обосновать эффективность предложенной методики.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 63 страницах, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 34 источника и приложения. Текст ВКР снабжен таблицами, иллюстрирован рисунками.
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Обобщение теоретического и практического опыта позволило установить степень значения специальной выносливости у лыжников - гонщиков старших разрядов на результаты соревнований, а также дальнейший рост мастерства. В настоящее время можно назвать свыше 20-ти типов специальной выносливости: скоростная, координационная, силовая, выносливость к статическим напряжениям, в игровых видах, в единоборствах и т.д.
В лыжном спорте в летний подготовительный период преимущественно используют методику, основанную на лыжероллерной подготовке. Но в подготовке квалифицированных спортсменов, где не всегда имеются достаточные условия (безопасные лыжероллерные трассы), тренеры предпочитают использовать методику, использованную на имитационной подготовке. Так же становиться на лыжероллеры не будет целесообразным, если спортсмен не овладеет имитационной ходьбой и скользящим бегом, правильной техникой отталкивания опорной ногой.
В ходе работы были рассмотрены пути повышения специальной выносливости спортсменов и рекомендации по планированию подготовки лыжников - гонщиков старших разрядов в подготовительный летний период, в частности о развитии специальной выносливости.
На основе последних публикаций и собственных исследований была выбрана оптимальная методика развития специальной выносливости у лыжников - гонщиков. Так же мы внедрили в методику имитационной подготовки упражнения по принципу Пилатес и сравнили данную методику с методикой, основанной на лыжероллерной подготовке для развития специальной выносливости у лыжников - гонщиков 16 - 20 лет в подготовительный период.
В процессе математической обработки результатов исследования физической подготовленности лыжников - гонщиков контрольной и экспериментальной групп обнаружены достоверные различия (р<0.05) между группами по двум контрольным испытаниям, как у юношей, так и у девушек. Экспериментальная группа, которая занималась по методике, основанной на имитационной подготовке, упражнениям по принципу Пилатес, показала улучшение результатов по двум контрольным тестам.
Таким образом, выбранная методика развития специальной выносливости лыжников - гонщиков, способствует повышению уровня специальной подготовленности спортсменов и повышению уровня работоспособности. В ходе исследования получены результаты, доказывающие ее эффективность.
1. Абрамова, Т. Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам : методические рекомендации [Текст] / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, Н. И. Кочеткова. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. - 132 с.
2. Авдеев, А. А. Морфологические особенности лыжников - гонщиков 1 и 2 спортивных разрядов. Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов [Текст] / А. А. Авдеев - 2006. - № 3 (20). - С. 12 - 13.
3. Аграновский, М. А., Лыжный спорт: учеб.пособие [Текст] /М. А. Аграновский, С. К. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1957. - 196 с.
4. Андреева, О. В. Программирование тренировочного процесса квалифицированных лыжников - гонщиков на основе комплексного контроля: дис,.канд.пед.наук[Текст] / О. В. Андреева. - Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2000. - 205 с.
5. Бутин, И. М. Лыжный спорт: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / И. М. Бутин. - М: Академия, 2000. - 368 с.
6. Головачев, А. И. Построение тренировочного процесса высококвалифицированных лыжников - спринтеров на заключительном этапе подготовки к крупнейшим соревнованиям [Текст] / А. И. Головачев, В. И. Колыхматов, С. В. Широкова. - Вестник спортивной науки. - 2017. - № 4. - С. 3-8.
7. Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов [Текст] / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.
8. Демко, Н. А. Лыжные гонки. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст] / под ред. Н. А. Демко. - Минск : Издательство БГУФК, 2010. - 133 с.
9. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры. Курс лекций [Текст] / И. В.Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. - 191 с.
10. Завьялова, Т. А. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб.пособие [Текст] / Т.А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. - Череповец: ЧГУ, 2013. - 257 с.
11. Камаев, О. И. Анализ динамики морфофункциональных показателей и уровня подготовленности 17 - 20 летних лыжников - гонщиков [Текст] / О. И. Камаев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков : 2004. - №2. - С. 24 - 31.
12. Климанов, А. Е. Воспитание силовой выносливости у лыжников - гонщиков: учеб.пособие для спортсменов, тренеров и преподавателей по лыжным гонкам [Текст] / А. Е. Климанов. - Омск : 1992. - 36 с.
13. Колыхматов, В. И. Развитие специальной выносливости высококвалифицированных лыжников - гонщиков [Текст] / В. И. Колыхматов. - автореф.дисс., Москва. - 2014. - 24 с.
14. Кудрявцев, Л. И. Лыжный спорт. - Учебник для техникумов физической культуры [Текст] / Л. И. Кудрявцев - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287 с.
15. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие [Текст] / Б. Х. Ланда - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Советский спорт, 2011. - 348 с.
...