ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие «координационные способности» 5
1.2. Средства развития кooрдинaциoнных cпoсoбнocтей 17
1.3. Методы развития координационных способностей 21
1.4. Методика развития координационных способностей у волейболистов
15-16 лет 29
1.5. Физиологические особенности развития координационных
способностей у подростков 35
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В передовых условиях значительно увеличился размер работы, осуществляемой в вероятностных и внезапно образующихся обстановках, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности перемещений и их биомеханической рациональности. Все эти свойства и возможности связывают с понятием ловкость. Обязательную базу ловкости составляют координационные способности [32].
Выполнение определенного технического приема в волейболе основано на координационной основе, которые уже освоены ранее. Чем больше волейболисты обладают разнообразными двигательными навыками, тем успешнее овладение техникой игры и использование различных приемов в ситуациях, которые постоянно меняются.
В следствии, основным способом развития координационных навыков является овладение новыми и разнообразными способностями спортсменов.
В качестве отправной точки в определении термина «координационные навыки» можно использовать термин «координация» (от латинского Coordination - соглосование, сочетание) [2].
Хорошо развитые навыки координации волейболиста необходимы для любых целей. Они влияют на темп, вид и метод освоения спортивного техники, а также на его дополнительного закрепления и его соответствующее применение в зависимости от ситуации. Навыки координации приводят к большей плотности и изменчивости процессов управления, к возрастанию двигательного опыта. [28].
Это означает, что мышечное усилие, связанное с координационными способностями, влияют на объем и сложность, а также на оптимальное использование сопровождающих его фаз расслабления, которое ведет к оптимальному расходованию энергии и сил.
Поэтому развитие и совершенствование координационных навыков, помимо других физических качеств в волейболе, является одной из важнейших и неотложных задач тренировочного процесса.
В научно-методической литературе большое внимание уделяется методике развития координационных навыков как в волейболе, так и во многих других видах спорта. Эта проблема отражена в научных работах: Н.А. Бернштейна [2], Е.П. Ильину [15, 16], однако, важно понимать, что проблема развития координационных навыков у волейболистов-подростков требует дальнейшего изучения и развития.
Актуальность проблемы исследования, заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей у волейболистов подросткового возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочные занятия в школьной секции волейбола.
Предмет исследования: методика развития координационных
способностей у волейболистов 15-16 лет.
Цель исследования: повышение уровня развития координационных способностей волейболистов 15-16 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить нaучнo-мeтoдичeскую литературу no прoблеме
иccлeдования.
2. Составить экспериментальный комплекс упражнений на развитие координационных способностей волейболистов 15-16 лет.
3. Выявить и сравнить уровень развития координационных способностей у волейболистов 15-16 лет в процессе педагогического эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 39 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Современный волейбол характеризуется высочайшей физической активностью волейболистов. Действенное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических способов и большинства тактических комбинаций в течение игры или нескольких дней игры основано на высоком уровне становления физических качеств, в том числе навыков координации.
Для становления координационных навыков в волейболе применяются различные упражнения, в которых занимающийся обязан выходить из неожиданно сложившихся ситуаций с помощью изобретательных, стремительных и действенных двигательных приемов.
Всесторонняя физическая подготовка способствует скоплению двигательных способностей (общая ловкость), на базе которых развивается способность к изучению либо вариативному использованию техники игры в волейбол (специальные навыки). Возможность расслабления мышц позволяет избавиться от чрезмерного стресса и, следовательно, быстрее либо правильнее выполнять двигательные действия. Необходимым фактором при выполнении упражнений на ловкость считается образование психологического отношения к конечному итогу: преодоление своего результата в последующей попытке, а также результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Становление координационных навыков в процессе подготовки волейболистов - это улучшение координации движений и, самое ключевое, умение быстро восстанавливать двигательную активность в соответствии с ситуациями игры, которые постоянно меняются и владением собственным телом в безопорном положении.
2. Экспериментально обоснована положительная динамика координационных навыков у волейболистов как контрольной, так и экспериментальной групп. В конце эксперимента итоги во всех тестах превысили исходные данные. И все же, наибольший прирост координационных способностей наблюдался в экспериментальной группе волейболистов в тестах: «три кувырка вперед, сек»- 13,1%, «передачи мяча над головой с преодолением стоек, сек» -10,9%.
Данные исследования подтверждают эффективность применения экспериментальных комплексов для развития координационных способностей.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания, [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: ФиС, 2000. - 56 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
4. Беляев, А В. Волейбол. [Текст] : Учебник для студ. ун-тов физич. культуры / А.В. Беляев. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. -С.18 - 22
5. Волейбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. [Текст]. -М. :Советский спорт, 2003. - 112 с.
6. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. [Текст] / Л.В. Волков - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников [Текст] / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.
8. Евстафьев, Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. [Текст] / Б.В. Евстафьев - Л., 1990. - 126 с.
9. Зимницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. [Текст] / Р.Э. Зимницкая - Минск, 2003. - 114 с.
10. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст] / Е.П. Ильин Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
11. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей [Текст]/А.Г. Карпеев Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992.- С. 24-32.
12. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников. [Текст] / А.И. Косов - М.: Академ Пресс, 2003. - 264 с.
13. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст] / П.К. Кофман // - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Ю.Ф. Курамшин // Учебник. М., Советский спорт, 2003.
15. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18.
...